ИСААК ВЕЛИКИЙ

Перенаправлено со статьи "ИСААК АРМЯНСКИЙ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Саак Великий, Армянский. Икона (автор Георгий Казарян, 2008)
Свт. Саак Великий, Армянский. Икона (автор Георгий Казарян, 2008)
Исаак I Армянский, Великий (арм. Սահակ Պարթև - Саак или Сахак Партев - Исаак Парфянин); (338 - 439), католикос, десятый патриарх Армянской Церкви, покровитель зарождавшейся армянской книжности и учености, святитель

Память 9 сентября (Фин. [1])

Родился 29 сентября 348 года в семье будущего первосвятителя Армении Нерсеса Великого и его супруги Сандухт Мамиконян. После смерти матери младенец был отдан на воспитание деду, по достижении же Исааком отроческого возраста его отправили в греческие земли для получения образования. Одарённый и смышлёный отрок в совершенстве овладел философией и риторикой, а также знаниями греческой, сирийской и персидской словесности.

Возмужав, Исаак вступил в брак и родил своё единственное дитя - дочь Саакануйш. После скоропостижной кончины своей супруги Исаак полностью посвятил себя служению Богу и предался аскетическим подвигам. Вокруг него собрались его сподвижники (числом около 60), которые вместе со своим учителем, во власяницах и веригах, босые, стали обходить армянские города и деревни, укрепляя народ в христианской вере.

В 387 году Исаак был избран на кафедру католикоса - предстоятеля Армянской Церкви. Он стал католикосом в период, когда значительная часть Армении перешла под власть Персидской империи, и правители Сасаниды, исповедовавшие маздеизм, пытались подавить национальное и религиозное своеобразие подчиненного народа.

В 400 году патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст послал в Армению постановление II Вселенского Собора о праздновании Рождества Христова и Богоявления раздельно, по римскому обычаю. Но Исаак так и не ответил на это послание, и армяне сохранили старую традицию [2].

Христианство оказалось единственной силой, способствовавшей самоутверждению армянской культуры. Но для укрепления веры армянам необходимо было иметь Священное Писание на собственном языке, который в то время еще не имел письменности. Величайшим свершением, которое имело место в годы католикоса Исаака и при его непосредственном участии, стало создание в 405 году армянского алфавита преподобным Месропом Маштоцем. Именно святитель Исаак стал вдохновителем и сотрудником святого Маштоца в деле создания армянской письменности и книжности. После 405 года Исаак и Месроп посвятили себя переводу Священного Писания, богословских и богослужебных текстов на армянский язык. В основу были положены сирийские и греческие рукописи, доставлявшиеся в Армению специальными посланцами католикоса. Сам он возглавил группу переводчиков, которая вскоре завершила работу над Ветхим Заветом, а Месроп Маштоц перевел Новый Завет. За сравнительно короткий срок святитель Исаак и преподобный Маштоц подготовили целое поколение переводчиков, которые перевели и другие необходимые тексты.

Св. Католикос Саак Партев, инициатор перевода Библии на армянский язык, дарит Священное Писание своему внуку Вардану. Картина художника Мартироса Алтуняна.
Св. Католикос Саак Партев, инициатор перевода Библии на армянский язык, дарит Священное Писание своему внуку Вардану. Картина художника Мартироса Алтуняна.
Организовав школы в подвластной персам части Армении, святые Маштоц и Исаак переехали в византийскую часть страны. Получив разрешение и финансовую помощь от императора Феодосия Младшего и Константинопольского архиепископа святителя Аттика, а также пользуясь поддержкой святителя Акакия, епископа Мелитинского, Исаак и Месроп стали открывать армянские школы и в византийской части Армении.

В 421 году, после четырехлетнего пребывания в подвластной ромеям Армении, святитель Исаак вернулся на свою кафедру в столицу Вагаршапат (Эчмиадзин). Здесь он вместе с князьями (нахарарами) утвердил на царство царевича Арташеса (Арташира; 421-428).

Молодой и неопытный царь Арташес вел неподобающую царю разгульную жизнь, не слушаясь ни отеческих наставлений великого Исаака, ни прещений князей. Вскоре он стал ненавистен подданным, и князья решили свергнуть Арташеса с царского трона. Положение осложнялось тем, что Арташес был последним представителем династии Аршакидов, и его свержение означало бы упразднение царства и всецелое подчинение Армении Персии. С этой безумной затеей князья обратились к католикосу, прося его примкнуть к ним.

Не поддавшись ни уговорам, ни угрозам князей, полный пастырской любви даже к развратному Арташесу, архипастырь смело заявил, что не может променять своего царя на правителя-перса:

"Не дай Бог, чтобы я предал своё заблудшее овча волкам или вместо того, чтобы заботиться об его исцелении, ниспроверг его в бездну. Хотя царь и блудит, но он крещён; хотя и блудит, но он - христианин. Грешит плотью, но в своей душе он верит во Христа. Да, он питает немощь к женщинам, но не поклоняется огню. Итак, я не променяю свою больную овцу на здорового волка!"

Не достигнув желаемого, нахарары решили вместе с царём свергнуть и католикоса. В начале 428 года они отправились ко двору персидского царя Бахрама V (420-438), где обвинили своего царя и первоиерарха в том, что они предались грекам. Бахрам вызвал Арташеса и святителя Исаака к своему двору, где их ожидали князья вместе со своим споспешником епископом Сурмаком. По их требованию персидский двор лишил Арташира царства, а Исаак был смещён с кафедры католикоса. Они были арестованы и отправлены в заточение, а их имущество конфисковано. Царство Великой Армении было упразднено, а страна была превращена в простую провинцию во главе с правителем-персом.

На место Исаака персы назначили Сурмака, однако полнота Церкви не приняла лжекатоликоса. В 429 году сами князья изгнали Сурмака с кафедры, а на его место поставили некоего сирийца Бркишо - человека корыстного и развратного. Через три года снискавший всеобщую ненависть Бркишо также был изгнан.

Персидский двор был вынужден освободить от уз Исаака и отослать его в Армению, разрешив ему лишь заниматься духовными и учительскими делами, а для исполнения административных функций персы назначили католикосом другого сирийца - Шмуэля.

Так в 432 году святитель Исаак вернулся к своей пастве, четыре года молившейся и боровшейся за его возвращение. Он оставил свою кафедру в Вагаршапате, где уже правил Шмуэль, и удалился в г. Багреванд, куда к нему прибыли его соратник преподобный Месроп Маштоц и многочисленные ученики. Несмотря на трудности, чинимые Шмуелем, святитель Исаак продолжал свою просветительскую деятельность, постоянно находясь среди своей паствы, обходя, несмотря на возраст, окрестные селения и повсюду распространяя свет Христов.

Вскоре в Армению из Византии вернулись Леонтий (Гевонд) и Корюн – ученики святых Месропа и Исаака, которые принесли с собой отборные экземпляры греческого оригинала Священного Писания и постановления III Вселенского Собора (Эфес, 341). Несмотря на то, что Церковь Армении приняла учение Эфесского Собора, несториане пытались протолкнуть своё учение, распространяя сочинения Феодора Мопсуестийского.

В 435 году Архиерейский Собор Армянской Церкви во главе с католикосом Исааком и преподобным Месропом обратился к предстоятелю Константинопольской Церкви святителю Проклу с просьбой разъяснить тонкости христологического догмата. Патриарх Прокл в ответ на запрос Собора составил и отправил свой "Томос о вере, к армянам", где излагал православное учение Церкви о Богочеловеке. В переписке со святыми Исааком и Маштоцом состоял также святитель Акакий Мелитинский. В этот период, уже имея в наличии греческий оригинал Священного Писания, святитель Исаак и Месроп со своими учениками стали редактировать армянский перевод Библии, первоначально сделанный с сирийского Пешитто. Новый, отредактированный на основе греческого текста армянский перевод Библии стал официально принятым текстом Священного Писания для Церкви Армении.

Тем временем князья, приведшие страну к трагедии, горько сожалели о содеянном и умоляли святителя вернуться на свою кафедру вместо Шмуэля, умершего в 437 году. Католикос простил кающихся, однако отказался снова взойти на престол.

Святитель Исаак скончался 7 сентября 439 года, во время совершения над ним Таинства Елеосвящения. Честные его мощи были перенесены и погребены вблизи г. Аштишат, а над ними была построена гробница.

По слову его ученика и отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци, великий Исаак "родился смертным, но оставил по себе бессмертную память".

В своём труде "Историческое учение об Отцах Церкви" архиепископ Филарет (Гумилевский) именует католикоса Исаака вторым просветителем Армении после Григория Великого.

Литература

  • Корюн М., Житие Маштоца, Ереван, 1962
  • Моисей Хоренский [Мовсес Хоренаци], История Армении, СПб., 1893, Ереван, 1990
  • Памятники арм. агиографии, вып. 1, Ереван, 1973.
  • Тер-Мовсесян М., История пер. Библии на арм. язык, СПб., 1902
  • Филарет (Гумилевский), Историч. учение об Отцах Церкви, т. 3, § 210, СПб., 1859.
  • Армянские жития и мученичества V-VII вв. Перевод с древнеармянского, вступительные статьи и примечания К.С. Тер-Давтян, "Наири", Ереван, 1994 сс. 34-46:
  • Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.266-267:

Использованные материалы

  • Прот. Александр Мень. "Исаак Армянский" // Библиологический словарь: В 3 т., М.: Фонд имени Александра Меня, 2002, т. 1, с. 560 (электронная версия на сайте некоммерческая электронной библиотеки "ImWerden"):
  • Казарян Геворг. Святитель Саак I, Католикос Армении († 7 сентября 439 г.), страница портала Православие.Ru:



[1]  "Pyhä Sahak Suuri (Iisak Armenialainen)", страница каленаря на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, https://ort.fi/kirkkokalenteri/20190909, https://ort.fi/pyha-sahak-suuri-iisak-armenialainen.

[2]  Аннинский А. И., История армянской церкви: (до XIX в.) / Кишинев: Тип. М.Я. Спивака, 1900, С. 36, 37-38: http://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003691131/viewer/?page=52

Редакция текста от: 24.02.2020 17:15:12

"ИСААК ВЕЛИКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google