Кобе, вид на центр города из Харборлэнд, 31 марта 2009 г. |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Среди старейших письменных известий об этой местности - упоминание об основании на территории современного города синтоистской кумирни Икута, которое в хрониках Нихон сёки датируется 201 годом. Удобное географическое положение издревле способствовало возникновению тут морского порта. Не позднее VIII века здесь, но гористом мысе, вырос город-порт Оовада-но-томари (大輪田泊), который играл важную роль во внешнеторговых и политических связях Японии. На исходе XII века большое внимание развитию города уделял Тайра но Киёмори - глава рода Тайра и действительный правитель страны. Тогда в городе был насыпан искусственный остров Кёо-га-сима, а в 1180 году предпринята неудачная попытка создать здесь новую столицу Японии под названием Фукухара (福原京 - Фукухара-кёо, т.е. "столица доброй долины"). В последовавшей затем войне кланов Тайра и Минамото город стал ареной битвы Ити-но-Тани в 1184 году.
В последующие века порт получает название Хёго (точнее Хёого или Хёого-но-цу, 兵庫(津); также передаётся как Хиого; на рубеже XIX-XX веков также Гиого). После падения власти Тайра здесь усиливается влияние буддийских храмов. В XIV веке, в период Муромати, Хёго вновь делается важным международным портом благодаря развитию торговли с Китаем. Разрушения в годы смуты Онин в конце следующего века подорвали значение города и привели к перемещению регионального центра японско-китайской торговли в близлежащий Сакаи. Некоторый подъём города последовал в эпоху воссоединения Японии, когда при Тоётоми Хидэёси в конце XVI века здесь был отстроен замок. В последующие века стабильности сёгуны Токугава сохраняли прямое управление над центром города, тогда как остальные части будущего Кобе находились в ведении разных самурайских родов.
С началом периода модернизации Мэйдзи в 1868 году порт Хёго был открыт для иностранцев. В этой связи стала быстро расти роль пригородной деревни Кобе (в древнем произношении Канбэ), благодаря тому что Кобеская гавань была доступна для судов с большой осадкой. Кобе стал быстро развиваться как внешнеторговый порт и центр иностранного присутствия. В 1873 году была построена железная дорога Осака-Кобе; в 1889 году Кобе также получил статус города, а в 1892 году императорским указом Хёго и Кобе были соединены. В Кобе вырос значительный европейский квартал; открылись консульства западных стран, отделения банков и компаний; появились христианские церкви. К рубежу XIX-XX веков Кобе-Хёго обрёл большое торговое и промышленное значение; по размеру вывоза это был второй порт Японии.
Во время Второй мировой войны подвергся бомбардировке авиацией США, из-за чего почти вся старая застройка была уничтожена и впоследствии заменена многоэтажными домами европейского типа. В послевоенный период город был восстановлен и вновь стал одним из ключевых торгово-промышленных центров страны. В начале 1970-х годов городской порт был объединён с портом Осаки и занял второе место в Японии после Иокогамы: на него приходилось (по стоимости) около трети всего экспорта страны. С 1977 года в городе открылся метрополитен, а в 1981 году был создан крупный искусственный остров Пото-Айрандо (Порт-Айлэнд, "Портовый остров"). На исходе XX века свыше 70% промышленной продукции Кобе давала тяжёлая промышленность, ведущими отраслями были металлургия, транспортное машиностроение, в том числе судостроение (один из ведущих центров Японии) и химическая промышленность. В городе как и прежде размещались филиалы иностранных банков, торговых и промышленных фирм; действовали высший коммерческий институт, университет, технический колледж; обсерватория. Кобе также сделался центром международного туризма: в районе города известностью пользовались национальные парки (особенно нац. парк Сэтонайкай); горячие источники (Арима, Такэдао и др.); морские купания (курорты Акаси и др.). В 1995 году Кобе сильно пострадал в Великом Хансинском землетрясении, но был быстро восстановлен и удержался в числе ведущих городов страны.
Статистика
- 1899 - 215,780 человек (из них 2000 иностранцев: большая половина китайцы, 534 англичан, 155 американцев, 136 немцев) [3]
- 1920 - 608,644 человек
- 1935 - 912,179 человек
- 1955 - 979,305 человек
- 1970 - 1,288,930 человек
- 2000 - 1,493,398 человек
Религия
Истоки Кобе связаны с синтоистской кумирней Икута, впервые упомянутой под 201 годом. С тех пор кумирня Икута неизменно сохраняла важное место в религиозной жизни города; даже название "Кобе" - "божий удел" - изначально обозначало только квартал, подати с которого шли на содержание кумирни. Кроме кумирни Икута, важную роль играет её ровестница, кумирня Нагата. К началу XXI века в тройку важнейших синтоистских святилищ города входила также основанная в 1872 году императором Мэйдзи кумирня Минатогава, посвященная памяти героя смуты Гэнко, образцового "верного вассала" Кусуноки Масасигэ [4].
С VII века под императорским покровительством в городе насаждался буддизм. Самый примечательный подъём этой веры в Кобе произошел в эпоху феодальной раздробленности, когда ведущие храмы Нары - Тоодайдзи секты Кэгон и Коофукудзи секты Хоссо - заняли видное место в развитии города.
С начала периода Мэйдзи благодаря открытию города для пребывания иностранцев быстрое развитие получило Христианство. К концу XIX века здесь действовали две протестантских и одна римо-католическая церкви [3]. В отличии от западных исповеданий, проповедь Православия велась не инострацами, а японцами, с 1873 года. С 1913 года действует православный молитвенный дом .
Использованные материалы
- Смирнов Н. А., "Кобе", Большая советская энциклопедия:
- "Кобе", Географическая энциклопедия:
- Л. Б., "Хиого", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- 「昔の神戸」, официальный сайт Кобеского городского архива:
- Переписи населения Японии с 1920 года:
[1] Точная транскрипция - Кообэ.
[2] 政令指定都市 - "город, определенный указом правительства"
[3] Л. Б., "Хиого", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm
[4] 「神戸の三大神社について」, сайт об истории Кобе 『神戸の歴史や文化について知る』, http://haikara.kimec.ne.jp/01/003.html