Свт. Филофей Тобольский |
Память 31 мая, в Соборах Брянских и Сибирских святых.
Родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских.
Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киевской духовной академии.
По окончании академии женился и был рукоположен во иерея. Несколько лет был приходским священником.
Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время избран экономом Лавры.
В 1701 году назначен наместником Брянского Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оставлением в должности эконома.
4 января 1702 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершали свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан (Яворский) и митрополит Парфений Лаодикийский.
Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки. «Пришед в Сибирския страны, писал святитель Филофей царю, в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников». Святителем Филофеем была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями в ней были образованные киевские монахи.
В 1704 году святитель снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 году отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а свт. Филофей заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 году митрополит отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам.
Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье митрополита.
В 1711 году в результате тяжелой болезни был уволен от управления епархией, удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму с именем Феодор.
В 1712 году поправился настолько, что смог приступить к исполнению царского указа, полученного еще в 1710 году, с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул. Совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде.
В 1715 году по смерти свт. Иоанна Тобольского вторично вступил в управление епархией.
За время своего архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей (было 160, а стало 448), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников. Почти все время своей архипастырской деятельности провел в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. В период с 1712 по 1727 год святитель с сотрудниками просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев [1]. В 1712 году совершил свое первое миссионерское путешествие в Березовский край, а за год до смерти, больной, посетил Низовский край, и доехал до отдаленного Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквах, так и в монастырях и увеличил получаемое ими содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей.
В 1721 году снова удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь, жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь, но под его руководством трудились многие из бывших его спутников.
В 1726 году святитель предпринял последнее путешествие к обдорским остякам.
Скончался 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами».
Митрополит Филофей был тихого нрава, снисходителен ко всем, не тщеславен.
Обретение мощей
Святитель Филофей (Лещинский).С сайта http://www.tobolsk-eparhia.ru |
Первая попытка найти мощи святителя состоялась в 2000 году, но склеп у входа в Троицкий собор нашли пустым, в кирпичной кладке сохранилось лишь незначительно количество деревянных фрагментов сгнившего гроба. В 2003 году наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону передала завещание внучка священника, который принимал последнюю исповедь у человека, который перезахоронил останки святителя Филофея. В завещание было написано, что мощи были захоронены у левой колонны Георгиево-Вознесенского храма города Тюмени. С этого момента велись поиски мощей, было несколько неудачных попыток (у левых колонн разных приделов храма).
25 июля 2006 года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры - в Свято-Троицкий монастырь.
Литература
- Сулоцкий А. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881.
- Его же Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский. Омск, 1882.
- Абрамов Н. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. Омск, 1882.
- Мелетий, архим. Церковный собор в Тобольске при митрополите Филофее 1702 г. Казань, 1876.
- Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц., с. 614-616.
- Муромский А. Жития святых, I, с. 201.
- Самбикин Д. Месяцеслов, 1899, вып. IX, ч. II, май, с. 184-187.
- Захарченко М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 105.
- Баранов В.С. Летопись Верхотурского Николаев. м-ря. Н. Новгород, 1910, с. 89-90.
- Попов М.С., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 134, 138.
- Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 в. СПб, 1905, с. 161-166.
- Его же Идеалы христианской жизни, с. 202.
- Смирнов Ист. прав. христ. церкви, с. 254.
- Знаменский Русская церковная история, с. 283-284.
- Амвросий Ист. Рос. Иерархии, ч. I, с. 111.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
- Петров Л. Словарь, с. 267-268.
- Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913.
- Бантыш- Каменский Словарь достопамятных людей русской земли, III, 219.
- Голубинский Е., с. 342.
- Булгаков, с. 1415.
- Толстой Ю., № 3.
- Денисов, с. 292, 633, 860, 861.
- Филарет, архиеп. История Рус. Церкви, пер. IV, с. 83-87.
- Зверинский, т. I, с. 312; т. II, с. 374.
- Н. Д., с. 54.
- Списки архиереев, № 3.
- Монастырь (журнал), 1908, № 3, с. 67; № 4, с. 30-31; № 7, с. 38.
- Омск. еп. вед., 1916, № 36.
- Прав. благов., 1915, № 12, с. 120.
- Приб. к Ц. В., 1890, " 26, с. 862; № 33, с. 1083.
- Прав. собес., 1909, июнь, с. 793.
- -"- 1911, январь, с. 119; март, с. 81-82.
- -"- 1915, март, с. 204.
- Рус. палом., 1916, № 30, с. 426-428.
- Рус. старина, 1879, май, с. 8.
- -"- 1910, август, с. 203-219.
- Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 200.
- -"- 1896, май, с. 594-595.
- Летопись Е. А., с. 703.
- Жизнь свят. Филофея, просветителя сибирских инородцев. 3-е изд. Калуга, 1915.
- Симб. еп. вед., 1901, № 4, с. 131-133.
- Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 599.
- Миссионер, 1875, № 34 и 37.
- Дух. беседа, 1876, № 21.
- Церк. вестн., 1876, № 54.
- Моск. вед., 1876, № 130.
- Сибирский вестн., 1823, ч. 2.
- Ж. М. П., 1945, № 4, с. 71.
- Ж. П. Б., май, с. 346-355; июнь, с. 66.
- БЭЮ, т. 19, с. 232.
- БЭС, т. II, с. 2167, 2248.
- ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 856.
- РБС, т. XXI, с. 132-133.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русского Православия"
- Биография на сайте Тобольско-Тюменской епархии
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Сулоцкий Александр, прот. Обращение язычников Енисейской епархии. СПб.: Тип. духовного журнала "Странник", 1876, с. 2.