Нерсес Шнорали. Иллюстрация из книги 1898 года «Illustrated Armenia and Armenians». |
Нерсес Шнорали известен как поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец. Ему принадлежит много произведений как духовных, так и исторических, написанных в стихотворной форме; из последних особенно известны «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги» в 1144 г. и «История Армении», доведенная до 1121 г., а из духовных — поэма «Иисус Единородный Сын Отца» (1152), заключающая в себе краткое изложение всей Библии и сокращенное изложение четырех Евангелий.
В прозе имеются два произведения Нерсеса: соборное послание к народу армянскому, написанное при восшествии на патриарший престол (1166), и изложение веры церкви армянской, составленное Нерсесом по требованию византийского императора Мануила («Изложение веры Армянской Церкви» в 2-х частях). Оба эти произведения и переписка между Нерсесом, императором Мануилом и патриархом Михаилом переведены на русский язык Худобашевым (СПб., 1847). Стихотворные произведения публиковались в переводах В.Брюсова и Н.Гребнева.
Вся деятельность Нерсеса была направлена к соединению церквей армянской и греческой, причем он руководствовался в особенности желанием отстоять самостоятельность своего отечества от покушений мусульман. В 1170 г. в городе Рум-Кла, тогдашнем местопребывании армянских католикосов, произошел диспут между Нерсесом и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй диспут состоялся в 1172 г. «Изложение веры» написано было до первого диспута и представляет род программы, на основании которой могло бы состояться соглашение. Император Мануил и Патриарх Константиноольский Лука (1156-1169), обсудив «Изложение Веры», нашли, что оно может послужить основой к началу объединения Армянской и Византийской Церквей.
Уже став католикосом, Нерсес отправил императору еще одно послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и слуги, а как равного с равным, на основе Библии и Священного Предания. Где бы ни обнаружились богословские и обрядовые отклонения, будь то у армян или у византийцев, они должны быть исправлены.
На это послание св. Нерсеса император и Патриарх Михаил III (1169-1177) ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд условий: исповедовать, что в Христе одно лицо, две природы, две воли и два воздействия, согласиться с тем, чтобы избрание католикоса Армении утверждалось императором и т. д.
Разочарованный Нерсес, будучи большим защитником идеи объединения Церквей, ответил Феориану, посланнику императора и патриарха, что сам он не вправе решать столь серьезные вопросы и что он ответит на них после созыва Собора Армянской Церкви. Среди приготовлений к созыву Собора, на котором должен был быть поставлен вопрос о соединении церквей, Нерсес умер. Обещанный Собор созвал католикос Григор IV (1173 — 1193) в 1179 г. уже после смерти Нерсеса Шнорали. В этом Соборе участвовали епископы Армении, Киликии с прилегающими землями, Алуанка, а также представители Сирийской Яковитской Церкви. Собор, с одной стороны, осудил крайности монофизитства, с другой — отверг учение о двух естествах, двух волях, двух воздействиях, утвердив толкование Армянской Церкви о единой природе после Воплощения. Но еще до того, как в Константинополе узнали о решении Собора, умер император Мануил (1180), а его последователи каких-либо признаков заинтересованности в объединении с Армянской Церковью не проявили.
Сочинения
Собрание поэтических произведений Hерсеса изд. в Венеции 1830 г. «Элегия на взятие Едессы» издана много раз отдельно, между прочим в Тифлисе в 1829 г.; латинский перевод ее в Венеции в 1833 г.; первая половина элегии (1358 стихов из 2114), с французским переводом, напеч. Дюлорье в его «Recueil des Croisades» (т. I, стр. 226—268).Литература
- Патканов, «Библиографический очерк армянской исторической литературы», СПб., 1880 г.
- Троицкий, «Изложение веры церкви армянской, начертанное Нерсесом, католикосом армянским» (СПб.,1875).