Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОБЕСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Кобэский Успенский молитвенный дом. Фото 18 декабря 2008 г.
Кобэский Успенский молитвенный дом. Фото 18 декабря 2008 г.
Молитвенный дом [1] в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Кобе Киотоской епархии

Церковь расположена в центральном районе города, в 10 минутах ходьбы севернее станции метро Санномия, на узкой дороге среди тесной застройки, в квартале от синтоистской кумирни Итиномия и баптистской церкви.

Преображенский молитвенный дом

Распространение Православия в Кобе началось в 1873 году когда, по указанию равноапостольного Николая Японского, здесь развернул проповедь православный катехизатор - по разным данным это был Петр Сасагава или Иоанн Оно [2]. С начала зарождения местной православной общины она находилась в ведении настоятеля Осакской церкви. С ростом общины сюда стали назначаться постоянные катехизаторы. В 1895-1897 годах в тут служила первая диаконисса Японской Церкви - Юлия Токухиро. В 1901 году во время посещения прихода святителем Николаем в Кобе уже существовал катехизаторский дом с молитвенным помещением.

В 1913 году в квартале Хирано-Гион (平野祇園町) был устроен Преображенский молитвенный дом. В годы Второй мировой войны приход на короткий срок получил своего первого особого священника - бывшего многолетнего местного катехизатора Иакова Ивата. Но в 1945 году батюшка скончался, молитвенный дом сгорел 5 июня в результате бомбардировки, а семьи верующих оказались рассеяны и потеряли взаимосвязь.

Когда приходская жизнь начала вновь налаживаться в послевоенный период, верующие стали собираться в частных домах. Кобеская община православных японцев опять была вверена попечению Осакского настоятеля. Со временем установился порядок, по которому во время приездов японского священника литургия служилась в Успенском молитвенном доме местного русского прихода (см. ниже). Так продолжалось до 1968 года, когда настоятелем в Кобе был назначен священник Прокл Усимару, при котором русская и японская православные общины города объединились в единый приход при Успенской церкви.

Рождественский молитвенный дом

Будучи одним из важнейших международных портов страны, город с ранней поры стал местопребыванием небольших общин иностранцев, включая русских и греков. Вскоре после переворота 1917 года в России, в Кобе образовалась значительная община русских эмигрантов, устроившая тут в 1921 году собственный православный приход со своим двухэтажным молитвенным домом по улице Тоа (トアロード). Иконостас в нём был сработан из бамбука. Кобеский русский приход не вошёл в структуру Японской Православной Церкви, находясь в непосредственном ведении Токийского архиерея - Сергия (Тихомирова). После отъезда первого священника, на некоторое время молитвенный дом закрылся, но вскоре прибыл новый пастырь и в 1925 году вновь открылся русский Кобеский Христо-Рождественский молитвенный дом [3]. Это тоже было двухэтажное здание на улице Кагоикэ-Нодзаки (篭池野崎通). Владыка Сергий не раз посещал приход, а в 1926 году здесь побывал также епископ Нестор (Анисимов). В 1931 году в среде прихожан произошло разделение, приведшее к появлению параллельного Успенского прихода (см. ниже), но при этом Рождественский приход продолжил своё существование. Вероятно здание было утрачено в ходе разрушительных бомбёжек Второй мировой войны. Когда приходская жизнь стала вновь устраиваться в послевоенный период, русские приходы объединились в единую общину, средоточием которой стал Успенский молитвенный дом.

Кобэский Успенский молитвенный дом.  Хлеб Небесный (Харбин), 1939, № 11, с. 77.
Кобэский Успенский молитвенный дом. Хлеб Небесный (Харбин), 1939, № 11, с. 77.

Успенский молитвенный дом

После нашумевшей проповеди владыки Сергия Токийского, которую многие русские эмигранты в Японии расценили как политизированную и просоветскую, в 1931 году часть русской церковной общины Кобе подала прошение перейти в состав Русской Православной Церкви Заграницей. В том же году они были приняты и в ведении Харбинской кафедры был основан Кобеский молитвенный дом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здание расположилось на улице Ямамото (山本通).

Когда, после разрушений и хаоса в конце Второй мировой войны, приходская жизнь стала вновь устраиваться, русские прихожане в Кобе снова объединились в единую общину, средоточием которой стал Успенский молитвенный дом. 20 апреля 1947 года в Успенской церкви служил недавно прибывший в Японию епископ Питтсбургский Вениамин и русская община во главе с протоиереем Григорием Ходаковским подала прошение присоединиться к русской "Американской митрополии", в то время распространившей свое попечение на Японию [4]. Будучи принята в состав Японской епархии, Успенский приход некоторое время продолжил существовать как особая русская православная община. Усилиями кондитеров Морозовых в 1952 году была отстроена новая Успенская церковь - одна из первых православных церквей Японии возведённых в послевоенный период. Торжественную закладку церкви 22 мая того года совершил архиепископ Японский Вениамин.

В декабре 1956 года приход прошёл государственную регистрацию как религиозное лицо. К концу 1950-х годов количество русских верующих стало быстро убывать. В 1960 году отбыл последний русский священник. С назначением в Кобе священника Прокла Усимару в 1968 году местные православные общины - русская и японская - были объединены при Успенской церкви. На Соборе Японской Церкви в июле того года Кобеская община была впервые внесена в список самостоятельных японских православных приходов.

На Рождество 1973 года приход впервые посетил митрополит Токийский Феодосий. В 1974 году церковь немного пострадала от пожара; ремонт был завершен в декабре того же года. Община стала выпускать приходской бюллетень, с 1978 года проводила ежегодный базар для жителей квартала. До декабря 1981 года попечение Кобеского настоятеля распространялось на всё западное Хонсю, а также на общины в Химэдзи, Какогава и Китакюсю. 30 октября 1983 года приход торжественно отметил 30-летие освящение Успенской церкви. Великое Хансинское землетрясение 1995 года почти не причинило храму повреждений, хотя в расположенной поблизости синтоистской кумирне обрушилась одна из пагод. С течением времени приписные общины были подчинены другим приходам: так, решением Собора в июле 2006 года приход Китакюсю был переведён в ведение настоятеля Хитоёсийского храма.

Статистика

  • 1896 - 32 человека, за год - 7 крещеных [5]
  • 1913 - наличных: 32 семьи, 87 человек, за год - 4 крещеных [6]
  • 1937 - при Рождественском молитвенном доме - 40 прихожан; при Успенском молитвенном доме - 30 прихожан [7]
  • 1957 - 27 семей, 99 человек, за год - 1 крещеный [8]
  • 1983 - 40 семей, за год - 10 крещеных [9]
  • сер. 2015 - 69 семей, 189 человек, за год - 7 крещеных [10]

Духовенство

Настоятели

Преображенский японский приход

Рождественский русский приход

  • Леонтий Протопопов (1921 - ?)
  • Александр Бобров (март 1923 [11]/ок. 1928 [12] - ?) прот.

Успенский приход

Вторые священники

Диаконы

Святыни

Использованные материалы



[1]  Церковь была выстроена как полноценный храм, и часто называется таковым, но в алтарь так и не были заложены частицы мощей.

[2]  『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、2-3、32。

[3]  沢田和彦「日本における白系ロシア人史の断章 -プーシキン没後100年祭(1937年、東京)-」『スラブ研究』2000、№47、http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/47/sawada/sawada1.html, со ссылкой на 内務省警保局編『極秘外事警察概況 第3巻 昭和12年』. Согласно 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、33 - в 1926 году.

[4]  Русско-Американский Православный Вестник, май 1947, № 5, 77.

[5]  『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、33。

[6]  『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、34。

[7]  沢田和彦「日本における白系ロシア人史の断章 -プーシキン没後100年祭(1937年、東京)-」『スラブ研究』2000、№47、http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/47/sawada/sawada1.html, со ссылкой на 内務省警保局編『極秘外事警察概況 第3巻 昭和12年』.

[8]  『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、37。

[9]  『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、38。

[10]  Отчёт Киотоского епархиального собрания 20 июня 2015 года.

[11]  『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、35。

[12]  牛丸康夫, 「ひょうごけん」、『日本キリスト教歴史大辞典』、1170。

[13]  Протокол № 1 приходского заседания Кобеского Успенского молитвенного дома. Архив Кобеского Успенского прихода.

[14]  Протокол № 21 временного комитета при Кобеском Успенском молитвенном доме. Архив Кобеского Успенского прихода.

[15]  http://zarubezhje.narod.ru/tya/Kh_108.htm

[16]  Протокол № 7 церковно-приходского совета Кобеского Успенского храма. Архив Кобеского Успенского прихода.

[17]  Протокол заседания церковно-приходского совета Кобеского Успенского храма 25 сентября 1955. Архив Кобеского Успенского прихода.

[18]  『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、36。

Редакция текста от: 28.10.2020 15:42:14

"КОБЕСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google