Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский монастырь Живоносного источника. Вход в храм
Константинопольский монастырь Живоносного источника. Вход в храм
"Живоносный источник" иконы Божией Матери монастырь (кон. V - нач. VI ).

Монастырь иконы Божией Матери "Живоносный источник" расположен за Консантинопольской городской стеной напротив Силиврийских ворот в квартале Балыклы; возник на месте целительного источника. Принадлежит Константинопольскому Патриархату.

История «Ж. И.» м. восходит к кон. V - нач. VI в.

Существует 2 противоречащих друг другу версии о происхождении мон-ря. 1-е упоминание монастыря «Живоносный источник» в источниках зафиксировано в трактате Прокопия Кесарийского «О постройках» (сер. VI в.), где говорится, что за стеной Константинополя в месте, именуемом Пиги (Πηγή - источник), имп. Юстинианом I (527-565) был воздвигнут храм (Procop. De aedificiis. I 3).

Также имеется упоминание «Ж. И.» м. в корпусе текстов «Patriae Constantinopolitanae»: когда Юстиниан был на охоте, он увидел толпу, выходившую из маленькой часовни, и распорядился построить на этом месте большой храм, на который были израсходованы неиспользованные для церкви Св. Софии Константинопольской материалы (Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907. Vol. 2. P. 259). Хронист Георгий Кедрин (XI-XII вв.) назвал точное время постройки храма: 33-й год правления Юстиниана (559-560) (Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 678). В средние века, вероятно монахами «Ж. И.» м., была создана легенда о том, что монастырь был создан в более раннее время. Эта легенда, противоречащая вышеуказанным источникам, сохранилась в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) (PG. 147. Col. 72-77). Будущий имп. Лев I (457-474), приехав из Фракии в Константинополь, обнаружил возле Золотых ворот, где были топкие места, слепого, который попросил дать ему воды и указал на место, где бил источник. Затем Лев услышал голос, повелевший ему протереть водой глаза слепому, а также, когда Лев станет императором, возвести на этом месте храм. Слепец обрел зрение, а после восшествия Льва на престол (7 февр. 457) возле источника был сооружен великолепный храм, по описанию напоминавший постройку Юстиниана.

Возможно, до Юстиниана на этом месте находился незначительный монастырь: так, на Константинопольском Соборе 536 г. присутстовал пресв. Зинон, названный игуменом монастыря Пресв. Богородицы в Пиги (Mansi. T. 8. Col. 882, 907, 930).

Само название «Живоносный Источник» еще в IX в. было использовано прп. Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за монастырем (не позже XIV в.), появилась и одноименная Богородичная икона (см. статью «Живоносный Источник»). В поствизант. греч. мире этот образ стал очень популярен, и множество мон-рей и храмов были освящены в его честь.

Сожжение храма Живоносного источника воинами царя Симеона. Миниатюра из «Манассиевой летописи» (XIV в.)
Сожжение храма Живоносного источника воинами царя Симеона. Миниатюра из «Манассиевой летописи» (XIV в.)
С эпохи Юстиниана местность, где располагался «Ж. И.» м., рассматривалась как предместье Константинополя. Храм неоднократно реставрировался. По сообщению Псевдо-Кодина, императрица Ирина отремонтировала его после землетрясения ок. 790 г. (Preger T. Ibid. P. 260). Страдая кровотечением, Ирина получила исцеление от недуга, выпив воды из источника, после чего сделала щедрые пожертвования монастырю, включая мозаику с изображением себя и своего сына, имп. Константина VI.

При имп. Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 г.) (Theoph. Contin. P. 323).

7 сент. 924 г. храм был подожжен воинами болгарского царя Симеона, осаждавшими Константинополь, но затем быстро отреставрирован, т. к. в 927 г. там проходило венчание болгарского царя Петра с внучкой имп. Романа I Лакапина Марией (Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 304, 310, 371; Theoph. Contin. P. 406, 414).

Визант. писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы «Ж. И.» м.; там же для него была сооружена гробница (Michael Psellus. Scripta minora: Magnam partem adhuc inedita / Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1941. Vol. 2. P. 221, 229).

Сохранились сведения о том, что в 966 г. имп. Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня (Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 371). По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В кн. имп. Константина VII Багрянородного (912-959) «О Церемониях византийского двора» описана такая служба (Const. Porphyr. De cerem. P. 101-104). Император прибывал по морю к Золотым воротам К-поля, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.

Источник Пресвятой Богородицы. Стамбул. Район Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Источник Пресвятой Богородицы. Стамбул. Район Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
«Ж. И.» м. иногда служил местом ссылки. Так, будущий имп. Алексей I Комнин в 1078 г. встретил там Георгия Мономахата, назначенного дукой Диррахия (ныне Дуррес, Албания), а фактически высланного из столицы (Ann. Comn. Alex. 1937. I 16). В 1084 г. тот же имп. Алексей сослал в «Ж. И.» м. Иоанна Итала (Ibid. V 8).

Источник Пресвятой Богородицы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Источник Пресвятой Богородицы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
В XIII в. на протяжении неск. десятилетий «Ж. И.» м. был занят лат. духовенством, и, по сообщению Никифора Каллиста, в это время чудес не зафиксировано. В 1328 г. имп. Андроник III Палеолог разбил лагерь рядом с «Ж. И.» м., а в январе следующего года отдал весь мон-рь с его доходами К-польскому патриарху Исаии (1323-1332) на неограниченный срок вплоть до смерти последнего, а затем права на владение «Ж. И.» м. перешли афонскому мон-рю Великая Лавра. Сохранился документ 1367 г., по которому мон-рь Великая Лавра владеет в Константинополе метохом Зоодохос Пиги (Ζωοδόχος Πηγή - Живоносный Источник) (см.: Janin. Églises et monastères. P. 225. № 11). В 1330 г. находившийся при смерти Андроник III выздоровел, выпив воды из источника и помазав ею лоб. В мае 1347 г. дочь имп. Иоанна VI Кантакузина Елена была представлена своему будущему мужу имп. Иоанну V Палеологу и наделена имп. регалиями в храме «Ж. И.» м. согласно древнему церемониалу (Cantacus. Hist. Vol. 3. P. 11). Несколько авторов оставили эпиграммы, посвященные «Ж. И.» м. и храмовым росписям: Мануил Фил (6), Игнатий Магистр (6) и Иоанн Евхаит (1). Согласно эпиграмме Мануила Фила, мон. Иларион Канабис починил водоем в «Ж. И.» м. (Manuelis Philae Carmina. 1855. Vol. 1. P. 67).

Источник Пресвятой Богородицы (в храме). Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Источник Пресвятой Богородицы (в храме). Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Во время турецкой осады Константинополя в 1422 г. султан Мурад II расположился прямо в храме «Живоносного Источника». Неизвестно, в каком состоянии церковь находилась перед взятием турками Константинополя в 1453 г., однако имеются сведения 1547 г., что храма больше не существовало, но больные продолжали приходить к источнику в надежде исцелиться. Лишь в 1727 г. митр. Деркский и Неохорийский Никодим построил на месте «Ж. И.» м. часовню и возродил поклонение. Одно время на эти земли претендовали армяне, однако в неск. тур. фирманах оговаривалось, что территория закреплена за греками. Тур. охранники взимали с паломников налог, который шел на тюремные нужды. Затем эта территория перешла из подчинения Деркской митрополии в подчинение Константинопольскому Патриархату. 24 марта 1821 г. янычары разрушили часовню и засыпали источник, и лишь в 1833 г. К-польскому патриарху Константию I было разрешено восстановить храм, который был освящен 2 февр. 1835 г. Тогда же была сооружена часовня над источником.

Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Никифор Каллист составил описание храма, построенного имп. Львом I, однако очевидно, что автор имел в виду постройку, существовавшую в его время, т. е. в XIV в. (PG. 147. Col. 76-77). По его словам, храм располагался частично выше уровня земли, частично - ниже; по форме он представлял собой прямоугольник, длинная сторона которого на 1/3 была длиннее ширины. С 4 сторон церковь была окружена портиками: с востока и запада они были расположены на некотором расстоянии от постройки, с 2 же др. сторон примыкали к ней. Внутреннее пространство храма было организовано таким образом, чтобы весь свет концентрировался на водном источнике, который располагался ниже уровня пола. К источнику вели 2 лестницы по 25 ступеней, обрамленные мраморными балюстрадами и обнесенные квадратным мраморным портиком. Из чаши с отверстиями вода текла в мраморный квадратный водоем. Через храм была проложена система водоотвода. Венчал интерьер церкви сверкающий купол, а потолок был покрыт золотом. Никифор повествует также о фресковой росписи храма (см.: Bénay. 1899. P. 225, 227). Из композиций он называет Пятидесятницу, Распятие, Преображение Господне, Сретение, Явление Христа св. женам и Вознесение Господне, а также икону мч. Агафоника и 2 картины с изображениями 2 из описанных им чудес. Из художников, украшавших храм, упомянуты чудесным образом исцеленный Игнатий и иером. Гавриил, написавший образы Спасителя, 3 святителей, прп. Онуфрия и прп. Симеона Столпника. По сведениям Никифора, в «Ж. И.» м. были сооружены 3 часовни, освященные в честь Богородицы, св. Евстратия и св. Анны. Последняя была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) в знак благосклонности к монастырскому эконому Матфею, вначале сосланному императором, а затем возвращенному. В этой часовне каждый день после заутрени монахи совершали соборную молитву Богородице за весь мир. Одна из 2 др. часовен была построена в правление имп. Василия I женой магистра Артавазда Еленой; там совершалась торжественная соборная служба в понедельник 1-й седмицы Великого поста.

Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Со средних веков в «Ж. И.» м. совершалось множество чудес, о некоторых из них известно из документов. Самые ранние из источников относятся к X в. (анонимное описание 47 чудес) и к нач. XI в. (4 чуда; см.: Gédéon M. I. Βυζαντινὸν ορτολόγιον. Constantinopole, 1899. P. 126). Никифор Каллист приводит список из 63 чудес, 15 из к-рых имели место в его время (De sacris aedibus deque miraculis Deiparae ad Fontem // ActaSS. Nov. T. 3. P. 878-889). Имеются сведения о чудесах, происходивших в XVII в. (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 280). К позднему времени относится легенда о монахе, жарившем рыбу во время захвата К-поля турками в 1453 г. Когда ему сообщили печальную новость, он ответил, что поверит в нее, лишь если рыбы оживут - и после этих слов поджаренные рыбы якобы попрыгали в воду. Косвенно эту легенду отражает та иконография «Живоносного Источника», где на переднем плане изображен небольшой бассейн с 3 рыбами. Но с др. стороны, место, где располагался «Ж. И.» м., имело тур. название Балыклы (рыбное место), что вполне вероятно могло базироваться на факте существования в «Ж. И.» м. водоема с рыбками (который сохранился по сей день).

Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Из особых празднований в «Ж. И.» м., помимо упомянутого Вознесения Господня, на котором обычно присутствовал император, в монастыре торжественно отмечались также: 8 января воспоминание о чуде в Кане Галилейской (SynCP. Col. 380; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 191), 9 июля годовщина освящения храма (SynCP. Col. 810; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 335), 16 августа память о чуде, происшедшем в правление имп. Льва I, когда вода в источнике перестала на время бить, а потом полилась опять (SynCP. Col. 904). В пятницу Светлой седмицы в «Ж. И.» м. до наст. времени поется служба, составленная Никифором Каллистом.

В храме Живоносного Источника в квартале Балыклы проходило заседание Священного Синода Константинопольской Церкви, который работал с 12 по 14 января 2021 года. [1]

Некрополь

Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
В монастыре «Живоносный Источник» находятся захоронения Константинопольских патриархов :См. два варианта фотографий - https://content.foto.my.mail.ru/list/oliop/24520/h-24557.jpg [2] или фото со списком крупнее здесь - https://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=54831:54616#a-10

Источники

  • Manuelis Philae Carmina / Ed. E. Miller. P., 1855. Vol. 1. P. 25, 66, 67, 73, 390, 399.

Литература

  • Bénay S. Le monastère de la Source à Constantinople // EO. 1899. Vol. 3. P. 223-228, 295-300;
  • Janin. Églises et monastères. P. 223-228;
  • Talbot A.-M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art // DOP. 1994. Vol. 48. P. 135-165.

Использованные материалы



[1]  "Итоги работы Синода Константинопольской Церкви", страница сайта "Церковное обозрение", - https://seraphim.com.ua/seraphim/novosti-pravoslaviya/item/9...kvi

[2]  "Церковь Балыклы в Стамбуле", страница ЖЖ "pharmateacher" (фотография - табличка во дворе храма со списком захоронен. Константинопольских патриархов) - https://pharmateacher.livejournal.com/111227.html

Редакция текста от: 06.02.2022 22:54:20
Последняя подтвержденная редакция: 13.02.2022 14:49:21

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google