Империя Тиграна II Великого |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
На западе граница Адиабены проходила по р. Тигр, на востоке - достигала озера Урмия. Древний торговый путь связывал Адиабену с Эдессой, Нисибином и портами Персидского залива. Адиабена входила в состав Ассирии и державы Ахеменидов, затем была сатрапией в государстве Селевкидов (видимо, тогда и получив свое наименование).
Собственную государственность Адиабена обрела в 140-120-х гг. до н.э., в период распада селевкидской державы, восточные провинции которой вошли в сферу влияния Парфии.
Парфянское государство было весьма слабо централизовано, включая в себя целый ряд вассальных царств с местными династиями, собственными администрацией и армией. Одним из таких полусамостоятельных царств была Адиабена, однако ее цари в отличие от некоторых других парфянских вассалов не имели права чеканить собственную монету; власть их, судя по всему, была ограничена, большую роль в государстве играла местная аристократия. Пределы самостоятельности Адиабены в составе Парфии, а также ее границы не были постоянными. Значительным весом это царство обладало в I в. н.э., в правление династии Изата - Монобаза, особенно после того, как царь Изат II (36-60) способствовал возвращению на престол парфянского царя Артабана III, свергнутого перед тем аристократами-заговорщиками. В награду Изат получил право ношения некоторых парфянских регалий, а в состав его государства была включена новая область с г. Нисибин. Известны примеры, когда правители Адиабены сражались в рядах парфянского войска во главе вспомогательных отрядов. В то же время между арбельскими царями и парфянами неоднократно вспыхивали конфликты: тот же Изат II дважды был на грани войны с Парфией, а в 196 году парфяне разгромили Арбелу и убили царя Нарсая, отказавшегося участвовать в подавлении одного из восстаний в Парфянской державе.
Как и другие мелкие княжества Месопотамии, Адиабена оказалась в положении буферного государства между соседними великими державами - Римом, Парфией, а также Великой Арменией, усилившейся при Тигране II.
В 80-х гг. до н.э. Адиабена была на время завоевана Арменией, в 61 г. н.э. царь Адиабены Монобаз II с помощью парфян отразил новое армянское вторжение. Куда большую угрозу для Месопотамии представляла римская экспансия. Большинство адиабенских царей занимали последовательно антиримскую позицию. В 49-50 гг. н.э. при участии Изата II потерпел поражение претендовавший на парфянский престол рим. ставленник Мехердат.
В 116 году Адиабена была захвачена имп. Траяном во время его месопотамской кампании, однако вскоре римляне отвели свои войска на прежнюю границу по Евфрату.
В 193 году цари Осроены и Адиабены осадили принадлежавший римлянам Нисибин, после чего Верхняя Месопотамия подверглась вторжению армии Септимия Севера, который в ознаменование своих побед принял в 195 году титул "Адиабенского". Однако Север не пытался закрепиться на захваченных территориях, и восточная граница империи, как и раньше, проходила через Нисибин.
В 216 году войска Каракаллы в ходе новой войны с Парфией переправились через Тигр и взяли Арбелу. Однако после гибели императора от рук заговорщиков парфяне при поддержке адиабенского царя Шахрата совершили ответный поход на Месопотамию и вынудили нового имп. Макрина заключить мир с уплатой большого выкупа.
Как полунезависимое царство Адиабена не пережила своего сюзерена, Парфянскую державу, уничтоженную во время восстания персов во главе с Ардаширом Папаканом (221-224). Новое персид. государство Сасанидов отличалось намного более высокой степенью централизации; все вассальные царства были превращены в сатрапии. Хотя последний царь Адиабены - Шахрат поддержал персов в их борьбе с парфянами, его государство не избегло общей участи и было упразднено.
Религия
Удачное расположение Адиабены на оживленной торговой магистрали благоприятствовало взаимопроникновению религий и культур. Толерантные парфяне, официальной религией которых был зороастризм, не запрещали и культы древних языческих богов Месопотамии. В этнокультурном плане население Адиабены представляло, видимо, смесь арамейских и иранских элементов с заметными вкраплениями иных общин, в т. ч. еврейской диаспоры. В I в. н.э. иудейское влияние было настолько сильным, что иудаизм приняли даже несколько царей правящей династии, в частности упомянутый выше Изат II и его мать Елена. Проиудейская ориентация Изата даже вызвала ок. 54 года конфликт между ним и частью знати, придерживавшейся традиционных культов. По свидетельству Иосифа Флавия [1], царица Елена посетила Иерусалим, где совершила благодарственные жертвоприношения и оказала множество благодеяний иудеям. В ряде талмудических источников подчеркивается щедрость этих правителей по отношению к еврейскому народу и Иерусалимскому храму. Царь Монобаз II, старший брат и преемник Изата, сделал из золота все ручки сосудов, употребляемых в храме в Иом-Киппур, и пожертвовал золотую плиту с надписью, цитирующей главу из Пятикнижия, где говорится о замужней женщине, совершившей прелюбодеяние. Его мать Елена установила золотой светильник над входом в Святая святых. Талмуд сообщает, что царь Монобаз II израсходовал все свои средства и сокровища, собранные его предками, на оказание помощи евреям в неурожайные годы. Верность адиабенцев еврейскому народу подверглась новому испытанию в Первую Иудейскую войну. в которой царская семья Адиабены принимала активное участие. Флавий сообщает, что "в рядах евреев наиболее отличившимися и доблестными были Монобаз и Кенедай, родственники Монобаза, царя Адиабены". К концу II в. иудаизм, по-видимому, прочно укрепился в Адиабене.
В конце I в. н. э. - начале II в. н. э. в Северную Месопотамию начинает проникать христианство, сначала в Осроену и ее столицу Эдессу, потом в Адиабену и её столицу Арбелу. В первую очередь новую религию принимали иудеи. Распространение христианства в стране традиция связывает с именем апостола Аддая. Местный клирик Мшиха-зха, составивший в середине VI в. "Хронику Арбелы", называет первым епископом Адиабены ученика Аддая Мар Пкиду (104-114). Второй епископ, Шемшон, рукоположенный в 120 году епископом Мезрой Бет-Забдайским, в 123 году был замучен по наущению зороастрийских магов, став первым христианским мучеником из Адиабены. В "Хронике Арбелы" утверждается также, что правитель Адиабены Ракбакт был тайно крещен третьим христианским епископом Исааком (135-148) и покровительствовал распространению христианства в своих землях.
Несмотря на то что современная наука имена и даты правления первых адиабенских епископов считает весьма сомнительными, христианские общины на территории Адиабены в эту эпоху, несомненно, существовали. Уроженцем этих мест был видный раннехристианский писатель Татиан. После крушения Парфии и образования державы Сасанидов численность христианской общины в Адиабене значительно возросла.
С утверждением христианства в Римской империи при императоре Константине Великом все христиане стали рассматриваться как союзники Рима и соответственно потенциальные враги персидских шахов. В массовых гонениях на христиан при Шапуре II (309-379) венец мученичества приняли и многие клирики из Адиабены. Из агиографических источников известно имя правителя Адиабены Кардага, принявшего мученическую смерть за веру в 358 году [2]. Спорадические преследования продолжались и позднее.
На патриаршем Соборе Мар Исаака в Селевкии (410) кафедра епископа в Арбеле была преобразована в митрополию и к собственно Адиабенской епархии был причислен ряд церковных округов за пределами Адиабены. Адиабенские митрополиты присутствовали почти на всех несторианских соборах V-VI веков, проходивших в столице Персии. С завоеванием Адиабены арабами в VII веке и утверждением ислама значение области как одного из крупных центров восточного христианства было утрачено. Христианская община сохранялась в Адиабене до конца XIV века.
Литература
- Sellwood D., "Adiabene" // Encyclopædia Iranica, Vol. I, Fasc. 5, P. 456-459:
- Hansman J. F. , "Arbela" // Encyclopædia Iranica, Vol. II, Fasc. 3, P. 277-278:
- Тацит. Анналы. XII, XV;
- Dio Cassius. Hist. Rom. LXII 20; LXVIII 22, 26; LXXV 1;
- Meshihazekha (Mšiha-Zkha). Histoire de l'église d'Adiabène sous les Parthes et les Sassanides. Lpz., 1907. (Sources Syriaques; 1)
- Labourt. Le сhristianisme dans l'empire perse. Passim;
- Пигулевская Н. В. Города Ирана в раннем средневековье. М.; Л., 1956;
- она же. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979;
- Morony M. G. Continuity and Change in the Administrative Geography of Late Sasanian and Early Islamic al-‘Iraq // Iran. 1982. Vol. 20. P. 1-49;
Использованные материалы
- Колесников А. И., Панченко К. А., Адиабена. Православная Энциклопедия, т. 1, с. 300-301
- Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.
- Электронная еврейская энциклопедия.
[1] Иуд. древн. ХХ 18 сл.
[2] Пигулевская Н. В., История сирийцев в средние века (Глава II. Империя. Иран и сирийцы. Ч1. Распространение христианства и гонения). Главная редакция восточной литературы. М., 1979, с.195, http://philologos.narod.ru/pigul_syria.pdf или http://syr.ivka.rsuh.ru/article.html?id=1908057