Еп. Якутский Иаков (Домский) |
В миру Домский Иероним Петрович, родился 6 июля 1823 года в селе Семенках [1] Подольской губернии в семье священника. Крестник императора Александра Павловича.
С 1832 года обучался в Приворотском духовном училище и Каменец-Подольской духовной семинарии. Однако занятия в семинарии пришлось прервать: в 1840 году скончался отец, тремя годами ранее овдовевший, и на плечи 17‑летнего Иеронима легла забота о младших сестрах и брате. Так, вероятно, и остался бы он сельским клириком, не повстречайся ему на жизненном пути архиепископ Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) - «милостивый пастырь, отечески нежный к сиротам, чуткий к бедным, снисходительный к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливый и справедливый, близкий и доступный в общении для всех». Преосвященный Кирилл поддержал юношу материально, пристроил сирот и помог Иерониму поступить в 1841 году Санкт-Петербургскую духовную семинарию, которую закончил с отличием в 1845 году.
В том же году он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, курс которой окончил в 1849 году со степенью кандидата. Огромную роль в становлении личности епископа Иакова сыграли впоследствии и другие его учителя: ректор Иркутской духовной семинарии иеромонах Петр (Екатериновский), архиепископ Томский Парфений (Попов), будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский), ректор Томской духовной семинарии архимандрит Вениамин (Благонравов), который также станет затем архиепископом Иркутским и Нерчинским), епископ Пермский и Верхотурский Вассиан (Чудновский), видевший в Иакове своего преемника [2].
30 ноября 1849 года был назначен учителем в Иркутскую семинарию.
13 июня 1858 года был переведен экономом и учителем в Томскую семинарию.
8 октября 1860 года был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Состоял членом комитета по составлению церковно-исторического и статистического описания Томской епархии.
25 ноября 1861 года был перемещен снова в Иркутск инспектором семинарии и одновременно назначен цензором проповедей, подаваемых городским духовенством, и цензором "Иркутских епархиальных ведомостей".
11 июня 1865 года был возведен в сан архимандрита.
В 1870 году был назначен ректором новооткрытой Благовещенской семинарии.
В 1879 году был переведен ректором Пермской семинарии. В то же году удостоен степени магистра богословия за сочинение "Исторический очерк русского проповедничества."
В 1883 году был назначен архимандритом Данилова Троицкого монастыря в Переяславле Владимирской губернии.
Епископ Якутский
8 января 1884 года был хиротонисан во епископа Якутского и Вилюйского [3].
Чтобы обревизовать округ приморских церквей ему пришлось проехать 9000 верст.
На новом месте владыка заботился о распространении грамотности среди якутского населения, об устройстве народных школ и библиотек. 10 февраля 1884 года Святейший Синод принял указ о возрождении Якутской духовной семинарии. В 1885 году при Спасском мужском монастыре города Якутска была открыта миссионерская школа (училище) с пансионом. В 1886 году владыка начал при духовной семинарии 2 раза в месяц издавать "Якутские епархиальные ведомости." 9 апреля 1886 года инициировал, при поддержке губернатора К. Н. Светлицкого, создание бесплатной городской публичной библиотеки-читальни в Якутске. Для библиотеки он подарил несколько сот книг, пожертвовал крупную сумму денег на покупку книг, а также личные средства на выписку журналов и газет и на жалование библиотекарю. В 1888 году в Якутске им было учреждено епархиальное женское училище, в котором обучались как дети местного духовенства, так и якуты.
В годы его епископства в епархии было создано 18 церковно-приходских школ и построено 6 церквей.
Владыка стал известен как неутомимый работник, ревностный проповедник христианства среди якутов и как писатель по истории русского проповедничества. Деятельность владыки по распространению и утверждению Православия простиралась и за пределы епархии: в частности он пожертвовал 1310 рублей на нужды Православного Палестинского Общества.
В 1889 в последний раз совершил объезд епархии. Скончался 27 мая 1889 года в Якутске. 30 мая того же года был погребен под деревянной церковью Якутской Спасской обители.
Память
После упразднения Спасского монастыря большая часть его территории отошла к Якутскому государственному музею истории и культуры народов Севера. Во время очередной реконструкции там были обретены останки владыки Иакова, которые оказались нетленными, несмотря на то что склеп был очень неглубоким и летом могила регулярно оттаивала. Не истлело даже архиерейское облачение, сапоги, сохранился крест в руках, в хорошем состоянии епископские регалии.
Ряд верующих сообщали о помощи, полученной по молитвам к владыке Иакову. В Градо-Якутском Никольском храме, куда в 2000 году были положены останки епископа, был заведен журнал для записи таких явлений. На декабрь 2011 года канонизационная комиссия Якутской епархии занималась изучением материалов о епископе.
Труды
- Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление, СПб., 1871.
- Исторический очерк русского проповедничества, СПб., 1878 - обширная работа с широким охватом, весьма важная в свое время.
- Пастырь в отношении к себе и пастве, СПб, 1880.
- Путешествие по Лене, опуб в "Якутских епрархиальных ведомостях," 1887 - литературное сочинение.
- Ряд статей о Сибири и Перми в "Пермских епархиальных ведомостях," 1880-1882.
Литература
- Стуков Ф. А., прот., Воспоминания, Якутск, 1900.
- Родосский А. С., Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814-1869 гг., СПб., 1907, 178-179.
- Булгаков С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, 1417.
- Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи, М., 1888, 79.
- Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.), СПб., 1896, № 477.
- Прибавления к "Церковным ведомостям", 1889, № 27, 796; 1903, № 50, 1966.
- Известия по Казанской епархии, 1884, № 2, 33.
- Православное обозрение, 1886, № 1, 213.
- Богословский вестник, 1904, № 6, 312.
- Якутские епархиальные ведомости, 1889, №№ 15-24.
- Христианское чтение, СПб., 1890, янв.-февр., 191.
- Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. [ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского] СПб., 1900-1911, т. 6, 153.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т., Изд. П. П. Сойкина., СПб., б. г., т. 1, 101; т. 2, 2400.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т.? СПб., 1890-1907, т. 1-а, доп., 850.
- Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896-1913, т. 8, 159.
- Явловский П. П., Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени, т. II (1801-1914), 120, 159, 124, 126, 135.
Использованные материалы
- "Якутск православный: епископы Якутские и Вилюйские," частный сайт Виктора Скрипина:
- Страница сайта Русское Православие:
- Воробьева, Елена, "Будут ли канонизированы якутские священники? Сейчас в этом списке 12 имен," РИГ SakhaPress.ru, 15 декабря 2011:
[1] Или Семёнка.
[2] Галина Владимировна Аксенова, иеромонах Роман (Сокольников), "Истый учитель веры". Жизнь и деятельность епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Домского. 1823–1889), Московский журнал История Государства Российского, № 1 (288) январь 2015, http://www.mosjour.ru/index.php?id=2170
[3] Основная версия. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1490 как вторую версию указывает его на кафедре с 16 декабря 1883 года.