Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТАТИАН

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Татиан Сириец (Тациан, греч. Τατιανός ό Σύρος, лат. Tatianus Syrus; II в.), раннехристианский писатель-апологет.

Родился в конце первой или в начале второй четверти II века, точная дата его рождения неизвестна. Полагают, что он родился в 120 [1] или 125 [2] году. В единственном сохранившемся сочинении Татиана «Слово к эллинам» он пишет о себе, что «родился в стране ассирийцев».[3]

Он получил эллинистическое образование и писал по-гречески. Греко-римская поэзия, мифология, история, философия и ораторское искусство были ему хорошо известны; он сам про себя говорил [4], что "весьма славился в языческой мудрости".

Предпринимал путешествия в разные города Римской Империи в качестве учителя красноречия, преследуя цель обрести знание о мире, Боге и человеке. В результате он собрал много данных о быте, нравах и религиозных воззрениях многих народов Азии и Европы. Но такой богатый запас разнородных сведений не удовлетворил Татиана, и умом, и сердцем желавшего постигнуть истину. Он посвятился в какие-то греческие мистерии - вероятно, элевсинские, - но и в них не нашёл искомого.

По приезде в Рим ему попала в руки Библия, произведшая на него глубокое впечатление. Доселе он не встречал ничего равного книгам Священного Писания "по простоте их речи, безыскусственности писателей, удобопонятности объяснения всего творения, предвидению будущего, превосходству правил и, наконец, по учению о едином Властителе над всем. Будучи просвещён познанием их, я решился отвергнуть языческие заблуждения как детские бредни… И узнал Бога и Его творение" [3]. К этим книгам расположило его и то, что они гораздо древнее всех памятников эллинской образованности. Татиан стал присматриваться к жизни христиан, в которой его особенно поражала высокая нравственность и готовность бестрепетно умирать за свои верования.

Сочтя классические литературные и моральные ценности греческой цивилизации испорченными, Татиан принял решение отказаться от них в пользу "варварской" христианской культуры. Он обратился в христианство и сделался учеником святого Иустина Философа (об этом свидетельствует, в частности, святитель Ириней Лионский).

Татиан принимал участие в работе катехизической школы Рима, которую возглавлял его учитель. По примеру св. Иустина стал проповедником и защитником христианства и вместе с ним вступил в полемику с философом-киником Крискентом (Кресцентом).

Иустин Философ был предан мученической смерти в 166 году. Учёные предполагают, что после этого события Татиан или стал преемником Иустина в должности учителя основанной последним в Риме богословской школы, или создал собственную [5], или не играл существенной роли в жизни христиан Рима, вскоре покинув их [6].

Иероним Стридонский указывал, что во время пребывания в Риме у Татиана был ученик по имени Родон, также уроженец Азии [7].

В 169 году Татиан прекратил общение с церковью Рима. В период с 161 по 172 год (вероятно, в 171 году) он написал «Слово к эллинам».

Около 172 года Татиан появился в Сирии и увлёкся гностицизмом, примкнув к еретическому движению энкратитов. Татиан стал одним из лидеров общины, также упоминается в связи со школой этого сообщества. Скорее всего, здесь он написал своё Четвероевангелие, которое стало основной книгой этой секты на несколько столетий [1].

Год его смерти известен приблизительно. Указывают апрель 173 года [2]175 год [8], около 185 года [9].

Заблуждения Татиана

Взгляды Татиана представляли собой некий синтез иудео-христианского монотеизма со стоической концепцией промежуточного логоса, создающего рациональное и целенаправленное сцепление вселенной. Личная духовная жизнь являлась верой в окончательное возвращение падшей души в космическую пневму (душу), из которой она и появилась [2].

Главнейшие заблуждения Татиана, по свидетельствам Иринея Лионского, Ипполита Римского, Климента Александрийского и других церковных писателей, состояли в том, что он допускал невидимые зоны, подобно Валентину, объяснял слова в книге Бытия "да будет свет" как просьбу демиурга к высшему Богу, отрицал возможность спасения Адама как главы непослушания, отвергал святость брака, почитая его блудодеянием, осуждал употребление мяса и вина и был одним из значительных представителей еретической секты энкратитов ("воздержников"), называвшихся также гидропарастатами и акварианами вследствие употребления ими одной воды при совершении евхаристии. Святитель Ириней Лионский в книге "Против ересей" [10] пишет, что после смерти Иустина Философа Татиан уклонился в ересь энкратитов и валентиниан. А преподобный Иероним приписывает Татиану докетический образ мыслей о плоти Христа.

Труды

По свидетельству Евсевия Кесарийского и Иеронима Стридонского, Татиан написал очень много книг, известных нам (кроме одной) лишь по заглавиям или очень небольшим отрывкам.

  • «Слово к эллинам» ("Λόγος προς Ελληνας") - единственный полностью сохранившийся труд Татиана, существует перевод на русский язык П. Преображенского [11]. Это апология христианства, написанная автором в православный период его жизни - между 155 и 170 годами. Представляет собой пример пристрастной полемики, направленной против всей греческой культуры и сопряжённой с защитой христианских идей. Татиан доказывает превосходство христианства перед язычеством по веро- и нравоучению и по степени древности происхождения. Особенно враждебно относится Тициан к языческой философии, к которой его предшественник и учитель относился с большим уважением, находя в ней проблески Божественной истины, и которую Татиан беспощадно высмеивает в лице её представителей, постоянно впадающих в противоречия и высказывающих абсурдные суждения. Однако, критикуя философию, Татиан широко использует философские концепции и методы, заимствованные главным образом у стоиков. Этот труд пользовался большим уважением в древние времена христианства; отрывки из него приводили в своих сочинениях Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Евсевий Кесарийский и другие.
  • "Свод четырёх евангелий" ("Δια τεσσαρων") на латыни, греческом и сирийском языках. В нём Татиан опустил родословия Христа и другие места, показывающие, что Христос по плоти происходил от семени Давидова. Этим евангелием пользовались энкратиты; православные христиане Сирии и Ближнего Востока считали эту книгу стандартным текстом Евангелия примерно со 150 до 400 года. Феодорит Кирский нашёл более 200 экземпляров его в церквях своего округа (Кирра), отобрал их и заменил каноническими Евангелиями четырёх евангелистов.
  • Климент Александрийский приводит небольшую выдержку из книги "О совершенствовании по учению Спасителя" ("Περί τοΰ κατά τόν Σωτήρα καταρτισμού").
  • Евсевий Кесарийский приписывает Татиану "Книгу вопросов".

Использованные материалы

  • "Татиан" // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
  • П. Преображенский. Сочинения древних христианских апологетов, СПб., 1895 (перевод апологии Т. на рус. язык и сведения о его жизни).
  • А. Сергиевский, Отношение апологетов восточной церкви 2 в. к языческой философии // "Вера и разум", 1886, т. 2, ч. 1.
  • И. П. Реверсов. Защитники христианства (апологеты), - СПб., 1899.
  • "Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина". Предисловие. // М.: Сибирская благозвонница, 2001, с. 7.
  • "Tatian" // Энциклопедия "Британника":
  • И. Лупандин. "Татиан" // Католическая энциклопедия в V тт. - Том IV. - М: Издательство Францисканцев, 2011 . - К. 1246-1247.



[1]  Пантелеев А. Д., Мазаев Р. М. Апологетика Татиана Ассирийца/Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/apologetika-tatiana-assiri...wer Доступ 18-09-2023

[2]  Tatian // Энциклопедия «Британника», https://www.britannica.com/biography/Tatian Доступ 17-09-2023

[3]  Татиан. «Речь против эллинов». глава 42 https://azbyka.ru/otechnik/Tatian/protiv_ellinov/#sel=50:13,50:15

[4]  Татиан. «Речь против эллинов». глава 1. https://azbyka.ru/otechnik/Tatian/protiv_ellinov/#sel=50:13,...265

[5]  Пантелеев А. Д., Мазаев Р. М. Апологетика Татиана Ассирийца/Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/apologetika-tatiana-assiri...wer Доступ 18-09-2023. Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина. Предисловие/ М., Сибирская благозвонница, 2001. Стр 5-8, 380

[6]  Преображенский Петр, прот. О Татиане и его Апологии // Сочинения древних христианских апологетов в русском переводе с введениями и примечаниями протоиерея Петра Преображенского. - Репринтное издание. - СПб.: Алетея, 1999. - С. 5-10. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazhenskij/o-tatiane-i-...:16 Доступ 19-09-2023

[7]  Подвижники : Избранные жизнеописания и труды. - Самара : Изд. дом "Агни", 1998-. / Т. 2. - 1999. - 319, [1] с., [18] л. цв. ил. / Св. Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. 176-226 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/o_znamenityh/...:94 Доступ: 18-09-2023

[8]  Преображенский Петр, прот. О Татиане и его Апологии // Сочинения древних христианских апологетов в русском переводе с введениями и примечаниями протоиерея Петра Преображенского. - Репринтное издание. - СПб.: Алетея, 1999. - С. 5-10. https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazhenskij/o-tatiane-i-...:44 Доступ 19-09-2023

[9]  И. Лупандин. "Татиан" // Католическая энциклопедия в V тт. - Том IV. - М: Издательство Францисканцев, 2011 . - К. 1246; Пантелеев А. Д., Мазаев Р. М. Апологетика Татиана Ассирийца/Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/apologetika-tatiana-assiri...wer Доступ 18-09-2023

[10]  I, 28, 1.

[11]  Антология: Ранние Отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. с. 369-404. Перевод П. Преображенского URL:https://azbyka.ru/otechnik/Tatian/protiv_ellinov/ Доступ 17-09-2023

Редакция текста от: 09.03.2024 18:40:39

"ТАТИАН" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google