Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий |
Память 21 декабря в день кончины, 10 октября на обре́тение мощей и перенесение их в Дальние пещеры (Укр.), в Соборах Брянских, Киевских, Липецких, Ростово-Ярославских, Рязанских и Сибирских святых, а также прпп. отцев Киево-Печерских Дальних Пещер
В миру Амфитеатров Феодор Георгиевич, родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии (ныне - Троснянского района Орловской области) в благочестивой семье священника Георгия Амфитеатрова. Он родился очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока.
В детские годы Феодор очень любил посещать храм.
С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789 году, Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища.
В 1795 году, как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии, которую окончил в 1797 году.
Постриг
7 ноября 1798 года он был пострижен в монашество с именем Филарета.
Как выдающийся выпускник семинарии, отличавшийся доброй нравственностью, он был оставлен в семинарии преподавателем.
9 ноября 1798 года рукоположен во иеродиакона, а 13 января 1799 года - во иеромонаха.
11 марта 1802 [1] назначен настоятелем Свенского монастыря. В том же году возведен в сан игумена и назначен ректором Севской семинарии. Ему было только 23 года.
Архимандрит
В 1804 году возведен в сан архимандрита. Ревностный исполнитель возложенных на него обязанностей, он пользовался особым покровительством епископа Орловской епархии преосвящ. Досифея (Ильина). Но это покровительство не использовалось архим. Филаретом для личных выгод. Если только дело касалось прямого долга и пользы службы, то он действовал решительно, не боясь отрицательных последствий. Такое поведение архим. Филарета привело к тому, что отношение еп. Досифея к нему постепенно изменилось в худшую сторону, и последний постарался совершенно выжить его из епархии.
Перевод в Уфу
В 1804 году Филарет был переведен из Орловской епархии в глухую, отдалённую Уфу.
Архим. Филарет был назначен здесь ректором Оренбургской духовной семинарии и настоятелем монастыря. Его можно даже назвать основателем Оренбургской семинарии, так как в то время она только начинала действовать.
Первые полтора года этого периода жизни, когда во главе епархии стоял еп. Амвросий (Келембет), у Филарета все шло хорошо. Но с назначением на Уфимскую кафедру преосвящ. Августина (Сахарова), которому архим. Филарет был охарактеризован Орловским еп. Досифеем (Ильиным) с отрицательной стороны, положение его резко изменилось. По малейшему поводу еп. Августин преследовал архим. Филарета, писал на него жалобы в Св. Синод. Такое притеснение продолжалось в течение всего уфимского периода жизни архим. Филарета. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, но, в конце концов, у него появилась мысль оставить все, удалиться в какой-нибудь отдаленный монастырь и, скрыв свой сан, начать жизнь самого последнего инока. Но Господь не оставил своего избранника. Однажды после пламенной слёзной молитвы коленопреклоненный Филарет, находясь в полусонном состоянии, увидел руку, писавшую на стене: "Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!". С этого времени жизнь архим. Филарета совершенно изменилась.
По ходатайству протоиерея Турчанинова, хорошо знавшего Филарета, перед митрополитом Амвросием (Подобедовым), 10 ноября 1810 года он был переведен в Тобольск для испытания. Управлявший Тобольской епархией еп. Амвросий (Келембет), который и ранее знал Филарета, в своих донесения митрополиту и Св. Синоду о характере и поведении вновь присланного архимандрита называл его "не человеком, а ангелом во плоти".
2 декабря 1813 года был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря.
По предложению ректора С.-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова), 15 февраля 1814 года архим. Филарет был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.
В этот период он был удостоен степени доктора богословия. Докторская степень была присвоена архим. Филарету не за научные труды, а по должности и за безукоризненный образ жизни.
В этом же году Филарет был переведен в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию. Это назначение также состоялось по указанию ректора С.-Петербургской академии Филарета (Дроздова).
Московская духовная академия
Архим. Филарет занялся благоустройством академии, торжественное открытие которой состоялось 1 октября 1814 года.
Его лекции по догматическому богословию отличались краткостью, ясностью и доступностью и посещались студентами с большим желанием. По словам самих слушателей, в его лекциях слышалось что-то в роде благовествования, а потому и слушались они с благоговением.
Впоследствии догматическое богословие читалось по конспектам лекций архим. Филарета.
Отношения ректора со студентами были дружески-братские. Он имел подход к каждому, воспитывал своих питомцев не наказаниями, а внушением и примером личного поведения. Ректор не хвалил провинившихся, но щадил их и таким методом воспитания почти всегда добивался положительных результатов. Его воспитанники так впоследствии отзывались о своем ректоре: "Управление его в академии было истинно отеческое, мы были для него дети родные".
В период ректорства архим. Филарета дважды проводились ревизии Московской академии ректором С.-Петербургской академии Филаретом. Результаты этих ревизий наглядно выразились в следующем факте: после второй ревизии в 1818 г. ректор С.-Петербургской академии Филарет (Дроздов), тогда уже епископ Ревельский, снял с себя панагию и подарил ее ректору Московской академии в знак особого уважения и признания его заслуг. О высокой оценке ректорской деятельности архим. Филарета свидетельствовал и тот факт, что за четыре года ректорства он 6 раз был удостоен различных наград и поощрений.
Епископ Калужский
1 июня 1819 года был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Хиротонию совершали митр. Московский Серафим с преосвященными: грузинским митр. Ионой, архиепископами Пафнутием и Досифеем и епископом Дмитровским Лаврентием.
Стремясь воспитывать в своей пастве дух благочестия, он ревностно относился к исполнению всех церковных богослужений и проповеди в храмах. Его беседы отличались ясностью и простотой изложения. Впоследствии эти беседы-толкования Евангелия от Матфея были напечатаны отдельной книжкой.
Калужский архипастырь уделял внимание и делу строительства, обновления и благоустройства церквей, причем требовал, чтобы деревянные храмы заменялись каменными. За период его епископства в Калужской епархии было построено 25 каменных церквей.
Принимал меры по улучшению материального состояния духовенства. Часто оказывал помощь нуждающимся духовным лицам из своих собственных средств.
Особым вниманием архиерея пользовались вдовы и сироты духовного сословия. Защищал он духовенство от притеснений помещиков и гражданских властей, а в случаях виновности лиц духовного звания он был к ним отечески строг и требователен. При поездках по епархии, а также в других удобных случаях старался экзаменовать и одновременно поучать церковнослужителей. И все это делалось с такой простотой, что никто не чувствовал себя униженным.
С детских лет стремившийся к иноческой жизни, еп. Филарет обратил внимание на состояние монастырской жизни епархии. При нем был вновь создан монастырь под названием "Добрый", а в Оптиной пустыни был устроен в 1820 году Скит, в котором еп. Филарет имел свою келью и часто посещал его.
Предметом постоянных забот еп. Филарета была Калужская семинария.
Преосвящ. Филарет занимался и делом просвещения раскольников. В 1820 г. в России начала проводиться работа по переводу Св. Писания на русский язык. Преосвященный Филарет выступил против этого начинания. "Русское наречие, - писал он, - не может передать священного писания со всею силою и верностию, каким отличается перевод славянский, в котором доступно понятию все то, что только нужно для назидания верных к вечному их спасению... Надобность состоит не в переводе Библии на русский язык, а в прилежном изучении славянского языка во всех наших духовных и светских училищах и в повседневном прилежном чтении на нем священного писания".
Филарет выдвинул 7 тезисов против "русской Библии".
- В Ветхом Завете, хотя язык еврейского народа неизбежно менялся, книжники оставили священный текст без изменений, ограничиваясь его истолкованием для народа.
- Ввиду возможных повреждений еврейского текста Промысл Божий сохранил его в форме греч. перевода (Септуагинты), который был сделан "под несомненным руководством Духа Божия".
- Восточная Греческая Церковь, приняв Септуагинту, не переводила ее на новогреческий язык, а толковала народу Библию по старому переводу.
- Перевод Российского библейского общества "сделан не только не с благословения иерархов греческих, а решительно без их ведома и вопреки их воле".
- Слав. перевод, осуществленный свв. Кириллом и Мефодием, основан на Септуагинте.
- Славянские Церкви не делают переводов на свои народные языки.
- Мысль о рус. переводе родилась не в среде иерархии и не в народе, а пришла из Англии, "гнездилища всех ересей, сект и революций".
Эти тезисы были опровергнуты митр. Филаретом Московским, мнение которого о необходимости русского перевода Библии было принято Свящ. Синодом, санкционировавшим новый перевод Писания. Владыка Филарет (Амфитеатров) остался при своем мнении до конца дней своих.
Епископ Рязанский
12 января 1825 года был переведен в Рязанскую епархию.
Впоследствии он дважды посетил Калужскую епархию. Особенно памятным для калужан было его посещение в 1842 года, когда по его молитвам во время литургии и молебна пролился на землю обильный, благотворный дождь и оросил почерневшие от долговременной засухи поля.
В Рязань прибыл 1 марта 1825 г. Служение его на Рязанской кафедре было непродолжительным - всего три года, причем из этого времени он больше года находился в С.-Петербурге, присутствуя в Св. Синоде. За этот непродолжительный период времени никаких особенных действий в Рязани не было. Как и в Калуге, он заботился о нравственном состоянии духовенства, по-прежнему был милостив к вдовам и сиротам, заботился о благолепии храмов.
22 августа 1826 г. еп. Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ.
Архиепископ Казанский
25 февраля 1828 г. он был назначен архиепископом в Казань. Прямо из Петербурга, где он в это время находился, архиеп. Филарет вынужден был срочно выехать в Казань. Такая срочность поездки объяснялась тем, что в этот период в Казанской епархии начали отпадать от христианства множество инородцев, недавно принявших христианскую православную веру. Задача Филарета и заключалась в том, чтобы выяснить причины и наметить меры к устранению в дальнейшем подобных явлений.
Митр. Филарет в первый же год совершил обзор своей новой обширной епархии. Паства казанская была очень многообразна по числу национальностей, проживавших в ней. Результаты обзора и свои предложения по устранению многих недостатков, имевших место в епархии, и по утверждению в вере разноплеменных обитателей своей паствы архиеп. Филарет подробно изложит Св. Синоду. Его предложения по данному вопросу отличались мудрой опытностью. В осуществлении некоторых намеченных мероприятий встретились многие трудности, но он не отступал от намеченного плана. С огромной энергией занимался архипастырь порученным делом и достиг больших успехов. Много содействовал успеху дела пример его личной жизни и различные чудесные явления, происходившие по его молитвам. В голодные годы архиеп. Филарет, раздав все свое состояние, брал взаймы, но не прекращал помогать голодающим. Оказывая помощь от себя, он располагал к этому и богатых людей Казани. Во все трудные периоды жизни он всегда был среди паствы. Так во время страшного бедствия - холеры архиеп. Филарет ежедневно сам совершал божественную литургию в течение 40 дней и составил в этот период специальное молебное пение.
В деле воспитания паствы в духе благочестия основным мероприятием святитель считал строительство храмов и чтение проповедей. При обзора епархии сам архиепископ почти везде говорил проповеди, причем проповедовал без всякой подготовки. Признавая важность проповеди в деле духовного воспитания паствы, архиеп. Филарет сам лично, с особым вниманием рассматривал проповеди воспитанников семинарии.
В Казани архиеп. Филарет обратил в православие более 5000 язычников. Вместе с выполнением основной своей задачи по обращению иноверцев казанский архипастырь не оставлял без внимания и раскольников, проживавших в его епархии.
В его бытность архиепископом казанским в учебных заведениях произошло много положительных перемен, облегчивших жизнь их воспитанников. Он сам вносил большие пожертвования в пользу учебных заведений и располагал к этому других. Помимо существовавших до него учебных заведений, архиеп. Филарет открыл уездные и приходские училища в городах: Чистополе и Свияжске в 1829 году и в 1833 году - в Сызрани и Самаре.
В 1836 году архиеп. Филарет был вызван в Санкт-Петербург для присутствия с Св. Синоде, где в то время решался вопрос о воссоединении униатов.
По пути в Петербург архиепископ посетил Воронеж и содействовал епископу воронежскому Антонию (Смирницкому) в устройстве монастыря в честь святителя Митрофана. Еп. Антоний предсказал Филарету о скором назначении его в Киев. Это предсказание вскоре сбылось.
По прибытии в Петербург он был назначен сначала на Ярославскую кафедру, но еще до выезда в Ярославль Филарет получил новое назначение. 18 апреля 1837 года он был назначен митрополитом Киевским.
Свт. Филарет (Амфитеатров). Сайт Московской Покровской общины сестер милосердия |
Митрополит Киевский
В первые годы по вступлении на Киевскую кафедру митрополиту Филарету встретилось много трудностей. Это было время воссоединения униатов. Нежелавшие воссоединения лица старались всячески вредить укреплению православия и различными ложными слухами старались поселить среди народа недоверие к духовенству православных церквей. Во избежание подобных явлений митр. Филарет старался назначать в приходы, где население состояло из католиков и православных, священнослужителей достойных и опытных. Он выступал в защиту духовенства перед лицом гражданской власти, с полным знанием дела изложил создавшееся положение и указал источники распространения ложных доносов на духовенство. В это же время митр. Филарет активно участвовал в обсуждении вопроса о материальном обеспечении сельского духовенства, защищая положение 1842 года, по которому сельское духовенство обеспечивалось землями, домами и единовременным пособием от прихожан.
По ходатайству архипастыря в Киеве было открыто Киево-Софийское духовное училище, в распоряжении которого преосвящ. Филарет передал трехэтажный митрополичий дом и на свои средства содержал 40 учеников этого училища из 110 принятых. Этому училищу он уделял наибольшее внимание из всех учебных заведений епархии.
Киевской духовной семинарии он передал свою личную библиотеку и распорядился о передаче ей же библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При нем значительно увеличилось число воспитанников семинарии. При вступлении его на епархию из 1213 священников было только 377 окончивших семинарию, а к концу его святительства - 887.
Под непосредственным руководством митр. Филарета было написано инспектором Киевской семинарии архим. Антонием (Амфитеатровым) (племянником Филарета) и вышло в свет в 1848 году учебное пособие для семинарии по догматическому богословию. Этот труд получил всеобщую положительную оценку.
Чтобы лучше следить за состоянием всех духовных учебных заведений, митр. Филарет требовал предоставления ему еженедельно подробного отчета о положении дел в каждом учебном заведении. Эти отчеты должны были лично представлять сами руководители учебных заведений одновременно все. При этом путем обмена мнениями избиралось лучшее из практики одних руководителей и предлагалось другим для руководства.
Митр. Филарет был известен всей стране как деятельный покровитель развития просвещения. Это обращало на него внимание многих учебных заведений России, которые считали за большую честь быть под его покровительством. Благодаря этому, он был почетным членом Академии Наук, Московского общества истории и древностей, четырех духовных академий (Киевской, С.-Петербургской, Московской и Казанской), а также трех университетов (Киевского, Московского и Казанского). Он был не просто формально почетным членом, но и активно интересовался и участвовал, в частности, в жизни Киевского университета. И другие светские и военные учебные заведения Киева не оставались без его внимания.
Киево-Печерская лавра стала излюбленным местом пребывания святителя с первых же дней приезда в Киев. Поселившись в лавре, митр. Филарет занялся устройством внутренней жизни обители по правилам монашеского жития, установленного основателями лавры - преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Он запретил отвлекать братию монастыря на полевые работы, постоянно наставлял ее своими добрыми и мудрыми поучениями. Современники говорили о нем: "Мы знали его, как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников".
Митр. Филарет содействовал устройству вокруг Лавры каменной стены, а также разрешил занять имеющиеся на территории Лавры помещения под гостиницу, странноприимницу и лечебницу. Активно участвовал в делах Св. Синода, членом которого он был с 1836 года до освобождения его от этой должности по его просьбе в 1842 году. По указанию Св. Синода он был организатором и главным участником торжества, происходившего в Витебске в 1839 году по случаю воссоединения униатов.
Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий |
Схима
13 августа 1841 года принял постриг в схиму.
Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосеевой пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вел себя, как самый простой инок. На его средства в этой пустыни была устроена каменная церковь.
С 1855 года после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную. 1857 год он встретил на одре болезни. Болезнь по временам отпускала его, но не надолго. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 года. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал божественную литургию в домовой церкви и причащался св. Христовых Таин. До самого момента кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжелом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания.
Скончался 21 декабря 1857 года в девятом часу вечера. Погребение совершалось 29 декабря согласно его завещанию в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня.
Святитель Филарет был образ "словом, житием, любовию, духом и чистотою". Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества. Творец Иисусовой молитвы. Постник в строжайшем смысле. Обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения, даром замечательной памяти и дерзновенной молитвы. Удостоился многих благодатных откровений и видений. Никогда не пропускал слушание литургии, а последние три года ежедневно причащался св. Таин.
Строгий к себе во всем и особенно в образе жизни высоко подвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только в исключительных случаях.
С раннего детства он привык довольствоваться малым и так продолжалось всю жизнь. Он не делал сбережений, а все, что имел раздавал неимущим, сам оставаясь без копейки. Так было во время посвящения его во епископа, когда он получив назначение на епархию не мог выехать из-за неимения средств и вынужден был занять деньги на дорогу у своего студента. А смирение его было таково, что даже келейник мог отругать его за расточительность, которая заключалась в бесконечной милостыни нищим и помощи всем нуждавшимся. Нищие были постоянными посетителями его дома, так что даже келейники смущались этим перед знатными личностями, посещавшими митрополита, а он только радовался. Его нищелюбие вошло в пословицу и называли его не иначе, как "Филаретом Милостивым".
Состоял членом Императ. Российской академии, Императ. московского общества истории и древностей российских, конференций духовных академий киевской, с.-петербургской и московской и Императ. университетов киевского и казанского. Кроме лекций по догматическому богословию и истолковаиельному чтению Св.Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространнных мнений по вопросам церковным, писем и т.п., не предназначавшихся к печати, от митр. Филарета осталось немало и печатных трудов. Личные черты характера митр. Филарета ясно представляются в его произведениях, особенно же его простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св.Писания.
Вел переписку с патриархами Иерусалимским, Константинопольским и Александрийским.
Мощи и почитание
Со временем святитель Филарет-Феодосий был причислен к лику местночтимых святых в нескольких соборных памятях - так, в 1984 году его имя было включено в Собор Сибирских святых. 23 октября 1994 года в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры лаврская братия, по благословению митрополита Киевского Владимира, под руководством наместника обители архимандрита Павла обрела нетленные мощи Киевского святителя и перенесла в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры [2].
8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению патриарха Алексия II. При этом, это празднование видимо не было введено в обиход Украинской Православной Церкви, в которой в июне 2007 года было совершено его местное прославление, 18 апреля 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви направил материалы к общецерковной канонизации на рассмотрение патриарха, после чего 22 июня того же года последовало общецерковное прославление [3]. Не позднее 2010 года также стала совершаться память обретения мощей святителя и перенесение их в Дальние пещеры в 1994 году [4].
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя святителя Филарета (Амфитеатрова) было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [5].
Молитвословия
Тропарь, глас 6
Возлюби́в измла́да подви́жническое житие́,/ еди́ному Хри́сту Бо́гу после́довав,/ клевету, поноше́ния и гоне́ния претерпе́в,/ кро́тость, смире́ние и милосе́рдие в душу всели́в,/ от си́лы в си́лу восходи́л еси́,/ от Бо́га дар чудотворе́ний и исцеле́ний прияв,/ святи́телю Филаре́те,/ яко иера́х моли́ Хри́ста Бо́га,/ мир гра́ду Ки́еву даровати,/ и ду́шам на́шим спасти́ся.
Кондак, глас 8
Ти́хостью нра́ва украше́н,/ во свяще́нницех благоче́стно пожи́в/ жезло́м от Бо́га тебе́ да́нным, ста́до Христо́во упасл еси́/ на па́житех Богома́тере,/ приле́жно моле́ния за люди твоя приноси́л еси́,/ и Ла́вры Святыя запале́ние угаси́л еси́,/ те́мже и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя, сла́вне Филаре́те,/ да вси вопие́м ти:// ра́дуйся, святи́телю о́тче наш.
Сочинения
- "Слово в день Вознесения Господня", произнесенное в 1814 г.;
- "Слово в Великий Пяток", говоренное в 1815 г.;
- "Слово в Великий Пяток", говоренное в 1818 г. в Новоиерусалимском монастыре;
- "Слово при отпевании московского архиепископа Августина" (Виноградского), произнесенное 10 марта 1819 г.;
- "Слово на новый 1822 год" и др.;
- Пастырское послание 1831 года, мая 18 дня, Казань // Православный собеседник : Издаваемый при Казанской духовной академии. - 1865. - Ч. 1. - С. 303-312
- "Беседы на пятую, шестую и седьмую главы святого евангелиста Матфея" (4 издание, Москва, 3-е изд. 1831, 4-е изд. 1837);
- "Беседы на V, VI, VII, VIII, IX, X и XI главы святого евангелиста Матфея" (Киев, 1842);
- "Беседы на евангелие Иоанна" (т. I, Киев, 1847);
- "Слова и речи, говоренные в разные времена" (т. 1 - 3, Киев, 1857; новое издание, ib., 1883);
- "Евгений, митрополит киевский и галицкий" (в XIX книге "Временника московского общества истории и древностей", 1857).
Литература
- Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М.,1896-1918. - Т. "Фабер - Цявловский". - C. 77
- Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвящ. Филарет, в схимонашестве Феодосий, митр. Киевский и Галицкий и его время, в 3-х томах. Казань, 1888.
- Леонид, иером. История церк. в пределах Калуж. губ. и калуж. иерархия. Калуга, 1876, с. 196, 203.
- Благовещенский И., прот. Архиеп. Евгений (Казанцев). М., 1875, с. 50-51.
- Бочкарев Две могилы, с. 16 и 17 и прим.
- Геронтий, архим. Источ. опис. Волоколамского монастыря, с. 115.
- Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 100, 106, 112, 118, 194, 210, 287.
- Никанор (Каменский), архим. Казанский сборник статей. Казань, 1909, с. 483, 484, 516-517.
- Орлов Г. Филарет Амфитеатров; митр. Киевский, как проповедник. М., 1908.
- Чернавский Н. Оренбургская епархия, вып. X. Оренбург, 1903, с. 133-135.
- Поселянин Е. Русские подвижники 19 в., изд. 3 доп., с. 207, 208, 226. СПб, 1910.
- Его же На молитве. Петроград, 1916, с. 470.
- Его же Идеалы христ. жизни, с. 202.
- Савва, архиеп. Хроника моей жизни, 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
- Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 20.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
- Голубинский, с. 578.
- Толстой Ю., № 233.
- Булгаков, с. 1401, 1403, 1411, 1418.
- Денисов, с. 292, 307, 474, 633.
- Списки архиереев, № 233.
- Записки Трубецкого С.П., СПб, 1906, с. 210 и прим. 97, 101.
- Житие Филарета, митр. Киевского. Киев, 1858.
- Юбилейный сборник, с. 7, 1, 4, 5, 233-251, 527, 606, 607, 696.
- Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особ. и др. лицам. Тверь, 1888, с. 15-18, 132, прим. 3; ч. II, с. 57, прим. 1.
- Юбилейный сборник: речи, слова и беседы Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого. СПб, 1899.
- Летопись Е. А., с. 827.
- Обозрение епархии Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 82.
- Калуж. еп. вед., 1884, № 6-11, 14, 17-19.
- Владим. еп. вед., 1865, № 18 и 24.
- Древн. и Новая Россия, 1876, т. II.
- Киевлянин, 1884, № 185.
- Дух. беседа, 1858, т. II, № 16.
- Север. пчела, 1858, № 71.
- Приб. к Ц. В., 1907, № 50, с. 2215-2221.
- Душеп. размышл., 1884, с. 366-367.
- -"- 1885, с. 321.
- -"- 1898, с. 304.
- Воскр. чтение, 1857-1858, ч. XXI, 42, 45, 50, 52.
- -"- 1865, кн. 10.
- -"- 1895, ч. III, с. 518.
- Душеп. собес., 1898, вып. X, с. 304.
- Истор. вестн., 1883, сентябрь, с. 542, 544, 547, 552, 554-555.
- -"- 1892, сентябрь, с. 654.
- -"- 1895, февраль, с. 639.
- -"- 1896, апрель, с. 182.
- -"- 1900, сентябрь, с. 365-368.
- -"- 1906, январь, с. 326; апрель, с. 265.
- Прав. собес., 1867, январь, с. 64.
- -"- 1876, июль, с. 1-24.
- -"- 1879, февраль, с. 83-110.
- -"- 1897, декабрь, с. 118.
- -"- 1899, июнь, с. 354.
- -"- 1907, сентябрь, с. 40, прил.
- -"- 1908, май, с. 622.
- -"- 1909, март, с.
- -"- 1915, октябрь
- Изв. Казан. еп., 1876, № 11, с. 342-344.
- -"- 1878, № 8, с. 198.
- -"- 1879, № 20, с. 588.
- -"- 1883, № 6, с. 188 п/с.
- -"- 1885, № 22, с. 822-823.
- -"- 1888, № 23, с. 536.
- -"- 1897, № 1, с. 32.
- -"-1907, № 44, с. 1366; № 47, с. 1482-1492.
- -"- 1908, № 6, с. 186-189, 216-223.
- Прав. обозрен., 1868, декабрь, с. 371.
- Рус. инок, 1912, вып. 59, с. 37-38.
- Рус. старина, 1873, январь, с. 111.
- -"- 1876, май, с. 157-158.
- -"- 1880, май, с. 117; июль, с. 609.
- -"- 1881, ноябрь, с. 581.
- -"- 1882, август, с. 295; февраль, с. 336.
- -"- 1885, октябрь, с. 159 п/с. 4.
- -"- 1886, июнь, с. 710.
- -"- 1904, февраль, с. 276; сентябрь, с. 661.
- Христ. чтение, 1872, май, с. 71-150; июнь, с. 183-229; ноябрь, с. 377-419.
- Труды К. Д. А.,1884, май, с. 69-102.
- -"- 1885, июль, с. 435.
- -"- 1890, август, с. 610, 615.
- -"- 1901, № 12, с. 418-419.
- -"- 1908, № 21, с. 866.
- Вестн. Европы, 1873, т. 6, с. 252.
- Рус. архив, 1887, кн. 2-я, с. 458 (Филарет, архиеп. Черниговский); кн. 3-я, с. 288 (К истории правосл. в Прибалт. крае).
- -"- 1893, кн. 2-я, с. 149 ("Из писем А.Н. Муравьева к С.Д.Нечаеву").
- -"- 1895, кн. 2-я, № 6, с. 142; № 7, с. 277-278.
- -"- 1899, кн. 1-я, № 3, с. 417; № 4, с. 669; кн. 2-я, № 6, с. 204-208, 212 п/с. 6, 215 п/с. 1.
- -"- 1898, кн. 1-я, с. 304 п/с. 5 ("Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Филадельфу Пузыне"); кн. 3-я , с. 58 п/с. 1, (Дневник М.С. Ребелинского); с. 85 ("Памятные записки игум. Евгении Озеровой").
- Рус. архив, 1900, кн. 3-я, № 10, с. 26, 236.
- -"- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 378.
- -"- 1904, кн. 1-я, № 4, с. 648-649.
- -"- 1910, кн. 3-я, № 12, с. 589.
- Ж. М.П., 1945, № 12, с. 44-45.
- -"- 1954, № 4, с. 47.
- -"- 1958, № 2, с. 19, 52-56.
- Ж. П. Б., т. I, с. 212; т. III, с. 149, 221, 223, 229-231; доп. том II, с. 370-387; т. IV, с. 296; т. VII, с. 37-46, 51; т. XI, с. 97-110, 509; доп. I, с. 596-600; т. XII, с. 519-520; 576-822; доп. II, с. 551-553.
- БЭЛ, т. VII, с. 716-717; т. VIII, с. 111; т. X, с. 608-609.
- БЭС, т. II, с. 1139, 1164, 1330, 1973, 2233, 2404.
- ЭС, т. 35-а, с. 737-738.
- РБС, т. XXI, с. 77-79.
- Н. Д., с. 16, 24, 36, 50, 69.
Использованные материалы
- Страница портала "Русское Православие":
- "Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров)" // проект "Русский Биографический Словарь":
- Православный календарь 2015. Тропари, кондаки и величания на каждый день (по благословению Высокопреосвященнейшего Софрония, митр.Черкасского и Каневского), с. 317.
[1] РГИА Ф. 796, оп. 83, дело №215
[2] Иулиания (Самсонова), мон., сост., Оптинский патерик, Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2006, гл. I: "Краткая история и описание Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь. Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита": http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/optpaterik/6.html, "Веб-конференція голови Синодального відділу релігійної освіти та катехізації УПЦ архієпископа Криворізького і Нікопольського Єфрема (Кицай)", официальный сайт Украинской Православной Церкви, 7 декабря 2011, http://orthodox.org.ua/article/veb-konferentsіya-golovi-sino...ієp
[3] "Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий (1779–1857)", сайт Монастыри и храмы Киева, 15 мая 2013, http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=art...=22
[4] "В день обретения мощей свт.Филарета Амфитеатрова настоятель храма архимандрит Филарет празднует день своего небесного покровителя", сайт Киевского храма во имя преподобного Сергия Радонежского, 29 октября 2010, http://archive.prp-sergiy.kiev.ua/news21.html
[5] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.