Еп. Ираклий (Попов), 1930 г. |
В миру Попов Илья Константинович, родился 13 июля 1875 года в с. Дуброво Улейминской волости Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника.
В 1897 году окончил Ярославскую духовную семинарию.
В 1903 году поступил послушником в скит Св. Параклита Троице-Сергиевой лавры.
В 1904 году пострижен в монашество.
12 февраля 1905 года возведен в сан иеродиакона.
5 сентября 1910 года возведен в сан иеромонаха.
Заведывал лаврскими школами и типографией.
В 1919 году послан в Томск патриархом Тихоном, поступил в число братии Томского Алексеевского монастыря.
В 1922 году возведен в сан архимандрита.
В начале лета 1922 году был арестован в Томске в ходе кампании по "изъятию церковных ценностей" в составе группы 33 человек духовенства и мирян во главе с епископом Виктором (Богоявленским). В период следствия содержался в Томском доме лишения свободы, затем в Александровском изоляторе спецназначения.
Из томской газеты "Красное Знамя":
Сначала дело было рассмотрено Томским трибуналом, который вынес крайне суровые приговоры, из 33 человек обвиняемых по делу 9 человек, в том числе архимандрит Ираклий, были приговорены к расстрелу.
По кассации Сибирский Верховный Трибунал 4 ноября 1922 г. пересмотрел дело. Архимандрит Ираклий получил 3 года принудительных работ со строгой изоляцией и конфискацией имущества. Известно, что все обвиняемые по этому делу впоследствии получили дальнейшее смягчение, а в ряде случаев и отмену наказания.
В 1924 г. был досрочно освобожден.
С июля 1924 года служил в Иркутске, а с 1925 года - в Канске Енисейской губернии (ныне Красноярский край) настоятелем церкви и благочинным церквей Канского округа.
В 1925 г. состоял под следствием Иркутского Губотдела ГПУ по ст.73 за "распространение ложных слухов и антиправительственную агитацию".
27 сентября 1925 года хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии.
В 1925-1926 гг. временно управлял Иркутской епархией.
С момента своего приезда епископ Ираклий незамедлительно продолжил дело архиепископа Анатолия (Каменского), трудившегося там прежде. Он был вдохновителем общества, деятельность которого была связана с оказанием помощи безработному и сосланному духовенству, возобновлением деятельности касс взаимопомощи. В церквах устраивались тарелочные и кружечные сборы с целью усиления материального фонда помощи "староцерковному" духовенству. Общество также "оказывало сопротивление изъятию церковных ценностей".
Хотя он пробыл в Иркутской епархии всего несколько лет (1924-1928 гг.), но среди старожилов Киренска, Н. Удинска оставил по себе память как о праведнике. Он был очень почитаем за свою смиренномудрую жизнь, за участие в горе ближнего, он был целитель болящих, которых привозили к нему с разных сторон.
12 апреля 1927 года был арестован в Иркутске по обвинению в антисоветской агитации, проходил по групповому делу "епископа Ираклия (Попова) и духовенства г.Иркутска". В период следствия содержался в Иркутском ИЗО спецназначения.
Арестованные обвинялись в том, что они
В заявлении самого епископа Ираклия о цели церковных собраний сказано:
1 июля 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к трем годам ссылки в Сибирь (Туруханский край). По отбытии срока наказания постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР лишен права проживания в Москве, Ленинграде и областях, Харькове, Киеве, Одессе и округах, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Иркутском округе с прикреплением на 3 года к определенному месту жительства. По другим данным, был освобожден без всяких ограничений и в течение 3 лет считался административно высланным в Красноярск.
С 1930 года [1] - епископ Камышинский, викарий Саратовской епархии.
С 16 сентября 1931 года по лето 1933 года - епископ Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии.
С 19 октября 1933 года - епископ Курганский.
С 5 декабря 1934 года - епископ Сергачский, викарий Горьковской епархии.
С 30 сентября 1935 года - вновь епископ Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии.
С ноября 1936 года по 21 января 1937 года епархией не управлял, после чего снова был определен Бугурусланским викарием.
С 22 февраля 1937 года - епископ Пензенский. Фактически это было управление не епархией, а одной церковью во имя свт. Митрофания Воронежского. Кладбищенскому храму, когда-то стоявшему на окраине города и приписанному в Введенской церкви, было суждено на долгие годы стать кафедрой православного епископата. Маленький храм, который никак не мог вместить всех молящихся города, был единственным местом, где совершалось каноническое богослужение. На Пасху в 1937 г. собралось столько верующих, что многим пришлось стоять на улице, а в храме от тесноты и удушья люди теряли сознание. Общество православных христиан города обратилось в горсовет с просьбой открыть хотя бы еще одну церковь, но власти посчитали прошение безосновательным. Связь епископа с огромной епархией была вынужденно прервана: любой контакт при желании органов мог обернуться контрреволюционным заговором. Власти буквально сковали действия епископа Ираклия. Штатные священники Митрофаньевского храма постоянно менялись в связи с арестами, часто епископу сослужили священнослужители, прибывавшие из закрытых сельских приходов. Из-за сложившейся обстановки многим священникам приходилось бывать на богослужениях тайно, в качестве обычных прихожан.
22 декабря 1937 года еп. Ираклий был арестован вместе с другими священнослужителями, которые проходили по делу как члены одной "контрреволюционной церковно-монархической организации" во главе с обновленческим архиепископом Сергием (Сердобовым).
Расстрелян 14 февраля 1938 года во дворе пензенской тюрьмы. Вместе с епископом Ираклием расстреляли священников Митрофаньевской церкви П.И. Ремизова, С.И.Ключникова, заштатного священника П.И.Боголюбова и преподавателя Веселовской неполной средней школы, сына бывшего пензенского архитектора С.В. Семечкина. В тот же день были расстреляны обновленцы: архиепископ Сергий (Сердобов), протоиерей И.И.Андреев и священник Н.Д.Виноградов. По преданию, перед смертью два архиерея примирились друг с другом и отошли в вечность с молитвой "Господи, приими души наши с миром".
Литература
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.40.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.977.
- Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.37-42,135-136,357,385.
- ФМП № 31, с. 13.
- ФПС I, с. 8.
- ФПС IV, с. 4
- ФРС V, № 100
- ФАМ I, № 131, с. 10.
- Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 23, 47, 79, 82.
- Regel's son 556: 1937 verhaftet.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] Основная версия. По другим данным - с 1928 года, что противоречит сведениям о пребывании на Камышинской кафедре владыки Петра Соколова).