Осроена или Эдесское (Едесское) царство, небольшое эллинистическое государство в Северо-Западной Месопотамии, между Тигром и Евфратом, на части территорий современных Турции и Сирии, со столицей в Эдессе (ныне Урфа), между 132 до н. э. и 244 годами. В начале III века Осроена стала первым в истории христианским государством.
Было основано, по преданию, арабским кочевым племенем оррои (осрои) при распаде державы Селевкидов, около 132 года до н. э.. Почти все время своего существования Осроена находилась в зависимости от Парфии, Армении или Рима. Государство было населено преимущественно сирийскими народами (в основном ассирийцами), говорящими на арамейском языке, со значительной долей армян.
Многие правители страны носили династическое имя Авгарь, отчего правящая династия именуется домом Авгаридов (Абгардиов). Правившая в Эдессе династия рано соприкоснулась с христианством и сыграла важную роль в истории Древней Церкви. Царь Авгарь V Уккама, исцелился от проказы благодаря нерукотворному образу Христа, присланного Самим Спасителем по его просьбе. При нём же апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать христианское учение.
При императоре Траяне Лузий Квиет (Lusius Quietus) разрушил Эдессу, жители которой оказались ненадежными союзниками римского народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император Адриан облегчил дань и восстановил Эдесское царство, но оно и в последующее время оставалось в зависимости от Рима.
Между 170 и 214 годами при царе Авгаре IX Осроена стала первым христианским государством.
Около 216 г. после Р.Х. город был превращен в военную римскую колонию под именем Colonia Marcia Edessenorum. В 217 г. здесь был убит император Каракалла.
Император Гордиан III еще раз в 240 восстановил Эдесское (Осроенское) царство и поставил царем Авгаря X, из потомков старой царской династии; но уже в 242 царство снова перешло в непосредственную зависимость от римлян. В 244 году Осроена была уничтожена Сасанидами.
Правители
- Ариу (Орхой) бар Хебия (ок. 137 - 127 до Р. Х.)
- Абду бар Мазур (ок. 127 - 120)
- Парадашт бар Джабару (ок. 120 - 115)
- Бакру I (ок. 115)
- Бакру II (ок. 112 - 105)
- Ману (Маннос) I (ок. 105 - 94)
- Авгарь (Авгар) I Пика (ок. 94 - 69)
- Авгарь II Ариарамн (ок. 69 - 53)
- Ману II (ок. 52 - 34)
- Пакури (ок. 34 - 30)
- Авгарь III (ок. 30 - 26)
- Авгарь IV Сумака (Красный) (26 - 23)
- Ману III (23 - 6)
- Ману IV (6 - 4, 7 - 13 Р. Х.)
- Авгарь V Уккама (Чёрный), сын (4 до н. э. - 7 н. э.,13 - 50)
- Ману V, сын (50 - 57)
- Ману VI, сын (57 - 71)
- Авгарь VI, сын (71 - 91)
- Авгарь VII бар Аязет (109 - 116)
- Партанаспат I (116 - 120)
- Партанаспат II (120 - 121)
- Ману VII бар Аязет (121 - 138)
- Ману VIII (138 - 162)(142 - 177)
- Ваи бар Сахру (162 - 164)
- Авгарь VIII бар Ману (177 - 212)
- Авгарь IX, сын (212 - 14)
- Ману IX, сын (214 - 16, ум. 225)
- Авгарь Х (Фраат), сын (240 - 42)
Использованные материалы
- Л. Успенский. Богословие иконы, прим. 1 ко второй главе.
- http://www.icon.orthodoxy.ru/spas1/H16-T.htm