Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАТФЕЙ ВЛАСТАРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r)
Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r)
Матфей Властарь (греч. Ματθαῖος Βλάσταρις; ок. 1280 - ок. 1350), иеромонах, канонист, богослов, гимнограф; известен прежде всего как автор "Алфавитной Синтагмы" - энциклопедии канонического права.

Матфей Властарь был иеромонахом в монастыре Перивлептос ("ту кир Исаак") в Фессалонике, в котором провел бо́льшую часть жизни и скончался; по-видимому, какое-то время находился на Афоне. О его жизни известно немного; в рукописи ГИМ. [1] автором сочинения "О Божественной благодати, или О Божественном свете" назван Матфей, который был "в Солуни монахом и пресвитером, муж благоговейный и образованный, сведущий и в предметах божественных; был учеником чудного оного между монахами кир Исаака, и в его монастыре восприял конец жития своего" [2].

В результате некорректного прочтения рукописей в некоторых изданиях Матфей Властарь назван врачом: издатели читали так первое слово в заголовке стихотворного произведения "О должностях Константинопольского дворца" οἰκτροῦ μοναχοῦ ταυτὶ Ματθαίου θύτου как ἰατροῦ [3]. Эта ошибка отмечена и исправлена [4]. Достоверно подтвердить медицинские занятия Матфея Властаря не удается, хотя анализ источников показывает, что он был знаком с медицинской тематикой [5].

Матфей Властарь был прекрасно образован, что видно из его сочинений, которые не только не сводятся к "Алфавитной Синтагме", но и не ограничиваются сферой права. Он был знаком как со светским (императорским) законодательством, с церковными правилами, святоотеческими творениями, а также с сочинениями античных авторов: Матфей Властарь ссылается, в частности, на Гомера, Софокла, Иосифа Флавия. В "Алфавитной Синтагме", составленной в 1355 году, он использует "Номоканон XIV титулов", комментарии Иоанна Зонары и патриарха Феодора IV Вальсамона, "Эклогу", "Исагогу", "Прохирон", новеллы имп. Льва VI Мудрого, "Василики", а также различные юридические сборники, составленные в IX-X вв. или в более поздний период, такие как "Частная эклога Пространной редакции", Большой синопсис "Василик", "Исагога Пространной редакции", "Прохирон Пространной редакции", Ecloga ad Prochiron mutata (Эклога, измененная по Прохирону), Πόνημα νομικόν (Руководство к изучению законов) Михаила Атталиата.

Во введении к "Алфавитной Синтагме" содержится уникальный для византийской юридической традиции текст, в котором упоминаются авторы греч. переработок частей Юстинианова Свода (см. ст. Corpus iuris civilis), а именно: Стефан, Кирилл, Дорофей, Фалелей, Феодор Гермополит, Анатолий и Исидор. Значение этого фрагмента для изучения истории византийского права было подвергнуто сомнению. Возможно, Матфей Властарь позаимствовал указанный отрывок из некоего историко-правового сочинения XI века [6]. В любом случае Матфей Властарь скорее всего не располагал сочинениями этих авторов, а знал об их существовании благодаря схолиям к "Василикам" [7]. Кроме того, он использовал в качестве источника для предисловия к "Алфавитной Синтагме" прежде всего "предисловие к 60 книгам" ("Василикам") и введение к юридическому сочинению (Πόνημα νομικόν) Михаила Атталиата.

В рукописной традиции "Алфавитная Синтагма" имела различные приложения, одни были созданы самим Матфеем Властарем, другие же были им переработаны, как, напр., ответы Никиты Ираклийского, или частично изменены, как, напр., т. н. ответы Иоанна Китриота.

Матфею Властарю приписывается авторство следующих работ, которые в рукописях обычно приводятся в приложении к "Алфавитной Синтагме": 

  1. синопсис Канонического сборника патриарха св. Иоанна IV Постника - краткое систематическое изложение 35 канонов, рассмотрение вопросов исповеди, разрешения различных грехов, налагаемых епитимий (изд.: Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 4. Σ. 432-445);
  2. синопсис 13 ответов митр. Ираклийского Никиты на вопросы еп. Памфилийского Константина, переработаны Матфеем Властарем - вопросы опущены, 8 (из 13) ответов приведены в вольном сокращенном изложении; кроме того, к ним добавлен 9-й ответ, автором которого был сам Матфей Властарь [8];
  3. синопсис 37 канонов Никифора, патриарха Константинопольского;
  4. синопсис т. н. ответов Иоанна, епископа Китрского - из 33 вопросоответов, приписываемых Иоанну Китрскому, Матфей Властарь изложил только несколько, объединив вопросы и ответы в один текст (который он целиком приписывает самому Иоанну), и дополнил их правилами, взятыми из др. источников [9];
  5. описание должностей Великой церкви и имп. двора - 2 стихотворных сочинения, в которых указываются соответственно высшие церковные и светские чины Константинополя. Первое сочинение содержит 19 стихов (строчек), второе - 69. Оба сочинения неоднократно издавались [10];
  6. греко-латинский юридический словарь, известный как ἀδνούμιον (от лат. ad nomina - "относящееся к именам"). Этот словарь представляет собой выстроенные по алфавиту 67 схолий. Его источниками послужили словари αὔσηθ (от лат. absit - "пусть не будет") и ἄκτωρ (от лат. actor - "истец"). Возможно, словарь не был включен в приложение к первоначальному тексту "Алфавитной Синтагмы" и был добавлен к ней позднее [11].

Матфею Властарю также приписывается сочинение о браке [12]; в нем рассматриваются вопросы, касающиеся регулирования брачно-семейных отношений как церковными правилами, так и имп. законодательством. Автор сочинения цитирует правила св. апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, св. отцов; ссылается на новеллы императоров Юстиниана, Льва VI, Алексея I Комнина. В сочинении последовательно рассматриваются препятствия к браку (родство кровное и свойство, родство духовное вплоть до 7-й степени, хиротония); институт усыновления; определение брака и условия его совершения; виды недозволенных браков и юридические последствия их заключения; законные основания расторжения брака; исследуется институт обручения. Завершается сочинение "приложением", где говорится о 12-м и 48-м канонах Трулльского Собора о расторжении брака кандидата в епископы; в конце трактата рассматриваются нормы, запрещающие клирикам проживание с посторонними женщинами. Брак мирян и брак клириков рассматриваются в отдельных главах.

Матфей Властарь был адресатом письма Григория Акиндина, отправленного из Константинополя в 1346 году, и письма Иосифа Калофета, того же года [13]. Матфей Властарь, по-видимому, был сторонником паламитов приблизительно с 1346 года [14].

К числу богословских сочинений Матфея Властаря относят трактаты 

  • "О Божественной благодати, или О Божественном свете",
  • "О предложении колива при молитве за умерших"; 
  • антилатинские сочинения, в т. ч.
    • "Изобличение заблуждения латинян жалким священником Матфеем монахом" (это сочинение стало предметом исследования и было издано в диссертации К. Палеологоса),
    • "Письмо к принцу Кипрскому Ги де Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия" [15];
  • "Против иудеев" (или "Пять рассуждений против иудеев"). 

Матфею Властарю приписывается авторство ряда гимнографических произведений и риторических сочинений ("Риторика", "Об ораторских фигурах"), а также переработка "Лествицы" с целью упрощения языка [16].

Литература

  • PG. 119. Col. 1225-1298; 144. Col. 954-1400; 145. Col. 9-212.
  • Краткое изложение "нечестий Варлаама и Акиндина" и подвигов монахов-исихастов // Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3. Отд. 2. С. 821-825.
  • Марков Н. Ф. Властарь Матфей // ПБЭ. 1902. Т. 3. Стб. 631-636;
  • Herman E. Blastarès (Matthieu) // DDC. 1937. T. 2. Col. 920-925;
  • Soloviev A. V. L'œuvre juridique de Matthieu Blastares // SBN. 1939. T. 5. P. 698-707;
  • Πάσχος Π. Β. ῾Ο Ματθαῖος Βλαστάρης καὶ τὸ ὑμνογραφικὸν ἔργο του. Θεσ., 1978;
  • Πάσχος Π. Β. ῞Απαντα τὰ ὑμνογραφικὰ ἔργα τοῦ Ματθαίου Βλαστάρη // Θεολογία. 1980. Τ. 51. Σ. 108-145, 300-332, 462-482, 748-778; 1981. Τ. 52. Σ. 100-140, 255-285, 430-463;
  • Μάτσης Ν. Περὶ τὴν κριτικὴν τοῦ Συγτάγματος τοῦ Ματθαίου Βλαστάρη. ᾿Αθῆναι, 1979;
  • Τρωιάνος Σ. Περί τας νομικάς πηγάς του Ματθαίου Βλάσταρη // ΕΕΒΣ. 1979/1980. Τ. 44. Σ. 305-329;
  • Τρωιάνος Σ. Οι πηγές του Βυζαντινού δικαίου. Αθήναι, 2011. Σ. 400-404;
  • Pitsakis C. G. Du nouveau sur la date du "Syntagma" de Matthieu Blastarès // Byz. 1981. T. 51. P. 638-639;
  • Burgmann L. Das Lexicon αὐσηθ // FM. 1990. Bd. 8. S. 249-357;
  • Kazhdan A. Blastares, Matthew // ODB. 1991. Vol. 1. P. 295;
  • Palaiologos K. A. An Annotated Edition of the Refutation of the Errors of the Latins by Matthaios Blastares: Diss. L., 2011;
  • Hartmann W., Pennington K., ed. The History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500. Wash., 2012. P.185-187.

Использованные материалы



[1]  Син. греч. № 290(236). Л. 243

[2]  Арсений (Иващенко), архим. Письмо Матфея Властаря, иером. Солунского и писателя XIV в., к принцу Кипрскому Гюи-де-Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия: Сведения о жизни писателя и его произведениях. М., 1891. С. 1; см. также: Владимир (Филантропов). Описание. С. 308

[3]  PG. 157. P. 129, 236

[4]  в изд.: Fabricius J. A. Bibliotheca Graeca. Hamburg, 1721. Vol. 10. P. 493-494

[5]  Πάσχος. 1978. Σ. 69-72

[6]  см.: Schminck A. Ein rechshistorischer "Traktat" im Cod. Mosq. Gr. 445 // FM. 1993. Bd. 9. P. 81-96

[7]  Mortreuil J. A. B. Histoire du droit byzantine. P., 1843. Vol. 1. P. 123; Scheltema H. J. Das Kommentarverbot Justinians // TRG. 1977. Bd. 45. S. 321

[8]  см.: Павлов А. С. Канонические ответы Никиты, митр. Ираклийского (XI- XII вв.) в их первоначальном виде и позднейшей переработке Матфея Властаря (XIV в.) // ВВ. 1895. Т. 2. Вып. 1. С. 160-176; приводится первоначальный текст, сокращенное изложение Матфея Властаря в греч. оригинале и слав. переработке

[9]  см.: Он же. Кому принадлежат канонические ответы, автором к-рых считался Иоанн, епископ Китрский (XIII в.)? // ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 3/4. С. 493-502

[10]  см.: Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 4. Σ. 540; PG. 144. Col. 953; 157. Col. 129, 236-239; Πάσχος. 1978. Σ. 126-127

[11]  Burgmann. 1990. S. 332-337

[12]  Ζητήματα καὶ ὑποθέσεις γαμικαί, "Условия и основания брака"- PG. 119. Col. 1225-1298

[13]  Πάσχος. 1978. Σ. 65-66

[14]  Πάσχος. 1978. Σ. 77-83

[15]  Арсений (Иващенко), архим. Письмо Матфея Властаря, иером. Солунского и писателя XIV в. М., 1891

[16]  Πάσχος. 1978. Σ. 117-120

Редакция текста от: 09.05.2024 09:07:46

"МАТФЕЙ ВЛАСТАРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google