Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ СОБОР 1943

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Заседание Архиерейского Cобора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва
Заседание Архиерейского Cобора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходил в Москве в Патриаршей резиденции в Чистом переулке 8 сентября 1943 года, став первым Собором Русской Православной Церкви после 1918 года

Подготовка

В конце августа 1943 года гражданская власть СССР предложила местоблюстителю патриаршего престола Московского митрополиту Сергию возвратиться в Москву из Ульяновска, куда митрополит был эвакуирован в октябре 1941 года. Вскоре последовала беседа Иосифа Сталина с полковником НКВД Г. Г. Карповым, в ходе которой, согласно записи Карпова, Сталин задал ему следующие вопросы:

а) Что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в Церкви, его отношение к властям);
б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая;
в) когда и как был избран в Патриархи Тихон;
г) какие связи Русская Православная Церковь имеет за границей;
д) кто является Патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими;
е) что я знаю о руководстве Православных Церквей Болгарии, Югославии и Румынии;
ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай;
з) количество приходов православной Церкви в СССР и количество епископата [1].

Получив ответы Карпова, Сталин сказал, что нужно создать специальный орган, который бы осуществлял связь с руководством Русской Церкви.

4 сентября Карпов позвонил митрополиту Сергию и сообщил о желании правительства принять высших иерархов Русской Церкви. Митрополит выразил пожелание, чтобы визит состоялся безотлагательно. Вечером того же дня в Кремле состоялась беседа митрополитов Московского Сергия, Ленинградского Алексия и Киевского Николая со Сталиным, В. М. Молотовым и Карповым о взаимоотношениях Церкви и государства. Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах.

Митрополит Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве Русской Церкви, что он почти 18 лет является патриаршим местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при которой с 1935 года в Церкви нет Синода. Он просил разрешения собрать Архиерейский Собор, который изберет патриарха и образует при главе Церкви Священный Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев.

Согласившись с предложением митрополита Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митрополит ответил, что Собор можно созвать через месяц. Тогда Сталин спросил: "А нельзя ли проявить большевистские темпы?", поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митрополиту Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что Архиерейский Собор соберётся в Москве 8 сентября.

Состав

Многих архиереев доставили на Собор военными самолетами. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки; архиепископ Сарапульский Иоанн и епископ Молотовский Александр были освобождены незадолго до Собора. В итоге в деяниях Собора участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных немецкими войсками территориях:

  1. Сергий (Страгородский), местоблюститель патриаршего престола митр. Московский
  2. Алексий (Симанский), митр. Ленинградский
  3. Николай (Ярушевич), митр. Киевский
  4. Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Красноярский
  5. Иоанн (Братолюбов), архиеп. Сарапульский
  6. Андрей (Комаров), архиеп. Казанский
  7. Алексий (Палицын), архиеп. Куйбышевский
  8. Стефан (Проценко), архиеп. Уфимский
  9. Сергий (Гришин), архиеп. Горьковский
  10. Иоанн (Соколов), архиеп. Ярославский
  11. Алексий (Сергеев), архиеп. Рязанский
  12. Василий (Ратмиров), архиеп. Калининский
  13. Варфоломей (Городцов), архиеп. Новосибирский
  14. Григорий (Чуков), архиеп. Саратовский
  15. Александр (Толстопятов), еп. Молотовский
  16. Питирим (Свиридов), еп. Курский
  17. Вениамин (Тихоницкий), еп. Кировский
  18. Димитрий (Градусов), еп. Ульяновский
  19. Елевферий (Воронцов), еп. Ростовский

8 сентября 1943 года. На Соборе Епископов.
8 сентября 1943 года. На Соборе Епископов.

Ход Собора

Собор открыл местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский Сергий, прочитавший краткий доклад "О деятельности православной Церкви за два года Отечественной войны". Поскольку говорить открыто о жизни Церкви в годы, прошедшие после Поместного Собора 1917-1918 годов, не было возможности, в докладе речь шла исключительно о патриотическом служении Церкви во время войны.

Затем последовал доклад митрополита Ленинградского Алексия "Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны". Сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, митрополит Алексий указал на нравственные условия успеха русского воинства, общие для всех времен:

"Твердая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной".

Затем митрополит Алексий поставил вопрос об избрании патриарха и предложил кандидатуру митрополита Сергия, что было единодушно одобрено всеми соборянами. Митрополит Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его патриархом и предложил формулу поминовения патриарха: "Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси".

Члены Свящ. Синода, избранные на Архиерейском Соборе 1943 г. В нижнем ряду (слева направо): митр. Ленинградский Алексий (Симанский), Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич).
Члены Свящ. Синода, избранные на Архиерейском Соборе 1943 г. В нижнем ряду (слева направо): митр. Ленинградский Алексий (Симанский), Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич).
Митрополит Сергий также предложил избрать Священный Синод при патриархе из трёх постоянных и трёх временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по архипастырю от каждой из трёх групп епархий: северо-восточной, центральной и южной, в порядке старшинства. Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также архиепископа Горьковского Сергия (Гришина). Временными членами в Синод приглашены были архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и Ярославский Иоанн (Соколов), а также управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай Колчицкий. Полномочия нового Синода отличались от полномочий того, который был учрежден определениями Поместного Собора 1917-1918 годов о высших органах церковного управления: Поместный Собор в своё время предусматривал для Синода более самостоятельный статус, новый же Синод образовали при патриархе. В этом выразился опыт, приобретенный Русской Церковью в 1920-1930-х годах, который показал особую ответственность первосвятительского служения, так как в пору гонений, при внешних и внутренних разделениях, для многомиллионной паствы главным духовным ориентиром, помогавшим различать, где Православная Церковь, а где расколы, была личность первого архиерея.

Собор принял подписанную всеми его участниками декларацию об осуждении изменников веры и Отечества, направленную против коллаборационистов из духовенства и мирян, запятнавших себя сотрудничеством с оккупационными властями и одновременно посягнувших на учинение расколов. Этот акт не исключал вынужденный контакт с администрацией оккупированных земель, но был направлен против тех, кто предавал ближних или откровенно переходил на сторону фашистов. В обращении Собора к советскому правительству была выражена готовность умножить усилия Церкви в служении правому делу спасения Родины от агрессии. Собор издал также "Обращение ко всем христианам мира", проект которого был зачитан Саратовским архиепископом Григорием (Чуковым): в нём Собор охарактеризовал борьбу с фашизмом как проявление благородного порыва человеческого духа "нанести смерть самой войне".

Значение и последующие события

Допустив возможность избрания патриарха, правительство СССР признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения её из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода "конкордата", который в основных чертах государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущёвских гонений.

Интронизация новоизбранного патриарха Московского и всея Руси Сергия состоялась 12 сентября. По окончании литургии патриарх обратился к пастве, молившейся в кафедральном Богоявленском соборе со словом, в котором дал оценку состоявшемуся Собору и избранию патриарха:

"Собор преосвященных архипастырей своим единогласным решением от 8 сентября постановил усвоить мне титул Патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, наша Русская Церковь этим актом получила всю полноту канонического возглавления, управления и молитвенного предстательства... В моем положении по внешности как будто ничего не изменилось с получением патриаршего сана. Фактически я уже в течение 17 лет несу обязанности Патриарха. Это так кажется только по внешности, а на самом деле это далеко не так. В звании патриаршего Местоблюстителя я чувствовал себя временным и не так сильно опасался за возможные ошибки. Будет, думал я, избран Патриарх, он и исправит все допущенные ошибки. Теперь же, когда облечен высоким званием Патриарха, уже нельзя говорить о том, что кто-то другой исправит ошибки и сделает недоделанное, а нужно самому поступать безошибочно, по Божьей правде и вести людей к вечному спасению" [2].

О своем избрании и интронизации патриарх Сергий сообщил Восточным патриархам: Константинопольскому Вениамину, Александрийскому Христофору II, Антиохийскому Александру III и Иерусалимскому Тимофею, направив им известительные грамоты. Из Стамбула, Каира, Дамаска и Иерусалима получены были ответные приветственные телеграммы патриархов, пришли также поздравления от глав инославных Церквей, от церковных деятелей христианского Востока и Запада. 14 сентября из Тбилиси патриарха Сергия поздравил с избранием и интронизацией католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе), предстоятель Грузинской Церкви, что стало толчком к восстановлению нарушенного евхаристического общения между Русской и Грузинской Церквами.

Деяния Архиерейского Собора стали переломными во внутренней жизни Русской Православной Церкви: спустя несколько дней было принято решение об издании "Журнала Московской Патриархии", стали приниматься меры по укреплению дисциплины среди духовенства. 27 октября патриарх Сергий обратился в правительство с просьбой амнистировать 24 архиерея и 2 священников. 28 ноября СНК разрешил открытие в Москве Богословского института и пастырских курсов и определил процедуру возобновления деятельности храмов и приходов.

Возобновилась и внешняя деятельность Московского Патриархата. В ответ на обращение руководства Англиканской церкви к советскому правительству в конце лета 1943 года с просьбой разрешить приезд своей делегации в Москву - что было признано желательным и полезным Сталиным накануне Тегеранской конференции - 19 сентября Московская Патриархия уже принимала первую высокую зарубежную делегацию: англиканского архиепископа Йоркского Сирила Гарбета.

Одновременно начался процесс повсеместного покаянного возвращения в лоно Матери-Церкви обновленцев, чему способствовала и позиция государства: 12 октября Карпов подал на имя Сталина докладную записку с предложением прекратить поддержку обновленчества и "не препятствовать распаду обновленческой церкви". Согласие Сталина и последовательно проводимая госсударственная политика, основанная на том, что "переход обновленческого духовенства и приходов - дело внутрицерковное", предопределили скорый конец обновленчества. Начался и процесс возвращения "григорианцев", различных групп "непоминающих" и "непримиримых" - "иосифлян", "истинно православных христиан", "викториан" и других.

Избрание патриарха, демонстрировавшее начало нормализации церковно-государственных отношений в СССР, вызвало реакцию со стороны немецкого руководства: в начале октября 1943 года Главное управление имперской безопасности совместно с Министерством восточных территорий наметило проведение несколько конференций православного духовенства оккупированных территорий, на которых предполагалось принять резолюции о неканоничности избрания патриарха Сергия. Митрополит Виленский Сергий (Воскресенский) разъяснил немецким властям, что выборы патриарха произведены в соответствии с каноническими нормами и не могут быть оспорены. Однако, германское командование нашло поддержку своей инициативы в Русской Православной Церкви Заграницей, 7 архиереев которой на совещании 8-13 октября 1943 года в Вене признали избрание патриарха Сергия "фактом не только неканоничным, но и не церковным, а политическим". Германские власти категорически требовали запретить возношение на богослужениях имени патриарха Сергия. Резолюция Венского совещания была решительно осуждена митрополитом Виленским Сергием, и, хотя он вынужден был оповестить духовенство о требовании немецких властей, сам он на богослужениях всегда поминал Патриарха Сергия.

См. также

Литература

  • Дневники митр. Алексия (Симанского) за 1943 г., Архив ЦНЦ.
  • "Материалы Собора", Журнал Московской Патриархии, 1943, № 1, 3-17; № 2, 3-17.
  • Краснов-Левитин А., Воспоминания: Рук Твоих жар, Тель-Авив, 1979, т. 2.
  • Шкаровский М. В., Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943-1964 годах, СПб., 1995.
  • Шкаровский М. В., Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви, СПб., 1999, 185-194, 258-263.
  • Шкаровский М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве, М., 1999, 119-261, 284-287.
  • Цыпин Владислав, прот., История Русской Церкви, 297-302.
  • Чумаченко Т. А., Государство, Православная Церковь, верующие: 1941-1961 года, М., 1999, 23-44, 65-78.
  • Одинцов М. И., Русские Патриархи XX века, М., 1999, 283-292.

Использованные материалы



[1]  МЦВ, 1994, № 6 (103).

[2]  ЖМП, 1943, № 2, 8.

Редакция текста от: 28.03.2018 22:46:58

"МОСКОВСКИЙ СОБОР 1943" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google