Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТИМОФЕЙ (ФЕМЕЛИС)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Тимофей (Фемелис) [1] (1878 - 1955), патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины.

В миру Фемелис (Θέμελης) Пифагор, родился в семье священника 22 сентября 1878 года на греческом острове Самос. Получив на острове среднее образование, он в сентябре 1898 года отправился в Иерусалим и под покровительством патриарха Дамиана, происходившего также с острова Самос, поступил в Патриаршую богословскую школу, которую успешно закончил в 1905 году.

24 марта 1906 года принял монашеский постриг с именем Тимофей, а 10 апреля был официально принят в Братство Святого Гроба Господня. 16 апреля, в воскресенье жен Мироносиц, был рукоположен во иеродиакона архиепископом Филадельфийским Софронием, в крипте Воскресенского храма, на Гробе Господнем. На следующий день отправился в Англию для завершения богословского образования в Оксфордском университете.

По возвращении в 1907 году в Святой Град был назначаен секретарем и управляющим журнала "Новый Сион (Νέα Σιών)", а с 1909 года стал его главным редактором. Одновременно исполнял обязанности хранителя книг, секретаря Священного Синода и преподавателя в Центральном Институте благородных девиц.

5 января 1914 года Тимофей был рукоположен в иеромонахи архиепископом Кирьякопольским Василием, а 29 января возведен патриархом Дамианом в сан архимандрита.

С сентября 1916 года возглавлял Патриаршую типографию, а 13 апреля 1917 года был назначен секретарем Священного общества. В ноябре того же года, вслед за патриархом Дамианом и членами Священного Синода, был изгнан турецкими властями в Дамаск. С завоеванием Палестины англичанами и восстановлением законного Священного Синода неустанно трулся на различных постах Патриархии, остро нуждавшейся в скором восстановлении.

Архиерей Иерусалимской Церкви

23 августа 1921 года был избран титулярным архиепископом Иорданским. Епископская хиротония с возведением в архиепископское достоинство была совершена 27 августа в Воскресенском соборе Гроба Господня патриархом Дамианом в сослужении архиепископов Газского Софрония и Неапольского Пантелиимона, а также архиепископа Кишинёвского Анастасия от Русской Церкви.

В новом звании совершил много важных миссий заграницей: в Афинах, Бухаресте, Лондоне, США, с достоинством представляя Сионскую Церковь на межконфессиональных конференциях. Плодотворно трудился он и в Палестине. Так в Вифлееме, где он был уполномоченным представителем патриарха в 1928-1934 годах, по его инициативе был создан Комитет по защите женского труда. Им также был основан сиротский приют, существовавший на приходившие из заграницы пожертвования.

После кончины в 1931 году патриарха Дамиана и четырехлетнего периода местоблюстительства, 22 июля 1935 года был избиран патриархом Святоградской Церкви.

Патриаршество

Законное утверждение и признание представителем Британского правительства, в то время управлявшего Палестиной, последовало только 27 сентября 1939 года. В годы правления патриарха Тимофея материальная поддержка со стороны англичан являлась одной из важных опор внешнего положения обедневшего Патриархата [2].

На протяжении своего служения на патриаршем престоле патриарх Тимофей твердо держал штурвал Иерусалимской Церкви, которая как обычно была предметом борьбы за влияние со стороны ряда держав и политических лагерей - "Холодная война" между СССР и США, а также местные конфликты порожденные образованием государства Израиль, явились тяжелым испытанием для Церкви в те годы. В 1942 году патриарх заболел неисцелимой и мучительной болезнью - пляской святого Витта. Этот недуг часто не позволял ему совершать богослужения, удалил его от многих дел управления Патриархией и укоротил его дни. Ведение дел по большей части перешло в руки патриаршего наместника митрополита Севастийского Афинагора, но патриарх оставался деятельным предстоятелем Церкви вплоть до кончины.

Отношения с Русской Церковью

В отношениях с Русской Православной Церковью патриарх поддерживал связь как с Московским Патриархатом так и с Зарубежной Церковью. Последняя со времени образования удерживала за собой Русскую духовную миссию в Иерусалиме, её первоиерарх Анастасий был одним из архиереев хиротонисавших патриарха Тимофея, и последний неизменно утверждал миссийских начальников и монастырских настоятелей присылаемых Зарубежной Церковью. Но возобновление с помощью советских властей внешней деятельности Московского Патриархата создало условия для восстановления связи также и с Москвой. Патриарх послал митрополита Севастийского Афинагора представителем на Поместный Собор Русской Православной Церкви 31 января-2 февраля 1945 года, а в июне того же года принял самого патриарха Московского и всея Руси Алексия. В конце 1946 года патриарх Тимофей принял делегацию Московского Патриархата во главе с митрополитом Ленинградским Григорием от которой получил щедрую денежную помощь в сумме 35 тысяч долларов США. В то время патриарх обещал посланцам поддержку в международных вопросах, отмежевался от Зарубежной Церкви, и предложил присласть в Святую Землю клирика для будущего переподчинения Московскому священноначалию Русской духовной миссии в Иерусалиме [3]. Ввиду протестов Московского Патриархата в 1952 году он подписал письмо патриарху Московскому и всея Руси Алексию где признавал Зарубежную Церковь неканоничной и в связи с этим в том же году просил приехавшего в Святую Землю епископа Магопакского Серафима от РПЦЗ воздержаться от служения у Гроба Господня [4].

Однако, подорванное здоровье и близкие отношения с Великобританией обусловили некоторою сдержанность в его отношениях к Московскому священноначалию. Патриарх Тимофей воздержался от поездок в страны соцлагеря, куда его неоднократно приглашали на церковные торжества. В мае 1954 года он литургисал в монастыре на Елеонской горе вместе с епископом Русской Церкви Заграницей, Леонтием Женевским, и до конца жизни продолжал утверждать глав и настоятелей Иерусалимской духовной миссии Зарубежной Церкви [5].

Кончина и оценки

Патриарх Тимофей скончался 31 декабря 1955 года.

За ним закрепилась слава искусного и способного первоиерарха, неутомимого борца за права Святого Гроба, мудрого клирика и плодовитого научного писателя.

В 1952 году епископ Магопакский Серафим (Иванов) писал, что "Патриарх произвел на меня очень приятное впечатление доброго и симпатичного старца... Вспоминаю я чистые, светлые глаза патриарха, светившиеся лаской и любовью" [4].

Труды

Патриарх Тимофей оставил после себя 37 научных трудов, посвященных основным образом истории и археологии Святых Мест, 187 статей и 59 критических аннотаций. Наиболее ценными из его трудов являются:

  • Официальные документы о правах Иерусалимского Патриархата, Иерусалим, 1908.
  • Греки на Святых Местах, Афины, 1919.
  • Греки и Францисканцы на Святых Местах, Афины, 1919.
  • Латиняне и Святые Месты, Иерусалим, 1920.
  • Иерусалим и его памятники (в 2-х тт.), Иерусалим, 1924 и 1932.
  • Стены Иерусалима, Иерусалим, 1925.
  • Врата и башни Иерусалима, Иерусалим, 1925.
  • Размышления над жизнью человека до и после гроба, Иерусалим, 1937.

Использованные материалы

  • Гоцкалюк, Дмитрий, "Патриарх Иерусалимский Тимофей (1935-1955)," 21 января 2003:
  • Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 375-377, 1004.
  • Psarev, Andrei, "The Development of Russian Orthodox Church Outside of Russia’s Attitude Toward Other Local Orthodox Churches and Non-Orthodox Christians":
  • Серафим (Иванов), архиеп., Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю (Через Рим, Афины, Константинополь, Бейрут - на самолете), США, 1952:



[1]  Альтернативная транскрипция - Темелис. Так, к примеру, в жизнеописании у Дмитрия Гоцкалюк, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40284.htm

[2]  «№ 91. Докладная записка Г. Г. Карпова И. В. Сталину о поездке делегации Московской патриархии на Ближний Восток» от 14 января 1947, АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 27, л. 143-148, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 376.

[3]  «№ 91. Докладная записка Г. Г. Карпова И. В. Сталину о поездке делегации Московской патриархии на Ближний Восток» от 14 января 1947, АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 27, л. 143-148, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 375-377.

[4]  Серафим (Иванов), архиеп., Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю (Через Рим, Афины, Константинополь, Бейрут - на самолете), США, 1952, http://www.russian-inok.org/books/serafin.html

[5]  Православная Русь, № 13, 1954, 13-14; Seide, Georg, Fr., History of the Russian Church Abroad [unpublished manuscript], part 5, chapter 3, "The Relationship to Other Local Orthodox Churches," 34. Цит. по Psarev, Andrei, "The Development of Russian Orthodox Church Outside of Russia’s Attitude Toward Other Local Orthodox Churches and Non-Orthodox Christians," http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/eng2006/5endokladpsarev.html

Редакция текста от: 13.12.2013 13:41:41

"ТИМОФЕЙ (ФЕМЕЛИС)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google