Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФЕОФИЛ I АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Феофил I (+ 412), патриарх Александрийский (385 - 412)

Став патриархом, в жесткой форме требовал беспрекословной покорности от епископов, а непослушных подвергал тюремному заключению или изгнанию. Для поддержания своей власти Феофил Александрийский создал сеть осведомителей, имел также шпионов при императорском дворе в Константинополе; умело подкупал императорских чиновников. За единовластие в двух сферах одновременно – светской и духовной – Феофил получил отнюдь не почетное звание христианского фараона.

Выстроив таким образом свою власть в Египте и в Ливии, Феофил желал распространить свои полномочия на всю территорию Восточно–Римской империи, по аналогии с папой в Риме.

Борьба со свт. Иоанном Златоустом

Во властолюбии кроется причина и многочисленных интриг Феофила против константинопольского архиепископа св. Иоанна Златоуста.

Среди близких Феофилу людей был свящ. Исидор, которого он прочил в Константинопольские патриархи по смерти Нектария (397). Однако позже Исидор, осуждавший сребролюбие Феофила и его страсть к строительству, впал в немилость. Изгнанный из Александрии, он нашел прибежище у Иоанна Златоуста в Константинополе. Вместе с Исидором там же укрылись преследуемые со стороны Феофила четверо «долгих братьев». Вызванный в Константинополь для объяснений, Феофил объединился с противниками Златоуста во главе с императрицей Евдоксией. Результатом был печально знаменитый Собор «при Дубе» 403 года.

Отношение к оригенизму

В 394 г. Феофил вместе с Иоанном Иерусалимским и Руфином еще защищал Оригена от обвинений блж. Иеронима и св. Епифания. Вскоре, однако, патриарх Феофил изменил свое мнение, созвав в 399 году Собор в Александрии против приверженцев идей Оригена, которых было немало среди противостоявших патриарху нитрийских монахов.

Патриархом Феофилом по подозрению в оригенизме были преданы мученической смерти десять тысяч отцов из обителей и пещер Скитских, тогда как истинная причина этих гонений состояла в том, что они укрывали священника Исидора от патриаршего гнева.

Борьба с язычеством

На всем протяжении всего IV века язычники оставались многочисленной и влиятельной силой в Александрии. Юлиан Отступник попытался было вернуть престиж вере предков, издав в столице Египта эдикт (4 февраля 362) об открытии языческих храмов [1]. В такой обстановке выступления александрийских христиан против язычества могли стоить им жизни [2]. Сохранились сведения о христианских мучениках, которых язычники подвергали пыткам в храме Сераписа на александрийском акрополе; император Феодосий Великий, не принимая суровых мер против виновных, все же приказал разрушить все языческие святилища — очаги беспорядков. В 389 г. Александрийский патриарх Феофил с изволения императора превратил в христианский храм святилище Вакха [3]. После кровавого столкновения христиан и язычников по указанию императора в 391 году были закрыты александрийский храм Сераписа и святилище того же бога в предместье Александрии Канопе, где патриарх основал монастырь Покаяния.

Оценки

Несмотря на многие неблаговидные поступки, Феофил почитался как святой в Египте, а на III Вселенском (431 г.) и V Вселенском (553 г.) Соборах он был назван в числе авторитетных отцов Церкви. Св. папа Лев I (440-461) причислял его вместе со святителями Афанасием и Кириллом I к наиболее выдающимся пастырям Александрии.

Вместе с тем, патриарх Феофил заслужил негативные отзывы Сократа Схоластика, Созомена и Исидора Пелусиота, а Римский папа Иннокентий I (401-417) отлучил патриарха Феофила от Церкви [4].

Сочинения

Сочинения Феофила Александрийского большей частью не сохранились; до нас дошли его дисциплинарные каноны и пасхальные послания.

  • К Афингию, епископу, о так называемых Чистых (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.
  • К Мине епископу (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.
  • Наставление, данное Аммону (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.
  • Правила Феофила, архиепископа Александрийского (греч. текст и церковнославянск. перевод) // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.
  • Каноны Православной Церкви. Часть 3. Правила Архиеп. Феофила Александрийского. Holy Trinity Orthodox Mission, 2001

Литература

  • Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл. XXXIII, LXXXVIII).
  • Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. IV, гл. 20, 1; гл. 24, 1).
  • Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1851. (Кн. VIII, гл. 2, 3, 11 – 19).
  • Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. IV – см указатель.
  • Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С. 401–403.
  • Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 561–564, 618.
  • Гидулянов П.В. Феофил Александрийский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. III.
  • Попов И.В. Святой Иоанн Златоуст и его враги // Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы II – IV вв. – Сергиев Посад, 2004. – С. 386 – 389.
  • Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
  • Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.311–350.
  • Читти Д. Град Пустыня / Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007.

Использованные материалы



[1]  Hist. aceph. 3. 1

[2]  Сократ. Церк. ист. III 2–3; Созомен. Церк. ист. V 7

[3]  или Митры и Сераписа, см. Сократ. Церк. ист. V 16

[4]  Theophilus. The Coptic encyclopedia, volume 7 - http://ccdl.libraries.claremont.edu/cdm/singleitem/collectio...c/5

Редакция текста от: 16.04.2014 21:34:47

"ФЕОФИЛ I АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google