Василий Максимович Верюжский (1874 - 1955), протоиерей, профессор, доктор церковной истории
Родился 18 июля [1] 1874 года в селе Чекуево Мардинской волости Онежского уезда Архангельской губернии, в семье священника.
Окончил Архангельское духовное училище и в 1894 году Архангельскую духовную семинарию.
В 1894 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где с особенным интересом занимался у профессора Ивана Саввича Пальмова (1856-1920), специализируясь по кафедре истории славянских Церквей.
В 1898 году окончил Академию со степенью кандидата богословия.
Научный интерес В.М. Верюжского определился ещё во время обучения в Академии, но кроме приобретения чисто теоретических знаний необходимо было самому исследовать интересующий вопрос, лично познакомиться со славянским миром. Так поступали все корифеи русской богословской и церковно-исторической науки. И.С. Пальмов, учитель и научный руководитель Верюжского, объехал многие страны Европы, побывал на Афоне и в Константинополе, где исследовал библиотеки и архивы.
С 1898 по 1900 год В.М. Верюжский преподавал в Самоковском духовном училище (Болгария) сравнительное богословие, логику, психологию и историю философии.
Интересно то, что город Самоков был центром протестантской проповеди в Болгарии. Американские методисты имели там мужскую и женскую гимназии для обучение болгар, естественно, преследуя цели прозелитического характера. Им в противодействие и было создано православное богословское училище. За время работы в Болгарии М.В. Верюжский, изучая римо-католическую и протестантскую пропаганду, написал статью на русском и болгарском языках «Очерки из истории римо-католической и протестантской пропаганды в Болгарии», которая была опубликована как в болгарском «Церковном вестнике» за 1901 год, так и в русском «Церковном вестнике» за 1903 год.
Вернувшись в Россию, М.В. Верюжский углубился в научную работу, плодом которой стал ряд интересных статей по истории Холмогорской епархии и истории церковного раскола на русском севере в XVII веке. Свои статьи он публикует в академическом богословском журнале «Христианское чтение». Ряд своих статей о современном положении Поместных Православных Церквей он поместил в «Церковных ведомостях».
28 мая 1908 года после успешной защиты диссертации на тему «Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые двадцать лет её существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века» он был утвержден в степени магистра богословия. Сама диссертация вышла в 1908 году в Санкт-Петербурге отдельным изданием. В том же году работа молодого ученого была удостоена Макарьевской премии. Отзыв на соискание премии дал профессор, академик Академии Наук Н.К. Никольский.
С 1901 по 1903 год - помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии, с 1903 по 1913 год - преподает в Санкт-Петербургской духовной семинарии сравнительное богословие и историю и обличение русского раскола. Одновременно он являлся библиотекарем фундаментальной семинарской библиотеки. За свои труды в области духовного образования В.М. Верюжский был награжден орденом святой Анны III степени.
13 октября 1909 года он принимает сан священника и становится иереем церкви Воскресения Христова на Екатерининском канале Петербурга («Спаса на крови»).
Несмотря на сложную пастырскую деятельность и дополнительную загруженность, молодой иерей не оставляет научной и педагогической работы. В 1913-1918 годы занимал кафедру истории славянских Церквей в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1913 году он становится доцентом этой кафедры.
В 1915 г. удостаивается звания экстраординарного профессора. Высокому научному и преподавательскому уровню профессора способствовало знание им греческого, латинского, французского и немецкого языков.
Особым событием в научной деятельности профессора-протоиерея Верюжского стало его участие в работе Комиссии по научному изданию славянской Библии (Библейской Комиссии) при Петроградской духовной академии в 1915 - 1918 годах.
29 апреля 1916 года он возведен в сан протоиерея.
В 1920-1923 гг. является профессором в Богословском институте Петрограда по кафедре Истории славянских Церквей. Он также работал старшим архивистом в Главархиве.
В 1923 году протоиерей Василий Верюжский отказался перейти в обновленчество. За «нежелание быть в единение с Петроградским ЕУ» он был в июне 1923 года указом обновленческого епископа Лужского Артемия (Ильинского) уволен с должности священника Воскресенского собора. В том же 1923 году за «распространение контрреволюционных листовок» он был приговорен к одному году заключения. После недолгого ареста, а также возвращения Воскресенского собора в ведение Православной Церкви и присвоении ему статуса кафедрального, протоиерей Верюжский с 9 августа 1923 года становится его настоятелем.
После издания митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Синодом в 1927 году «Декларации» о лояльности к Советской власти, а также отказа митрополита Иосифа (Петровых) от перевода из Ленинграда на Одесскую кафедру Верюжский стал играть заметную роль в формировании иосифлянского движения.
В начале декабря 1927 года протоиерей Верюжский подготовил обращение к митрополиту Сергию от лица сторонников митрополита Иосифа с целым рядом требований, в том числе дать отпор богоборческой власти в ее стремлении поработить Церковь, не перемещать епископов, возвратить в Ленинград митрополита Иосифа, поминать ссыльных епископов, отменить поминовение властей и другие.
14 декабря митрополит Сергий дал вопрошающим соответствующий ответ и призвал к церковной дисциплине.
26 декабря на квартире Гдовского епископа Димитрия (Любимова) состоялось собрание иосифлян, на котором был провозглашен «Акт о разрыве с митрополитом Сергием».
30 декабря священнослужители, подписавшие данный «Акт», в том числе и протоиерей Верюжский, были запрещены в священнослужении временно управляющим Ленинградской епархией Петергофским епископом Николаем (Ярушевичем).
3 декабря 1929 года по обвинению в том, что «состоял в группе защиты истинного православия, распространял контрреволюционную литературу, направленную на подрыв и свержение Советской власти, принимал приезжающее из различных мест СССР духовенство, исповедывал и давал инструкции по борьбе с Советской властью», он был арестован.
Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 августа 1930 года ему было определено содержание в исправительно-трудовом лагере на 10 лет. Срок отбывал в лагере в Сан-Городок близ Лодейного Поля Ленинградской области.
Постановлением Коллегии ОГПУ от 7 апреля 1932 года исправительно-трудовой лагерь был ему заменен ссылкой на оставшийся срок. Ссылку отбывал в Архангельске до августа 1936 года, а затем в г. Каргополе Архангельской области. Освобожден 3 декабря 1939 года.
В 1946 году принес покаяние и был принят в общение.
Особым Совещанием при Министерстве Государственной безопасности от 15 марта 1947 года с В.М. Верюжского судимость была снята.
Перерыв в преподавательской работе ни сказался на научных изысканиях пастыря-богослова. В самые тяжелые годы гонений и войны он продолжал трудиться и разрабатывал историю Болгарской Церкви.
5 июня 1947 году был удостоен степени доктора церковной истории за диссертацию «Болгарский народ под греческой церковной властью, преимущественно в XIX веке. Происхождение греко-болгарского вопроса и болгарской схизмы».
Назначение в тяжелые годы контроля и давление на Церковь на преподавательскую работу в возрожденную богословскую школу Ленинграда не могло пройти гладко. Тем более это касалось специалиста ещё дореволюционной закалки, человека независимого и твердого в своих убеждениях, каким и был протоиерей Василий Верюжский. Церковному священноначалию пришлось употребить не мало терпения и дипломатии, чтобы включить его в корпорацию Ленинградской духовной академии.
Сначала были открыты кафедры византологии и истории славянских Церквей в Московской и Ленинградской духовных академиях, а затем на заседании учебного комитета стели подыскивать способ привлечения протоиерея Верюжского на преподавательскую работу, чтобы власти это проглядели и пропустили. Выход был найден в том, чтобы сначала назначить профессора Верюжского временно, что и было сделано и утверждено Святейшим Патриархом.
Только в 1953 году особым постановлением Святейшего Патриарха Алексия I ему была предоставлена полная профессорская ставка как доктору церковной истории и старейшему профессору.
По этому случаю, уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Ленинградской области Кушнарев отмечает:
Скончался 28 февраля 1955 года, в 10 часов утра, после продолжительной болезни, на 81 году жизни. После облачения тела в положенные священнические одежды была отслужена панихида. Вечером того же дня его гроб был доставлен в Академию и установлен в актовом зале, где была совершена соборная панихида. Отпевание приснопамятного пастыря-богослова прошло 3 марта в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Чин отпевания возглавил Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Протоиерей Василий был похоронен на Большеохтинском кладбище Ленинграда.
Искренне любя Священное Писание, протоиерей Василий Верюжский сам постоянно обращался к нему и старался в своих проповедях донести его глубочайший смысл людям, особенно будущим пастырям. Протоиерей Василий Верюжский стал неотъемлемой частью научного преемства от школы дореволюционной к школе возрожденной, его трудами русская богословская школа сумела не только выжить, но и приносить благодатный плод, казалось бы, в самое тяжелое время. Его педагогическая деятельность позволила подготовить новые пастырские и богословские кадры, которые вводят русское Православие в XXI век.
«Человек больших знаний в области церковной истории, а особенно в области истории Славянских Церквей, патрологии, филологии и лингвистики, о. Василий был одновременно человеком исключительной скромности, честности и принципиальности, – отмечает современник приснопамятного профессора-протоиерея, - Науку он любил самозабвенно, забывая во имя её самого себя, свою семью и материальные выгоды. До последних дней жизни он не только учил, но постоянно учился сам и с присущей ему скромностью повторял о своих недочетах. В лице о. Василия Верюжского ученая деятельность органически соединялась с пастырской и одна от другой была не отделима. Как пастырь, он обладал глубочайшей верой в Господа, любовью к своим ближним и строгой требовательностью к себе».
Сочинения
- «Очерки из истории римо-католической и протестантской пропаганды в Болгарии», болгарский «Церковный вестник» за 1901 год, русский «Церковный вестник» за 1903 год,
- «Из истории раскола на севере. Противораскольническая деятельность первого холмогорского архиепископа Афанасия (1692-1702)» (1900),
- «Пастырская деятельность преосвященного Афанасия, архиепископа Холмогорского» (1902),
- «Выговская пустынь в первые годы существования. Грамота Холмогорского архиепископа Афанасия на имя царя от 1702 года» (1904),
- «Северорусский приход в конце XVII века» (1905),
- «Северорусское приходское духовенство в конце XVII века» (1906),
- «Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые двадцать лет её существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века», магистерская диссертация (1908),
- «Об академических заветах» (1915),
- «Историческая роль болгарского духовенства в народной и политической жизни Болгарии» (1916),
- «Общий характер Охридской Архиепископии и деятельность Феофилакта, архиепископа Болгарского», доклад Библейской комиссии (1916),
- «Болгарский народ под греческой церковной властью, преимущественно в XIX веке. Происхождение греко-болгарского вопроса и болгарской схизмы», докторская диссертация (1947)
- «Падение Византии и последствие этого события для Православной Церкви и славянства»
- «Гора Афон и её историческое значение для православного Востока»
- «Падение Византии, по поводу 500-летнего юбилея», актовая речь (1953)
[1] Владимир Сорокин, прот., "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирский собор, 2005, с. 531.