Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАСИЛИЙ (РАТМИРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Василий (Ратмиров)
Архиепископ Василий (Ратмиров)
Василий (Ратмиров) (1881/1887 - ок. 1970?), б. архиепископ Минский и Белорусский

В миру Василий Михайлович Ратмиров, родился 29 декабря 1881 или 1887 года в станице Нововеличковской Екатеринодарского отдела Кубанской области в семье священника.

В 1902 году окончил Екатеринодарское духовное училище по II разряду [1], в 1908 году - Ставропольскую духовную семинарию по II разряду. (В автобиографии сам писал о том, что окончил КДА со степенью кандидата богословия, но в списках выпускников КДА он не значится.)

17 августа 1908 года рукоположен во диакона к Успенской церкви в станице Стародеревянковской, 5 октября 1909 года - во священника к Михаило-Архангельскому собору г. Темрюка, но остался за штатом.

27 октября 1910 года определен на священническое место к Рождество-Богородицкой церкви в селе Арзгир Благодарненского уезда.

3 октября 1914 года переведён в Николаевскую церковь в г. Ейске. По его свидетельству, в 1914 был возведен в сан протоиерея, однако это маловероятно, т. к. 12 марта 1915 года он был лишь награжден правом ношения скуфьи.

После прихода к власти большевиков стал тесно сотрудничать с органами ГПУ.

В 1920 году пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита.

4 ноября 1921 года хиротонисан, по его словам, неподтвержденным пока никакими документами, во епископа Ейского, викария Ставропольской епархии, которую возглавил патриарх Тихон.

В 1922 году женился и перешел к обновленцам и был назначен ими архиепископом Армавирским и Майкопским, а в 1935 году - митрополитом Курским, и на этом посту немало принес зла православным. Он, впрочем, не скрывал своего безбожества, ходил по Курску «бритым, в гражданском костюме, с папиросой в зубах... с женой под ручку, не только по городу, но и в церковь» [2].

В марте 1927 года был арестован, осужден, отбывал наказание в СЛОН.

Встречается упоминание о некоем обновленческом архиепископе Василии (из дообновленческих ставленников), приезжавшем в конце 1920-х годов к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) каяться в отпадении от Церкви. Не пожелав сложить с себя обновленческие награды, что являлось одним из непременных условий при принесении покаяния, посетитель уехал ни с чем [3]. Не исключено что это сообщение относится к Василию (Ратмирову).

В 1938 году был назначен управляющим делами и завхозом обнов­ленческого Синода; . После ликвидации синода перешел на должность управляющего делами обновленческого первоиерарха Виталия (Введенского). Жил он в одном доме с митрополитом Виталием Введенским. Даже по меркам обновленческого духовенства Василий отличался весьма странным поведением: "никогда не служил, не причащался".

В начале июля 1938 года НКВД стал арес­товывать и верных властям обновленцев, которые на допросах оговорили Ратмирова, и 22 июля он был неожиданно для себя арестован и 31 июля вызван на допрос. Он объяснился со следователями, и на следующий день дело было прекращено; 2 августа начальник 4-го отдела 1-го управления НКВД направил начальнику 4-го отдела УНКВД по МО служебную записку: "Про­сим освободить из-под стражи Ратмирова Василия Михайловича. Ратмиров наш агент" [4].

30 августа 1939 года Ратмиров снял сан и поступил в советское учрежде­ние бухгалтером.

Еп. Василий (Ратмиров), нач. 1940-х годов
Еп. Василий (Ратмиров), нач. 1940-х годов
С началом Великой Отечественной войны НКВД вновь привлек его к работе. В июле 1941 года Василий принес покаяние местоблюстителю патриаршего престола митр. Сергию (Страгородскому), был принят в общение с Церковью в епископском сане и 17 июля 1941 года назначен епископом Житомирским [5].

Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагает что митрополит Сергий не знал о том, что епископ Василий снял с себя сан [6], а тот утаил этот факт, указав на старую свою хиротонию. Свое личное дело еще будучи в обновленчестве управляющим делами при Виталии (Введенском), он изъял - на это указывают Сергий (Ларин), отсутствие сведений о нем в генеральном Каталоге русских православных архиереев 1927 года Л. Д. Аксенова, а также отсутствие данных о нем у составителя Каталога обновленческих архиереев архивариуса Яворского, работавшего по архивным данным обновленческого Синода в 1947 году в Московской Патриархии - Яворский включил всего лишь собственноручную подпись о том, что Василий снял сан по собственному заявлению. При этом под актами Собора русских архиереев 1943 года Василий подписался после архиепископа Рязанского Алексия (Сергеева), хиротония которого была 20 мая 1935 года, и перед архиепископом Новосибирским, хиротония которого была в 1942 году. Архиереи на соборных актах подписываются по старшинству хиротоний, но в данном случае очевидно имелось в виду принятие епископа Василия в Церковь в 1941 году.

Житомир к этому времени был захвачен немцами, и 27 августа 1941 года епископ Василий получил назначение в Калинин (в/у?). Во время немецко-фашистской оккупации города активно сотрудничал с советской разведкой, участвовал в операции по внедрению советских офицеров на оккупированную территорию под видом церковнослужителей, выдавая некоторым из них, без рукоположения, справки, что они направляются в те или иные приходы священниками.

В 1942 году митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа, а в 1943 - назначил архиепископом Калининским и Смоленским.

8 сентября 1943 года был участником Московского Собора.

Сотрудничество с советской разведкой во время Второй мировой войны

Всю войну он поставлял дезинформацию в немецкую разведку [7]. Деятельность его группы внесла значимый вклад в дело победы над фашистской Германией. В абвер (разведка гитлеровской армии) была вброшена информация о том, что в Куйбышеве якобы действует антисоветская группа служителей культа, которая поддерживается руководством Русской Православной Церкви.

"А началась эта операция еще осенью 1941 года, когда калининский епископ Ратмиров в период краткосрочной оккупации города якобы перешел на сторону гитлеровцев. Тогда же с его помощью два молодых офицера НКГБ были внедрены в среду тех местных церковников, которые действительно сотрудничали с оккупантами" - рассказал почетный сотрудник органов госбезопасности, полковник Сергей Хумарьян.

После освобождения Калинина архиепископ переехал в Куйбышев и возглавил здесь религиозное подполье, а чекисты вместе с немцами ушли на запад и с рекомендациями владыки Василия под видом послушников направились в Псково-Печерский монастырь, настоятель которого тоже якобы работал на врага. Через монастырь в Германию поступала дезинформация о перегруппировке войск на фронте. Берлин был очень доволен работой группы и абсолютно уверен в достоверности поставляемой информации. В конечном итоге эта радиоигра сыграла большую роль при подготовке успешных операций Красной Армии в 1943 году. За активное участие в ней архиепископ уже после победы был награжден боевой медалью и именными золотыми часами от верховного главнокомандующего.

"Операция "Послушники" проводилась под прикрытием как бы существовавшего антисоветского религиозного подполья, поддерживаемого Русской Православной Церковью в Москве. По легенде возглавлял это подполье епископ Ратмиров. Он работал под контролем Зои Рыбкиной в Калинине, когда город находился в руках немцев. При содействии епископа Ратмирова и митрополита Московского Сергия нам удалось внедрить двух молодых офицеров НКВД в круг церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории..." - из воспоминаний П. Судоплатова, сотрудника НКВД, одного из руководителей "СМЕРШа". [8]

Свидетельство о работе группы в Калинине

"18 августа 1941 года группу направили в прифронтовой Калинин. Службу они начали в Покровской церкви, но 14 октября вражеская авиация ее разбомбила, и епископ со своими помощниками перешли в городской собор. Вскоре немцы заняли Калинин. Владыка послал Михася к бургомистру, попросил взять его и помощников на довольствие, магазины в городе опустели. Бургомистр обещал, но тут же епископа вызывали к начальнику гестапо. Через переводчицу, православную немку Линду, владыка объяснил местному фюреру, что он епископ, при советской власти был посажен в тюрьму и отбывал наказание на Севере, в Коми. Начальник гестапо выразил надежду, что русский священник, обиженный комиссарами, окажет содействие немецкому командованию, в частности поможет выявить укрытые продовольственные склады. Епископ уклонился от прямого ответа, объяснив, что его главной заботой является духовная жизнь паствы. Молва о владыке Василии, столь ревностно пекущемся о своих прихожанах, быстро распространилась по всему городу. Жители потянулись к собору. Разведгруппа успешно выполняла свое оперативное задание. Васько и Михась налаживали связи с населением, выявляли пособников оккупантов, собирали материалы о численности и расположении немецких штабов и баз, вели учет прибывающих пополнений. Собранные сведения немедленно передавались в Центр через радистку-шифровальщицу Аню Баженову (Марту). Город был в руках немцев два месяца, а когда фронт стал стремительно приближаться, разведгруппа получила указание Центра уходить из города с немецкой армией. После освобождения города к нашему командованию посыпались заявления о "подозрительном" поведении епископа… Смерш (военная контрразведка) готов был арестовать группу, но Москва приказала взять ее под охрану. В дело вмешался заместитель начальника местного управления Крашенинников, только он знал о спецзадании группы". Результаты работы разведгруппы были убедительны. Разведчики сообщили о выявленных ими более 30 агентов гестапо, поименно и с адресами, а также места тайных складов оружия" [9]

Послевоенная деятельность

С 4 сентября 1944 года - архиепископ Минский и Белорусский.

31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в заседании Поместного Собора Русской Православной Церкви.

С 12 февраля 1945 года являлся также временно управляющим Литовской и Белостокской епархиями.

В том же году его стараниями в Жировицком монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные через два года в духовную семинарию.

Однако в целом пребывание Василия Ратмирова на Минской кафедре было омрачено многочисленными проступками, связанными с личной непорядочностью и привычками, сохранившимися у него от времени пребывания у обновленцев. Когда негативные моральные качества Ратмирова и его финансовые махинации привлекли внимание Священного Синода и вскрылся факт его отречения от сана у обновленцев, Ратмиров, дабы избежать дальнейших разбирательств, подал 30 декабря 1946 года прошение об увольнении на покой "по болезни", которое было удовлетворено [10].

13 января 1947 года на Минскую кафедру назначен архиеп. Питирим (Свиридов), который предоставил подробный доклад о деятельности архиепископа Василия, отмечая, что местопребывание его неизвестно. Через полгода вышел патриарший указ №852 от 16 мая 1947 г., где на основании докладной записки архиеп. Питирима вынесено постановление:

  1. Вызвать Преосвященного Василия для дачи объяснений Священному Синоду по всем пунктам его обвинения, согласно докладу Архиепископа Минского;
  2. Предложить Преосвященному Василию немедленно возвратить все те суммы, которые были им незаконно присвоены, согласно докладу Архиепископа Минского;
  3. В виде меры пресечения, в виду тяжелых обвинений, содержащихся в докладе Архиепископа Минского - Архиепископа Василия запретить в священнослужении. И после данных им объяснений иметь о нем особое суждение в Священном Синоде"

В своем исследовании о Минских архиереях священник Николай Коржич пишет:

"общеизвестно, что Василий Ратмиров, попросту говоря, бросил епархию и скрылся в неопределенном направлении, на чем и окончилось его "святительское" поприще. А так как еще будучи в обновленчестве управляющим делами при "Первоиерархе" Виталии Введенском, он предусмотрительно "Изъял свое личное дело (архиеп. Сергий Ларин и др.), то обнаружить его не представлялось возможным, даже если бы это кому-либо и понадобилось. По другим данным скрылся 31.07/13.08.1947 г."

Имеются свидетельства о том, что в 1947 году он жил в г. Кунцево Московской обл. (ныне в черте Москвы) (МВД зарегистрировало факт обмена Василием крупной суммы денег в Кунцеве в ходе денежной реформы 1947 года [11].

По некоторым данным, скончался около 1970 года.

Священник Николай Коржич в общем оценивает Василия (Ратмирова) как "типичного обновленца" [12].

Полковник внешней разведки в отставке Иван Иванович Михеев, бывший секретарем вл. Василия до конца войны, вспоминал:

"С владыкой Василием мы [после войны] несколько раз встречались под Москвой, в Кунцево, где у него была дача. В 50-е годы он ушел на покой. Русская Церковь достойно оценила его вклад в дело победы над нацистской Германией, он был возведен в сан архиепископа, получил церковные награды. К сожалению, владыка Василий достаточно рано ушел из жизни, в 60-е годы жизнь его оборвалась. Сказались старые болезни и переживания... Мне... он запомнился как человек исключительного благородства и верности своем долгу" [13]

Награды

Церковные:

  • право ношения креста на клобуке (апрель 1945)

Светские:

  • золотые часы от советской разведки

Литература

  • ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 22.
  • Разрядный список Екатеринодарского ДУ за 1901-1902 учеб. г. // Ставропольские ЕВ. 1902. № 13. С. 766;
  • Разрядный список воспитанников Ставропольской ДС на 9-10 июня сего 1908 г. // Там же. 1908. № 26. С. 838;
  • Архиерейские служения // Там же. 1908. № 34. С. 1094; 1909. № 41. С. 1286;
  • Распоряжения епарх. начальства. Определены на священнические места // Там же. 1909. № 37. С. 1159;
  • Распоряжения... Перемены по службе // Там же. 1910. № 46. С. 1515; 1914. № 41. С. 1182;
  • Распоряжения... от 12 марта 1915 г. за № 925 // Там же. 1915. № 10. С. 299-300;
  • Награждения по Моск. Патриархии // ЖМП. 1945. № 3. С. 9; Хроника // Там же. 1947. № 1. С. 15;
  • Воскресенская З. Теперь я могу сказать правду: (Из восп. разведчицы) // Тайна Зои Воскресенской. М., 1998. С. 45-50, 191;
  • Судоплатов П. А. Спецоперации: Лубянка и Кремль, 1930-1950 гг. М., 2003.
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 107-109;
  • Цыпин. История РЦ. С. 268, 297, 318;
  • "Обновленческий" раскол. С. 691-693.
  • Елевферий (Богоявленский), митр., Неделя в Патриархии, Париж, 1933.
  • ЖМП 1943, № 1, 13, 15, 17; 1944, № 10, 7; 1945, № 3, 9; 1947, № 1, 15.
  • ФАОС, № 13 д.
  • ФИС I, № 35.
  • Кат-АМ, № 73.
  • Кат-АВ, № 62, 32.
  • ФИС III, 2.
  • Дополн. к Кат-ЕС.
  • Журнал Засед. Св. Син., № 1 от 13 января 1947 года.
  • Struve, 153: "verschwunden".
  • ММЛ "РПИ", 173
  • Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг., Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение).

Использованные материалы



[1]  "Разрядный список учеников Екатеринодарского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1902 учебный год", Ставропольские епархиальные ведомости, 1902, №13, с. 766.

[2]  ГАРФ. Ф. Р-6991, оп. 7, д. 22, л. 9

[3]  Елевферий (Богоявленский), митр., Неделя в Патриархии, Париж, 1933, приводится в Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг., Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение), цит. по http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027

[4]  ГАРФ. Ф. 10035, д. П-4962, л. 24

[5]  Павел Судоплатов. Спецоперации Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. М., 2003. С. 251

[6]  Так как воссоединение в Церковью в священном сане лица, ранее отрекшегося от священного сана, нарушает 62 апостольское правило. См. http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_927

[7]  По данным сводки "Архиепископ Калининский Василий в годы войны героически помогал советской контрразведке", Российская газета / Интерфакс, http://rusk.ru/svod.php?date=2005-04-30

[8]  Операция "Послушники". Советская разведка и Русская Церковь в годы войны - цитата по http://religion.ng.ru/history/2005-05-18/6_poslushniki.html

[9]  Зоя Воскресенская. "Под псевдонимом Ирина". М., "Современник", 1997, с. 65-70. Операция "Послушники". Советская разведка и Русская Церковь в годы войны - цитата по http://religion.ng.ru/history/2005-05-18/6_poslushniki.html

[10]  Синодальное постановление №36

[11]  Опыт денежной реформы // Дуэль. 8 апр. 2003. № 14 (311)

[12]  Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг., Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение), цит. по http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027

[13]  Тайное становится явным. В годы войны разведчик и епископ оказались в одном строю - цитата по http://www.ng.ru/ng_religii/2007-03-07/7_miheev.html

Редакция текста от: 31.03.2022 07:25:07

"ВАСИЛИЙ (РАТМИРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google