Архиеп. Владимир (Ужинский) |
В миру Ужинский Владимир Кононович, родился 22 марта 1777 года на Ужинском погосте Валдайского уезда Новгородской губернии в семье причетника.
Учился в Валдайском духовном училище, с 1790 года - в Новгородской духовной семинарии, после закрытия которой в 1792 году перешел в Александро-Невскую духовную семинарию, в 1797 году преобразованную в академию. На формирование Ужинского как проповедника и преподавателя большое влияние оказали лекции архим. Антония (Знаменского) и архим. Амвросия (Протасова). В 1800 году Владимир вернулся в восстановленную Новгородскую духовную семинарию.
По одним данным, закончил обучение в 1803 году и начал преподавать в Новгородской духовной семинарии, по другим - с 1800 года был преподавателем. В 1806 году являлся инспектором семинарии.
26 мая 1807 года пострижен в монашество Старорусским еп. Евгением (Болховитиновым).
16 июня 1807 года рукоположен во диакона, 1 декабря - во иерея.
С 7 февраля 1808 года - префект, с 19 июня 1809 года - ректор Новгородских духовных училищ, с 23 марта 1812 года - ректор Новгородской духовной семинарии.
30 мая 1811 года возведен во игумена Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской епархии.
15 ноября того же года переведен в Антониев монастырь в сане архимандрита.
В августе 1814 года Комиссией духовных училищ удостоен звания профессора богословия.
С 7 марта 1816 года - настоятель Валдайского Иверского монастыря.
С 10 марта 1819 года - архимандрит Новгородского Юрьева монастыря.
11 мая 1819 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию возглавил Новгородский и Санкт-Петербургский митр. Михаил (Десницкий).
Наименование «Ревельский», то есть Таллинский, было титулярным условным. На деле епископ Владимир стал помощником Санкт-Петербургского митрополита, ему приходилось вращаться в придворных кругах. Епископ Владимир оказался в столице в сложное для Церкви время, когда император Александр I увлекался мистицизмом и огромное влияние на него оказывал князь Голицын Александр Николаевич. С 1817 года Голицын был министром духовных дел и народного просвещения, то есть сосредоточил в своих руках руководство Русской Православной Церковью, другими основными конфессиями и системой образования. Активно развернулась деятельность Библейского общества по переводам Священного Писания на разные языки, в которую принудительно вовлекали архиереев. Пользовавшийся ранее влиянием архимандрит Фотий (Спасский) оказался в опале.
Епископ Владимир отрицательно относился к далеким от Православия формам мистицизма и явно протестантскому характеру деятельности Библейского общества, но не показывал этого открыто. Он оказывал помощь Фотию, помещенному «под надзор» в Деревяницкий монастырь под Новгородом (Новгородская губерния входила в Санкт-Петербургскую епархию), своей властью ослабил условия его заточения, хотя это и было рискованно.
12 апреля 1822 года назначен епископом Курским и Белгородским.
В 1824 году ситуация в столице изменилась. Теперь Голицын был в опале, а архимандрит Фотий (Спасский) стал пользоваться большим влиянием, Библейское общество было распущено. Но епископ Владимир не воспользовался хорошим отношением нового императорского советника по духовным делам, и его карьера шла своим чередом.
15 марта 1828 года он был вызван из Белгорода в Санкт-Петербург на год для присутствия в Синоде. Но на самом деле его деятельность в Синоде продолжалась два с половиной года, и в Курскую епархию владыка Владимир не вернулся.
28 марта 1831 года возведен в сан архиепископа Черниговского.
В Чернигове проявил себя как строгий администратор, стремился к ликвидации многих местных особенностей в организации церковного управления и приходской жизни, оставшихся от времен относительной «автономии» украинских губерний и епархий. Владыка Владимир завершил многие дела о недостойном поведении священнослужителей и церковнослужителей, накопившиеся при предыдущих архиереях за много лет, причем многие представители духовенства были лишены санов и должностей, отданы в солдаты.
Преобразовал управление епархией по великороссийскому стандарту, создав консисторию вместо дикастерия.
Ежегодно архиепископ Владимир совершал длительные поездки по епархии (кроме 1833 года, когда был тяжело болен). В соответствии с местными традициями поездки архиерея были своеобразной формой «полюдья» - сбора дани с приходов в виде дорогих подарков. Владыка Владимир категорически запретил подарки и бытовавшую до этого складчину духовенства. Во время объездов он много служил и произносил проповеди, полемизировал со старообрядцами.
С 19 сентября 1836 года - архиепископ Казанский.
Всего за месяц до этого, 20-21 августа, в Казани, остававшейся тогда без архиерея (архиепископ Филарет (Амфитеатров) находился в Санкт-Петербурге, и вопрос о его переводе на другую кафедру был решен), побывал император Николай I. Побывав в Благовещенском соборе и осмотрев территорию кремлевского архиерейского дома, Николай приказал снести зимнюю Богородице-Рождественскую церковь, расширить Благовещенский собор и сделать его теплым и достроить, наконец, архиерейский дом в Кремле. Средства на все это были выделены, а руководить работами пришлось вновь назначенному архиерею.
Уже через год владыка Владимир переехал в Кремль, а в 1841 году завершились работы по перестройке Благовещенского собора. С этого времени архиерейские служения в кафедральном соборе стали повседневным явлением. Службы архиепископа Владимира, всегда сопровождавшиеся проповедями, привлекали большое количество верующих.
В 1838 году он был вызван для присутствия в Синоде, которое вновь затянулось на два года. Но по возвращении в Казань владыку Владимира вновь ждали тяжелые заботы.
24 августа 1842 года в Казани был невиданный ранее пожар, пострадали почти все городские храмы, в том числе кафедральный Благовещенский собор, расширение которого завершилось лишь два года назад, Петропавловский собор, сгорел комплекс зданий духовной семинарии. Восстановление нормальной церковной жизни явилось сложной задачей для правящего архиерея. Казанская духовная семинария была переведена в здание духовного училища, а училище переведено в Свияжский Успенский монастырь. Уже через два года кафедральный собор был восстановлен.
Владыка Владимир сыграл большую роль в том, что император Николай I выделил значительные суммы для восстановления как храмов, так и гражданских и жилых зданий города. Для реализации этих средств был создан Строительный комитет, действовавший пять лет, членом которого был и архиепископ.
Ему пришлось заниматься и организацией работы открытой в 1842 году Казанской духовной академии, хотя формально академия ему и не подчинялась. Но, по описанию историка Казанской духовной академии Петра Знаменского, именно архиепископ Владимир руководил организацией строительных работ. При этом все было организовано совершенно безупречно, ни рубля не было украдено, безупречно велась вся технологическая и финансовая документация [1].
В результате к концу его управления епархией академия переехала в собственный городок, включающий четырехэтажный главный корпус, флигеля, больницы, парк, в которых и находилась до 1918 года. Казанский архиепископ часто бывал и в семинарии, лично знал не только преподавателей, но и большинство семинаристов.
Владыка занимал независимую позицию в отношениях со светской властью.
1 марта 1848 года по собственному прошению был уволен на покой в Свияжский Успенский монастырь, причем не был назначен настоятелем, как это обычно практиковалось.
Скончался 16 декабря 1855 года. Архиепископ Казанский и Свияжский Григорий (Постников) находился тогда в Санкт-Петербурге, присутствовал в Синоде, поэтому отпевал владыку Владимира викарный епископ Чебоксарский Никодим (Казанцев).
Погребен в пристрое к Никольскому храму Свияжского монастыря, около колокольни монастырского собора, рядом с кельей святителя Германа Казанского. Могила не сохранилась.
Архиепископ Владимир был известен как ученый и великолепный проповедник. Но единственная сохранившаяся его проповедь была опубликована через много лет после смерти [3].
Сочинения
- Слово, говоренное на обновление кафедрального собора г. Казани по освящении придельного при нем храма, во имя св. мч. блгв. князей Бориса и Глеба 1846 г., июня 24 дня. // Православный собеседник. 1878. авг. с. 313-318.
Награды
- орден св. Анны I степени (1819)
- орден равноап. кн. Владимира II степени (1830)
- орден блгв. кн. Александра Невского (1838)
- орден равноап. кн. Владимира I степени (1843)
Литература
- Булгаков. с. 1401, 1404, 1417.
- Толстой Ю. № 232.
- Денисов. с. 245.
- Строев. стб. 48, 54, 61, 74, 267, 290, 512, 635.
- Юбилейный сборник. с. 319.
- Высокопреосв. Владимир, архиеп. Казанский и Свияжский. Казань, 1898.
- Известия Казанской епархии. 1885. № 22. с. 825-826.
- -"- -"- 1907. № 10. с. 300.
- Письма митр. Киевского Евгения (Болховитинова) к В.Г. Анастасевичу. // Русский архив. 1889. кн. II. с. 341.
- По поводу полувека со времени возобновления Зимнего Дворца. // Русский архив. 1889. кн. III. с. 110 п/с. 29.
- Православный собеседник. 1907. нояб. с. 6 (протоколы).
- Исторический вестник. 1888. нояб. с. 26.
- Русская старина. 1885. июль. с. 168.
- Н.Д. с. 26, 50, 57, 77.
- БЭЛ. т. VII. с. 717-718.
- БЭС. т. II. с. 1139, 1502, 2364.
Использованные материалы
- Е. В. Липаков. "Владимир (Ужинский)" // Православная энциклопедия, т. 8, с. 667-668
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Биография на сайте Казанской духовной семинарии
[1] В этом может убедиться любой исследователь: огромное количество чертежей, смет, отчетов, расписок хранится в фондах 408 (Губернская строительная и дорожная комиссия) и 10 (Казанская духовная академия) Национального архива Республики Татарстан.
[2] Михайлов И.И. Казанская старина // Русская старина 1899. № 10. – С. 102.
[3] Слово на погребение митрополита Амвросия (Подобедова) в Софийском соборе Новгорода// Странник. СПб., 1860. – Кн. 1. – С. 156-168.