Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНДРЕЙ (ГОРАК)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Андрей (Горак), митр. УПЦ КП
Андрей (Горак), митр. УПЦ КП
Андрей (Горак) (1946 - 2010), раскольнический митрополит Львовский и Сокальский т.н. "Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП)", постоянный член и секретарь "Священного Синода УПЦ КП", бывший епископ Львовский и Дрогобычский Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

В миру Горак Андрей Григорьевич, родился 1 марта 1946 года в селе Поляна Николаевского района Львовской области.

В 1961 году закончил Полянскую восьмилетнюю школу. С 1961 по 1965 годы учился в медицинском училище, а с 1968 по 1975 годы – на биологическом факультете Львовского университета. Одновременно с учёбой в университете нёс послушание иподиакона и келейника митрополита Львовского и Тернопольского Николая.

В 1975 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия за кандидатскую диссертацию на тему «Евангельские заповеди и советы и их применение в нравственной жизни христианина».

В апреле 1976 года митрополитом Львовским и Тернопольским Николаем в Свято-Успенской Почаевский Лавре рукоположен в сан диакона в состоянии целибата.

3 июня 1976 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом в Троицком соборе Александро-Невской Лавры рукоположен в сан священника.

По окончании академии вернулся во Львов, где до ухода на покой митрополита Львовского и Тернопольского Николая в 1983 году был личным секретарём последнего.

По возвращении во Львов первым храмом, в котором было определено служить, стала приходская церковь святого апостола Андрея Первозванного на Левандовке (микрорайон Львова).

Важным изменением в жизни стал перевод на должность второго священника церкви Преображения Господнего, что на улице Краковской в городе Львове. Талант и священническая одаренность молодого пастыря не потерялись и в этом храме, где в то время настоятелем был митрофорный протоиерей Владимир Романчук. После смерти о. Владимира в конце 80-х годов становится настоятелем этой церкви – одной из самых больших и наиболее уважаемых львовянами. Осенью 1989 года Преображенский храм стал первым православным приходом, захваченным униатами. Во время захвата храма был увезен в больницу с сердечным приступом.

С сентября 1989 года секретарь Львовского епархиального управления.

13 марта 1990 года наместником Почаевской лавры архимандритом Онуфрием (Березовским) пострижен в монашество, а 14 марта архиепископом Ровенским Иринеем возведён в сан архимандрита.

17 апреля 1990 года во Владимирском кафедральном соборе Киева состоялось наречение во епископа Львовского и Дрогобычского, а 18 апреля за Божественной литургией - архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины Филарет с собором архиереев. В слове при наречении, в частности, сказал: «Недруги святого Православия воспользовались временем демократии и начала национального возрождения и внесли смуту и раздор в Церковь и в среду верующего народа».

Принял управление Львовской епархией в наиболее драматический период ее современной истории. Львовская епархия, до 1989 года крупнейшая в составе Русской Православной Церкви, стремительно теряла свои приходы, отпадавшие в унию и раскол. Однако не предпринял никаких мер, для того чтобы остановить этот процесс. Несмотря на решимость православных верующих и прибывших к ним на помощь насельников Почаевской лавры отстаивать Львовский кафедральный Свято-Юрский собор от происков униатов, тайно договорился с властями города и униатскими иерархами о передаче собора греко-католикам. Взамен была сохранена епископская резиденция и передано под кафедральный собор здание бывшего римо-католического Николаевского костёла, которое к декабрю 1990 года было отреставрировано и освящено как кафедральный Покровский собор.

Несмотря на содействие Московской Патриархии в деле восстановления нового кафедрального собора и обеспечения нормальной деятельности Львовской епархии, с первых дней служения в Покровском соборе прекратил поминовение за богослужением имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Резко националистические настроения обозначились в 1991 году, когда после получения Украиной государственной независимости стал одним из наиболее активных приверженцев курса митрополита Филарета (Денисенко) на предоставление Украинской Православной Церкви автокефалии, что проявилось на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апреля 1992 года, где не только отстаивал сепаратистскую линию бывшего митрополита Филарета, но и пытался защитить последнего, когда был поднят вопрос о недостойном поведении первоиерарха УПЦ. Вместе с несколькими архиереями заявил, что это внутреннее дело украинского епископата и оно не может быть предметом обсуждения на Архиерейском Соборе РПЦ в силу того, что УПЦ с 1990 года обладает правом самостоятельно решать вопросы своей внутренней жизни.

В июле 1992 году объявил о выходе из юрисдикции канонической Украинской Православной Церкви и переходе в раскольничью Украинскую Автокефальную Православную Церковь (УАПЦ), которая вскоре, после присоединения к ней Филарета (Денисенко), была преобразована в "Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП)", возглавлявшуюся первоначально лжепатриархом Мстиславом (Скрыпником).

За учинение раскола 14 июля 1992 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви был лишен архиерейского сана. В УАПЦ он именовался "епископом" (впоследствии с 1993 года - "архиепископом") Львовским и Сокальским, несмотря на наличие среди раскольников ещё одного "епископа Львовского" - Петра Петруся. После кончины "патриарха" Мстислава из УПЦ КП вновь обособилась УАПЦ, которую возглавил лжепатриарх Димитрий Ярема. Андрей остался в составе УПЦ КП. С 1995 года Андрей - "митрополит Львовский и Сокальский" УПЦ КП.

С ноября 1995 года был постоянным членом и секретарём "Священного Синода УПЦ Киевского Патриархата".

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года в «Акте отлучения от Церкви монаха Филарета (Денисенко)» призвал Андрея к «покаянию и прекращению кощунственных бесчинств», предупредив, что «в противном случае» он будет отлучён от «церковного общения через анафематствование».

Был известен своим нетерпимым отношением к верующим Львовской епархии канонической УПЦ и её правящему архиерею - архиепископу Августину (Маркевичу). Однако по сведениям Православной энциклопедии, "митрополит" Андрей несколько раз предпринимал попытки обсуждения своего возвращения в лоно канонической Церкви, но ставил условием возвращение ему епископского сана (что воспрещается канонами православной Церкви) и перевод в какую-либо восточноукраинскую епархию.

Скончался около полуночи 5 июля 2010 года на 65-ом году жизни после тяжелой болезни в городе Львове в больнице куда был госпитализирован после резкого ухудшения состояния здоровья. 8 июля того же года в Покровском кафедральном соборе Львова состоялась заупокойная Божественная литургия и чин отпевания, которые возглавил лжепатриарх Филарет (Денисенко) в сослужении 17 "архиереев" Киевского Патриархата, а также около 400 "священников". Погребён на Янивском кладбище, в склепе рядом со своим духовным наставником митрополитом Львовским и Тернопольским Николаем.

Во время визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину, 26 июля 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион отвечая на вопросы корреспондента украинского телеканала «Интер», в частности отвечая на вопрос о том, «правда ли, что митрополит «Киевского патриархата», ныне покойный Андрей Горак перед смертью собирался совершить покаяние и вернуться в лоно канонической Православной Церкви», глава ОВЦС МП отметил, что может говорить об этом «со всей ответственностью»:

«Я знал его лично и неоднократно с ним общался. Мы дважды встречались и много раз говорили по телефону. У него было совершенно твердое, многолетнее желание воссоединиться с Церковью. Когда мы с ним встречались, он говорил буквально следующее: «Я каждый день себя проклинаю за то, что ушел в раскол». Он видел в этом свою слабость, понимал, что в расколе нет благодатной жизни. Когда мы час проговорили, он сказал: «Спасибо за то, что Вы со мной встретились, я почувствовал себя в атмосфере Церкви. У нас этой атмосферы нет». Меня очень поразило, что он негативно воспринимал руководство организации, к которой принадлежал. Он сознавал, что нет благодати в этом сообществе... Cознавал собственную слабость, хотел перейти в каноническую Церковь и готовился к переходу, подготавливал необходимые документы. И буквально за несколько дней до этого события неожиданно и скоропостижно скончался. Он не был здоровым человеком. Он болел, перенес операции, но смерть эта произвела странное и тяжелое впечатление, потому что все знали, что он и многие священники вместе с ним хотели перейти в каноническую Церковь, и вдруг он уходит в иную жизнь…» [1].

Использованные материалы



[1]  http://orthodoxy.org.ua/tn/print/8032

Редакция текста от: 06.10.2010 19:02:46

"АНДРЕЙ (ГОРАК)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google