Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПЕРМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Пермская Духовная Семинария
Пермская Духовная Семинария
Пермская духовная семинария, учебное заведение Пермской епархии Русской Православной Церкви

Становление

До открытия семинарии дети Пермского духовенства получали духовное образование в училище при Далматовом монастыре, а также в Тобольской и Вятской духовных семинариях.

Учреждена 11 ноября 1800 года при деятельном участии первого епископа возрожденной Пермской епархии Иоанна (Островского), согласно с императорским указом, по которому в каждой новой епархии должна была открыться духовная семинария. Здание для семинарии было пожертвовано пермским благотворителем Александром Медведевым, служившим канцеляристом при Синоде. Здание представляло собой деревянный домик, который стоял позади архиерейского сада, на мысу, образуемом Камой и впадающей в неё речкой Медведкой.

Из казны на содержание семинарии, на ремонт здания, на создание библиотеки, на приобретение книг, на жалование учителям и прочие расходы было выделено 2500 рублей. К обучению в семинарии обязывались все годные к обучению юноши из семей священнослужителей, которые жили в родительских домах. Также в семинарию были переведены пермяки, которые обучались в Тобольской и Вятской семинариях.

Воспитанники семинарии изучали ряд установленных Святейшим Синодом дисциплин: философию, риторику, поэзию, гражданскую историю, краткую Священную историю, краткий катехизис, географию, арифметику, русский, греческий и латинский языки. При первом ректоре архимандрите Парфении (Гуриновском) произошло устройство административной части. Второй епископ Пермский Иустин (Вишневский) много заботился о семинарии: заложил прочные традиции преподавания точных наук; в обучении проповеди развивал риторику и пиитику; пожертвовал семинарии свою коллекцию книг, которая стала основой фундаментальной библиотеки семинарии (впоследствии семинария обзавелась также богатой нумизматической коллекцией золотых монет (персидских, греческих, римских, еврейских, арабских)); подготовил для студентов семинарии учебник церковно-славянского языка, который до конца XIX века являлся учебным пособием для всех духовных школ России. Первое здание семинарии, дом Медведева, быстро стало очень тесным для растущей семинарии и в 1807 году усилиями епископа Иустина семинария была переведена из ветхого здания в лучшие условия. Для этого вблизи дома Медведева был куплен деревянный на каменном фундаменте дом княгини Голицыной (впоследствии на этом месте было построено здание для Пермской духовной консистории).

В семинарской программе поначалу отсутствовал курс по богословию: из-за того, что многие семинаристы принимали священный сан до окончания учебного курса, правящий архиерей не видел необходимости в преподавании богословия. При этом каждую неделю семинаристы слушали катехизические и библейские беседы. В 1810 году ректор семинарии архимандрит Ириней без благословения начал преподавание богословия, узнав о чём епископ Иустин воспротивился сему действию, но в 1815 году преподавание богословия возобновилось.

Большую роль в ведении дел семинарии играл сеньор, который жил в семинарии и почти всегда прибывал рядом с семинаристами. В его компетенцию входило много обязанностей, в первую очередь - нравственный надзор за воспитанниками. Должность была сложной, сеньоры менялись почти ежегодно, т.к. немало семинаристов учились принудительно и не отличались благочестивым поведением.

В 1818 году в при семинарии открылось Пермское духовное училище, изменилась учебная программа, учебный курс был разделен на три двухгодичные отделения. Преподавание в преобразованной семинарии осуществлялось по конспектам присланным из Москвы. Были существенно повышены требования, что побудило епископа лично заняться переустройством учебного процесса. С преобразованием семинарии должность сеньора заменил инспектор, который должен был быть педагогом. В её ведении находились подведомственные Екатеринбургское (с 1916 - семинария), Пермское и Соликамское духовные училища [1].

Пермская духовная семинария
Пермская духовная семинария

Дореволюционная эпоха

При епископе Дионисии (Цветаеве) в семинарии, в миссионерских целях было введено изучение татарского языка, открыта противораскольническая миссия.

При епископе Мелетии (Леонтовиче) 23 мая 1829 года было начато строительство трехэтажного каменного здания семинарии, напротив Преображенского кафедрального собора. Иоанн Лаговской, историк семинарии, так описывает это торжество: "Преосвященный Мелетий, отслужив в Кафедральном соборе божественную литургию, отправился с крестным ходом к месту, назначенному для построения семинарии, и здесь, совершив водоосвящение, сам учинил закладку семинарских зданий. Во время закладки под фундамент была положена медная доска, длиной 24 см и шириной 20 см со словами: "В царствование Государя Императора Николая I заложено сие семинарское училищное трехэтажное каменное здание Преосвященным Мелетием, Епископом Пермским и Кавалером, при ректоре архимандрите Иоанникие и архитекторе Свиязеве 1829 года 23 мая, длиной 32 сажени 11 вершков и шириной 10 1/2 сажен."

В ноябре 1832 года главный корпус был готов и сдан строительным комитетом в ведение семинарии, а в декабре был окончен каменный флигель для столовой и кухни. Полностью завершено строительство было в 1842 году архитектором И. А. Кругляшовым.

Для подготовки студентов к принятию священного сана епископ Мелетий составил "Ставленнической катехизис." 8 ноября 1842 года была открыта Казанская духовная академия, и Пермская семинария вошла в Казанский учебный округ.

В 1853 году архиепископом Неофитом (Сосниным) был устроен и освящен в одном из залов учебного корпуса семинарский Иоанно-Богословский храм. Здание семинарии подверглось капитальной перестройке, для духовного училища был куплен дом в центре города. С 1 мая 1867 года стали издаваться "Пермские епархиальные ведомости," первым редактором которых стал ректор семинарии архимандрит Александр (Хованский). Любимым детищем владыки Неофита была его библиотека, включавшая 1451 том 1152 названий, которую он завещал семинарии.

В 1850-е годы семинарское правление выпускало для своих воспитанников журнал "Школа," в котором помещались статьи воспитательного характера и описывались эпизоды жизни семинаристов. Семинаристы также выпускали собственный юмористический иллюстрированный журнал "Семинаристские картинки." В годы Крымской войны в 1853-1856 годах многие семинаристы встали на защиту Родины со штыками в руках. В 1866 году при семинарии была открыта воскресная школа, закрывшаяся в 1870 году т.к. число учащихся этой школы лишь немногим превышало количество преподавателей [2].

В 1867 году вышел новый Устав духовных школ, согласно которому семинария подверглась существенному переустройству. Главным моментом реформы было введение выборного начала, из-за чего в провинциальных семинариях произошла острая нехватка преподавателей - в Пермской, в частности, годами пустовала физико-математическая кафедра. Во второй половине XIX века в семинарии существовали революционные кружки и подпольная типография.

В 1884 году произошла новая реформа духовных школ, согласно которой выборность была отменена; появилась должность духовника семинарии, которым в Перми стал священник М. Задорин. В том же году семинарское правление при поддержке епархиального начальства открыло в семинарии миссионерское общество, основная деятельность которого заключалась в борьбе со старообрядческим расколом, т.к. Пермская губерния была очагом старообрядчества. Тогда же было открыто общество вспомоществования нуждающимся ученикам.

Воспитанники Пермской Духовной Семинарии
Воспитанники Пермской Духовной Семинарии
На ноябрь 1900 года, когда семинария отмечала своё столетие, она считалась одной из лучших духовных школ России. Во время революции 1905 года, из-за бунта учащихся, семинария была закрыта с ноября 1905 по январь 1906 года.

Учителя и учащиеся Пермской Духовной Семинарии
Учителя и учащиеся Пермской Духовной Семинарии
С 1914 года началась череда особо тяжелых испытаний для России - страна вступила в Первую Мировую войну и многие семинаристы отправились на фронт. В том году ректором стал священномученик Пимен (Белоликов). Энергия нового ректора была направлена на приспособление здания семинарии для военных нужд: второй этаж главного корпуса был превращен в казармы для мобилизованных, а третий - в лазарет. Семинаристы продолжали учиться, но часть классов разместилась в гардеробе, а занятия младших классов проходили в квартире ректора. Новый ректор ввел строгий режим экономии, создал санитарную дружину, к которой приобщались семинаристы. Для направления деятельности семинаристов и с миссионерской целью стали проводиться благотворительные концерты семинарского хора с беседами и лекциями.

В 1916 году новым ректором был назначен священномученик Феофан (Ильменский). На посту ректора его главным новшеством было настойчивое внесение им в жизнь воспитанников идеи пастырства, введение в семинарском храме общего пения семинаристов, усиление проповеднического дела. Новый ректор организовал на своей квартире субботние чтения и беседы, которые были любимы многими семинаристами. С 1917 года ректором стал преподобномученик Матфей (Померанцев).

Закрытие

После провозглашения декрета об отделении школы от Церкви и Церкви от государства все духовные учебные заведения Перми подверглись закрытию. 23 февраля 1918 года красногвардейцы захватили помещение Пермского духовного училища, а 15 марта того же года, несмотря на сопротивление духовенства и верующих, Пермская духовная семинария прекратила свое существование, а её здание было конфисковано для нужд образованной ВЧК. В августе ректор семинарии Матфей (Померанцев) был зверски убит красноармейцами. В том же году общество "Изучения Пермского края" реквизировало богатейшую семинарскую библиотеку, началась расправа над преподавателями.

25 декабря 1918 года в город вступили белогвардейцы. На короткое время обучение в семинарии возобновилось, но после ухода белых из Перми в 1919 году семинария вновь прекратила свое существование. В здании семинарии расположился губернский военный комиссариат, затем эвакуационный отдел и клуб пленных беженцев. С 1923 по 1930 годы в здании семинарии находились областной научно-промышленный музей, арестантский отдел и оружейный склад, радиоузел Перми, с 1931 года - военно-техническая школа, переименованная в 1973 году в Пермское высшее командно-инженерное училище ракетных войск, затем в Пермский военный институт ракетных войск. Последнее было ликвидировано в 2003 году, здание же было распродано под нужды различных коммерческих структур без учета интересов Русской Православной Церкви.

Попытка возродить духовное образование в Прикамье предпринимались в 1920 году: протоиерей Леонид Зубарев поднял вопрос перед властями об открытии в Перми Православного богословского института с 3-годичным сроком обучения на базе закрытой семинарии, но разрешение было получено лишь на 8-месячные пастырско-богословские курсы, которые просуществовали до конца 1922 года. В годы Великой Отечественной войны была неудачная попытка возрождения семинарии [3].

Возобновление

В 1993 году на территории Пермского края начало восстанавливаться духовное образование. Архиепископ Пермский Афанасий (Кудюк) организовал при Пермском епархиальном управлении пастырские курсы, которые в 2003 году по прибытию на Пермскую кафедру епископа Иринарха (Грезина) были преобразованы в двухгодичное Пермское духовное училище для подготовки священно-церковнослужителей, призванных нести свое служение в храмах и учреждениях Пермской епархии. Подготовка в училище с первых лет осуществлялась по программе духовной семинарии, согласно Церковного образовательного стандарта высшего духовного образования. В 2008 году была достигнута договоренность с Екатеринбургской духовной семинарией о приеме на пятый курс экстерно-заочного обучения в семинарии лучших выпускников Пермского духовного училища, очное обучение которых по программе пятого курса по-прежнему осуществлялось в Перми силами преподавателей училища. Успех этого начинания послужил свидетельством тому, что училище способно осуществлять подготовку по программе высшего богословского образования.

В ноябре 2009 года комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви провела проверку училища на предмет готовности его преобразования в высшее богословское учебное заведение. По итогам работы высокая комиссия сделала положительное заключение и 25 декабря Священный Синод на своем заседании принял решение о преобразовании училища в Пермскую духовную семинарию [4].

Новоназначенный владыка Пермский Мефодий (Немцов) приступил к реорганизации училища в семинарию сразу по прибытии в Пермь в первой половине 2010 года. В первую очередь во взаимодействии с губернатором и правительством Пермского края было найдено новое подходящее помещение.

Современное состояние

Преподаются богословские, церковно-исторические, церковно-практические и общеобразовательные дисциплины. Особенно глубоко студенты изучают Священное Писание, догматическое, нравственное, пастырское богословие. Большое внимание также уделяется дисциплинам церковно-практического направления, изучающим православное богослужение. Значительное место в учебном процессе и научной деятельности занимают исторические дисциплины. Филологическую базу для богословских и исторических занятий дает изучение студентами древних (древнегреческого и латинского) и английского языков. Особое значение придается изучению церковно-славянского, ведется также изучение и русского языка. Большое место в учебно-воспитательном процессе занимает пение и музыкальное творчество.

Центром духовного и пастырского воспитания студентов семинарии является Иоанно-Богословский храм. С первого курса студенты приступают не только к теоретическому знакомству с православным богослужением, но и непосредственно участвуют в нем в качестве иподиаконов, чтецов, певцов, пономарей, учатся произносить проповеди.

Силами педагогов и студентов семинарии проводятся научно-богословские конференции, чтения, семинары, круглые столы. Популярными среди общественности стали встречи в религиозно-философском клубе "Логос," организованном при семинарии.

Важнейшие качества будущего пастыря воспитанники Семинарии обретают во время выполнения трудовых послушаний. В свободное от учебы время проводятся разнообразные воспитательные мероприятия, студенты посещают музеи, выставки, театры, занимаются спортом.

Семинария располагает богатой библиотекой научно-богословской литературы которая позволяют обеспечить очную и заочную формы обучения.

Обучение осуществляется на двух отделениях: пастырском (священно-церковнослужителей) и иконописном. На пастырском отделении обучение осуществляется в очной и заочной формах.

На очное отделение принимаются юноши, имеющие полное среднее образование, от 17 до 35 лет, не состоящие в браке, рекомендованные священнослужителем, отвечающие требованиям к состоянию здоровья (исходя из перспектив дальнейшего пастырского служения) и успешно сдавшие вступительные экзамены по Закону Божьему, русскому языку (изложение), церковному пению и прошедшие собеседование. Обучение осуществляется в течение пяти лет. Воспитанники очного отделения семинарии во время обучения проживают в общежитии, обеспечиваются формой одежды, питанием и всем необходимым для учебы. Семинаристы принимают активное участие в богослужебной жизни Пермской епархии. Лучшие воспитанники семинарии производятся в иподиаконы Пермского владыки.

На заочное отделение священно-церковнослужителей принимаются мужчины до 50 лет, не вступившие в брак или состоящие в первом браке. Кроме этого условия поступления для заочников те же, что и на очную форму обучения. Студенты, обучающиеся заочно пребывают на установочную и экзаменационные сессии два раза в год.

На иконописном отделении осуществляется только очная форма обучения. Верующие молодые люди, имеющие художественный талант и необходимый уровень знаний по Закону Божьему, рекомендованные священнослужителями на занятиях в иконописном отделении овладевают искусством православной иконописи. Под руководством опытных наставников-иконописцев они теоретически и практически изучают традиции иконописного дела и современную технику реставрации. Студенты иконописного отделения обеспечиваются общежитием и всеми необходимыми условиями для постижения творчества иконописи.

Статистика

  • ок. 1800 - 152 учащихся
  • кон. XIX в. - в библиотеке духовной семинарии свыше 15000 томов 6887 названий
  • ноябрь 1900 - к этому времени полный курс семинарии окончили 2648 человек
  • 2009-2010 - среди преподавателей семинарии 4 кандидата богословия, 14 кандидатов наук, 1 доктор филологических наук, 1 доктор исторических наук, 3 выпускников духовных академий, 4 выпускника Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 15 выпускников духовных семинарий Русской Православной Церкви; из 34 преподавателей 24 священнослужители Пермской епархии; общий фонд библиотеки составляет 30064 экземпляров книг (из них 16515 экземпляров составляют учебный фонд, 13549 экземпляров - публичный фонд)

Ректоры

Инспекторы

Духовники

Преподаватели

Известные выпускники

Большинство выпускников становились священнослужителями и учителями Пермской епархии, другие - продолжали учебу в высших духовных и светских учебных заведениях России. Среди известных выпускников:

  • Палладий (Пьянков), еп. Олонецкий, духовный писатель, магистр богословия
  • Александр Луканин, прот., церковный историк
  • Иаков Шестаков, свящ., автор книги "История Пермской духовной семинарии"
  • В. М. Флоринский, один из основоположников генетики в России
  • П. И. Макушин, видный деятель народного просвещения, основатель Томского университета

Литература

  • Иероним (Лаговский), архим., История Пермской духовной семинарии, 2-е изд., Екатеринбург: 1900:
  • Седых Н. П., Очерки истории Пермской духовной семинарии за 1877-1884 г., Пермь: 1916.
  • Шестаков И., Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной семинарии, Пермь: 1900:
  • Спешилова Е. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723-1917. Пермь, 1999. С. 64-70.

Использованные материалы

  • "История Пермской Духовной семинарии," сайт Пермской духовной семинарии:
  • Иероним (Лаговский). архим., История Пермской духовной семинарии Архимандрита Иеронима и очерки из истории Пермской семинарии Н.Н. Новикова и священника И.В. Шестакова (взят раздел инспекторы семинарии):
  • Пермская духовная семинария, списки выпускников, частный генеалогический сайт А. А. Бовкало:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Иероним, архим., История Пермской духовной семинарии, ч. 1-2, Изд. свящ. Иакова Шестакова (изд. 2-е), Екатеринбург: Тип. газ. "Уральская Жизнь", 1900, с. 230-237.
  • Игнатьев В. А. Воспоминаний о Пермской духовной семинарии начала XX века. Часть I. Пермь: Государственный архив Пермского края, 2017.



[1]  База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/573/

[2]  По объяснению "Пермских епархиальных ведомостей" от 1870 года.

[3]  Подробнее см. вопрос о возрождении духовного образования в Молотовской (Пермской) епархии, http://www.bogoslov.ru/text/1418608.html

[4]  Журнал № 133, ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/976629.html

[5]  Знаменский П.В., История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период её существования (1842-1870), Выпуск III // сайт Казанской духовной семинарии, https://kazpds.ru/istoriya-kazanskoy-duhovnoy-akademii-za-pe...-3/

[6]  Краткие сведения об инспекторе Саратовской духовной семинарии Н. Н. Ливанове, бывшем воспитаннике Астраханской духовной семинарии // Астраханские епархиальные ведомости. 1895. № 20, отд.неоф. С. 514 - 515, https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materiala...pdf

Редакция текста от: 28.03.2024 18:15:26

"ПЕРМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google