- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Вопрос о созыве Архиерейского Собора был рассмотрен на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 17 февраля 1997 года. В деяниях Собора приняли участие 133 архипастыря. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе 1994 года, который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни.
Ход Собора
Вводный патриарший доклад
В первый день соборных заседаний в докладе патриарха Алексия II были отражены важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 года. Вначале патриарх упомянул о новоучрежденных епархиях Русской Православной Церкви, о количестве её монастырей, о её знаменательных торжествах в межсоборный период.
Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства патриарх назвал миссионерскую работу. Отмечалось, что, несмотря на спад активности псевдохристианских и псевдорелигиозных сект и государственный запрет на деятельность наиболее одиозных из них ("Белого братства" и "Аум Синрикё"), по-прежнему активны движения гностического типа а также оккультные группы.
Отдельный раздел был посвящен церковной благотворительности и социальному служению. Были подробно охарактеризованы церковная работа с молодежью в рамках Всецерковного православного молодежного движения, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, финансовое положение Церкви и ее экономическая деятельность.
В разделе, посвященном связям с другими поместными Православными Церквами, патриарх особо остановился на взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом, омраченных вмешательством последнего в церковную жизнь Эстонии с 1996 года. Говоря о положении на Украине, патриарх отметил, что, несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в некоторых местах властью и прессой, украинский раскол не получил заметного распространения. Отношения с Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей продолжали оставаться напряженными из-за случаев принятия этой Церковью в свою юрисдикцию клириков Московского Патриархата, запрещенных в священнослужении за различные нарушения канонической дисциплины, хотя среди епископата РПЦЗ становилось заметным стремление к поиску взаимоприемлемых форм диалога с Московским Патриархатом. Патриарх также объявил что, поскольку автономная Китайская Православная Церковь не имела своего предстоятеля, до его избрания Поместным Собором этой Церкви исполнение его обязанностей лежит на предстоятеле Матери-Церкви - патриархе Московском и всея Руси.
В разделе доклада, посвященном межконфессиональным и межрелигиозным отношениям, патриарх, отметив добрый характер взаимоотношений с антихалкидонитами, сосредоточил основное внимание на проблемах в отношениях с римо-католиками, главным образом в свете униатской экспансии в Галиции и других регионах Украины, активизации униатов в Белоруссии и прозелитической активности Ватикана в России и в других странах на канонической территории Московского Патриархата. При этом был приведен ряд примеров сотрудничества православных и римо-католиков в области благотворительности, миротворчества, в научно-богословской сфере. Обратившись к взаимоотношениям с протестантским миром, патриарх положительно оценил результаты ряда собеседований и в то же время резко осудил прозелитическую активность, которая наносит вред международной христианской солидарности.
Отдельный раздел был посвящен отношениям Церкви с государством и светским обществом, которые в целом характеризовались отсутствием зависимости и давления. Предстоятель Русской Церкви назвал делом первостепенной важности совершенствование законодательства о свободе совести и религиозных организациях, отметив необходимость регламентировать деятельность религиозных иностранных организаций, защитить российское общество от разрушительной деятельности псевдорелигиозных объединений, обеспечить нормальный доступ Церкви к православным людям в армии и школе, освободить церковные структуры от чрезмерного налогового бремени. Патриарх подчеркнул, что Русская Церковь ни в коей мере не стремится к получению статуса государственной религии, не вмешивается в управление государством и не участвует в политической борьбе.
Говоря о миротворческом служении Церкви, патриарх затронул войну в Чечне, упомянув убитого в плену священника Анатолия Чистоусова; освобожденных из плена после многих усилий протоиерея Сергия Жигулина и других клириков. С особой тревогой патриарх говорил о пагубном для нравственного здоровья общества влиянии средств массовой информации, особенно телевидения, навязчиво пропагандирующих разврат и насилие. Особый раздел доклада Патриарха Алексия был посвящен общецерковному издательскому делу, в том числе изданию "Истории Русской Церкви" митрополита Макария (Булгакова) и началу работ над "Православной энциклопедией".
Участники Архиерейского Собора |
Прочие доклады и обсуждение
19 февраля председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) доложил Собору о работе проделанной комиссией в межсоборный период. Главным в деятельности комиссии оставался вопрос, связанный с изучением материалов о жизни и мученической кончине царской семьи. Митрополит Ювеналий повторил выводы комиссии относительно канонизации царской семьи, сделанные ранее в его докладе Священному Синоду, сказав:
Собор постановил передать вопрос о канонизации царской семьи для решения Поместному Собору и в то же время поручил епархиальным архиереям и духовным академиям до созыва Поместного Собора направлять материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи, в Комиссию по канонизации. Однако уже во время работы Собора епископы Владивостокский Вениамин (Пушкарь), Новосибирский Сергий (Соколов), Тернопольский Сергий (Генсицкий) в своих выступлениях поставили вопрос о том, чтобы решить вопрос о канонизации царской семьи на настоящем Соборе.
Митрополит Ювеналий также представил Собору материалы для канонизации в лике священномучеников погибших в 1937 году архипастырей: местоблюстителя патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского).
Со следующим докладом 19 февраля выступил председатель Богословской комиссии митрополит Минский Филарет (Вахромеев). По вопросу об участии Русской Церкви во Всемирном совете церквей было решено вынести на межправославное обсуждение комплекс вопросов, связанных с участием представителей поместных Православных Церквей в контактах с инославным миром и в работе в международных христианских организациях, так-как эта деятельность должна быть строго регламентирована. Оценивая "Второе общее заявление" Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православными Церквами и антихалкидонитами, принятого в Шамбези в сентябре 1990 года, митрополит Филарет предложил не рассматривать это заявление как полное и исчерпывающее положение Православной христологии и перенести изучение вопросов, связанных с диалогом, на всеправославный уровень, имея в виду и широкое обсуждение в кругах духовенства, богословов и мирян Русской Церкви. В определении Собора по докладу митрополита Филарета подчеркивалось, что смущение, которое производят в православной среде практика так называемых "экуменических богослужений" и возникновение новых тенденций в богословии и практике западного протестантизма (таких как женское священство, "инклюзивный язык" в переводах Библии, пересмотр новозаветных нравственных норм отношений между полами) делает необходимым межправославное обсуждение всего комплекса вопросов, связанных с участием представителей Православных Церквей в контактах с инославным миром [1].
Также 19 февраля последовал доклад исполняющий обязанности председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ епископа Верейского Евгения (Решетникова) был посвящен проблемам богословского образования, заключающимся, в частности, в нехватке преподавательских кадров, снижении числа рукоположений среди выпускников духовных семинарий и финансовых трудностях.
После докладов состоялась дискуссия. Острокритический характер носило выступление Львовского епископа Августина (Маркевича) который, рассказав о трагической ситуации в его епархии и во всей Галиции, упрекнул собратьев-архипастырей в недостаточном противостоянии униатскому прозелитизму, а также дал жёсткую характеристику проявлениям неообновленчества. Критическое отношение к экуменизму выразили в своих выступлениях епископы Уфимский Никон (Васюков) и Тернопольский Сергий (Генсицкий). Постоянные члены Священного Синода митрополиты Смоленский Кирилл (Гундяев) и Крутицкий Ювеналий и архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин), хотя и полемизировали между собой в оценке эффективности участия представителей нашей Церкви в деятельности ВСЦ в прошлом, в основном высказались за то, чтобы Русская Церковь оставалась в ВСЦ. Их поддержали епископы Уральский Антоний (Москаленко) и Зарайский Павел (Пономарев), управляющий приходами Московского Патриархата в США. Киевский митрополит Владимир (Сабодан) говорил о крайне тяжелом положении Украинский Церкви, против которой ополчились раскольники-автокефалисты, униаты, римо-католики, язычники, греческие старостильники, раскольники из т. н. "Свободной церкви", представители Зарубежной Церкви. Владыка Владимир просил Собор дать украинскому Синоду полномочия на диалог с братскими поместными Церквами по вопросу о положении Украинской Церкви. В ходе Собора Харьковский митрополит Никодим (Руснак), Львовский епископ Августин и Одесский митрополит Агафангел (Саввин) подняли вопрос об отлучении от Церкви лишенного сана и кощунственно называющего себя "патриархом" монаха Филарета (Денисенко).
Большой интерес у участников Собора вызвал зачитанный Керченским архиепископом Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего по болезни Сурожского митрополита Антония (Блума). Митрополит Антоний поднял вопрос о духовничестве, участии Русской Церкви во ВСЦ и экуменическом движении, отношениях с римо-католиками; жестко критиковал папистскую тенденцию в политике Константинопольского Патриархата; высказался за прославление царской семьи в лике святых без канонизации монархии как формы государственного правления.
Решения
По докладу патриарха Алексия и результатам дискуссии Собор принял определение "Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви". Основные положения соборных определений нашли отражение в послании Собора "боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви", в котором подчеркивалась нерушимость "единения епископата, клира и всех верных чад церковных вокруг Святейшего Патриарха как единственного канонического главы Русской Православной Церкви" [2].
Архиерейский Собор обратил внимание на сокращение числа рукоположений среди учащихся и выпускников духовных школ и предложил в новой программе усилить религиозно-нравственный аспект воспитания семинаристов. Собор отметил рост числа воскресных, церковноприходских и монастырских школ в России, но заявил, что Церковь через собственные просветительские учреждения не сможет удовлетворить потребности населения в духовном образовании, в связи с чем было признано необходимым добиваться введения в школьные программы преподавания основ православной культуры и нравственности, организовать поддержку Церковью лучших разработок в области современных учебных пособий по этим предметам для государственной системы образования. Собор обратил внимание на необходимость анализа не только православных, но и светских учебных пособий и программ, посвященных семейному и половому воспитанию школьников.
Своим определением Собор призвал священнослужителей и мирян неустанно напоминать государству и обществу о пагубности пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, насилия, межнациональной, религиозной и культурной розни.
В обращении Собора к председателю и депутатам Государственной Думы России говорится о том, что действующее религиозное законодательство должно отразить тот факт, что Православная Церковь в течение тысячи лет формировала духовно-нравственный облик русского народа и что к ней принадлежит подавляющее большинство верующих граждан России. Собор предложил поставить правовой заслон бесконтрольной деятельности в России деструктивных псевдорелигиозных организаций и зарубежных миссионеров.
В Соборном определении "О взаимоотношениях с государством и светским обществом" единственно возможной позицией для Церкви был признан отказ от вовлеченности в политическую борьбу, от поддержки каких-либо политических сил, от вмешательства в дела государства. С другой стороны, в определении говорится о необходимости активного взаимодействия с властью разных уровней в делах, полезных для Церкви и всего народа, особенно в сферах миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы о нравственности народа. Собор подтвердил недопустимость участия архиереев и священнослужителей в предвыборной агитации и членства в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты любых уровней. В то же время Собор поддержал участие мирян в деятельности политических организаций, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным священноначалием.
Своим особым деянием Собор причислил священномучеников митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского) к лику святых [3].
Собор отлучил от Церкви через анафематствование монаха Филарета (Денисенко) [4] и предупредил об отлучении в случае нераскаяния монахов Иакова (Панчук) и Андрея (Горака), ранее изверженных из епископского сана. В особом акте Собор отлучил от Церкви также Глеба Якунина, который
Собор также принял определение о лишении сана запрещенных ранее в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины), игумена Иоасафа (Шибаева) и, призвав их к покаянию, предупредил, что в случае нераскаяния и они будут отлучены от Церкви [6].
Завершение
20 февраля участники Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Алексий, впервые после патриарха Адриана, взошел на Патриаршее место, которое почти 300 лет оставалось пусто. 23 февраля за Божественной литургией в храме Преображения Господня - крипте восстанавливаемого храма Христа Спасителя, которую совершил патриарх Алексий в сослужении 126 архипастырей-соборян, совершено было прославление священномучеников митрополита Петра, митрополита Серафима и архиепископа Фаддея.
Литература
- Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 18-23 февраля 1997 г., Свято-Данилов монастырь: Сборник документов, М., 1997.
Использованные материалы
- Цыпин В. А., прот., Кравец С. Л., "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года", Православная энциклопедия, т. 3, с. 559-563:
[1] "Определение Архиерейского Собора 1997 года по докладу Синодальной Богословской комиссии", официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/418215.html
[2] Полный текст см.: Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви (Москва, 1997 г.), официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/418237.html
[3] "Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937)", официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/417811.html
[4] Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко), официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/417804.html
[5] См. полный текст: Акт об отлучении от Церкви Глеба Павловича Якунина, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/417802.html
[6] Определение Архиерейского Собора о лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева), официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/417799.html