Иосиф, патриарх Московский и все Руси (1642-1652) |
Родился в г. Владимире-на-Клязьме.
С 1639 г. - архимандрит Симонова монастыря.
27 марта 1642 г. поставлен патриархом Московским и всея Руси.
Избирался он несколько своеобразно. Царь Михаил Федорович сам написал для избрания в патриарха 6 имен (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на собор. Святители взяли сначала 3 жребия и вложили их в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Также поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные 2 жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита и избранным оказался Иосиф.
Патриарх Иосиф пользовался глубоким уважением царя Алексея Михайловича. Но он (Иосиф) занял патриарший престол уже в старости и по слабости сил не мог быть таким советником молодому царю, какими были до него патриарх Филарет (Романов), а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами.
Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя св. пророка Илии в Ярославле в 1650 г. патриарх принес в дар новой церкви частичку Ризы Господней.
В 1646 г. разослал Наказ, замечательный по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России.
Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, было основано Ртищевское училище и выписаны ученые из Киева.
При патр. Иосифе было напечатано много церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми) и начато благое дело сличения их с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 г. были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту Пустосвята и других. Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуйе и т. д., а также много своевольных изменений и дополнений. При последовавшем вскоре за тем образовании раскола старообрядчества эти книги послужили для него главной и, для того времени, сильной опорой. В то же время для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения был послан в Грецию ученый монах Арсений (Суханов), при преемнике Иосифа он возвратился, с массою книжных сокровищ.
Патриарх Иосиф. Конец XIX в. Неизвестный художник. Чернила, карандаш, акварель, золото. 22,7x17,3 |
При патриархе Иосифе было издано «Уложение» царя Алексея Михайловича, значительно подрывавшее значение в государстве церковной иерархии вообще и патриарха в частности. Патриарх сидел во время составления «Уложения» в царской думе и на земском соборе и не протестовал. Учреждением монастырского приказа были уничтожены судебные привилегии духовенства, а следовательно, умалена власть патриарха.
При патр. Иосифе были открыты мощи преп. Саввы Звенигородского, преп. Александра Свирского и св. кн. Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митр. Никона и соборному определению были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество, патриарха Иова из Старицы, св. патриарха Гермогена из Чудова монастыря и св. митр. Филиппа с Соловецкого острова. Во время встречи тела патр. Иова престарелый святитель сказал царю: "Вот смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава".
Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 г. скончался, не дождавшись прибытия мощей св. Филиппа. Погребен в Московском Успенском соборе.
Темное пятно на памяти патриарха Иосифа - корыстолюбие, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области. После его смерти осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение. Завещания патр. Иосиф не оставил, и все его накопления по указанию царя были розданы в основном на монастыри, церкви, кафедры.
Труды
- Поучение к духовенству, изданное при вступлении на патриарший престол.
- Наказ по поводу разных настроений в церковной жизни (1646 г.).
Литература
- М. Макарий И. Р. Ц., т.XI, с. 95-179.
- Филарет, архиеп. И. Р. Ц., пер. IV, с. 17, 42, 192-195, 216, 224, 240.
- Соловьев С. М. История России, кн. II, с. 1274, 1275, 1277, 1278, 1279, 1553-1557; кн. III, с. 201, 202, 207.
- Мансветов Как правились на Руси церковные книги.
- Белокуров Арсений Суханов.
- Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 44, 511, 516, 519, 527, 528.
- Боголюбский, прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 21-24.
- Ф. В. Четыркин Жизнеописание патр. москов. СПб, 1893, с. 42, 43, 47.
- Строев П., с. 6, 151.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
- Булгаков, с. 1405.
- Денисов, с. 74, 95, 106.
- Ратшин, с. 99.
- Летопись Е. А., с. 653, 654.
- Сборн. для любит. дух. чтен. М., 1888, с. 304.
- Всероссийский календарь. СПб, истор. отдел., 1917, с. 87.
- М. Нкр., т. I, с. 515.
- Прав. собес., 1874, июнь, с. 50.
- Истор. вестн., 1882, май, с. 365, 1884, июнь, с. 680, 1888, июнь, с. 701-704, 1890, июль, с. 204, 1904, февраль, с. 688.
- Рус. старина, 1876, июнь, с. 384, 1879, апрель, с. 734.
- Ж. М. П., 1944, № 9, с. 14, 1945, № 3, с. 66-69, 1948, № 3, с. 6, 1954, № 4, с. 11.
- Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 6 (Скворцов Н. Московский Кремль), 1901, кн. 1-я, № 2, с. 219, 1910, кн. 1-я, № 3, с. 421, 422.
- БЭЛ, т. VII, с. 442-445.
- ЭС, т. XIII-а (кн. 26), с. 758.
- РБС, т. VIII, с. 346-348.
- Н. Д., с. 11.
- Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 3.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.