Кобэский Успенский молитвенный дом. Фото 18 декабря 2008 г. |
- Престол: Успения Пресвятой Богородицы
- Адрес: Япония, г. Кобе. 1-4-11, Yamamoto-dōri, Chūō-ku, Kōbe-shi, 650-0003, JAPAN (〒650-0003神戸市中央区山本通1-4-11)
- Тел./факс: 078-221-4925
- Официальный сайт: http://www.eonet.ne.jp/~ocj-kobe/index.html
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Церковь расположена в центральном районе города, в 10 минутах ходьбы севернее станции метро Санномия, на узкой дороге среди тесной застройки, в квартале от синтоистской кумирни Итиномия и баптистской церкви.
Преображенский молитвенный дом
Распространение Православия в Кобе началось в 1873 году когда, по указанию равноапостольного Николая Японского, здесь развернул проповедь православный катехизатор - по разным данным это был Петр Сасагава или Иоанн Оно [2]. С начала зарождения местной православной общины она находилась в ведении настоятеля Осакской церкви. С ростом общины сюда стали назначаться постоянные катехизаторы. В 1895-1897 годах в тут служила первая диаконисса Японской Церкви - Юлия Токухиро. В 1901 году во время посещения прихода святителем Николаем в Кобе уже существовал катехизаторский дом с молитвенным помещением.
В 1913 году в квартале Хирано-Гион (平野祇園町) был устроен Преображенский молитвенный дом. В годы Второй мировой войны приход на короткий срок получил своего первого особого священника - бывшего многолетнего местного катехизатора Иакова Ивата. Но в 1945 году батюшка скончался, молитвенный дом сгорел 5 июня в результате бомбардировки, а семьи верующих оказались рассеяны и потеряли взаимосвязь.
Когда приходская жизнь начала вновь налаживаться в послевоенный период, верующие стали собираться в частных домах. Кобеская община православных японцев опять была вверена попечению Осакского настоятеля. Со временем установился порядок, по которому во время приездов японского священника литургия служилась в Успенском молитвенном доме местного русского прихода (см. ниже). Так продолжалось до 1968 года, когда настоятелем в Кобе был назначен священник Прокл Усимару, при котором русская и японская православные общины города объединились в единый приход при Успенской церкви.
Рождественский молитвенный дом
Будучи одним из важнейших международных портов страны, город с ранней поры стал местопребыванием небольших общин иностранцев, включая русских и греков. Вскоре после переворота 1917 года в России, в Кобе образовалась значительная община русских эмигрантов, устроившая тут в 1921 году собственный православный приход со своим двухэтажным молитвенным домом по улице Тоа (トアロード). Иконостас в нём был сработан из бамбука. Кобеский русский приход не вошёл в структуру Японской Православной Церкви, находясь в непосредственном ведении Токийского архиерея - Сергия (Тихомирова). После отъезда первого священника, на некоторое время молитвенный дом закрылся, но вскоре прибыл новый пастырь и в 1925 году вновь открылся русский Кобеский Христо-Рождественский молитвенный дом [3]. Это тоже было двухэтажное здание на улице Кагоикэ-Нодзаки (篭池野崎通). Владыка Сергий не раз посещал приход, а в 1926 году здесь побывал также епископ Нестор (Анисимов). В 1931 году в среде прихожан произошло разделение, приведшее к появлению параллельного Успенского прихода (см. ниже), но при этом Рождественский приход продолжил своё существование. Вероятно здание было утрачено в ходе разрушительных бомбёжек Второй мировой войны. Когда приходская жизнь стала вновь устраиваться в послевоенный период, русские приходы объединились в единую общину, средоточием которой стал Успенский молитвенный дом.
Кобэский Успенский молитвенный дом. Хлеб Небесный (Харбин), 1939, № 11, с. 77. |
Успенский молитвенный дом
После нашумевшей проповеди владыки Сергия Токийского, которую многие русские эмигранты в Японии расценили как политизированную и просоветскую, в 1931 году часть русской церковной общины Кобе подала прошение перейти в состав Русской Православной Церкви Заграницей. В том же году они были приняты и в ведении Харбинской кафедры был основан Кобеский молитвенный дом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здание расположилось на улице Ямамото (山本通).
Когда, после разрушений и хаоса в конце Второй мировой войны, приходская жизнь стала вновь устраиваться, русские прихожане в Кобе снова объединились в единую общину, средоточием которой стал Успенский молитвенный дом. 20 апреля 1947 года в Успенской церкви служил недавно прибывший в Японию епископ Питтсбургский Вениамин и русская община во главе с протоиереем Григорием Ходаковским подала прошение присоединиться к русской "Американской митрополии", в то время распространившей свое попечение на Японию [4]. Будучи принята в состав Японской епархии, Успенский приход некоторое время продолжил существовать как особая русская православная община. Усилиями кондитеров Морозовых в 1952 году была отстроена новая Успенская церковь - одна из первых православных церквей Японии возведённых в послевоенный период. Торжественную закладку церкви 22 мая того года совершил архиепископ Японский Вениамин.
В декабре 1956 года приход прошёл государственную регистрацию как религиозное лицо. К концу 1950-х годов количество русских верующих стало быстро убывать. В 1960 году отбыл последний русский священник. С назначением в Кобе священника Прокла Усимару в 1968 году местные православные общины - русская и японская - были объединены при Успенской церкви. На Соборе Японской Церкви в июле того года Кобеская община была впервые внесена в список самостоятельных японских православных приходов.
На Рождество 1973 года приход впервые посетил митрополит Токийский Феодосий. В 1974 году церковь немного пострадала от пожара; ремонт был завершен в декабре того же года. Община стала выпускать приходской бюллетень, с 1978 года проводила ежегодный базар для жителей квартала. До декабря 1981 года попечение Кобеского настоятеля распространялось на всё западное Хонсю, а также на общины в Химэдзи, Какогава и Китакюсю. 30 октября 1983 года приход торжественно отметил 30-летие освящение Успенской церкви. Великое Хансинское землетрясение 1995 года почти не причинило храму повреждений, хотя в расположенной поблизости синтоистской кумирне обрушилась одна из пагод. С течением времени приписные общины были подчинены другим приходам: так, решением Собора в июле 2006 года приход Китакюсю был переведён в ведение настоятеля Хитоёсийского храма.
Статистика
- 1896 - 32 человека, за год - 7 крещеных [5]
- 1913 - наличных: 32 семьи, 87 человек, за год - 4 крещеных [6]
- 1937 - при Рождественском молитвенном доме - 40 прихожан; при Успенском молитвенном доме - 30 прихожан [7]
- 1957 - 27 семей, 99 человек, за год - 1 крещеный [8]
- 1983 - 40 семей, за год - 10 крещеных [9]
- сер. 2015 - 69 семей, 189 человек, за год - 7 крещеных [10]
Духовенство
Настоятели
Преображенский японский приход
- Осакские настоятели (1873 - ок. 1940)
- Иаков Ивата (ок. 1940 - 1945)
- Осакские настоятели (1945 - 1968)
Рождественский русский приход
Успенский приход
- Александр Паевский (упом. 17 января 1932 [13] - ноябрь 1933 [14]) прот.
- Григорий Ходаковский (ноябрь 1933 [14] - 24 августа 1950 [15]) прот.
- Давид Шевченко (упом. 7 октября 1953 [16] - упом. 25 сентября 1955 [17]) свящ.
- Вениамин (Гаршин) (упом. 21 июня 1956 - упом. 3 января 1957)
- Михаил Горченко (или Гольченко) [18] (1957/1958 - ? 1960)
- 1960 - 1964 - приход не замещался
- Михаил Хигути (июль 1964 - 1968)
- Прокл Усимару (февраль (декабрь) 1968 - август (сентябрь) 1977)
- Василий Сакаи (август 1977 - 11 июля 2004)
- Киотский настоятель (11 июля 2004 - ?)
- Николай Дмитриев (8 июля 2007 - 13 июля 2008)
- Ефрем Готоо (13 июля 2014 - 1 августа 2019)
- Василий Сугимура (с 1 августа 2019)
Вторые священники
- Ефрем Готоо (23 февраля - 13 июля 2014)
Диаконы
- Лука Табата (2 октября 2011 - 19 февраля 2012)
- Ефрем Готоо (24 ноября 2013 - 23 февраля 2014)
Святыни
- иконы Божией Матери, Воскресения Христова и "Моление о чаше" - написаны Ириной Ямасита
- иконы прп. Сергия Радонежского и апп. Петра и Павла - привезены из Харбина в первой половине XX в.
- ризы икон семьи Парашютиных, сохранившиеся после атомной бомбардировки Хиросимы
Использованные материалы
- 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983。
- Страницы официального сайта Кобеского Успенского прихода:
- Страница портала Православие на Дальнем Востоке:
[1] Церковь была выстроена как полноценный храм, и часто называется таковым, но в алтарь так и не были заложены частицы мощей.
[2] 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、2-3、32。
[3] 沢田和彦「日本における白系ロシア人史の断章 -プーシキン没後100年祭(1937年、東京)-」『スラブ研究』2000、№47、http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/47/sawada/sawada1.html, со ссылкой на 内務省警保局編『極秘外事警察概況 第3巻 昭和12年』. Согласно 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、33 - в 1926 году.
[4] Русско-Американский Православный Вестник, май 1947, № 5, 77.
[5] 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、33。
[6] 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、34。
[7] 沢田和彦「日本における白系ロシア人史の断章 -プーシキン没後100年祭(1937年、東京)-」『スラブ研究』2000、№47、http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/47/sawada/sawada1.html, со ссылкой на 内務省警保局編『極秘外事警察概況 第3巻 昭和12年』.
[8] 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、37。
[9] 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、38。
[10] Отчёт Киотоского епархиального собрания 20 июня 2015 года.
[11] 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、35。
[12] 牛丸康夫, 「ひょうごけん」、『日本キリスト教歴史大辞典』、1170。
[13] Протокол № 1 приходского заседания Кобеского Успенского молитвенного дома. Архив Кобеского Успенского прихода.
[14] Протокол № 21 временного комитета при Кобеском Успенском молитвенном доме. Архив Кобеского Успенского прихода.
[15] http://zarubezhje.narod.ru/tya/Kh_108.htm
[16] Протокол № 7 церковно-приходского совета Кобеского Успенского храма. Архив Кобеского Успенского прихода.
[17] Протокол заседания церковно-приходского совета Кобеского Успенского храма 25 сентября 1955. Архив Кобеского Успенского прихода.
[18] 『"神戸聖母就寝聖堂" 聖堂成聖30周年記念誌』神戸:神戸ハリストス正教会、1983、36。