Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

САКАИ ИОАНН ТОКУРЭЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

О. Иоанн Сакаи
О. Иоанн Сакаи
Иоанн Сакаи (Кавано) Токурэй (酒井(川股)篤禮) [1], (ок. 1836 - 1881), священник, один из первых трёх японцев крещенных равноапостольным Николаем (Касаткиным)

Родился около 1836 года в посёлке Каннари (ныне в черте города Курихара префектуры Мияги) уезда Курихара провинции Муцу Японии. Происходил из семьи Сакаи, но впоследствии был усыновлён семьёй Кавано (川股). Стал врачом.

Отправился в Хакодатэ, где сблизился с Савабэ Такумой. От него услышал о Православии, взялся исследовать новое учение и уверовал. Вместе с другим другом Савабэ, Урано Тайдзоо, решил принять крещение, несмотря на то, что обращение в христианство ещё оставалось под запретом для японцев. 18 мая 1868 года при участии чтеца Виссариона Сартова, который стерёг двери конторы русского консульства, равноапостольный Николай Японский крестил первых трёх обращенных им японцев, причём Сакаи-Кавано получил имя Иоанн.

Сразу после крещения, из соображений безопасности, вместе с женой и дочерью уехал на время в родной Каннари, где начал проповедовать Христа своим близким. Вскоре вернулся в Хакодатэ, где продолжил свою врачебную практику, совмещаяя её с проповедью.

С учреждением Японской духовной миссии и возвращением равноапостольного Николая в Японию, решился оставить прочие занятия и полностью посветить себя благовествованию. В 1872 году был избран одним из первых катехизаторов японской православной общины и начал открыто проповедовать в Хакодатэ, за что в том же году был арестован и заточён в тюрьму вместе со сподвижниками. Этот инцидент получил широкую огласку и благодаря международному дипломатическому давлению центральные японские власти скоро распорядились о его освобождении.

Некоторое время оставался в Хакодатэ, но в том же году переехал на Хонсю, где развернул проповедь в родных краях – особенно в Каннари, Цукидатэ и Вакаянаги (ныне все селения в черте города Курихара). Вновь трижды подвергался заключению в посёлке Мидзусава (ныне в черте города Оосюу префектуры Иватэ).

В апреле 1875 года, на втором общем собрании японских православных проповедников, был избран стать первым диаконом из японцев. 25 июля [2] того же года был рукоположен во диакона епископом Камчатским Павлом (Поповым) в Хакодатском Воскресенском храме.

Был избран во священника на Соборе Японской Церкви в июле 1877 года. В сентяре того же года, вместе с другими кандидатами во священство и иеромонахом Анатолием (Тихаем) прибыл во Владивосток, но из-за кончины владыки Павла хиротония не могла быть совершена и японской делегации пришлось вернуться на родину. Собор Японской Церкви в июне 1878 года вверил его пастырскому попечению область с центром в церкви города Мориоки [3]. В июле того же года вновь отправился во Владивосток, где на этот раз был рукоположен во пресвитера епископом Камчатским Мартинианом (Муратовским).

Успешно окормляя обширную область, стремился жить напряжённой духовной жизнью, много постился и молился, иногда уединяясь в пещере в Тоносаве, в посёлке Хаконэ.

Несмотря на предостережения святителя Николая, всё более усугублял свои аскетические упражнения. Великим постом 1881 года совершенно отказался от еды, ограничившись водой, и в итоге смертельно подорвал своё здоровье разговляясь. Скончался 14 марта (2 марта по юлианскому календарю) 1881 года в Мориоке. 18 марта был погребён на княжеском кладбище за городом.

Вёл записки, многие из которых cжёг или бросил вводу, но шесть книг его записей сохранилось и было передано святителю Николаю при его посещении Мориоки в 1881 году [4]. Cам святитель высоко ценил отца Иоанна - в своих дневниках он именует его "наш труженик", "наш благочестивый о. Иоанн", "почтенный наш иерей" [5]. Архимандрит Анатолий (Тихай) в некрологе восхвалял его как "Божия мужа [...] ревностнейшего священника Японской церкви" [6].

Вся семья его отличалась благочестием - супруга Елена (почтенный член сестричества Хакодатской церкви); дети - Текуса (+ 1904, по мужу Хагивара, инспектрисса и учительница в Миссийского женского училища, по слову святителя Николая - "благочестивейшая из японских христианок […] разрешилась в молитве жизнь ее, точно ладан, разрешающийся в благовоние" [7]), Матрона (+ 1911, жена переводчика и учителя Исаака Кимура), Вера (в монашестве Елена) (супруга прот. Иоанна Оно, впоследствии - епископа Николая).

Литература

  • 長司祭イオアン小野帰一『イオアン川股篤礼小伝』金成町:私家版、1976 [1934]。

Использованные материалы

  • 長司祭プロクル牛丸康夫「さかいとくれい」日本キリスト教歴史大事典編集委員会『日本キリスト教歴史大事典』東京:教文館、1988、562頁。
  • Дневники равноап. Николая Японского.
  • 函館ハリストス正教会史編集委員会『函館ハリストス正教会史:亜使徒日本の大主教聖ニコライ渡来150年記念』函館:函館ハリストス正教会、2011、26、35-46頁。



[1]  Фамилия также часто транскрипируется как Сакай.

[2]  Дата по 函館ハリストス正教会史編集委員会『函館ハリストス正教会史:亜使徒日本の大主教聖ニコライ渡来150年記念』函館:函館ハリストス正教会、2011、46頁。

[3]  山下須美礼「明治初期ハリストス正教会における仙台藩士族の西日本伝教」『歴史人類』第40号、筑波大学人文社会系歴史・人類学専攻、2012、11(158)頁。

[4]  Дневники равноп. Николая Японского, запись от 1/13 июня 1881 г.

[5]  Дневники равноп. Николая Японского, записи от 30 мая/11 июня 1881 г.; 26 января/8 февраля 1908 г.; 7/20 марта 1911 г.

[6]  Анатолий (Тихай), архим., "Японский православный священник, отец Иоанн Сакай", Московские ведомости, № 122, 4 мая 1881, цит. по Гавриков А. А., "«Московские ведомости» о распространении православия в Японии в период становления Японской Православной Церкви (1860-е – 1880-е гг.)", http://ckitalets2000irkutsk.narod.ru/moskovskie-vedomosti.htm

[7]  Дневники равноап. Николая Японского, запись от 27 декабря (9 января н. ст.) 1905 г.

Редакция текста от: 19.09.2017 10:10:41

"САКАИ ИОАНН ТОКУРЭЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google