Свенский Успенский монастырь |
- Адрес: Россия, 242000, г. Брянск, п. Супонево, ул. Фрунзе, 1Б
- Почтовый адрес: Россия, 241050, г. Брянск, 50 ОПС, а/я 91
- Тел.: (4832) 92-98-55, 92-20-74
- Официальный сайт: http://svenmon.org
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.
Монастырь был основан в 1288 году, когда на этом месте чудесно остановилась привезённая из Киево-Печерской Лавры икона Богородицы, с тех пор известная как Свенская. Черниговский князь Роман Михайлович, надеявшийся обрести от иконы исцеление от слепоты, прибыл сюда и после молитвы тотчас исцелился. Он дал обет построить тут монастырь, даровав ему все окресные земли, и тогда же собственноручно стал рубить деревья для возведения первого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы [1]. Построенный деревянный храм стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Свенская икона стала главной святыней обители. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.
С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Свенская обитель стала крупным землевладельцем.
Особенно был щедр Иоанн Грозный. При нём началось строительство каменных храмов вместо деревянных, и были возведены Успенский собор, храм во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, а также каменная колокольня.
В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск литовского отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону. Вскоре обитель постигла новая беда: в Смутное время, во время продолжительной осады города в 1607 году, монахи с жителями испытывали страшный голод. Свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий были одними из вдохновителей стойкой обороны Брянска, а затем, вместе со строителем Свенской обители Варсонофием, подписали акт об избрании в 1613 году царем Михаила Феодоровича Романова.
9 января 1664 года монастырь подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами, которые пожгли церкви обители. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.
Приписной монастырь Киево-Печерской Лавры
Монастырь оставался в бедственном положении. Старые храмы ветшали - в 1677 году обвалился храм Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под 1678 годом, а окончательно достроенный в 1694 году. Однако, обители было трудно содержать себя.
Так как в 1680 году, тревожимая татарами и поляками Киево-Печерская Лавра просила «_пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску» царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал Свенский монастырь к Лавре. Киевскому иеромонаху будущему святителю Иоанну (Максимовичу) наказано было описать всё хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами. Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
Во время пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске царь Петр I останавливался в монастыре. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в село Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы царь приезжал в обитель опять и отслужил тут благодарственный молебен за победу. По местным сказаниям, царь останавливался в маленьком каменном домике напротив колокольни - впоследствии с северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».
С 1734 по 1742 год на средства брянского купечества был построен новый надвратный Преображенский храм, взамен ветхого. В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве нового соборного храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донского монастыря, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. В 1747 году обратились к архитектору И. Ф. Мичурину. Новый большой двухпредельный собор был достроен в 1758 году. Постройкой в 1764 году каменной ограды Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение.
До 1764 года Свенский монастырь обладал многочисленными селениями и крестьянами, которые платили оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами. Свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. После секуляризации монастырских земель 1764 года обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. Очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения, игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек, но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, чаще всего уходя на Афонскую гору и в Молдавию.
Самостоятельный монастырь
20 апреля 1786 года Свенская обитель была отчислена от ведомства Киево-Печерской Лавры и получила самостоятельность и поступила в ведомство севского епархиального управления, которое составляло викариатство московской митрополии
Связь с Афоном и Молдавией выразилась в том, что со Свенским монастырем связано немало учеников и последователей преподобного Паисия (Величковского). Среди них - иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и другие, получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся преподобный схиархимандрит Моисей Оптинский, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря.
На исходе XIX века в обители имелось ценное собрание книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг XVI-XVIII веков, книги по истории Церкви России и Восточной Римской империи, летописцы и прочее.
Разгром XX века
Самым страшным бедствием во многосотлетней истории обители стало уничтожение монастыря при безбожном режиме. На первых порах после переворота 1917 года богослужение ещё проводилось в Успенском соборе. Чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковскую галерею.
В 1924 году монастырь был закрыт. 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею. Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я. П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор, от чего пострадали и другие постройки. Еще раньше домик Петра I был разобран на кирпич.
Восстановление
В 1970-х годах власти взялись за восстановление монастыря. В 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.
В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен первый за многие годы молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.
Статистика
- С XVI в. - обитель имела шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской.
- Ок. 1681 - помимо церквей обитель имела 29 келий с 90 монахами и послушниками; конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами; две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку; в библиотеке монастыря 115 книг.
- 1744 - обители принадлежало 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян; подворья в Брянске и Карачеве.
- 1755 - в библиотеке монастыря 338 книг.
- 1893 - в библиотеке монастыря 1300 книг.
- нач. 1900-х - 100 монахов; 80 десятин распашной и луговой земли, семь десятин фруктового сада (главный источник дохода); основной капитал обители - 40 980 рублей.
Храмы, архитектура
Успенский собор
Успенский собор Свенского мужского монастыря |
Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
К 1742 году древний собор был в плачевном состоянии и было получено разрешение и средства на строительство нового, что было вверено архитектору И. Ф. Мичурину. Храм был заложен 30 июля 1749 года, достроен в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя святых Захарии и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.
Собор был взорван в 1930 году. На 2010 год сохранились лишь руины.
Антоние-Феодосиевский храм
19 мая 1566 года года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.
От ветхости храм обвалился в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. В 1832 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
Храм пострадал при взрыве собора в 1930 году.
Сретенский надвратный храм
На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под 1678 годом, а окончательно достроенный в 1694 году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.
Преображенский надвратный храм
Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня. Когда он пришёл в ветхость, 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля 1742 года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость.
Колокольня
Каменная колокольня была построена при царе Иоанне Грозном, который пожаловал для неё два колокола в 40 и 200 пудов. Около 1740-х колокольня была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.
Колокольня пострадала при взрыве собора в 1930 году.
Каменная ограда
Была построена в 1764. Протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, она прорезана пилястрами и амбразурами, имеет форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.
Настоятели, наместники
- Сергий (упом. ок. 1567) игум.
- ...
- Исаия
- Иона II
- Павел
- Сильвестр
- Иаков I
- Варлаам II
- Марк I
- Варсонофий
- Иов II
- Иона III
- Иаков II
- Феодосий I
- Иаков III
- Ермоген (упом. 1655 - упом. 1657)
- Иаков IV
- Марк II (упом. 1659)
- Варнава (Глыбоцкий) (упом. 1664)
- Никодим (? - 1672) игум.
- Филарет (Левшин) (1673 - 2 сентября 1679)
- Маркелл, архим.
- Никон I, архим.
- Свт. Иоанн (Максимович) (ок. 1681 - 1684)
- Сила (Жаровский) (1685 - 1699)
- Афанасий (Миславский) (упом. 1701)
- Свт. Филофей (Лещинский) (1701 - 1702)
- Серапион (1702 - 1704) иером.
- Антоний (Тарасевич) (1705 - 1710)
- Модест (Ильницкий) (упом. 1710)
- Варсонофий (Ростоцкий) (упом. 10 июня 1734)
- Иоиль (Савицкий) (упом. 1738)
- Геннадий (Васинский) (упом. 1744 - упом. 1745)
- Лука (Белоусович) (1745 – упом. 1749)
- Гервасий (ок. 1750 - 13 сентября 1752)
- Иерофей (1752 - 1755)
- Игнатий (Войцехович) (+23 марта 1761)
- Ираклий (Лятошевич) (1761 - 10 января 1766)
- Каллист (10 января 1766 - упом. 1768)
- Палладий (3 апреля 1770 - 7 июля 1787 )
- Модест (14 октября 1787 - 22 октября 1796), возведен в архимандриты и определен настоятелем в Орловский Успенский монастырь
- Никон (22 октября 1796 - 16 октября 1797), возведен в архимандриты и перемещен настоятелем в Толгский монастырь
- Елеазар (20 марта 1798 - 10 сентября 1798), перемещен настоятелем в Брянский Петропавловский монастырь
- Феодосий (10 сентября 1798 - 19 октября 1799), из настоятелей Брянского Петропавловского монастыря
- Мануил (Корчак-Котович) (4 марта 1800 - 1801), возведен в архимандриты и определен настоятелем в Орловский Успенский монастырь
- Израиль (Звегинцев) (25 марта 1801 - 1801), выбыл в Санкт-Петербург наместником Александро-Невской Лавры
- Свт. Филарет (Амфитеатров) (11 марта 1802 [2] - 10 октября 1804)
- Дионисий (Цветаев) (25 декабря 1804 - 22 октября 1805)
- Амвросий I (20 мая 1806 - 1808)
- Амвросий II (31 октября 1809 - 9 июля 1833)
- Сергий (6 августа - 22 августа 1833)
- Дометий (12 ноября 1833 - 2 января 1835)
- Венедикт (Курковский) (24 июня 1837 - апрель 1839)
- Христофор (Эммаусский) (24 июня - июль 1837)
- Смарагд (Федоров) (11 января 1842 - 14 октября 1859)
- Иерофей (Добрицкий) (29 февраля 1860 - 1880)
- Авраамий (Симоченков) (1880 - 1893) [3]
- Варсонофий (14 мая 1893 - 20 мая 1898) [4]
- Израиль (20 мая 1898 - 19 ноября 1903) [5]
- Владимир (Гиганов) (19 ноября 1903 - 16 января 1904) [6]
- Анатолий (Юнгер) (16 января 1904 - 10 марта 1905)
- Филарет (Денисов) (18 мая 1905 - 16 февраля/10 марта 1908) [7]
- Олимпий (6 марта 1908 - 6 декабря 1909) [8]
- Никодим (29 марта 1910 - 30 ноября 1912) [9]
- Гервасий (30 ноября 1912 - +до 31 марта 1918) [10]
- Алексий (Замараев) (1918 - 9 сентября 1921)
С 1924 по 1992 год монастырь был упразднен
- Никодим (Анискин) (16 октября 1992 - 27 октября 2010)
- Митрофан (Охалов) (30 мая 2011 - 7 июня 2012)
- Алексий (Тюрин) (29 мая 2013 - 9 декабря 2020)
- Тихон (Колесняк) (c 10 декабря 2020 [11]), и/о
Литература
- Список настоятелей на сайте Свенского Успенского монастыря
Использованные материалы
- Иерофей (Добрицкий), архим. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Москва, 1866, 237 с., 1895, 238 с.:
- http://dlib.rsl.ru/viewer/01003577370 (материал использован частично)
- http://dlib.rsl.ru/viewer/01004629805 (материал использован частично)
[1] Подробнее об этом чуде см. Свенская икона Божией Матери.
[2] РГИА Ф. 796, оп. 83, дело №215
[3] Мценский Петро-Павловский монастырь Орловской епархии, издание 3-е исправленное и дополненное, Орел. 1900, с. 102: http://books.google.com/books?id=SP7vAgAAQBAJ&pg=PA102 (Google-Книга, дата обращения 11 декабря 2020 года)
[4] Определение Св. Синода 12-14 мая 1893 года за № 1214 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1893, №22 (29 мая), с. 196; Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214.
[5] Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214; Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384.
[6] Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384; Определение Св. Синода от 14-16 января 1904 года за № 143 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1904, №4 (24 января), с. 38.
[7] Определение Св. Синода от 4- 18 мая 1905 года за № 2221 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1905, №24 (11 июня), с. 302; Определение Св. Синода от 16 февраля - 10 марта 1908 года за № 1060 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1908, №13 (29 марта), с. 65.
[8] Определение Св. Синода от 6 марта 1908 года за № 1580 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1908, №13 (29 марта), с. 65; Определение Св. Синода от 19 ноября - 6 декабря 1909 года за № 9293 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1909, №51.52 (19 декабря), с. 448.
[9] Определение Св. Синода от 20-29 марта 1910 года за № 2148 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1910, №15 (10 апреля), с. 87; Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463.
[10] Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463; Церковная хроника // Прибавление к церковным ведомостям, 1918, №15/16 (1(14) мая), с. 519.
[11] Указ № 57-Д от 10 декабря 2020 года митр. Брянского Александра (Агрикова), http://www.bryansk-eparhia.ru/eparhiya/ukazy/2020-god-1/1-uk...ka/