Мч. Сухий Месукевийский. Грузинская икона |
Память 15 апреля вместе с его сподвижниками
Баракад (или Багадрас [2]) был знатным вельможей при дворе аланского правителя [3] в I веке по Рождестве Христовом. Дочь правителя, Сатиник, приходилась ему родственницей.
Сопровождая Сатиник, выданную замуж за армянского царя Артаксара (Арташеса? 83/88-123), он и 19 других соплеменных вельмож [4]) оказались в Арташате, древней столице Армении. Там проповедовал Христианство греческий иерей Хрисос, просвещённый и рукоположенный апостолом Фаддеем. Вельможи уверовали во Спасителя и твердо решили посвятить всю свою жизнь служению Богу.
Все новообращенные последовали за Хрисосом в Месопотамию. Во время крещения в водах Евфрата, совершенного Хрисосом, они удостоились видеть стоявшего на горе Господа Славы Иисуса Христа. При крещении иерей Хрисос дал всем святым новые имена: старшему - Исихий (Сухий), а его сподвижникам - Андрей (Адриан), Анастасий, Талале (Фалалей), Феодорит (Феодор), Ивхирион (Евхирион), Иордан, Кондрат (Квадрат, Кодрат), Лукиан, Мимнен, Нерангий, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан (Домантиан, Дометиан), Виктор, Зосима, Антиох, Сергий и Феодосий [5] У места крещения новопросвещённые воздвигли крест и наименовали его "Крестом Благовещения". Они решили не покидать это место.
После этого к Хрисосу явились мужи, посланные царем Артаксаром и царицей Сатиник, и просили, чтобы он повелел своим ученикам вернуться в Армению. Хрисос ответил: "По воле своей выбирали они полезное себе". Разгневанные его твёрдостью, посланцы посекли мечами Хрисоса и четырёх его учеников, Сухия же не тронули, боясь гнева царицы.
Так Сухий стал духовным руководителем братии. Подвижники похоронили пострадавших за истину, а сами "стали вести ангелоподобную жизнь". Вскоре они перебрались на гору Сукакети близ горного селения Багдеванда (Багреванди [6]). Бывшие вельможи вели строгую аскетическую жизнь. Едой им служила горная трава, питьём – холодная вода из ручья. Постоянная жизнь под открытым небом кожу подвижников сделала похожей на обгоревшую глину, тело же покрылось волосами, и это хранило их от всяких болезней.
Мученики Месукевийские. Грузинская икона |
Разгневанный твёрдостью христиан Барлап приказал пригвоздить их крестообразно к земле и предать огню. Умирая, святой Кондрат, а за ним и другие мученики стали петь стихи 21 псалма: "Ты же, Го́споди, не удали́ по́мощь Твою́ от мене́: на заступле́ние мое́ вонми́. Изба́ви от ору́жия ду́шу мою́, и из руки́ пе́сии единоро́дную мою́. Спаси́ мя от уст льво́вых, и от рог единоро́жь смире́ние мое́. Пове́м и́мя Твое́ бра́тии мое́й, посреде́ Це́ркве воспою́ Тя".
После сожжения их тела были изрублены и разбросаны по всей горе Сукакети, отчего мученики и получили название Месукевийских (правильнее - Сукакетских). Это совершилось в 123 году (по другим данным - в 130 году; пергаментная рукопись XI века Афонского Иверского монастыря указывает 100 год).
Почитание
Безбожный правитель запретил предавать земле останки мучеников. По промыслу Божьему в течение 230 лет они лежали открытыми, оставаясь нетленными. Лишь в VI веке христиане собрали их, перевезли в Лускум и погребли. Имена святых обнаружили выцарапанными на скале. Священномученик Григорий, просветитель Армении, воздвиг церковь на месте их мученичества и основал тут монастырь. Впоследствии в этом месте забил цельбоносный источник.
Использованные материалы
- "Аланские святые. Краткие жития аланских святых (упоминавшихся в грузинских источниках)", Православный Владикавказ, № 23:
- "Мученик Сухий и дружины его: Андрея, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор, Зосима", житие в календаре на портале Православие.Ru:
[1] Имя Сухий - видоизмененное Сукиас, армянская транскрипция имени Исихий.
[2] Основная версия - по статье "Аланские святые. Краткие жития аланских святых (упоминавшихся в грузинских источниках)", Православный Владикавказ, № 23; вторая - по статье на портале Православие.Ru.
[3] По статье календаря на портале Православие.Ru, был грузином и служил при дворе албанского (агванского) правителя. Однако подтверждения этим сведениям не находится. Мовсес Хоренаци однозначно говорит об аланском происхождении Сатиник ("История Армении", книга 2, гл. 50. "Нашествие на нас аланов и их поражение; свойство Арташеса с ними"). Об этом же свидетельствует армянское житие святого Сукиаса, а грузинское его житие является переводом с армянского.
[4] "Ὁ Ἅγιος Σούκιος ὁ Μάρτυρας καὶ οἱ σὺν αὐτῷ δέκα ἐννέα Μάρτυρες", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2661/sxsaintinfo.aspx.
[5] В русских месяцесловах некоторые имена приведены в греческой форме - с окончаниями, которые обычно опускаются при передаче по-русски; в русском переводе Макария Симонопетрского форма имён соответствует русской традиции, однако некоторые имена отличаются (в вышеприведённом списке они даны в скобках). Число сподвижников святого Сухия в русских и грузинских источниках обозначается цифрой 16, тогда как в греческих и армянских - 19. Последние три имени добавлены по учитывающей армянскую традицию статье: "Память святого мученика Сухия и с ним пострадавших: Лукиана, Полиевкта, Кодрата, Антиоха, Евхириона, Мимнена, Фоки, Сергия, Дометиана, Адриана, Зосимы, Виктора, Фалалея, Иордана, Анастасия, Феодора, Иакова и Феодосия" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 556-557, в значительно сокращённом варианте - http://www.pravoslavie.ru/53196.html. Следует отметить, что в этом списке, по-видимому, случайно пропущено имя Нерангия, без которого сподвижников Сухия получается 18, а не 19, как у греков. Это косвенно подтверждается списком именно из 19 имён, включая Нерангия, на немецком римо-католическом портале Ökumenisches Heiligenlexikon, https://www.heiligenlexikon.de/BiographienS/Suchias_Gefaehrten.html. Там же дополнительно приведены два имени, упоминаемые только армянскими источниками: Диогнет и Мем.
[6] Основная версия - по статье "Аланские святые. Краткие жития аланских святых (упоминавшихся в грузинских источниках)", Православный Владикавказ, № 23; вторая - по статье на портале Православие.Ru.