Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Перенаправлено со статьи "БРЯНСКИЙ СВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свенский Успенский монастырь
Свенский Успенский монастырь
Свенский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Брянской епархии

Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

Монастырь был основан в 1288 году, когда на этом месте чудесно остановилась привезённая из Киево-Печерской Лавры икона Богородицы, с тех пор известная как Свенская. Черниговский князь Роман Михайлович, надеявшийся обрести от иконы исцеление от слепоты, прибыл сюда и после молитвы тотчас исцелился. Он дал обет построить тут монастырь, даровав ему все окресные земли, и тогда же собственноручно стал рубить деревья для возведения первого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы [1]. Построенный деревянный храм стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Свенская икона стала главной святыней обители. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Свенская обитель стала крупным землевладельцем.

Особенно был щедр Иоанн Грозный. При нём началось строительство каменных храмов вместо деревянных, и были возведены Успенский собор, храм во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, а также каменная колокольня.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск литовского отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону. Вскоре обитель постигла новая беда: в Смутное время, во время продолжительной осады города в 1607 году, монахи с жителями испытывали страшный голод. Свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий были одними из вдохновителей стойкой обороны Брянска, а затем, вместе со строителем Свенской обители Варсонофием, подписали акт об избрании в 1613 году царем Михаила Феодоровича Романова.

9 января 1664 года монастырь подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами, которые пожгли церкви обители. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Приписной монастырь Киево-Печерской Лавры

Монастырь оставался в бедственном положении. Старые храмы ветшали - в 1677 году обвалился храм Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под 1678 годом, а окончательно достроенный в 1694 году. Однако, обители было трудно содержать себя.

Так как в 1680 году, тревожимая татарами и поляками Киево-Печерская Лавра просила «_пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску» царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал Свенский монастырь к Лавре. Киевскому иеромонаху будущему святителю Иоанну (Максимовичу) наказано было описать всё хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами. Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.

Во время пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске царь Петр I останавливался в монастыре. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в село Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы царь приезжал в обитель опять и отслужил тут благодарственный молебен за победу. По местным сказаниям, царь останавливался в маленьком каменном домике напротив колокольни - впоследствии с северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».

С 1734 по 1742 год на средства брянского купечества был построен новый надвратный Преображенский храм, взамен ветхого. В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве нового соборного храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донского монастыря, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. В 1747 году обратились к архитектору И. Ф. Мичурину. Новый большой двухпредельный собор был достроен в 1758 году. Постройкой в 1764 году каменной ограды Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение.

До 1764 года Свенский монастырь обладал многочисленными селениями и крестьянами, которые платили оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами. Свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. После секуляризации монастырских земель 1764 года обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. Очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения, игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек, но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, чаще всего уходя на Афонскую гору и в Молдавию.

Самостоятельный монастырь

20 апреля 1786 года Свенская обитель была отчислена от ведомства Киево-Печерской Лавры и получила самостоятельность и поступила в ведомство севского епархиального управления, которое составляло викариатство московской митрополии

Связь с Афоном и Молдавией выразилась в том, что со Свенским монастырем связано немало учеников и последователей преподобного Паисия (Величковского). Среди них - иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и другие, получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся преподобный схиархимандрит Моисей Оптинский, бывший в 18091811 годах послушником Свенского монастыря.

На исходе XIX века в обители имелось ценное собрание книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг XVI-XVIII веков, книги по истории Церкви России и Восточной Римской империи, летописцы и прочее.

Разгром XX века

Самым страшным бедствием во многосотлетней истории обители стало уничтожение монастыря при безбожном режиме. На первых порах после переворота 1917 года богослужение ещё проводилось в Успенском соборе. Чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковскую галерею.

В 1924 году монастырь был закрыт. 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею. Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я. П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор, от чего пострадали и другие постройки. Еще раньше домик Петра I был разобран на кирпич.

Восстановление

В 1970-х годах власти взялись за восстановление монастыря. В 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен первый за многие годы молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.

Статистика

  • С XVI в. - обитель имела шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской.
  • Ок. 1681 - помимо церквей обитель имела 29 келий с 90 монахами и послушниками; конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами; две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку; в библиотеке монастыря 115 книг.
  • 1744 - обители принадлежало 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян; подворья в Брянске и Карачеве.
  • 1755 - в библиотеке монастыря 338 книг.
  • 1893 - в библиотеке монастыря 1300 книг.
  • нач. 1900-х - 100 монахов; 80 десятин распашной и луговой земли, семь десятин фруктового сада (главный источник дохода); основной капитал обители - 40 980 рублей.

Храмы, архитектура

Успенский собор

Успенский собор Свенского мужского монастыря
Успенский собор Свенского мужского монастыря
Первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был устроен в 1288 году, и с него началась история обители.

Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

К 1742 году древний собор был в плачевном состоянии и было получено разрешение и средства на строительство нового, что было вверено архитектору И. Ф. Мичурину. Храм был заложен 30 июля 1749 года, достроен в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя святых Захарии и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.

Собор был взорван в 1930 году. На 2010 год сохранились лишь руины.

Антоние-Феодосиевский храм

19 мая 1566 года года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

От ветхости храм обвалился в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. В 1832 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.

Храм пострадал при взрыве собора в 1930 году.

Сретенский надвратный храм

На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под 1678 годом, а окончательно достроенный в 1694 году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.

Преображенский надвратный храм

Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня. Когда он пришёл в ветхость, 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля 1742 года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость.

Колокольня

Каменная колокольня была построена при царе Иоанне Грозном, который пожаловал для неё два колокола в 40 и 200 пудов. Около 1740-х колокольня была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Колокольня пострадала при взрыве собора в 1930 году.

Каменная ограда

Была построена в 1764. Протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, она прорезана пилястрами и амбразурами, имеет форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.

Настоятели, наместники

С 1924 по 1992 год монастырь был упразднен

Литература

Использованные материалы

  • Иерофей (Добрицкий), архим. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Москва, 1866, 237 с., 1895, 238 с.:



[1]  Подробнее об этом чуде см. Свенская икона Божией Матери.

[2]  РГИА Ф. 796, оп. 83, дело №215

[3]  Мценский Петро-Павловский монастырь Орловской епархии, издание 3-е исправленное и дополненное, Орел. 1900, с. 102: http://books.google.com/books?id=SP7vAgAAQBAJ&pg=PA102 (Google-Книга, дата обращения 11 декабря 2020 года)

[4]  Определение Св. Синода 12-14 мая 1893 года за № 1214 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1893, №22 (29 мая), с. 196; Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214.

[5]  Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214; Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384.

[6]  Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384; Определение Св. Синода от 14-16 января 1904 года за № 143 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1904, №4 (24 января), с. 38.

[7]  Определение Св. Синода от 4- 18 мая 1905 года за № 2221 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1905, №24 (11 июня), с. 302; Определение Св. Синода от 16 февраля - 10 марта 1908 года за № 1060 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1908, №13 (29 марта), с. 65.

[8]  Определение Св. Синода от 6 марта 1908 года за № 1580 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1908, №13 (29 марта), с. 65; Определение Св. Синода от 19 ноября - 6 декабря 1909 года за № 9293 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1909, №51.52 (19 декабря), с. 448.

[9]  Определение Св. Синода от 20-29 марта 1910 года за № 2148 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1910, №15 (10 апреля), с. 87; Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463.

[10]  Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463; Церковная хроника // Прибавление к церковным ведомостям, 1918, №15/16 (1(14) мая), с. 519.

[11]  Указ № 57-Д от 10 декабря 2020 года митр. Брянского Александра (Агрикова), http://www.bryansk-eparhia.ru/eparhiya/ukazy/2020-god-1/1-uk...ka/

Редакция текста от: 01.02.2021 21:08:40

"СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google