Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, заседал 29 ноября-2 декабря 1994 года в гостинице Московского Данилова монастыря под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев.
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Ход Собора
В докладе зачитанном в 1-й день патриарх Алексий дал обзор главных событий и направления церковной жизни за прошедшие 2,5 года. Среди негативных явлений нуждающихся в исправлении патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами; осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в другой; заявил о ненормальности дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов; остро раскритиковал издательскую деятельность Церкви. Патриарх крайне негативно оценил деятельность зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата, которая усугублялось тем, что государство практически не предпринимало мер по защите духовно-культурной идентичности народа. Это поднимало проблему возрождения православной миссии, которой был посвящен заключительный раздел доклада.
Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий Ювеналий, который уделил особое внимание подготовке ряда исследований связанных с предполагаемой канонизацией императора Николая II.
Митрополит Минский Филарет, председатель Богословской комиссии при Священном Синоде, выступил с докладом "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства." Подробно изложив историю экуменического движения, митрополит обозначил как положительные, так и негативные стороны этого процесса, остановившись на неоднозначном отношении православных к "экуменической молитве о единстве христиан." Особое внимание было также уделено итоговому документу Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древневосточными церквами, принятому в 1990 году - "Второму общему заявлению и предложению Церквам" - причём был сделан ряд критических замечаний, связанных главным образом с христологической терминологией документа. В ходе острой полемики по вопросу о взаимоотношениях Русской Церкви с инославным миром, выступавшие отмечали негативные стороны в деятельности Всемирного совета церквей, которые уводят Совет далеко от задачи, поставленной при создании этой организации.
С отчетными докладами на Соборе также выступили исполняющий обязанности председателя Учебного комитета епископ Верейский Евгений и председатель Отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Экономцев). В ходе соборной дискуссии неоднократно со стороны архипастырей звучала критика состояния дел в Отделе религиозного образования и катехизации и Издательском отделе; высказывались предложения о слиянии Отдела религиозного образования с Учебным комитетом; выступавшие поддержали мысль, выраженную в докладе патриарха, о реорганизации порядка церковного управления издательским делом.
Решения
Одним из главных деяний Собора явилось прославление:
- Свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского (+ 1867)
- Сщмч. Иоанна Кочурова, прот. (+ 1917)
- Сщмч. Александра Хотовицкого, протопр. (1937)
В определении Собора "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви":
- Были утверждены решения принятые Священным Синодом за межсоборный период: о самостоятельности Церквей Эстонской, Латвийской и Молдавской, об учреждении и восстановлении епархий Владивостокской, Магаданской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Уральской, Чимкентской, Гродненской, Глуховской, Каменец-Подольской, Овручской, Новогрудской, Кемеровской, Йошкар-Олинской, Курганской, Якутской, Южно-Сахалинской, Петропавловской, Благовещенской, Белоцерковской, Горловской, Тульчинской, Хустской, Брянской, Барнаульской, Майкопской и Читинской епархий, а также объединение трех епархий - Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской в единую Берлинскую.
- Собор принял решение о перераспределении средств внутри епархий между более обеспеченными и бедными приходами, преобразовании Хозяйственного управления в Хозяйственно-экономическое с целью упорядочения финансовой деятельности в Церкви.
- Соборяне предупредили бывшего священника Глеба Якунина и монаха Филарета (Денисенко), что в случае продолжения ими антицерковных деяний они будут отлучены от Православной Церкви через анафематствование.
В определении "О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время":
- Собор подтвердил "непредпочтительность" для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины, движения и т. д., невозможность для Церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки, запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях. Эти запреты не были распространены на мирян.
- Собор обратился к государственным органам власти с призывом разработать комплекс законодательных актов, регламентирующих возвращение каноническим учреждениям Русской Православной Церкви несправедливо отнятого имущества, предоставление им финансовых льгот, решение вопроса о религиозном прозелитизме и сектантстве.
- Собор постановил приступить к разработке "всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом."
В определении "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства" Собор поручил Богословской комиссии провести исследование экуменического движения и вопросов участия Русской Православной Церкви в его деятельности, а также изучить вызывающие особую тревогу у духовенства Русской Церкви вопросы, в т. ч. вопрос о совместной молитве.
В определении Собора касательно богословского диалога с Древневосточными церквами подчеркивалось, что "Второе общее заявление и предложение Церквам" не может рассматриваться как окончательный документ, Богословской комиссии поручалось его серьезная доработка.
Также были приняты определение "Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в день Победы 9 мая (26 апреля);" обращение в связи с началом воссоздания Храма Христа Спасителя; ряд других организационных определений.
Литература:
- Архиерейский Собор РПЦ 29 нояб.— 2 дек. 1994 г.: Док-ты. Доклады, М., 1995.
Использованные материалы
- Цыпин Владислав, прот., Кравец С. Л., "АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 29 НОЯБРЯ - 2 ДЕКАБРЯ 1994 г.," Православная энциклопедия, т. 3, 557-559: