Заседание Архиерейского Cобора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Подготовка
В конце августа 1943 года гражданская власть СССР предложила местоблюстителю патриаршего престола Московского митрополиту Сергию возвратиться в Москву из Ульяновска, куда митрополит был эвакуирован в октябре 1941 года. Вскоре последовала беседа Иосифа Сталина с полковником НКВД Г. Г. Карповым, в ходе которой, согласно записи Карпова, Сталин задал ему следующие вопросы:
Получив ответы Карпова, Сталин сказал, что нужно создать специальный орган, который бы осуществлял связь с руководством Русской Церкви.
4 сентября Карпов позвонил митрополиту Сергию и сообщил о желании правительства принять высших иерархов Русской Церкви. Митрополит выразил пожелание, чтобы визит состоялся безотлагательно. Вечером того же дня в Кремле состоялась беседа митрополитов Московского Сергия, Ленинградского Алексия и Киевского Николая со Сталиным, В. М. Молотовым и Карповым о взаимоотношениях Церкви и государства. Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах.
Митрополит Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве Русской Церкви, что он почти 18 лет является патриаршим местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при которой с 1935 года в Церкви нет Синода. Он просил разрешения собрать Архиерейский Собор, который изберет патриарха и образует при главе Церкви Священный Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев.
Согласившись с предложением митрополита Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митрополит ответил, что Собор можно созвать через месяц. Тогда Сталин спросил: "А нельзя ли проявить большевистские темпы?", поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митрополиту Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что Архиерейский Собор соберётся в Москве 8 сентября.
Состав
Многих архиереев доставили на Собор военными самолетами. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки; архиепископ Сарапульский Иоанн и епископ Молотовский Александр были освобождены незадолго до Собора. В итоге в деяниях Собора участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных немецкими войсками территориях:
- Сергий (Страгородский), местоблюститель патриаршего престола митр. Московский
- Алексий (Симанский), митр. Ленинградский
- Николай (Ярушевич), митр. Киевский
- Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Красноярский
- Иоанн (Братолюбов), архиеп. Сарапульский
- Андрей (Комаров), архиеп. Казанский
- Алексий (Палицын), архиеп. Куйбышевский
- Стефан (Проценко), архиеп. Уфимский
- Сергий (Гришин), архиеп. Горьковский
- Иоанн (Соколов), архиеп. Ярославский
- Алексий (Сергеев), архиеп. Рязанский
- Василий (Ратмиров), архиеп. Калининский
- Варфоломей (Городцов), архиеп. Новосибирский
- Григорий (Чуков), архиеп. Саратовский
- Александр (Толстопятов), еп. Молотовский
- Питирим (Свиридов), еп. Курский
- Вениамин (Тихоницкий), еп. Кировский
- Димитрий (Градусов), еп. Ульяновский
- Елевферий (Воронцов), еп. Ростовский
8 сентября 1943 года. На Соборе Епископов. |
Ход Собора
Собор открыл местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский Сергий, прочитавший краткий доклад "О деятельности православной Церкви за два года Отечественной войны". Поскольку говорить открыто о жизни Церкви в годы, прошедшие после Поместного Собора 1917-1918 годов, не было возможности, в докладе речь шла исключительно о патриотическом служении Церкви во время войны.
Затем последовал доклад митрополита Ленинградского Алексия "Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны". Сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, митрополит Алексий указал на нравственные условия успеха русского воинства, общие для всех времен:
Затем митрополит Алексий поставил вопрос об избрании патриарха и предложил кандидатуру митрополита Сергия, что было единодушно одобрено всеми соборянами. Митрополит Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его патриархом и предложил формулу поминовения патриарха: "Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси".
Священный Синод при патриархе из трёх постоянных и трёх временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по архипастырю от каждой из трёх групп епархий: северо-восточной, центральной и южной, в порядке старшинства. Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также архиепископа Горьковского Сергия (Гришина). Временными членами в Синод приглашены были архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и Ярославский Иоанн (Соколов), а также управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай Колчицкий. Полномочия нового Синода отличались от полномочий того, который был учрежден определениями Поместного Собора 1917-1918 годов о высших органах церковного управления: Поместный Собор в своё время предусматривал для Синода более самостоятельный статус, новый же Синод образовали при патриархе. В этом выразился опыт, приобретенный Русской Церковью в 1920-1930-х годах, который показал особую ответственность первосвятительского служения, так как в пору гонений, при внешних и внутренних разделениях, для многомиллионной паствы главным духовным ориентиром, помогавшим различать, где Православная Церковь, а где расколы, была личность первого архиерея.Собор принял подписанную всеми его участниками декларацию об осуждении изменников веры и Отечества, направленную против коллаборационистов из духовенства и мирян, запятнавших себя сотрудничеством с оккупационными властями и одновременно посягнувших на учинение расколов. Этот акт не исключал вынужденный контакт с администрацией оккупированных земель, но был направлен против тех, кто предавал ближних или откровенно переходил на сторону фашистов. В обращении Собора к советскому правительству была выражена готовность умножить усилия Церкви в служении правому делу спасения Родины от агрессии. Собор издал также "Обращение ко всем христианам мира", проект которого был зачитан Саратовским архиепископом Григорием (Чуковым): в нём Собор охарактеризовал борьбу с фашизмом как проявление благородного порыва человеческого духа "нанести смерть самой войне".
Значение и последующие события
Допустив возможность избрания патриарха, правительство СССР признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения её из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода "конкордата", который в основных чертах государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущёвских гонений.
Интронизация новоизбранного патриарха Московского и всея Руси Сергия состоялась 12 сентября. По окончании литургии патриарх обратился к пастве, молившейся в кафедральном Богоявленском соборе со словом, в котором дал оценку состоявшемуся Собору и избранию патриарха:
О своем избрании и интронизации патриарх Сергий сообщил Восточным патриархам: Константинопольскому Вениамину, Александрийскому Христофору II, Антиохийскому Александру III и Иерусалимскому Тимофею, направив им известительные грамоты. Из Стамбула, Каира, Дамаска и Иерусалима получены были ответные приветственные телеграммы патриархов, пришли также поздравления от глав инославных Церквей, от церковных деятелей христианского Востока и Запада. 14 сентября из Тбилиси патриарха Сергия поздравил с избранием и интронизацией католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе), предстоятель Грузинской Церкви, что стало толчком к восстановлению нарушенного евхаристического общения между Русской и Грузинской Церквами.
Деяния Архиерейского Собора стали переломными во внутренней жизни Русской Православной Церкви: спустя несколько дней было принято решение об издании "Журнала Московской Патриархии", стали приниматься меры по укреплению дисциплины среди духовенства. 27 октября патриарх Сергий обратился в правительство с просьбой амнистировать 24 архиерея и 2 священников. 28 ноября СНК разрешил открытие в Москве Богословского института и пастырских курсов и определил процедуру возобновления деятельности храмов и приходов.
Возобновилась и внешняя деятельность Московского Патриархата. В ответ на обращение руководства Англиканской церкви к советскому правительству в конце лета 1943 года с просьбой разрешить приезд своей делегации в Москву - что было признано желательным и полезным Сталиным накануне Тегеранской конференции - 19 сентября Московская Патриархия уже принимала первую высокую зарубежную делегацию: англиканского архиепископа Йоркского Сирила Гарбета.
Одновременно начался процесс повсеместного покаянного возвращения в лоно Матери-Церкви обновленцев, чему способствовала и позиция государства: 12 октября Карпов подал на имя Сталина докладную записку с предложением прекратить поддержку обновленчества и "не препятствовать распаду обновленческой церкви". Согласие Сталина и последовательно проводимая госсударственная политика, основанная на том, что "переход обновленческого духовенства и приходов - дело внутрицерковное", предопределили скорый конец обновленчества. Начался и процесс возвращения "григорианцев", различных групп "непоминающих" и "непримиримых" - "иосифлян", "истинно православных христиан", "викториан" и других.
Избрание патриарха, демонстрировавшее начало нормализации церковно-государственных отношений в СССР, вызвало реакцию со стороны немецкого руководства: в начале октября 1943 года Главное управление имперской безопасности совместно с Министерством восточных территорий наметило проведение несколько конференций православного духовенства оккупированных территорий, на которых предполагалось принять резолюции о неканоничности избрания патриарха Сергия. Митрополит Виленский Сергий (Воскресенский) разъяснил немецким властям, что выборы патриарха произведены в соответствии с каноническими нормами и не могут быть оспорены. Однако, германское командование нашло поддержку своей инициативы в Русской Православной Церкви Заграницей, 7 архиереев которой на совещании 8-13 октября 1943 года в Вене признали избрание патриарха Сергия "фактом не только неканоничным, но и не церковным, а политическим". Германские власти категорически требовали запретить возношение на богослужениях имени патриарха Сергия. Резолюция Венского совещания была решительно осуждена митрополитом Виленским Сергием, и, хотя он вынужден был оповестить духовенство о требовании немецких властей, сам он на богослужениях всегда поминал Патриарха Сергия.
См. также
- Цыпин Владислав, прот., "Архиерейский Собор 1943 г.", портал Православие.Ru, 7 сентября 2013:
Литература
- Дневники митр. Алексия (Симанского) за 1943 г., Архив ЦНЦ.
- "Материалы Собора", Журнал Московской Патриархии, 1943, № 1, 3-17; № 2, 3-17.
- Краснов-Левитин А., Воспоминания: Рук Твоих жар, Тель-Авив, 1979, т. 2.
- Шкаровский М. В., Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943-1964 годах, СПб., 1995.
- Шкаровский М. В., Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви, СПб., 1999, 185-194, 258-263.
- Шкаровский М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве, М., 1999, 119-261, 284-287.
- Цыпин Владислав, прот., История Русской Церкви, 297-302.
- Чумаченко Т. А., Государство, Православная Церковь, верующие: 1941-1961 года, М., 1999, 23-44, 65-78.
- Одинцов М. И., Русские Патриархи XX века, М., 1999, 283-292.
Использованные материалы
- Цыпин Владислав, прот., "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1943 г.", Православная энциклопедия, т. 3, 541-543:
- Соловьев Илья, свящ., "Патриарх Сергий Страгородский: оправдавшиеся надежды", Церковный вестник (Русская Православная Церковь), 10 сентября 2013:
- http://e-vestnik.ru/analytics/patriarh_sergiy_stragorodskiy_...98/ (использована фотография)
[1] МЦВ, 1994, № 6 (103).
[2] ЖМП, 1943, № 2, 8.