Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТИХОН (ТИХОМИРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Тихон (Тихомиров)
Епископ Тихон (Тихомиров)
Тихон (Тихомиров) (1882 - 1955), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии

В миру Тихомиров Александр Львович, родился 26 августа 1882 года в Швейцарии в семье известного публициста, историка и общественного деятеля Льва Александровича Тихомирова.

В 1889 году, в семилетнем возрасте, был крещен в Новороссийске епископом Мисаилом (Крыловым). Вскоре после крещения заболел воспалением легких (по др. сведениям, менингитом) и в храме получил исцеление.

В 1902 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1906 году со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Новгородской семинарии.

13 августа 1907 года (по др. сведениям, в сентябре 1906 года) пострижен в монашество в именем в честь свт. Тихона Задонского. Постриг совершил епископ Волоколамский Евдоким (Мещерский), ректор МДА. Позднее был рукоположен во иеромонаха.

С 1907 года - помощник синодального ризничего.

С 1908 года - преподаватель Вифанской духовной семинарии.

28 июля 1911 года назначен смотрителем Петровского училища.

С 10 августа 1912 года - инспектор Вифанской духовной семинарии.

С 22 июня 1913 года - ректор Новгородской духовной семинарии в сане архимандрита. О.Тихон стал последним ректором семинарии. Весной 1918 года состоялся последний выпуск, вслед за этим семинарию закрыли.

Был назначен на Лукояновскую кафедру, но это решение было изменено.

Епископ Тихон (Тихомиров)
Епископ Тихон (Тихомиров)
15 марта 1920 года назначен, а 22 марта - хиротонисан во епископа Кирилловского (Череповецкого), викария Новгородской епархии. Хотя губерния стала Череповецкой согласно новому административному делению 1918 года, владыка именовался Кирилловским викарием.

На кирилловской кафедре епископу Тихону приходилось испытывать сильнейшее давление властей, репрессии, попытки разложить духовенство обновленчеством. Притеснения не давали владыке возможности жить в Кирилло-Белозерском монастыре, священноархимандритом которого он именовался. Ему пришлось скитаться. Так, зиму 1921/22 года он провел в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре.

В 1922 году был арестован, содержался в череповецкой тюрьме. Из тюрьмы он вышел совершенно больным.

С закрытием Кирилло-Белозерского монастыря в 1924 году, перебрался в Нило-Сорскую пустынь, ставшую оплотом противостояния обновленчеству. Служил в монастырском храме, в храмах и обителях вокруг Кириллова. Особенно любил служить в Горицком и Ферапонтовом монастырях, в Ильинском храме на Цыпиной горе, в Вознесенском храме мест. Сорово, в семи верстах от пустыни, где обязанности приходского священника исполнял его верный помощник - Нило-Сорский игумен Иннокентий (Калинин), замученный в 1938 году в Белозерской тюрьме.

После закрытия властями в 1924 году Нило-Сорской пустыни поселился в мест. Сорове, где служил в церкви святых Космы и Дамиана, проживая в доме местного священника. Местные власти принуждали его перейти в обновленчество, подписать резолюцию о порицании патриарха Тихона.

В 1927 году был арестован и приговорен к трем годам лагерей. В лагере работал на лесоразработках: таскал бревна по колено, а то и по пояс в воде. Вышел из лагеря инвалидом.

После освобождения из лагеря некоторое время скрывался у сестер и матери в Сергиевом Посаде, а затем уехал в Ярославль к своим духовным чадам.

В Ярославле жил в подполье, в замаскированной комнате. Несмотря на тяжелейшие условия жизни владыка много писал, он составил 11 акафистов на двунадесятые праздники (не опубликованы), постоянно был сосредоточенным и радостным. Последние 15 лет жизни провел почти в затворе, в бедности, в крошечной келье, почти не разговаривая с окружающими, окормляя немногих духовных чад. Опекала его монахиня Ермогена (Телицына), бывшая насельница Горицкого монастыря, которую владыка постригал одной из последних. Через нее владыка в редких случаях принимал людей; она собирала среди верующих милостыню, чтобы владыка не умер с голода. И только перед кончиной, когда патриарх Алексий (Симанский) посещал Ярославль и узнал, что в городе живет затворник высокой духовной жизни и пожелал его увидеть, произошла встреча двух бывших ректоров Новгородской духовной семинарии. Когда за затворником прислали машину, ему не в чем было предстать перед патриархом, не было обуви, он поехал в тапочках. После этой встречи еп. Тихону назначили пенсию в 30 рублей.

Скончался 26 марта 1955 года в г. Ярославле. После кончины был облачен, а затем отпет иеромонахом Никодимом (Ротовым), служившим тогда в Ярославской епархии и бывшим духовным чадом владыки Тихона. О.Никодим похоронил владыку и на свои средства той же ночью поставил на кладбище памятник.

По отзывам близко его знавших, еп. Тихон был молитвенник, молчальник, стяжатель непрестанной Иисусовой молитвы. Молился он по ночам. Спал мало и только сидя.

В академические годы в нем наблюдалась повышенная экзальтированность. Он никогда не досыпал. Раз ночью на этой почве произошел в его кельи пожар. Усталый, изнуренный он совершил обычное келейное молитвенное правило и задремал. Через несколько минут проходивший по коридору монашеского общежития студент, почувствовал запах гари и быстро открыл дверь его кельи. Отец Тихон лежал на полу, уткнувшись к аналою. Его тут же разбудили. С тех пор он стал высыпаться из боязни, что повторится это несчастье.

Из рассказов его сотоварщией по Московской академии Арсения (Жадановского), епископа Серпуховского и епископа Серафима (Звездинского) известно, что он еще тогда поражал своих товарищей своей нелюдимостью, своими странностями.

Награды

  • орден св. Анны 2 ст. (1915)

Сочинения

Проживая много лет в Москве, был близок к архим. Арсению (Жадановскому) и Серафиму (Звездинскому), что он был сотрудником журнала "Голос Церкви", был членом редколлегии этого журнала. Сам в печати выступал не часто. Известные нам труды его носят на себе особый отпечаток. Тематология его специфически монашеская: он написал Монашеский акафист по "Пиру 10 дев" Мефодия Патарского.

Как знаток древних языков перевел с греческого на славянский язык кондаки Романа Сладкопевца.

Публикации

  • "Аскетизм, как основа русской культуры". "Голос Церкви", 1915, апрель, с. 45-47.

Литература

  • "Церк. Вед." 1911, № 33, с. 278, 1912, № 34, с. 334, 1913, № 26, с. 370.
  • ФПС I, № 94, с. 4, III, с. 7.
  • ФАМ I, № 254, с. 20.
  • "Журнал Зас. Св. Син." № 9, от 4 апреля 1955 года.
  • "Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий" (электронная версия на сайте "Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке"):
  • "Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", с. 18. ("Воспоминания Льва Тихомирова", М., 1928)
  • Галкин А., Бовкало А. Последний ректор // “София”. Новгород, 1994, № 2 (10), С. 11; Бовкало А., Галкин А. Архимандрит Тихон последний ректор Новгородской духовной семинарии // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тезисы докладов и сообщений научной конференции 1994 г. Новгород, 1994. С. 131 - 134
  • Телицын Сергий, иерей. Преосвященный Тихон епископ Кирилловский // “Русский Паломник” № 9, 1994, С. 45 - 48
  • Трофимов А., "Епископ Тихон (Тихомиров)" // К свету (альманах). М., 1996. № 15: Край Кирилла Белозерского, С. 172-178
  • Трофимов А., "Светильник под спудом: (преосв. Тихон (Тихомиров), епископ Кирилловский" // Красный Север. 1997 (12 ноября), С. 2а
  • Липин А. "Епископ Тихон (Тихомиров)" // Пятницкий бульвар. 2007, № 5, С. 16-17, № 6, С. 16-17, 19
  • "Епископ Череповецкий и Кирилловский Тихон (Тихомиров) - автор акафиста прп. Антонию Черноезерскому" // Сайт писателя Александра Трофимова, 9 марта 2015 года:
  • Архиереи. Тихон (Тихомиров) (1920-1927) // Подборка материалов на сайте Вологодской "Областной универсальной научной библиотеки":

Использованные материалы

Редакция текста от: 19.08.2019 20:55:55

"ТИХОН (ТИХОМИРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google