Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Армянская Апостольская Церковь, антихалкидонитский патриархат с центром в Эчмиадзине (Армения).

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей, по преданию, восходит к апп. Фаддею и Варфоломею. Исторически образована в 301 г. трудами святителя Григория Просветителя († 335 г.) сын и преемник которого, Аристакес, был участником I Вселенского Собора. В своей догматике основывается на постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается христологии святителя Кирилла Александрийского (т.н. миафизитство). В IV Вселенском Соборе не участвовала по объективным причинам и постановлений его (искажённых переводом) не признала. В период с 491 по 536 г. окончательно отделилась от Православной Церкви. Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В настоящее время насчитывает 5 епархий в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.

Исторический очерк

Сведения, относящиеся к древнейшему периоду истории Армянской Церкви, малочисленны. Основная причина этого заключается в том, что армянский алфавит был создан только в начале V века. История первых веков существования Армянской Церкви передавалась устно из поколения в поколение и лишь в V веке была зафиксирована письменно в историографической и агиографической литературе.

Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках) подтверждают тот факт, что Христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в Армении.

Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, после Вознесения Спасителя один из Его учеников, Фаддей, прибыв в Эдессу, исцелил царя Осроены Авгара от проказы, рукоположил Аддея во епископы и отправился в Великую Армению с проповедью Слова Божия. Среди множества обращенных им ко Христу была дочь армянского царя Санатрука Сандухт. За исповедание христианства апостол вместе с царевной и другими новообращенными приняли по приказу царя мученическую смерть в Шаваршане, в гаваре Артаз.

Несколько лет спустя, в 29 году правления Санатрука, апостол Варфоломей после проповеди в Персии прибыл в Армению. Он обратил ко Христу сестру царя Вогуи и многих вельмож, после чего по приказу Санатрука принял мученическую смерть в г. Аребанос, который расположен между озерами Ван и Урмия.

До нас дошел фрагмент исторического сочинения, повествующего о мученичестве свв. Воскеанов и Сукиасеанов в Армении в конце I - начале II веков. Автор ссылается на "Слово" Татиана (II в.), который был хорошо знаком с историей апостолов и первых христианских проповедников. Согласно этому писанию, ученики апостола Фаддея во главе с Хрюсием (греч. "золото", по-армянски "воски"), бывшие римскими послами к армянскому царю, после мученической смерти апостола обосновались у истоков реки Евфрат, в ущельях Цахкеац. По воцарении Арташеса они, придя во дворец, стали проповедовать Евангелие.

Будучи занят войной на востоке, Арташес попросил проповедников вновь прийти к нему после его возвращения и продолжить беседы о Христе. В отсутствие царя Воскеаны обратили в христианство некоторых придворных, прибывших из страны аланов к царице Сатеник, за что были преданы мученической смерти царскими сыновьями. Обращенные в Христианство аланские князья покинули дворец и поселились на склонах горы Джрабашх, где, прожив 44 года, приняли мученическую смерть во главе со своим предводителем Сукиасом по приказу аланского царя.

В I веке распространению Христианства в Армении способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Так, например, в то время Христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроены и Адиабене, торговые, политические и культурные связи с которыми создавали благоприятные условия для распространения христианства в Армении.

Кроме того, в I-III веках Малая Армения политически являлась частью римской провинции Каппадокии, и вполне естественно, что христианство могло через Малую Армению распространяться в Великой Армении.

Важной предпосылкой к распространению христианства являлось существование в Армении еврейских колоний. Как известно, первые проповедники Христианства обычно начинали свою деятельность в тех местах, где находились еврейские общины. Так, апостол Фаддей, прибыв в Эдессу. остановился в доме некоего вельможи-еврея Тубии. Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате. Вагаршапате и др.

Тертуллиан в книге "Против иудеев" , написанной в 197 году. повествуя о народах, принявших христианство: парфянах, лидийцах, фригийцах, каппадокийцах,- упоминает и об армянах. Это свидетельство подтверждает и блаженный Августин († 430) в своем сочинении "Против манихеев".

В конце II - начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186-196), Хосров I (196-216) и их преемники. Эти гонения описал епископ Каппадокийской Кесарии Фирмилиан (230-268) в своей книге "История гонении на Церковь".

Евсевий Кесарийский упоминает о письме Дионисия, епископа Александрийского "О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан" (VI, 46. 2). Письмо датируется 251-255 гг. Таким образом, в середине III века в Армении существовала организованная и признанная Вселенскою Церковью христианская община.

В 301 царь Тиридат III провозгласил христианство государственной религией, отмежевавшись в религиозном отношении от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению. Первостепенную роль в принятии христианства сыграл Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302-326). Об этом событии подробно рассказывается в рукописи на арабском языке датируемой X веком, она опубликована в записке Императорского Русского Археологического Общества (ИРАО) от 1904—1905 года.[1], [2]

В 303 был построен собор Эчмиадзин (близ Еревана), ставший религиозным центром всех армян и местопребыванием верховного патриарха и католикоса всех армян (за исключением сравнительно небольшого исторического периода XIV-XV вв.).

Со второй пол. V в. Армянская церковь, как утверждают, вследствие некоторых недоразумений не приняла постановлений IV Вселенского Халкидонского Собора и отпала от союза с Церковью Вселенской, с которой до этого времени состояла в полном общении. Недоразумения, по мнению некоторых, заключались в следующем. На Халкидонском Соборе представителей Армянской церкви не было, и по этой причине ей были неизвестны в точности постановления этого Собора. А между тем в Армению приходили монофизиты и распространяли ложный слух, что на Халкидонском Соборе восстановлена ересь несторианства. Правда, постановления Халкидонского Собора вскоре появились в Армянской церкви, но, по незнанию точного значения греческого слова естество, армянские учителя перевели его в значении лица. Вследствие этого совершенно справедливо сделали вывод, что Христос якобы заключал в Себе одно лицо, имея при этом два естества — Божеское и человеческое. По-гречески же это звучало с прямо противоположным смыслом. Таким образом, как утверждают, по причине этого недоразумения Армянская церковь отпала от православия и выделилась в особую церковь, вероисповедание которой именуют григорианским. Однако, армянский собор в Довине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил Армяно-григорианскую церковь в число монофизитов, отвергающих Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские Соборы.

Попытки восстановить церковное единство совершались неоднократно, например при католикосе армянском Нерсесе IV (ок. 1098—1173) и византийском патриархе Михаиле III (1169-1177), но успеха не имели. В 1198 г. союз между крестоносцами и армянским царём Киликии привёл к заключению унии между Римско-католической и армянской церквами. Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской церкви, в результате чего в 1198 возникла Армянская католическая церковь.

Догматические особенности Армянской Церкви

Догматическое богословие Армянской Церкви основывается на учениях великих отцов Церкви IVV вв.: св. Афанасия Александрийского (†370), св. Василия Великого (†379), св. Григория Богослова (†390), св. Григория Нисского (†394), св. Кирилла Александрийского (†444) и др., а также на догматах, принятых на Никейском (325 г.), Константинопольском (381 г.) и Эфесском (431 г.) Вселенских Соборах.

Разрыв с Православием у Армянской Церкви возник в вопросе о соединении двух — Божественной и человеческой — природ во Христе (монофизитская ересь).

Армянская Церковь в начале VI века официально осудила вероопределение IV Вселенского Собора 451 г. Православные Церкви обвинили Армянскую Церковь в ереси монофизитства. При этом Армянская Церковь, как и IV Вселенский Собор, осудила Евтихия, учителя монофизитской ереси.

Учение Армянской Церкви по христологическому вопросу окончательно сформулировано Нерсесом Шнорали в «Изложении веры Армянской Церкви», адресованной императору Византии Мануилу Комнину в 1166 году.

Русский богослов конца XIX в. И.Троицкий, анализируя «Изложение веры» Нерсеса Шнорали, пришёл к следующим выводам.

  1. Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого.
  2. Согласно с Православной Церковью признает тело Иисуса Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносушии тела Христова с телом человеческим вообще.
  3. Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое.
  4. Согласно с Православной Церковью признает общение свойств.
  5. Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихия и монофизитов.

Начиная с средних веков и вплоть до последних лет Армянская Церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской.

В 1964 г. в г. Ааргус (Дания) начался диалог между богословами Православных и Древневосточных Церквей. Стороны пришли к следующим выводам:

  • Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство.
  • Древневосточные Церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской Церковью.

Диалог продолжается и поныне.

Церковная организация

Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в религиозном отношении Киликийский католикосат (Антилиас), Иерусалимское и Константинопольское патриархатства и епархиальные управления: в США (Калифорнийское и Североамериканское), в Южной Америке, в Западной Европе (центр — в Париже), на Ближнем и Среднем Востоке (Ирано-Азербайджанское, Тегеранское, Исфаханское, Иракское, Египетское), на Дальнем Востоке (Индийско-Дальневосточное), на Балканах (Румынское, Болгарское и Греческое).

Армяне, живущие в пределах Турции, подчинены Константинопольскому армяно-григорианскому патриарху, живущие же в пределах Персии, России и Армении состоят в ведении Эчмиадзинского патриарха. Этот последний патриарх считается главой всех армян григорианского исповедания и имеет титул католикоса. Главные основы иерархического устройства и управления Армяно-григорианской церкви аналогичны тем, что приняты в Православной Церкви.

Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)

  • свт. Григорий I Просветитель (302 - 325)
  • Аристакес I (325 - 333)
  • Вртанес I (333 - 341)
  • Иусик I (341 - 347)
  • Парен I (348 - 352)
  • Нерсес I Великий (353 - 373)
  • Шаак I (373 - 377)
  • Завен I (377 - 381)
  • Аспуракес I (381 - 386)
  • Исаак (Саак) I Партев (387 - 436)
  • Овсеп I (Вайоцдзорци) (437 - 452)
  • Мелитэ I (452 - 456)
  • Мовсес I (456 - 461)
  • Гют I (461 - 478)
  • Ованес I (Мандакуни) (478 - 490)
  • Бабкен I (Отмесеци) (490 - 516)
  • Самвел I (516 - 526)
  • Муше I (526 - 534)
  • Саак II (534 - 539)
  • Кристофор I (539 - 545)
  • Гевонд I (545 - 548)
  • Нерсес II (548 - 557)
  • Ованес II (557 - 574)
  • Мовсес II (574 - 604)
  • Абраам I (607 - 615)
  • Комитас I (615 - 628)
  • Кристофор II (628 - 630)
  • Езр I (630 - 641)
  • Нерсес III (641 - 661)
  • Анастас I (661 - 667)
  • Исраел I (667 - 677)
  • Саак III (677 - 703)
  • Егиа I (703 - 717)
  • Ованес III (717 - 728)
  • Давид I (728 - 741)
  • Трдат I (741 - 764)
  • Трдат II (764 - 767)
  • Сион I (767 - 775)
  • Есаи I (775 - 788)
  • Степанос I (788 - 790)
  • Оваб I (790 - 791)
  • Согомон I (791 - 792)
  • Геворк I (792 - 795)
  • Овсеп II Скорпион (795 - 806)
  • Давид II (806 - 833)
  • Ованес IV (833 - 855)
  • Закария I (855 - 876)
  • Геворк II (877 - 897)
  • Маштоц I (897 - 898)
  • Ованес V (Драсханакертци) (898 - 929)
  • Степанос II (Риштуни) (929 - 930)
  • Теодорос I (Риштуни) (930 - 941)
  • Егише I (Риштуни) (941 - 946)
  • Ананиа I (946 - 968)
  • Ваан I (968 - 969)
  • Степанос III (969 - 972)
  • Хачик I (973 - 992)
  • Саркис I (992 - 1019)
  • Петрос I Гетадарец (1019 - 1058)
  • Хачик II 1058 - 1065
  • Григор II (Палавуни) (1066 - 1105)
  • Барсег I (1105 - 1113)
  • Григор III (Палавуни) (1113 - 1166)
  • Нерсес IV Шнорали (1166 - 1173)
  • Григор IV Тха (1173 - 1193)
  • Григор V (Каравежа) (1193 - 1194)
  • Григор VI (Апират) (1194 - 1203)
  • Ованес VI (Мечабаро) (1203 - 1221)
  • Константин I (1221 - 1267)
  • Акоп I (Гимнакан) (1268 - 1286)
  • Константин II (Пронагорц) (1286 - 1289)
  • Степанос IV (1290 - 1293)
  • Григор VII (1293 - 1307)
  • Константин III (1307 - 1322)
  • Константин IV (1323 - 1326)
  • Акоп II (1327 - 1341)
  • Мхитар I (1341 - 1355)
  • Акоп II, повторно (1355 - 1359)
  • Месроп I (1359 - 1372)
  • Константин V (1372 - 1374)
  • Погос I (1374 - 1382)
  • Теодорос II (1382 - 1392)
  • Карапет I (1393 - 1404)
  • Акоп III (1404 - 1411)
  • Григор VIII (Хандсгат) (1411 - 1418)
  • Погос II (1418 - 1430)
  • Константин VI (Вагаци) (1430 - 1439)
  • Григор IX (Мусабегиян) (1439 - 1441)
  • Киракос I (1441 - 1443)
  • Григор X (1443 - 1465)
  • Аристакес II (Аротакал) (1465 - 1469)
  • Саркис II (Аджатар) (1469 - 1474)
  • Ованес VII (1474 - 1484)
  • Саркис III (Мусаил) (1484 - 1515)
  • 3акария II (1515 - 1520)
  • Саркис IV (1520 - 1536)
  • Григор XI ((1536 - 1545)
  • Степанос V (1545 - 1567)
  • Микаел I (1567 - 1576)
  • Григор XII (1576 - 1590)
  • Давид IV (1590 - 1629)
  • Мовсес III (1629 - 1632)
  • Пилипос I (1633 - 1655)
  • Акоп IV (1655 - 1680)
  • Егиазар I (1681 - 1691)
  • Нахапет I (1691 - 1705)
  • Александр I (1706 - 1714)
  • Аствацатур I (1715 - 1725)
  • Карапет II (1726 - 1729)
  • Абраам II (1730 - 1734)
  • Абраам III (1734 - 1737)
  • Лазар I (1737 - 1751)
  • Минас I (1751 - 1753)
  • Александр II (Каракасиан) (1753 - 1755)
  • Саак V (1755)
  • Акоп V (1759 - 1763)
  • Симеон I (1763 - 1780)
  • Гукас I (1780 - 1799)
  • Овсеп (Иосиф) (князь Аргутинский-Долгорукий - Арлутян-Еркайнабазук) (1800 - 1801)
  • Давит V (Корганьян) (1801 - 1807)
  • Даниел I (1807 - 1808)
  • Епрем I (1809 - 1830)
  • Ованес VIII (1831 - 1842)
  • Нерсес V (1842 - 1857)
  • Матевос I (Чухаджиян) (1858 - 1865)
  • Геворк IV (Керестеджиан) (1866 - 1882)
  • Макар I (Тер-Петросян) (1885 - 1891)
  • Мкртич I (Хримиан) (1892 - 1907)
  • Матевос II (Измирлиан) (1908 - 1910)
  • Геворк V (Суренян) (1911 - 1930)
  • Хорен I (Мурадбегян) (1932 - 1938)
  • Геворк VI (1945 - 1954)
  • Вазген I (1955 - 1994)
  • Гарегин I (1995 - 1999)
  • Гарегин II (с 1999)



[1]  http://rapidshare.com/files/131009085/IRAO_Vostochnoe_otdele...pdf Записка Восточного Отделения ИРАО том 16 от 1904—1905

[2]  http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/IV/Martir_Geo...381 Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. Перевод в удобном формате.

Редакция текста от: 26.01.2013 19:17:11
Последняя подтвержденная редакция: 18.02.2023 18:39:00

"АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google