> "Раскол же, как свидетельствует история, кроме непослушания и отделения, обычно предполагает целенаправленное создание своей собственной иерархии (или полностью самосвятской или частично состоящей из бывшей и новопоставленной), то есть распространение своей административной организации параллельно иерархии канонической Церкви на одной и той же территории."
Когда самочинное сборище существует на протяжении некоторого, довольно долгого, времени, оно естественно пытается "целенаправленно создавать свою собственную иерархию". Раз уж вляпались, то жить-то как-то надо, согласитесь. Однако, как чётко сформулировано в статье "Парасинагога", это -
> форма отступления от Православия, отличная от раскола и ереси тем, что она совсем не касается вероисповедных вопросов, а есть результат нарушения церковной иерархической дисциплины – неповиновение священноначалию
Поэтому так называемый филаретовский раскол - не раскол, а парасинагога. И отношение к тамошним "таинствам" - как к не сущим. Даже мирянское крещение признаётся Церковью, а крещение "парасинагогалом" - нет - по той простой причине, что "парасинагогал" - не мирянин, не лаик (член Церкви).
> P.S.: Имхо. Не думаю, что найдутся четкие критерии, по которым можно однозначно разделить термины. Повторюсь, сколько людей, столько мнений...
Меня мнения интересуют мало (я, видите ли, стар, горд и упрям). А вот перед учением Церкви даже такой гордец как я умолкает.
И дело, конечно, не в терминах. Термины лишь обозначают некоторые важные вещи, одна из которых - тоношение к таинствам: признаются они или нет. (Я знаю, что и к таинствам раскольников и еретиков есть разные подходы. Но я говорю о преобладающей практике Церкви.)
|