Архиепископ Василий (Ратмиров) |
В миру Василий Михайлович Ратмиров, родился 29 декабря 1881 или 1887 года в станице Нововеличковской Екатеринодарского отдела Кубанской области в семье священника.
В 1902 году окончил Екатеринодарское духовное училище по II разряду [1], в 1908 году - Ставропольскую духовную семинарию по II разряду. (В автобиографии сам писал о том, что окончил КДА со степенью кандидата богословия, но в списках выпускников КДА он не значится.)
17 августа 1908 года рукоположен во диакона к Успенской церкви в станице Стародеревянковской, 5 октября 1909 года - во священника к Михаило-Архангельскому собору г. Темрюка, но остался за штатом.
27 октября 1910 года определен на священническое место к Рождество-Богородицкой церкви в селе Арзгир Благодарненского уезда.
3 октября 1914 года переведён в Николаевскую церковь в г. Ейске. По его свидетельству, в 1914 был возведен в сан протоиерея, однако это маловероятно, т. к. 12 марта 1915 года он был лишь награжден правом ношения скуфьи.
После прихода к власти большевиков стал тесно сотрудничать с органами ГПУ.
В 1920 году пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита.
4 ноября 1921 года хиротонисан, по его словам, неподтвержденным пока никакими документами, во епископа Ейского, викария Ставропольской епархии, которую возглавил патриарх Тихон.
В 1922 году женился и перешел к обновленцам и был назначен ими архиепископом Армавирским и Майкопским, а в 1935 году - митрополитом Курским, и на этом посту немало принес зла православным. Он, впрочем, не скрывал своего безбожества, ходил по Курску «бритым, в гражданском костюме, с папиросой в зубах... с женой под ручку, не только по городу, но и в церковь» [2].
В марте 1927 года был арестован, осужден, отбывал наказание в СЛОН.
Встречается упоминание о некоем обновленческом архиепископе Василии (из дообновленческих ставленников), приезжавшем в конце 1920-х годов к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) каяться в отпадении от Церкви. Не пожелав сложить с себя обновленческие награды, что являлось одним из непременных условий при принесении покаяния, посетитель уехал ни с чем [3]. Не исключено что это сообщение относится к Василию (Ратмирову).
В 1938 году был назначен управляющим делами и завхозом обновленческого Синода; . После ликвидации синода перешел на должность управляющего делами обновленческого первоиерарха Виталия (Введенского). Жил он в одном доме с митрополитом Виталием Введенским. Даже по меркам обновленческого духовенства Василий отличался весьма странным поведением: "никогда не служил, не причащался".
В начале июля 1938 года НКВД стал арестовывать и верных властям обновленцев, которые на допросах оговорили Ратмирова, и 22 июля он был неожиданно для себя арестован и 31 июля вызван на допрос. Он объяснился со следователями, и на следующий день дело было прекращено; 2 августа начальник 4-го отдела 1-го управления НКВД направил начальнику 4-го отдела УНКВД по МО служебную записку: "Просим освободить из-под стражи Ратмирова Василия Михайловича. Ратмиров наш агент" [4].
30 августа 1939 года Ратмиров снял сан и поступил в советское учреждение бухгалтером.
Еп. Василий (Ратмиров), нач. 1940-х годов |
Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагает что митрополит Сергий не знал о том, что епископ Василий снял с себя сан [6], а тот утаил этот факт, указав на старую свою хиротонию. Свое личное дело еще будучи в обновленчестве управляющим делами при Виталии (Введенском), он изъял - на это указывают Сергий (Ларин), отсутствие сведений о нем в генеральном Каталоге русских православных архиереев 1927 года Л. Д. Аксенова, а также отсутствие данных о нем у составителя Каталога обновленческих архиереев архивариуса Яворского, работавшего по архивным данным обновленческого Синода в 1947 году в Московской Патриархии - Яворский включил всего лишь собственноручную подпись о том, что Василий снял сан по собственному заявлению. При этом под актами Собора русских архиереев 1943 года Василий подписался после архиепископа Рязанского Алексия (Сергеева), хиротония которого была 20 мая 1935 года, и перед архиепископом Новосибирским, хиротония которого была в 1942 году. Архиереи на соборных актах подписываются по старшинству хиротоний, но в данном случае очевидно имелось в виду принятие епископа Василия в Церковь в 1941 году.
Житомир к этому времени был захвачен немцами, и 27 августа 1941 года епископ Василий получил назначение в Калинин (в/у?). Во время немецко-фашистской оккупации города активно сотрудничал с советской разведкой, участвовал в операции по внедрению советских офицеров на оккупированную территорию под видом церковнослужителей, выдавая некоторым из них, без рукоположения, справки, что они направляются в те или иные приходы священниками.
В 1942 году митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа, а в 1943 - назначил архиепископом Калининским и Смоленским.
8 сентября 1943 года был участником Московского Собора.
Сотрудничество с советской разведкой во время Второй мировой войны
Всю войну он поставлял дезинформацию в немецкую разведку [7]. Деятельность его группы внесла значимый вклад в дело победы над фашистской Германией. В абвер (разведка гитлеровской армии) была вброшена информация о том, что в Куйбышеве якобы действует антисоветская группа служителей культа, которая поддерживается руководством Русской Православной Церкви.
После освобождения Калинина архиепископ переехал в Куйбышев и возглавил здесь религиозное подполье, а чекисты вместе с немцами ушли на запад и с рекомендациями владыки Василия под видом послушников направились в Псково-Печерский монастырь, настоятель которого тоже якобы работал на врага. Через монастырь в Германию поступала дезинформация о перегруппировке войск на фронте. Берлин был очень доволен работой группы и абсолютно уверен в достоверности поставляемой информации. В конечном итоге эта радиоигра сыграла большую роль при подготовке успешных операций Красной Армии в 1943 году. За активное участие в ней архиепископ уже после победы был награжден боевой медалью и именными золотыми часами от верховного главнокомандующего.
Свидетельство о работе группы в Калинине
Послевоенная деятельность
С 4 сентября 1944 года - архиепископ Минский и Белорусский.
31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в заседании Поместного Собора Русской Православной Церкви.
С 12 февраля 1945 года являлся также временно управляющим Литовской и Белостокской епархиями.
В том же году его стараниями в Жировицком монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные через два года в духовную семинарию.
Однако в целом пребывание Василия Ратмирова на Минской кафедре было омрачено многочисленными проступками, связанными с личной непорядочностью и привычками, сохранившимися у него от времени пребывания у обновленцев. Когда негативные моральные качества Ратмирова и его финансовые махинации привлекли внимание Священного Синода и вскрылся факт его отречения от сана у обновленцев, Ратмиров, дабы избежать дальнейших разбирательств, подал 30 декабря 1946 года прошение об увольнении на покой "по болезни", которое было удовлетворено [10].
13 января 1947 года на Минскую кафедру назначен архиеп. Питирим (Свиридов), который предоставил подробный доклад о деятельности архиепископа Василия, отмечая, что местопребывание его неизвестно. Через полгода вышел патриарший указ №852 от 16 мая 1947 г., где на основании докладной записки архиеп. Питирима вынесено постановление:
- Вызвать Преосвященного Василия для дачи объяснений Священному Синоду по всем пунктам его обвинения, согласно докладу Архиепископа Минского;
- Предложить Преосвященному Василию немедленно возвратить все те суммы, которые были им незаконно присвоены, согласно докладу Архиепископа Минского;
- В виде меры пресечения, в виду тяжелых обвинений, содержащихся в докладе Архиепископа Минского - Архиепископа Василия запретить в священнослужении. И после данных им объяснений иметь о нем особое суждение в Священном Синоде"
В своем исследовании о Минских архиереях священник Николай Коржич пишет:
Имеются свидетельства о том, что в 1947 году он жил в г. Кунцево Московской обл. (ныне в черте Москвы) (МВД зарегистрировало факт обмена Василием крупной суммы денег в Кунцеве в ходе денежной реформы 1947 года [11].
По некоторым данным, скончался около 1970 года.
Священник Николай Коржич в общем оценивает Василия (Ратмирова) как "типичного обновленца" [12].
Полковник внешней разведки в отставке Иван Иванович Михеев, бывший секретарем вл. Василия до конца войны, вспоминал:
Награды
Церковные:
- право ношения креста на клобуке (апрель 1945)
Светские:
- золотые часы от советской разведки
Литература
- ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 22.
- Разрядный список Екатеринодарского ДУ за 1901-1902 учеб. г. // Ставропольские ЕВ. 1902. № 13. С. 766;
- Разрядный список воспитанников Ставропольской ДС на 9-10 июня сего 1908 г. // Там же. 1908. № 26. С. 838;
- Архиерейские служения // Там же. 1908. № 34. С. 1094; 1909. № 41. С. 1286;
- Распоряжения епарх. начальства. Определены на священнические места // Там же. 1909. № 37. С. 1159;
- Распоряжения... Перемены по службе // Там же. 1910. № 46. С. 1515; 1914. № 41. С. 1182;
- Распоряжения... от 12 марта 1915 г. за № 925 // Там же. 1915. № 10. С. 299-300;
- Награждения по Моск. Патриархии // ЖМП. 1945. № 3. С. 9; Хроника // Там же. 1947. № 1. С. 15;
- Воскресенская З. Теперь я могу сказать правду: (Из восп. разведчицы) // Тайна Зои Воскресенской. М., 1998. С. 45-50, 191;
- Судоплатов П. А. Спецоперации: Лубянка и Кремль, 1930-1950 гг. М., 2003.
- Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 107-109;
- Цыпин. История РЦ. С. 268, 297, 318;
- "Обновленческий" раскол. С. 691-693.
- Елевферий (Богоявленский), митр., Неделя в Патриархии, Париж, 1933.
- ЖМП 1943, № 1, 13, 15, 17; 1944, № 10, 7; 1945, № 3, 9; 1947, № 1, 15.
- ФАОС, № 13 д.
- ФИС I, № 35.
- Кат-АМ, № 73.
- Кат-АВ, № 62, 32.
- ФИС III, 2.
- Дополн. к Кат-ЕС.
- Журнал Засед. Св. Син., № 1 от 13 января 1947 года.
- Struve, 153: "verschwunden".
- ММЛ "РПИ", 173
- Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг., Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение).
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 7, с. 93-94
- "Минская епархия" // Сайт "Русское Православие"
- "Василий (Ратмиров)" // Сайт "Русское Православие"
- "Архиепископ Калининский Василий в годы войны героически помогал советской контрразведке", Российская газета / Интерфакс:
- Валерий Смирнов. "Операция "Послушники"
- Валерий Смирнов. "Тайное становится явным"
- «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь». Тверь. 2008. С. 34-72 (Примечание 12)
[1] "Разрядный список учеников Екатеринодарского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1902 учебный год", Ставропольские епархиальные ведомости, 1902, №13, с. 766.
[2] ГАРФ. Ф. Р-6991, оп. 7, д. 22, л. 9
[3] Елевферий (Богоявленский), митр., Неделя в Патриархии, Париж, 1933, приводится в Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг., Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение), цит. по http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027
[4] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-4962, л. 24
[5] Павел Судоплатов. Спецоперации Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. М., 2003. С. 251
[6] Так как воссоединение в Церковью в священном сане лица, ранее отрекшегося от священного сана, нарушает 62 апостольское правило. См. http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_927
[7] По данным сводки "Архиепископ Калининский Василий в годы войны героически помогал советской контрразведке", Российская газета / Интерфакс, http://rusk.ru/svod.php?date=2005-04-30
[8] Операция "Послушники". Советская разведка и Русская Церковь в годы войны - цитата по http://religion.ng.ru/history/2005-05-18/6_poslushniki.html
[9] Зоя Воскресенская. "Под псевдонимом Ирина". М., "Современник", 1997, с. 65-70. Операция "Послушники". Советская разведка и Русская Церковь в годы войны - цитата по http://religion.ng.ru/history/2005-05-18/6_poslushniki.html
[10] Синодальное постановление №36
[11] Опыт денежной реформы // Дуэль. 8 апр. 2003. № 14 (311)
[12] Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг., Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение), цит. по http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027
[13] Тайное становится явным. В годы войны разведчик и епископ оказались в одном строю - цитата по http://www.ng.ru/ng_religii/2007-03-07/7_miheev.html