> > отношения к таинствам в расколе и в самочинном сборище неодинаково.
> Звучит странно. Если бы Филарет отделился не по гордыне, а, скажем, из желания отменить исповедь перед причащением, или по любой другой надуманной канонической причине, то это бы бы уже раскол и отношение к таинствам УПЦ КП было бы радикально иное? Вы не путаете самочинное сборище с самосвятами?
Нет, не путаю. Если бы Филарет расходился с РПЦ в вероучительных вопросах и именно поэтому либо сам отделился, либо был бы извергнут как еретик, отношение к таинствам было бы иное.
Как Вы формулируете, он отделился по гордыне... На самом деле всё вовсе не так просто, как это теперь подчас преподносят; тогда всё происходило при мне, и я с ним был знаком тогда (как, впрочем, многие). Сперва, пока его просто шла его травля (sic! за что именно травили - за разное, в том числе и за его действительные личные грехи, которые до этого по общему молчаливому согласию покрывались любовью, и за вещи совершенно надуманные), я подписывал все письма в его защиту; потом он отделился от Церкви; а ещё позже я был вышвырнут отрядом УНА/УНСО из захватываемого филаретовцами храма. В общем, поверьте мне на слово, ситуацию знаю хорошо.
Если выражаться корректно, Филарет отделился, именно не подчинившись священноначалию. Именно поэтому он сразу же был запрещён в священнослужении (лишение сана и анафема были потом), и все дальнейшие таинства, совершаемые им и теми, кто находится с ним в общении, Церковь объявила недействительными.
Что до отношений к таинствам раскольников (старообрядцев, католиков, монофизитов и пр.), которые признают Святую Троицу, исповедуют Христа Богом и правильно произносят тайносовершительные формулы, то таковые (таинства) де факто чаще всего признаются православными, и при переходе раскольников в Православие их не перекрещивают (только миропомазывают, если это не было совершено в католицизме), а принимают через Таинство покаяния, причём священников принимают в сущем сане. (То, что так не везде - напр., Афон поступает иначе, - ничего принципиально не меняет: я говорю о преобладащей практике.
"Самосвяты" - это как раз мои земляки. Они сами себе "рукоположили" епископа: все, кто был в Софийском соборе, возложили руки на плечи впереди стоящих, и так аж до самого алтаря и престола, где священники возлагали руки уже на "ставленника" - Василия Липковского. Украинское самосвятство начала ХХ века - это всё то же самочинное сборище, потому что причина отделения была чисто политической, а не вероучительной.
P. S. > Если бы Филарет отделился не по гордыне, а, скажем, из желания отменить исповедь перед причащением, или по любой другой надуманной канонической причине
Исповедь перед причащением в отмене не нуждается: по правилам Церкви, эти таинства никак друг с другом не связаны (как и любые таинства). И хотя русская практика их связала, это не канон и тем более не догмат. (В наше время есть множество священнослужителей, которые отменяют обязательность исповеди перед причащением. Их никто и не думает зачислять в раскольники или самосвяты.)
|