Архиепископ Алексий (Лавров-Платонов). Фото с сайта Симферопольской и Крымской епархии |
В миру Лавров Александр Федорович, родился 2 сентября 1829 года в селе Семёновском Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника.
В 1844 году окончил Пошехонское уездное духовное училище, в 1850 году - Ярославскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в июне 1854 года первым магистром XIX курса с присоединением прибавочной фамилии - Платонов. В октябре был назначен бакалавром по кафедре церковного красноречия и законоведения.
31 августа 1855 года был удостоен степени магистра богословия за сочинение под заглавием: "Обетования и пророчества о Христе в пятикнижии Моисеевом".
С 1862 года до 1870 года преподавал греческий язык в высшем отделении Московской духовной академии. Вступил в брак (в десятилетнем возрасте скончалась его единственная дочь).
С 10 февраля 1864 года - экстраординарный профессор по кафедре греческого языка и библиотекарь академии.
Будучи в академии, профессор Лавров постоянно отличался особенным смирением, кротостью и религиозностью, вследствие чего стремился принять священный сан, но разные обстоятельства не позволяли привести в исполнение это намерение.
В 1870 году перешёл на кафедру Церковного законоведения.
После судебной реформы Святейшим Синодом в 1870 году был образован совещательный комитет по реформе для публичного обсуждения и обновления духовного судопроизводства. В комитете с момента его основания имели место острые противоречия между либеральным большинством и консервативным меньшинством, сплотившимся вокруг А. Ф. Лаврова-Платонова. Он считал неприемлемым, с точки зрения церковного права, перенесение основного принципа судебной реформы 1864 года, а именно четкого разделения судебной и исполнительной власти, в сферу духовного суда. Прежде чем закончилась работа над проектом, профессор Лавров-Платонов анонимно опубликовал сочинения "Предполагаемая реформа церковного суда" (1873) и "Чего желать для нашей Церкви" (1882-1885, вып. 1-2). Первое из них было направлено против проекта обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. А. Толстого, склонявшегося к освобождению светских лиц от церковной подсудности (по делам бракоразводным и др.) и, главным образом, к коренному преобразованию духовного суда: перенесению судебной власти от епархиальных архиереев к выборным пресвитерским судам. В этих работах, а также в ряде статей в Прибавлениях к творениям святых отцов, он подверг проект комитета критике, отстаивая исключительное право епископата на осуществление судебной власти в Церкви, - критика дала канонические аргументы противникам реформы. В 1873 году проект был направлен для обсуждения епархиальным архиереям и консисториям. Их позиция оказалась отрицательной. В результате столь единодушного непринятия епископатом судебная реформа не состоялась и проект её был погребен в синодальных архивах.
Под его редакцией в 1875-1884 годах Московским Обществом Любителей Древней Письменности был осуществлён капитальный труд Правила святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец с толкованиями.
В 1877 году овдовел и 9 января 1878 года был пострижен в монашество с наречением имени Алексий.
17 марта 1878 года был возведён в сан архимандрита и определён настоятелем Саввина-Сторожевского монастыря.
30 апреля 1878 года был хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии.
С 22 января 1883 года - епископ Дмитровский, первый викарий Московской епархии.
С 9 марта 1885 года - правящий епископ Таврический и Симферопольский. Ещё до выезда в свою епархию, получил новое назначение: 11 мая того года был назначен епископом Литовским и Виленским, священноархимандритом Свято-Духова Виленского монастыря.
20 марта 1886 года был возведён в сан архиепископа и назначен священноархимандритом Саввино-Сторожевского монастыря.
В июне 1889 года организовал торжества по случаю 50-летия воссоединения белорусско-литовских униатов.
Скоропостижно скончался от инфаркта 10 ноября [1] 1890 года в Вильне. Был погребён в Свято-Духовом монастыре в пещерной церкви, у левой стороны пещеры.
Сочинения
- "Жизнь св. Иоанна Дамаскина", Прибавления к творениям святых отцов, 1857, ч. 16.
- "Новый вопрос в православной Русской Церкви", Прибавления к творениям святых отцов, 1871, ч. 24.
- "Вдовые священнослужители", Христианское Чтение, 1870, № 12; 1871, № 1.
- Предполагаемая реформа церковного суда, СПб., 1873, вып. 1-2.
- Чего желать для нашей Церкви, 1882-1885, вып. 1-2.
Литература
- Корсунский И. Н., "Одно из неизданных исследований... архиеп. Алексия в области церковного права", Прибавления к творениям святых отцов, 1891, ч. 47, с. 238-269.
- Мануил (Лемешевский), митр., Русские иерархи, 988-1892, ч. 1.
- Флоровский Г. В., прот., Пути русского богословия, 1988, с. 343-344.
Использованные материалы
- Яровой А. Н., свящ., "Алексий (Лавров-Платонов)", Православная энциклопедия, т. 1, с. 669:
- "Архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)", православная энциклопедия Азбука Веры:
[1] Основная версия. По ст. "Православной энциклопедии" - 9 ноября.