Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АМВРОСИЙ (ОРНАТСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский
Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский
Амвросий (Орнатский) (1778 - 1827), епископ б. Пензенский и Саратовский

В миру Орнатский Андрей Антонович, родился в 1778 году на погосте Чудь Череповецкого уезда Новгородской губернии, в семье диакона Рождественской церкви Череповецкого уезда.

С ноября 1788 по 1792 г. учился в Кирилло-Белозерском духовном училище, затем - в Александро-Невской духовной семинарии, переименованной в 1797 г. в академию, которую окончил в 1800 г.

Назначен преподавателем, в 1802 г.- инспектором, в 1804 г.- префектом Новгородской духовной семинарии.

16 июля 1805 г. принял постриг, 23 июля того же года рукоположен во иеромонаха, 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

9 февраля 1808 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем новгородского Антония Римлянина монастыря, ректором Новгородской духовной семинарии.

В сентябре 1811 года переведен настоятелем в новгородский Юрьев монастырь с оставлением в должности ректора.

27 марта 1812 года назначен настоятелем московского Новоспасского монастыря.

В 1813 году ему было поручено восстановление некоторых московских монастырей, пострадавших от нашествия неприятеля. По словам доклада Св. Синода, он "оказал особенное старание и попечение".

12 марта 1816 года был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

9 ноября 1819 года переведен на самостоятельную Пензенскую и Саратовскую кафедру.

Точный в соблюдении церковного устава, он требовал этого и от других. Настойчивость его характера и железная сила воли были непреклонны. Большей частью он был сосредоточен, молчалив и никогда не забывал, что он монах. Преосв. Амвросий в высшей степени был требователен к тому, чтобы в храме стояли благоговейно, не терпел ни разговоров, ни перехода с места на место и если замечал это, то тут же делал строгий выговор, не взирая на лица. Подведомственное ему духовенство он стремился исправлять весьма крутыми мерами, за что и получил название "грозного".

В Пензенской епархии требовал от подведомственного духовенства сугубого пастырского и аскетического подвижничества, вступал в конфликты с губернскими властями. Неоднократно обращался с религиозно-нравственными обличениями к местным чиновникам, с наставительным словом к посетившему Пензу императору Александру I Павловичу.

Характерно, что нетребовательный в своем домашнем быту, он пышно и торжественно обставлял свои частые служения, которые совершал с большим благоговением. Богослужения его и проповеди были очень продолжительны. Иногда он служил в почти пустом храме.

В январе 1825 года подал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой для подготовки к переизданию многотомной «Истории Российской иерархии». По удовлетворении прошения в сентябре 1825 г. поселился в Кирилло-Белозерском монастыре, где вел аскетический образ жизни: пребывал в полузатворе в маленькой келье - нередко даже келейник не видел его неделями, скудную пищу вкушал не чаще одного раза в день, сам исполнял для себя все черные работы, не прибегая к услугам келейника. Заочно, через келейника, передавал обильную милостыню нищим из своей архиерейской пенсии.

Скончался 26 декабря 1827 года в Кирилло-Белозерском монастыре, после тяжелой болезни. Погребен 31 декабря на паперти монастырского Успенского собора. По его кончине в малой келье, куда при его жизни никто не входил, были найдены: стул, связанный веревками, заменявший ему постель, и костыль, служивший опорой во время постоянного бдения.

Труды

Главный труд еп. Амвросия, начатый в период преподавания в Новгородской духовной семинарии в 1807 г., - «История Российской иерархии» (в семи частях) - создан им совместно с еп. Евгением (Болховитиновым), которым написаны «Исторические сведения о духовных училищах в России» (в первой части), введение ко второй части, описания монастырей Воронежской и Вологодской епархий, а также ряд дополнений. «История» продолжает традицию сборников по истории иерархии, появившихся в XVII в. в Западнорусской митрополии в ходе полемики вокруг унии. Тогда были составлены каталоги архиереев - сочинения, рассматривающие историю церковной иерархии с т. зр. выяснения ее первоначального подчинения Римскому папе или православному патриарху. Защитник унии Лев Кревза в «Обороне унии» (1617) поместил список Киевских митрополитов с целью доказать подчиненность их папе, а православный Захария Копыстенский в «Палинодии» (1621-1622) показал связь Киевских митрополитов с Константинопольским престолом. Традиция создавать каталоги митрополитов, дополненные сведениями из церковной истории, была продолжена в XVII-XVIII веков Сильвестром (Коссовым) [1], свт. Димитрием Ростовским [2]. При патриархе Адриане был составлен сборник «Икона, или Изображение великие соборные Церкве Всероссийскаго и всех северных стран Патриарша Престола» [3].

Основу «Истории Российской иерархии» составил труд преподавателя Александро-Невской семинарии монаха Никодима (Селлия) «De Russorum hierarchia», Еп. Амвросий широко привлекал также материалы по истории Русской Церкви и России, описанные и систематизированные Н. Н. Бантыш-Каменским. Седьмая часть «Истории» осталась незавершенной и ненапечатанной. Подытожив предшествующие исследования, «История Российской иерархии» помимо сведений о епископах Русской Церкви от ее возникновения до начала XIX века. включила сообщения о епархиях, Соборах, святых, духовных школах и монастырях, а также публикацию ряда памятников церковной истории (грамоты монастырям, монашеские уставы, творения прп. Нила Сорского и др.), что сделало это издание ценным собранием большого числа материалов по истории Русской Церкви, не потерявшим своего значения до настоящего времени.

За ученые труды в 1815 году архим. Амвросий получил звание действительного, а в 1816 году - почетного члена московского императорского Общества истории и древностей российских.

Сочинения

  • История Российской иерархии
  • Описание Антониева новгородского монастыря. М., 1810
  • Описание Кириллова Белозерского монастыря. [М.], 1811
  • Слово в день празднования Донской иконы Божией Матери. М., 1816

Награды

  • орден св. Анны II степени (за самоотверженные труды по восстановлению московских монастырей, пострадавших от разорения и пожара во время оккупации Москвы французскими войсками)

Использованные материалы



[1]  Патерикон. К., 1635

[2]  Каталог Киевских митрополитов с кратким летоисчислением. М., 1776

[3]  частично опубл. в АрхЮЗР. 1872. Ч. 1. Т. 5

Редакция текста от: 22.04.2015 21:14:47

"АМВРОСИЙ (ОРНАТСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google