Еп. Иркутский Вениамин (Багрянский). Портрет нач. XIX в. (РГИА) |
В миру Багрянский Василий, родился в середине XVIII века в Москве, в семье священника.
Обучался в московской Славяно-греко-латинской академии, где показал блестящие успехи в учебе. В 1766 году из философского класса отправлен для продолжения образования в Лейденский университет. По возвращении в Россию был экзаменован особой комиссией, удостоен степени магистра и определен учителем философии в Новгородскую духовную семинарию.
В 1776 году принял монашеский постриг и был назначен префектом семинарии.
С июля 1782 года - ректор Александро-Невской духовной семинарии и настоятель Зеленецкого Троицкого монастыря в сане архимандрита.
В конце 1783 года был переведен настоятелем в Новгородский монастырь Антония Римлянина и в 1784 году был назначен ректором Новгородской духовной семинарии [1].
В 1788 году был перемещен в Свияжский Успенский монастырь.
Иркутский архипастырь
9 декабря 1789 года в церкви Зимнего дворца был хиротонисан во епископа Иркутского. Особое внимание уделял миссионерской деятельности в епархии. В 1794 году ходатайствовал о возведении настоятеля Иркутского Вознесенского монастыря в сан архимандрита для усиления торжественности служб в глазах новообращаемых.
10 апреля 1799 года по полномочию от Синода единолично хиротонисал Иоасафа (Болотова) во епископа Кадьякского, викария Иркутской кафедры.
Под его руководством была преобразована Иркутская духовная семинария, получившая в 1800 году особого ректора. В семинарии архиерей поддерживал строгие порядки и режим, выше успехов в учебе ценил благочинное поведение и дисциплину.
Был инициатором прославления святителя Иннокентия (Кульчицкого), представив в Синод данные о совершаемых по молитвам к святителю чудесах. 29 января и 3 марта 1801 года вместе с присланным от Синода Свияжским епископом Иустином (Вишневским) свидетельствовал почивавшие в Вознесенском монастыре останки епископа Иннокентия, обретенные нетленными. "Объявления" разных лиц о чудотворениях святителя были признаны "неложными." По указу Синода в 1803 году вторично свидетельствовал мощи святителя и 9 октября подтвердил свое заключение. 28 октября 1804 года император Александр I утвердил доклад Синода о канонизации и 9 февраля следующего года владыка торжественно перенес мощи новопрославленного святителя из склепа Тихвинской церкви в соборную церковь монастыря.
По отзывам современников отличался "просвещенным умом, величавостью и важностью в приемах." Владыка любил совершать и просто посещать богослужения. Не имея возможности ежедневно бывать у литургии, так как по утрам был занят епархиальными делами, обыкновенно каждый день приходил к вечерне или утрени. Всякий раз, как диакон или священник во время просительной ектинии говорил: "Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны... у Господа просим," - преосвященный преклонял свои колена до земли. От земных поклонов его не удерживали ни полнота тела, ни случавшиеся недуги, ни даже старческая немощь последних дней.
Кончина и память
Почувствовав приближение смерти, преосвященный сказал врачу: "Надобно отдать долг природе." Потом позвал своего духовника и духовенство, исповедался, причастился, пособоровался и затем стал ожидать разлуки души с телом, сидя в кресле. Потребовал к себе членов консистории, спросил нет ли дел, требующих разрешения. Всех священнослужителей, состоявших под запрещением, простил и разрешил. После этого закрыл глаза и заснул. Окружавшие сначала не смели нарушить этого покоя, но, наконец, приблизились - в кресле сидел владыка уже охладевший. Случилось это 8 июня 1814 года в Иркутске. Был похоронен в Иркутском Богоявленском кафедральном соборе, для которого по благословению владыки были ранее отлиты 2 колокола (761 и 220 пудов).
Большим почитателем владыки Вениамина был Московский митрополит святитель Иннокентий (Вениаминов), в честь него получивший свою фамилию во время учебы в духовной семинарии за личные достоинства и сходство душевных качеств.
Документы, литература
- Здравомыслов, Словарь иерархов, л. 64.
- РГИА, ф. 796, оп. [Дела архива Св. Синода. 1814 г.], д. 771.
- Светлов Г. И., Краткий очерк истории Новгородской ДС, Пг., 1917, вып. 1, 152-153.
- Штейнгель В. И., "Сибирские сатрапы, 1765-1819," Исторический вестник, 1884, авг., 366-386.
- Исторический вестник, 1893, июль, 162.
- Бочаров Н., Две могилы в Покровском миссионерском монастыре, М., 1889, 90-92.
- "Памяти высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского," ПрибЦВед., 1892, № 7, 266-274.
- Русский архив, 1895, кн. 1, № 3, 298.
- Душеп. собеседов., 1898, нояб., 346.
- Лавров К., "Из времен давно минувших," Русский архив, 1899, кн. 3, № 11, 407-412.
- Никольский А., прот., Забайкальская духовная миссия (1681-1903), М., 1904, 39-40.
- Харлампович К., "Св. Иннокентий Иркутский," Православный собеседник, 1905, ч. 3, нояб., 513-530.
- Яблоков А., прот., "Список настоятелей Свияжского Успенского Богородицкого мон-ря," Изв. по Каз. епархии, 1907, № 10, 296-302.
- Самбикин Д., Месяцеслов святых Тверских, вып. VI, 111-113.
- Булгаков, 1401.
- Толстой Ю., № 159.
- Строев, стб. 60, 274, 292, 555.
- Н. Д., 63.
- БЭС, т. I, 955.
- БЭЛ, т. VI, 1029.
- Очерк жизни митр. Московского Иннокентия, М., 1912, 8.
- Соколов Н., прот., Пивоваров Б., протодиак., "Краткий очерк истории Иркутской епархии," ЖМП, 1977, № 12, 58-65.
Использованные материалы
- Алексеев А. И., "ВЕНИАМИН (Багрянский)," Православная энциклопедия, т. 7, 629:
- Страница сайта Русское Православие:
[1] Основная версия. По другим данным, оба назначения состоялись в 1787.