АНТОНИЙ ВИЛЕНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий
Святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий
Антоний Виленский (в язычестве - Кумец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, младший брат мч. Иоанна Виленского, мученик

Память 14 апреля, 13 июля (Вильн., день возвращения мощей), в Соборе Белорусских святых

Родные братья Антоний и Иоанн служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда и были обращены в Православие священником Нестором, духовником супруги Ольгерда Марии Ярославны, и открыто соблюдали все христианские обычаи. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от Христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу (согласно проложному житию, это было в пятницу, накануне праздника Рождества Христова).

Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие, а брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу.

Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Он обратился к священнику Нестору с просьбой о ходатайстве за него перед братом, чтобы простил его грех и разрешил общение с ним. Святой Антоний ответил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.

Как-то раз, прислуживая Ольгерду в бане, святой Иоанн возвестил ему о своем примирении с Церковью. Князь, вопреки ожиданиям, не разгневался на него, так как разговор происходил без свидетелей. Тогда святой Иоанн решил сообщить об этом всем. В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний.

С радостью встретились братья-мученики, прославляя Бога. В тот же день они сподобились причастия Святых Тайн у священника Нестора. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали святое крещение. Языческие жрецы, видя это, чрезвычайно встревожились. Они стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа.

Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от Христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания.

Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца.

Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял святое крещение от священника Нестора с именем Евстафий. 13 декабря 1347 года он также пострадал за Христа.

На том месте, где раньше рос дуб, попечением второй жены кн. Ольгерда княгини Иулиании был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев святитель Алексий, митрополит Московский (+1378), обратился к Константинопольскому патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому (+1392) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие.

Святые мощи мучеников

Святые мощи были открыты для поклонения до 1596 года. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам, которые поместили мощи святых мучеников в церковь во имя ап. Петра. В 1655 году, после взятия Вильны русскими войсками, мощи были перенесены в соборный храм православного виленского Свято-Духова монастыря. После того как русские войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова монастыря архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее. В 1814 году мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова монастыря архим. Иоиле (Котовиче). По указу имп. Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 году комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 году в храме Св. Духа была оборудована пещерная церковь, в 1852 году в ней над мощами мучеников устроена рака.

9 августа 1915 году в связи с угрозой немецкого наступления святые мощи по благословению свт. Тихона (Беллавина) были перенесены в Московский Донской монастырь.

В июле 1920 года советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в первом московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры «Страдания Виленских мучеников», конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный». Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М.И. Калинину, объясняя, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну». И все же останки святых поместили в Московском музее атеистической пропаганды.

В июле 1946 года мощи виленских мучеников были возвращены Церкви по ходатайству патриарха Алексия I. Неск. дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников. До середины 1997 года мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митр. Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм.

В 1998 году над мощами Антония, Иоанна и Евстафия соорудили новую раку.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Иже земных чести и славы отвергшеся доблии и честнии страдальцы, веры ради крепко и мужественно муки претерпесте, на смерть себе вдавше за Живот всех Владыку. Темже и Христос преславно, столпом облачным с небесе вас озари и, почестьми и венцы от Престола Славы венча, со Ангелы Тому предстояще, молите спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Отеческую прелесть оставльше святии, приведостеся Христови, всем души усердием стасте мужемудренно до смерти, темже и взясте, победы почесть воистинну, о всех Владыку нашего непрестанно моляще.

Источники

Существуют проложное и пространное жития мучеников, служба (автор - некий Димитрий) и похвальное Слово (автор - ритор Великой церкви Михаил Вальсамон; греч. текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского монастыря на Афоне), написанные первоначально на греч. языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греч. оригиналы проложного и пространного житий неизвестны, славянский переводы (в списках начиная с XV в.) сохранились в двух редакциях: южнославянской, более близкой к греч. оригиналу и восточнославянской, переработанной и сокращенной. Служба известна только в славянском переводе в двух редакциях - краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI-XVII вв. и в печатных Минеях). Наиболее ранний список славянского текста пространного жития (в южнославянской редакции) и службы - БАН Литвы. Ф. 19. № 174. Житие мучеников в списке нач. XVI в. из Супрасльского монастыря (БАН Литвы. Ф. 19. № 98) предварено синаксарными стихами. Известен также славянский перевод похвального Слова Вальсамона в двух молдавских рукописях: БАН Румынии. Слав. № 164, 1438 г. и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии. III. 26, XVI в.

Литература

  • Огицкий Д. П., проф. "К истории виленских мучеников" // Богословские труды, М ., 1984 . т . 25 , с . 226 - 246:
  • "Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347)" // Монахиня Таисия. Руссие святые, СПб, 2001:

Использованные материалы

  • Б. Н. Флоря, Г. Шлевис. Антоний, Иоанн, Евстафий // Православная энциклопедия, т. 2, с. 666-668
  • "Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий", Страница официального сайта Виленской и Литовской епархии:

Редакция текста от: 24.05.2015 12:48:00

"АНТОНИЙ ВИЛЕНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google