Свт. Дамас I, папа Римский |
Память 11 декабря (Итал. [1], Исп. и Португ. [2], Зап. [3])
Родился около 304/5 года в Риме. Согласно Liber Pontificalis, предки Дамаса были родом из Испании, родители (Антоний и Лауренция) получили статус граждан Рима. Отец Дамаса, овдовев, а по другой версии получив согласие жены на развод, служил в сане диакона в римской церкви св. Лаврентия, впоследствии став субурбикарным епископом. При той же церкви начинал служение и Дамас.
В 355 году он покинул Рим вместе с папой Либерием (352-366), которого имп. Констанций II (337-361) отправил в ссылку во Фракию из-за нежелания папы осудить на Миланском Соборе 355 года свт. Афанасия I Великого. В отсутствие Либерия в Риме оставшиеся клирики во главе с архидиаконом Феликсом (впосл. антипапа Феликс II) на особом собрании, в котором принимал участие и Дамас, торжественно поклялись в присутствии мирян, что, "пока Либерий жив, они не примут никакого другого епископа" [4]. Однако, когда в 355 году имп. Констанций утвердил Феликса новым епископом Рима, большинство римских клириков встали на его сторону, а миряне поддержали Либерия.
После смерти Феликса (22 ноября 365) его сторонники решили не избирать преемника, папе Либерию на некоторое время удалось восстановить единство римского клира. 24 сентября 366 года, в воскресенье, Либерий умер. Противники Либерия в тот же день собрались в базилике Юлия (церковь Санта-Мария ин Трастевере) и в присутствии семи пресвитеров и трех диаконов избрали новым папой диакона Урсина (366-367), которого сразу же рукоположил во епископа Павел, еп. Тибурский. Другая партия римлян собралась на краю Марсова поля в Луцинской базилике (церковь Сан-Лоренцо ин Лучина), где папой был избран Дамас. Его рукоположение было отложено до следующего воскресенья, 1 октября. Но, узнав вечером о посвящении Урсина, сторонники Дамаса отправились громить базилику Юлия. Беспорядки в городе, в которых были человеческие жертвы, продолжались три дня [5].
1 октября 366 года Дамас был рукоположен во епископа Римского. Хиротония состоялась в Латеранской базилике с участием епископа Остийского. Вскоре префект Рима Вивенций выслал из города антипапу Урсина вместе с диаконами Амантием и Лупом, однако оставшиеся семь пресвитеров и верные Урсину миряне продолжали собираться на богослужения, чем был недоволен Дамас. Он добился их ареста и высылки из Рима. Сторонники Урсина освободили пресвитеров и укрылись в базилике Либерия, ставшей до конца 367 года оплотом схизматиков. 26 октября 366 года сторонники Дамаса предприняли попытку штурма базилики, потеряв убитыми 137 человек [6]. В 367 году имп. Валентиниан I признал законными права Дамаса на Римский престол. 15 сентября того же года Урсин с разрешения императора возвратился в Рим, что стало причиной новой вспышки борьбы. 16 ноября Валентиниан приказал вновь сослать Урсина в Галлию, а через некоторое время - и его приверженцев. В 368 году на Соборе в Риме Дамас пытался добиться осуждения Урсина, однако участники Собора отказались осудить того заочно [7].
Папа Дамас стремился повысить статус и укрепить духовный авторитет Римской кафедры. В 372 году в Риме был созван Собор 92 епископов, который должен был определить отношение к "никской вере" (см. Аримино-Селевкийский Собор). Собор признал ложной никскую вероисповедную формулу о подобии Сына Отцу и призвал придерживаться догматов, выработанных I Вселенским Собором. Послание к Иллирийским епископам с решением Собора было подписано Дамасом и еще 90 епископами [8]. На том же Соборе был осужден за распространение арианской ереси еп. Авксентий Медиоланский, который вопреки решению Собора сохранил за собой кафедру. Под руководством Дамаса прошли несколько Соборов в Риме (первый состоялся в 374), разбиравших ересь аполлинарианства и учение Евстафия Севастийского о Св. Духе.
Основанием для созыва Собора в Риме в 378 году послужил иск против папы выкреста Исаака, который обвинил Дамаса в прелюбодеянии и убийстве. Отведя от себя обвинения, Дамас для доказательства своей невиновности пожелал быть оправданным не только префектом Рима, но и специально для этой цели созванным Собором 44 епископов, дабы в качестве прецедента дать основание закону, что епископов могут судить только епископы [9]. В соборном послании было подчеркнуто, что невмешательство в дела Церкви со стороны светской власти не должно быть абсолютным. Имп. Грациан (367-383) отказался утвердить определение о неподсудности папы светским властям, ограничившись оговоркой, что не следует принимать против пап иски сомнительных людей, но подтвердил решение Собора о праве Римской Церкви свободно избирать епископа [10], распространив судебную власть Римского епископа на всех зап. епископов. Соправители Грациана императоры Валентиниан II (375-392) и Феодосий I Великий (379-395) последующими декретами признали духовный авторитет Римского епископа в делах Церкви, в т. ч. в борьбе с ересями. Законом от 28 февраля 380 года имп. Феодосий предписывал всем следовать кафолической вере, которую сохраняли папа Дамас и Петр II, патриарх Александрийский, храмы еретиков передавались сторонникам Никейского Символа веры [11].
В 380 году, возможно при поддержке Петра II Александрийского, Максим Киник пытался оспорить Константинопольский престол у свт. Григория Богослова. Изгнанный имп. Феодосием I, Максим искал убежища сначала в Александрии, а затем в Риме. Впоследствии, хотя и с некоторым опозданием, Дамас осудил Максима, усомнившись даже в его христианстве [12].
В Антиохийской Церкви Дамас, подобно свт. Афанасию Великому и большинству зап. епископов, поддерживал лидера "староникейцев" патриарха Павлина III (362-388) и его сторонников, требовавших строгого следования Никейскому Символу веры и верных памяти сосланного имп. Константином I Великим свт. Евстафия Антиохийского. Свт. Василий Великий, поддержавший поставленного в 360 году на Антиохийскую кафедру свт. Мелетия, в 371 году обратился к Дамасу с призывом положить конец схизме в Антиохии. Папа, до 375 года не признавая законных прав ни одного из епископов, занял жесткую позицию и остановил свой выбор на Павлине. В 377 году в Риме был созван Собор, на котором Дамас заявил, что видит в Мелетии лишь самозванца, неканонично перемещенного на Антиохийскую кафедру из Севастии Армянской, не признав его т. о. законным епископом.
В мае 381 года в Константинополе открылся II Вселенский Собор, первым председателем был свт. Мелетий Антиохийский. Благодаря настойчивости новоизбранного еп. Нектария Константинопольского, возглавившего работу Собора после кончины Мелетия и ухода с Собора (ради мира в Церкви) свт. Григория Богослова, изданное Собором послание содержало пункт, который впоследствии составил третье каноническое правило, гласившее, что епископ Константинополя (в иерархическом отношении подчинявшийся епископу фракийского г. Гераклея) отныне по рангу чести занимает место после епископа Рима, исходя из столичного статуса Константинополя ("новый Рим"). Этот канон служил возвышению Константинопольской Церкви над другими Церквами Востока, главным образом над Александрийской. В вопросе о первенстве главенствующих Церквей папа поддерживал еп. Тимофея I Александрийского (380-384): по мнению Дамаса, значение церковных кафедр должно определяться не политической ролью городов, но древностью апостольских кафедр. Римским Собором 382 года было определено, что первенство в делах Церкви принадлежит епископам тех трех городов, где ранее проповедовали ап. Петр и его ученик, - Рима, первым епископом которого являлся ап. Петр, Антиохии, как его первого епископского местопребывания, Александрии, с которой связана деятельность ап. Марка. Римскому Собору приписывают первое официальное провозглашение примата епископа Рима по божественному праву, поскольку он признал его преемником и викарием ап. Петра [13]. Однако декларации примата Римского епископа не встречали сочувствия не только на Востоке, но иногда и на Западе.
На Римском Соборе Дамас низложил Аполлинария Лаодикийского и его ученика пресв. Тимофея [14]. Папа выступил против ереси духоборчества, а также против учения присциллиан. После осуждения этого учения в 380 году Собором в Цезаравгусте (совр. Сарагоса, Испания) Присциллиан обратился с апелляцией к Дамасу, надеясь заручиться его поддержкой. Но когда он с единомышленниками прибыл в Рим, то не был принят папой. Состоявшийся в 384 году Собор в Бурдигале (совр. Бордо, Юго-Зап. Франция) вновь осудил это учение, а в конце октября того же года Собор в Треверах (совр. Трир, Германия) передал дело Присциллиана и его приверженцев светскому суду; впоследствии рассматривался не факт распространения ереси, а приверженность к магии и нехристианским культам.
К арбитражу Римского епископа прибегали в сложных ситуациях некоторые иерархи. Опираясь на доктрину первенства "апостольского престола", Дамас стремился принимать участие в решении внутренних проблем не только Римской Церкви, но и других Церквей. Имея поддержку в лице имп. Грациана, папа пренебрег решением II Вселенского Собора о невмешательстве епископов в дела чужих епархий (прав. 2). Дамас разослал предписание, запрещающее поставлять епископов без согласия Рима. Впоследствии оно было им дополнено и затем подтверждено папой Римским Сирицием (384-399): рукоположение во епископа считалось действительным лишь при согласии Римской Церкви, по его совершении епископы обязаны были являться в Рим для получения паллия.
При Дамасе проявилось стремление к расширению территорий, подвластных Римской кафедре, в основном за счет тех земель, у которых произошли изменения в статусе владений имп. Рима. В 379 году, когда часть Иллирика была выделена из состава Западной Римской империи, Дамас постарался создать на его территории Фессалоникийский (Солунский) викариат, подчиненный Риму (где викарий, обладавший достоинством митрополита, управлял от имени папы), поставив во главе еп. Асхолия [15].
При Дамасе появились зачатки папской канцелярии, где подготавливались нормативные постановления Римского епископа - декреталии. Как особый вид документов, исходящих от лица Римских епископов, декреталии получили распространение при папе Сириции, но, по мнению некоторых исследователей, эта практика была инициирована Дамасом (Сирицию ранее приписывалось также послание Дамаса к епископам Галлии - Ep. 10: Seu canones Synodi Romanorum ad Gallos episcopos). Уже при преемниках Дамаса были сформированы две независимые инстанции: нотариев в составе курий (центральных папских учреждений) и папских эмиссаров (дефенсоров) вне курий.
По свидетельству папы Иннокентия III (1198-1216) и хрониста Радульфа Глабера (985-1047), Дамас первым начал возглашать во время литургии Никейский Символ веры. Им были введены в литургическую практику покаянный чин "Confiteor" и пение аллилуиария на литургии во время пасхальных богослужений. Папа Римский свт. Григорий I Великий (590-604), говоря о том, что в его время "Аллилуия" в Римской Церкви поется в период от Пасхи до Пятидесятницы, замечал, что этот обычай традиционно связывается с именем Дамаса [16].
Большое значение Дамас I придавал почитанию и прославлению памяти апостолов Петра и Павла; при нем велись реставрационные и строительные работы в базилике св. Петра на Ватиканском холме. Стремясь подчеркнуть статус "вечного города" как резиденции Римских епископов (пап), он приступил к реставрации и реконструкции римских катакомб: приказал расширить проходы между ранними христианскими захоронениями, построить лестничные марши, прорубить световые шахты и провести вентиляцию. С именем папы Дамаса связывают строительство базилики св. Севастиана над системой катакомб, расположенных по Аппиевой дороге. Дамас также составил стихотворный путеводитель по катакомбам в виде элогий, стихотворных эпитафий, выгравированных на мраморных стелах ("дамасианские инскрипции").
Деятельность Дамаса среди современников получила неоднозначную оценку. Большинство раннехристианских писателей отзывались о нем как о человеке, украшенном "многочисленными видами добродетели" [17]. В позднеантичной историографии его упрекали за то, что он проводил время в кругу сановных и богатых семейств, не принявших христианство, был популярен в среде остававшейся языческой римской аристократии, склонен к любостяжанию [18]. Папские приемы, по мнению современников, роскошью превосходили императорские. 29 июля 370 года имп. Валентиниан обратился к папе с призывом запретить священнослужителям и монахам (позже - также епископам и монахиням) требовать от вдов и сирот каких-либо подарков либо доли наследства. Дамас постарался проследить за тем, чтобы этот закон строго соблюдался [19].
Дамас I скончался 11 декабря 384 года в Риме и был похоронен в кладбищенской церкви святых Марка и Маркеллина, построенной по его повелению на Аппиевой дороге, неподалеку от места захоронения сестры и матери. Позднее прах папы был перенесен в римскую церковь св. Лаврентия (Сан-Лоренцо ин Дамазо).
Сочинения
Блаженные Иероним Стридонский и Феодорит Кирский ставили Дамаса в один ряд с такими церковными писателями, как Тертуллиан, святители Киприан Карфагенский и Амвросий Медиоланский [20]. До настоящего времени сохранилась лишь малая часть литературно-богословского наследия Дамаса: 59 эпиграмм, 10 посланий и одно соборное постановление [21]. Дамас способствовал библиологическим и экзегетическим занятиям блж. Иеронима, рецензировал его труды.
Эпиграммы
Наибольшую лит. известность Дамасу принесли т. н. эпиграммы (epigrammata), или элогии (elogia) - надгробные надписи в честь мучеников или почивших родственников и друзей Дамаса, а также в память о различных важных событиях [22]. Большинство из них было выгравировано на мраморных стелах другом Дамаса, римским каллиграфом Фурием Дионисием Филокалом. Часть этих надписей сохранилась до настоящего времени, но в основном эпиграммы известны по спискам, сделанным в средние века. В настоящее время доказана подлинность 59 эпиграмм и 13 фрагментов, принадлежащих Дамасу [23]. Многие эпиграммы представляют собой важное свидетельство о почитании мучеников, погребенных в Риме, но в целом их содержание недостаточно определенное. Хотя Дамас был знаком с сочинениями римских классиков, в частности Вергилия и Лукреция, в эпиграммах он, как правило, с небольшими вариациями повторяет обычные агиографические мотивы: описание мучений, страданий, смерти, небесных наград и т. п. Поэтому, несмотря на высокую оценку, которую дал поэтическим дарованиям папы блж. Иероним [24], эпиграммы Дамаса имеют больше историческую и археологическую, чем литературную, ценность.
Послания
Из посланий Дамаса сохранилось лишь 10. Бо́льшая часть их адресована восточным епископам и связана с арианскими спорами, антиохийским расколом, проблемами Фессалоникийского викариатства и событиями на Константинопольской кафедре в 380-381 годы, другая часть - обращения к блж. Иерониму по различным экзегетическим вопросам. Второе послание сохранилось во фрагментах и представляет собой изложение веры [25], направленное Дамасом в 376 году в ответ на послания свт. Василия Великого и свт. Мелетия Антиохийского [26] или составленное Дамасом на Римском Соборе 377 года [27]. Четвертое послание включает исповедание веры (Confessio fidei), было написано Дамасом на Римском Соборе 377 года [28] или на Римском Соборе 382 года [29] и направлено Павлину Антиохийскому [30]. Исповедание состоит из 24 анафематизмов против различных тринитарных и христологических ересей, в особенности против пневматомахов, считавших Св. Дух творением Сына. Послание заканчивается утверждением, что вера во Св. Троицу необходима для спасения. Богословские формулы исповедания близки по букве и духу к Символу веры, принятому на Никейском Соборе, который здесь раскрывается и дополняется.
К девяти посланиям примыкает послание к епископам Галлии, которое ранее приписывалось папе Сирицию [31]. Послание представляет собой ответ "апостольского престола" на запрос некоторых епископов Галлии, желавших получить у папы консультацию по вопросам церковной дисциплины (legis scientiam seu traditiones, букв. - знания закона или традиций) - о поведении и образе жизни клириков и мирян. В послании затрагивались вопросы о девственницах, нарушивших свои обеты, о необходимости целомудрия и воздержания для клириков, об особенностях совершения таинства Крещения во внепасхальное время, об освященном елее, о браке с родственниками, об особых случаях рукоположения клириков, о епископах и клириках, переходящих из одной церкви в другую, о совершении рукоположения на чужой канонической территории, о мирянах, отлученных от Церкви своим епископом и принятых в клир другим, и другие.
"Изложение веры" (Explanatio fidei)
Изложение веры [32] представляет собой первые три главы "Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis" (Декрета папы Геласия о принимаемых и непринимаемых книгах [33]); в некоторых рукописях они сохранились отдельно от остальных глав "Декрета..." и приписывались Дамасу. Вероятно, они были составлены Дамасом на Римском Соборе 382 года [34]. В трех главах "Изложения веры" говорится о трех источниках церковного авторитета: в первой - о семи духах, или о "седмеричном Духе" (Spiritus septiformis), почившем на Христе; во второй - о книгах библейского канона (куда включены и второканонические книги: Книга премудрости Соломона, Екклезиастик (т. е. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова), Книга Товита, Книга Иудифи и 2 Маккавейские); в третьей - о первенстве Римской кафедры. Впоследствии к ним были добавлены четвертая и пятая главы, где речь шла об авторитете Вселенских Соборов и писаний св. отцов Церкви, а также о еретических и апокрифических книгах.
Несохранившиеся сочинения
По сообщению блж. Иеронима, Дамас написал в прозе и стихах соч. "De virginitate" (О девстве [35]), которое не сохранилось; некоторые исследователи отождествляли его с эпиграммами в честь сестры Дамаса Ирины и мц. Агнии. Возможно, Дамас составил краткие гекзаметрические описания некоторых книг Ветхого и Нового Заветов [36], а также раннюю версию мученических актов св. мучеников Петра и Маркеллина [37]. В одной из утраченных в настоящее время рукописей Дамасу приписывалось также соч. "De vitiis" (О пороках [38]).
Богословие
Догматические послания и деятельность против различных ересей принесли Дамасу известность авторитетного богослова-догматиста; его высказывания впоследствии цитировались св. отцами в сочинениях и на Соборах, в частности на Антиохийском Соборе 379 года, а также на III и V Вселенских Соборах [39].
В тринитарном учении Дамас, с одной стороны, сохраняет неизменной веру Никейского Собора (Nicaeni concilii fidem inviolabilem), а с другой - развивает учение Собора о единосущии Отца и Сына, добавляя к этому и догмат о Святом Духе (Ep. 2, 4; Explanatio fidei и др.). Согласно Дамасу, Сын Божий во всем равен Отцу как рожденный от истинного Бога истинный Бог, причем рожденный не извне, а из самой Божественной сущности Отца (de divina substantia - Ep. 2. 1; 4. 11). Рождение Сына как Сияния вечного Света также вечно, поскольку по самому порядку природы ни свет не может быть без сияния, ни сияние без света (Ep. 2. 1; 4. 10). В рождении Сын не отделился от Отца (Ep. 2. 1). Он есть Слово Божие (Verbum Dei), но не внутреннее, протяженное, произнесенное или собранное, а совершенное и ипостасное (insubstantivum, subsistens - Ep. 2. 1-2; 4. 8). В Лице Сына пребывает вся полнота природы Отца, или Божества (Patris natura aut divinitatis plenitudo - Ep. 2. 1). Поэтому Он обладает тем же могуществом и знанием, что и Отец, и во всем равен Отцу (Patri aequalis - Ep. 4. 12). Подобным образом папа Дамас учит и о Св. Духе, Которого пневматомахи объявляли творением Сына (Ep. 4. 18). Согласно Дамасу, Св. Дух поистине и в собственном смысле получает бытие от Отца (de Patre esse), точнее, как и Сын, из Божественной сущности (de divina substantia), и есть истинный Бог (Deus verus - Ep. 4. 16). Поэтому Св. Дух не сотворен (increatus) и обладает единой силой, единым могуществом, единым величием, единой честью и единой сущностью с Отцом и Сыном (Ep. 2. 1-2; 4. 1, 17). Так же как и Сын, Св. Дух существует вечно (semper esse - Ep. 4. 10). Ему следует воздавать поклонение наравне с Отцом и Сыном (Ep. 4. 22).
При этом Дамас, как и некоторые другие современные ему западные богословы, настаивает на том, что Св. Дух есть не только Дух Отца и не только Дух Сына, но "Дух Отца и Сына" (Patris et Filii Spiritus - Explanatio fidei. 1), тем самым утверждая одно из тех догматических положений, которое впоследствии легло в основу западного учения о Filioque.
Далее, согласно Дамасу, хотя каждое из Лиц Св. Троицы в отдельности есть Бог, Их всех вместе не следует именовать тремя Богами, но только единым Богом, вследствие единства Божества и могущества (propter unam divinitatem et potentiam - Ep. 4. 24). Основываясь на крещальной формуле, Дамас утверждает, что вера во Св. Троицу (Trinitas) совершенно необходима для нашего спасения (Ep. 4. 24). Т. о., Дамас исповедует в Боге единую силу, единое величие, единое Божество, единую сущность, нераздельное могущество и утверждает три Лица (tres personas), Которые не сводятся одно к другому и не уменьшаются, но пребывают вечно (Ep. 2. 1; 4. 20, 24). Отец, Сын и Св. Дух суть "три Лица - истинные, святые, равные, вечно живые, содержащие все видимое и невидимое, всемогущие, все судящие, все животворящие, все созидающие, все спасающие"; у Них "единое Божество, власть, величие, могущество, слава, господство, царство, воля и истина" (Ep. 2. 1; 4. 20-21).
В изложении христологического догмата Дамас придерживался ставшей уже традиционной на Западе христологической схемы "Слово - человек" [40]. Согласно Дамасу, Тот же Самый Сын Божий, в вечности рожденный от Отца, ради нашего искупления произошел от Девы (Ep. 2. 1); так "совершенный Бог воспринял совершенного человека" (perfectum Deum perfectum suscepisse hominem - Ep. 2. 2), всецелого Адама (integrum Adam), т. е. совершенную человеческую природу (humanitas), состоящую из тела, души и ума (corpus, anima, sensus - Ep. 3; 7). При этом Дамас исходил из того же сотериологического принципа, что и свт. Григорий Богослов в 101-м послании к Кледонию: если погиб весь человек, необходимо, чтобы было спасено все, что погибло; поскольку если Богом был воспринят несовершенный человек, то наше спасение также несовершенно, ибо тогда не весь человек спасен. Более того, Дамас отмечает, что суть первородного греха и гибели всего человека заключалась в человеческом уме, который первый согрешил, а если бы не согрешил, то человек не подвергся бы смерти. Значит, для спасения человека Бог в первую очередь должен был воспринять человеческий ум (Ep. 2. 2). Итак, Слово Божие и Сын Божий не просто обитал в бездушном и неразумном человеческом теле, но воспринял и спас как человеческое тело, так и разумную душу (intelligibilem animam - Ep. 4. 7). При этом не произошло какого-то осквернения Божества, поскольку Он воспринял "всего нашего ветхого человека без греха" (sine peccato). Это последнее замечание очень важно, ведь если мы признаем, что Сын Божий воспринял человеческое тело, то это вовсе не означает, что вместе с ним Он унаследовал его пороки и страсти; точно так же, если мы признаем, что Он воспринял человеческую душу и ум, то это вовсе не означает, что Ему были присущи греховные человеческие помыслы и желания (Ep. 3). Вместе с тем, по мнению Дамаса, наличие во Христе разумной души не привело к появлению какого-то иного лица, иного сына наряду с Сыном Божиим, но следует исповедовать одного и Того же Сына Божия и до воплощения, и после него (Ep. 3; 4. 6). Хотя, согласно Дамасу, две природы во Христе после соединения остаются вечно нераздельными, так что и ныне Он восседает одесную Отца в той плоти, которую воспринял, и в конце явится в ней судить живых и мертвых. Однако Дамас замечает, что две природы не смешиваются и сохраняют свои свойства и после соединения, так что крестные муки претерпел не Бог, а плоть вместе с душой, которые Он воспринял, облекшись в "образ раба" (Ep. 4. 14-15). Вместе с тем Дамас еще не пытается обнаружить какое-либо основание единства двух природ во Христе [26].
По мнению Дамаса, спасение всего человека и освобождение его от всякого греха произошли не столько благодаря воплощению Сына Божия, сколько благодаря Его страданию (per passionem), которым Он совершил полнейшее спасение человеческого рода (Ep. 7). Выработанные Дамасом авторитетные христологические формулы нередко использовались в ходе последующих христологических споров V-VII веков, а его осуждение аполлинарианства на Римском Соборе 377 года послужило отправной точкой в борьбе Церкви с этой христологической ересью [41].
В истории экклезиологической мысли папа Дамас известен тем, что одним из первых Римских епископов попытался обосновать учение о т. н. примате Римской кафедры, т. е. о том, что будто бы уникальное положение и авторитет, данные Христом ап. Петру, принадлежат и Римским епископам (папам), которые наследуют ему как епископу Рима [42]. Учение Дамаса представлено в третьей главе "Изложения веры", где все тогдашнее церковное устройство возводится к ап. Петру:
Много внимания Дамас уделял церковно-каноническим вопросам. Так, он проводил четкое различие между клиром (clerici) и мирянами (laici); клир состоит из трех степеней священнослужителей (ministri): епископов, пресвитеров и диаконов, которые участвуют в совершении Божественных жертвоприношений и руками которых преподается благодать крещения и приготовляется Тело Христово. Епископов и пресвитеров Дамас также называет священниками (sacerdotes), приносящими Богу "духовные жертвы" (spiritalia sacrificia) и совершающими "небесное служение" (officium coeleste). Они должны быть примером для церковного народа в нравственности и добродетелях; быть целомудренными и соблюдать плотское воздержание (continentiam corporalem servare), даже если они женаты. Епископы должны рукополагаться из числа клириков, т. е. из числа людей испытанных. Они не должны переходить из одной церкви в другую, равно как и распространять притязания за пределы своей канонической территории, вмешиваться в дела др. церкви и совершать там рукоположения. Пресвитеры и диаконы по приходам от имени епископа могут совершать таинство Крещения в период праздника Пасхи; в др. же время в случае необходимости (напр., во время опасной болезни) совершать крещение могут только пресвитеры. Клирики, отстраненные от служения своим епископом, не могут переходить в другую церковь и не должны допускаться там до церковного общения даже в качестве мирян. Также и миряне, отлученные от церковного общения своим епископом, не могут быть рукоположены в члены клира другим епископом. Дамас упоминает и о служении девственниц (virgines), которые публично объявляли о своем решении сохранить целомудрие и венчаться Христу (velari Christo); в знак этого они после молитвы священника получали "покров благословения" (benedictionis velamen).
Литература
- Quae gesta inter Liberium et Felicem episcopos // Collectio Avellana / Ed. O. Guenther. Vindobonae, 1895. N 1. P. 1-5. (CSEL; 35);
- LP. Vol. 1. Col. 212-215;
- Socr. Schol. Hist. eccl. IV 29;
- Sozom. Hist. eccl. VI 23;
- Theodoret. Hist. eccl. II 22-23; V 10; idem. Ep. 146. 212-215;
- Hieron. Ep. ad Pammach. et Ocean // PL. 22. Col. 100 (рус. пер.: Творения. Т. 2. С. 360-374);
- Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 2. 11-15.
- Merenda A. M. De sancti Damasi papae opusculis et gestis // PL. 13. Col. 111-348;
- Delisle L. Les manuscripts du comte d'Ashburnham. P., 1883;
- Turner C. H. Latin List of the Canonical Books: The Roman Council under Damasus, A. D. 382 // JThSt. 1899. Vol. 1. P. 554-560;
- idem. Ecclesiae Occidentalis Monumenta Iuris antiquissima. Oxf., 1904. T. 1. Pt. 2. P. 155-158;
- Лебедев А. П. Вселенские Соборы IV и V вв.: Обзор их догматич. деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб., 1904;
- Babut E. La plus ancienne décrétale. P., 1904;
- Cavallera F. Le schisme d'Antioche: (IV-V siècles). P., 1905;
- Clerval A. Damase I // DTC. 1911. Vol. 4. Col. 28-36;
- Howorth H. H. The Decretal of Damasus // JThSt. 1912. Vol. 14. P. 321-337;
- Дюшен Л. История Древней Церкви. М., 1914. Т. 2. С. 302-327;
- Спасский А. А. История догматич. движений в эпоху Вселенских Соборов: (В связи с филос. учениями того времени). Серг. П., 19142;
- Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 196-256;
- Vivés J. San Dámaso papa español ó los mártires. Barcelona, 1943;
- Palanque J.-R. Les Églises occidentales vers le milieu du IVe siècle // Fliche, Martin. HE. 1950. Vol. 3. P. 205-236;
- Bardy G. Les variаtions de l'Arianisme // Ibid. P. 131-176;
- Mendieta A. E., de. Basile de Césarée et Damase de Rome: Les causes de l'échec de leurs négotiations // Biblical and Patristic Studies: In Memory of R. P. Casey. Freiburg i. Br., 1963. P. 122-166;
- Lippold A. Ursinus und Damasus // Historia. Wiesbaden, 1965. Bd. 14. S. 105-128;
- Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. L., 1968;
- Griffe E. En relisant l'inscription damasienne "ad catacumbas" // BLE. 1970. Vol. 71. P. 81-92;
- Shepherd M. H. The Liturgical Reform of Damasus I // Kyriakon: FS J. Quasten. Münster, 1970. Vol. 2. P. 847-863;
- Vries W., de. Orient et Occident: Les structures ecclésiales vues dans l'histoire des sept premiers conciles œcuméniques. P., 1974;
- Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. Oxf., 1975. Vol. 1;
- Simonetti M. La crisi ariana nel IV sec. R., 1975;
- Piétri Ch. Roma Christiana. R., 1976. Vol. 1;
- Болотов. Лекции. Т. 1. С. 111-112, 222-223; Т. 4. С. 102-107;
- Quasten. Patrology. Vol. 4. P. 273-278;
- Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy: 318-381. Edinb., 1993r;
- Lietzmann H. A History of the Early Church. Camb., 1993r. T. 2. P. 938-955;
- Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 178-190.
Использованные материалы
- О. В. Шаталов, Р. О. Шаталов, А. Р. Фокин. "Дамас I" // Православная энциклопедия, т. 13, с. 671-676
[1] "11.12: Memoria di San Damaso I, papa e patriarca di Roma (nel 384)",
- месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...bre.
[2] "11/24 декабря. Свт. Дамас, папа Римский (384 г.)" // Кордочкин Андрей, протоиерей. Собор святых, в земле испанской и португальской просиявших. Страница официального сайта Испано-Португальской епархии Экзархата Западной Европы РПЦ, http://orthodoxspain.com/sobor-svyatyix,-v-zemle-ispanskoj-i...hix.
[3] "Saint DAMASE Ier, pape et patriarche de Rome (366-384), qui introduisit le latin dans les offices (384). (Office composé en français par le père Denis Guillaume et publié au tome XII du Supplément aux Ménées.)" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 631, http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?f=5&t=10...102.
[4] Collectio Avellana, N 1; Hieron. Chron. 2365
[5] Socr. Schol. Hist. eccl. IV 29; Sozom. Hist. eccl. VI 23
[6] Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 2. 12-14
[7] Collectio Avellana, N 1. 13
[8] Sozom. Hist. eccl. IV 23; Theodoret. Hist. eccl. II 22, 23
[9] Mansi. T. 3. Col. 419
[10] Mansi. T. 3. Col. 628
[11] CTh. XVI 1, 2
[12] Ep. 5 // PL. 13. Col. 367A
[13] Vries. 1974. P. 57
[14] Theodoret. Hist. eccl. V 10
[15] Mansi. T. 8. Col. 158
[16] Greg. Magn. Ep. IX 12
[17] Theodoret. Hist. eccl. II 22
[18] Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 2. 11-15
[19] Hieron. Ep. ad Pammah. et Ocean // PL. 22. Col. 100
[20] Hieron. Ep. 22. 9; Theodoret. Ep. 146. 212-215
[21] CPL, N 1632-1635; Hieron. De vir. illustr. 103; Quasten. Patrology. Vol. 4. P. 275-277
[22] CPL, N 1635; PL. 13. Col. 375-418; Epigrammata Damasiana
[23] Epigrammata Damasiana. P. 50-53; Quasten. Patrology. Vol. 4. P. 275
[24] Hieron. De vir. illustr. 103
[25] Explanatio fidei // PL. 13. Col. 350-353
[26] см.: Grillmeier. 1975. P. 350
[27] см.: Mansi. T. 3. Col. 466
[28] см.: Piétri. 1976. P. 839
[29] см.: Clerval. 1911. Col. 34
[30] т. н. Догматическое послание Дамаса (Tomus Damasi) - Confessio fidei catholicae // PL. 13. Col. 358-364
[31] Ep. 10: Seu canones Synodi Romanorum ad Gallos episcopos // PL. 13. Col. 1181-1194; Babut. 1904. P. 69-87
[32] CPL, N 1634; PL. 13. Col. 373-376; 59. Col. 157-159
[33] CPL, N 1676; PL. 19. Col. 787-794; 59. Col. 157-164; 62. Col. 537-540
[34] Turner. 1899. P. 554-560; Idem. 1904. P. 155-158
[35] Hieron. Ep. 22. 9
[36] Merenda A. M. De sancti Damasi. Col. 265 C
[37] Merenda A. M. De sancti Damasi. Col. 262
[38] Delisle. 1883. P. 87
[39] ACO. Vol. 1. Pt. 1/3. P. 41-42; Vol. 4. Pt. 2. P. 104, 167; Arnobius Junior. Conflictus de Deo Trino et Uno. II 13, 32 // PL. 53. Col. 239-322; Theodoret. Eranist. 238. 24-29
[40] Grillmeier. 1975. P. 350
[41] см.: Kelly. 1968. P. 295-296; Grillmeier. 1975. P. 351
[42] см.: Kelly. 1968. P. 419-420
[43] Ep. 10: Seu canones Synodi Romanorum ad Gallos episcopos. III 9