> По-моему, мы бегаем по кругу.
Отчасти да.
> Меня действительно интересует вопрос отношения к таинствам отколовшихся сообществ в связи с причинами раскола. Мне отчего-то кажется, что формализовать, четко алгоритмизировать такое отношение по внешним признакам невозможно, поскольку невозможно четко и однозначно отделить зерна от плевел в мотивации как отдельного человека, так и сообщества. История показывает, что это отношение меняется во времени и неоднородно в пространстве (говорю о разных традициях принятия католиков).
Да, можно лишь обозначить преобладающую (-ие) тенденцию (-и).
> Предлагаю вернуться к предметному разговору, когда будут найдены документы (правила, соборные постановления), касающиеся этой темы.
С удовольствием - если будут найдены... (далее по Вашему тексту). Дело всё в том, что практика действительно разная в разные времена и/или у разных частей мирового Православия. Формализовать всё это до однозначных норм многим (в т. ч. Вам и мне) хотелось бы. Но вот возможно ли это? И нужно ли на самом деле?
> по преодолении раскола резко меняется отношение к таинствам, совершенным в расколе до этого преодоления.
Совершенно верно! Главное помнить, что у Церкви есть власть так поступать. Для Церкви необязательно правило о законе, который не имеет обратной силы. (Хотя пере-ступать можно, конечно, не через всё.)
Спасибо за общение!
|