Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛЕОНТИЙ (ТУРКЕВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митрополит Леонтий (Туркевич)
Митрополит Леонтий (Туркевич)
Леонтий (Туркевич) (1876 - 1965), архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всея Америки и Канады, предстоятель Русско-Православной Греко-Кафолической Североамериканской митрополии

В миру Туркевич Леонид Иеронимович, родился 8 августа 1876 года в городе Кременец Волынской губернии и был крещён в Кременецком Николаевском соборе. Родителями его были соборный протоиерей Иероним Иосифович Туркевич, долгое время служивший помощником инспектора Волынской духовной семинарии, и Анна Антоновна Иваницкая, дочь священника (+ 1879). Все три сына четы – Венедикт, Леонид и Вениамин, – воспитывались под строгим надзором отца и получили высшее духовное образование. Они последовали отцу на духовном поприще, став седьмым поколением священников в роду Туркевичей.

В 1885-1889 годах Леонид учился в Кременецком духовном училище, в 1889-1895 годах – в Волынской духовной семинарии, а в 1896-1900 годах – в Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за особое исследование на тему Книга пророка Аввакума. Введение и экзегесис. Исполняющим должность ректора академии в то время состоял архимандрит Платон (Рождественский), будущий митрополит Американский, в подчинении которого Леониду предстояло служить многие годы.

Так как Леонид Иеронимович состоял в академии на казённом содержании, по законам того времени он был затем должен прослужить шесть лет в духовно-учебном ведомстве. 5 октября 1900 года он был назначен помощником инспектора Екатеринославского духовного училища, а 4 июля 1902 года – преподавателем Обоянского духовного училища, где также выполнял обязанности смотрителя.

В 1905 году он был утверждён в чине титулярного советника.

В том же году женился на Анне Олимпиевне Червинской, дочери священника (+ 1925). Впоследствии у них родились дети: Иван (1907 - 1998, прот., выдающийся химик), Антон (1916 - 2002, выдающийся химик), Николай (1918 - 2007), Владимир, Ирина.

26 сентября 1905 года был рукоположен в сан диакона, а 28 сентября - рукоположен в сан священника архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) в Почаевском монастыре и был назначен вторым священником Кременецкого Никольского собора.

Был законоучителем Кременецкого городского училища и преподавал в Виталиевском женском училище.

7 августа 1906 года, по настоянию архиепископа Алеутского святителя Тихона (Белавина) был назначен исполняющим обязанности ректора только что созданной Северо-Американской духовной семинарии, находившейся в Миннеаполисе, штат Миннесота. Он и ранее думал о миссионерстве в новооткрытой Урмийской миссии в Персии, но, будучи направлен в Америку, до конца своей земной жизни отдался делу проповеди Православия в этой земле.

О. Леонид Туркевич, ректор Северо-Американской духовной семинарии
О. Леонид Туркевич, ректор Северо-Американской духовной семинарии

Священник в Америке

Отец Леонид прибыл на Американский континент 27 октября 1906 года, привезя с собой десять антиминсов для местных церквей. Заняв должность семинарского ректора [1], он полностью отдавался своему служению, вникая во все стороны семинарской жизни, и сумел заложить основы православного пастырского образования в Америке, на протяжении последующих десятилетий уделяя особое внимание семинариям.

29 июня 1909 года был возведён в сан протоиерея и с раннего времени вошёл в состав епархиальной констистории. Во время своего пребывания в Миннеаполисе также служил настоятелем местного Покровского храма, управляя одним из самых больших православных приходов в Америке. С переездом семинарии в 1912 году в Тенафлай (штат Нью-Джерси), отец Леонид совмещал ректорство с заведованием Троицкой церковью в Йонкерсе (штат Нью-Йорк) и Петропавловской церковью в Пассейке (штат Нью-Джерси) [2].

В 1914 году отец Леонтий являлся издателем газеты Свет, а 1 марта 1914 года по распоряжению архиепископа Платона (Рождественского) принял на себя редакторство главного епархиального издания – Американского православного вестника, которое он сохранял с некоторыми перерывами до 1930 года [3]. На протяжении многих лет публиковал многочисленные статьи и в других православных и инославных изданиях, издавал брошюры с рассказами, научными трудами, беседами, повестями и стихотворениями.

С 1915 года – член епархиального совета. 31 сентября этого года назначен кафедральным протоиереем Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, оставаясь на этом посту до июня 1933 года. В 1916 году был освобожден от ректорства в семинарии.

Будучи одним из активнейших клириков Американской епархии и советником правящих архиереев, отец Леонид в 1917-1918 годах вместе с отцом Александром Кукулевским представлял её на Всероссийском Поместном Соборе.

Возвращаться в США отцу Леониду пришлось через Сибирь, погружённую в революционный хаос, и через Японию. Будучи свидетелем русской смуты и сторонником развития американского Православия, он стал одним из организаторов Детройтского (IV Всеамериканского) Собора 1924 года, принявшего решение о временной автономии Американской епархии. В эти же смутные годы он решительно выступил против попытки обновленцев утвердиться в Америке. Хотя в 1926 году он был изгнан из Никольского собора по решению американского суда о передаче его обновленцам и далее служил в Нью-Йоркском Покровском соборе, его активное противодействие во многом обусловило скорый провал обновленчества в США.

Архипастырь Чикагский

В 1925 году овдовел.

Еп. Леонтий (Туркевич), 1930-е
Еп. Леонтий (Туркевич), 1930-е
В 1933 году принял монашество с именем Леонтий и 10 июля этого года был хиротонисан во епископа Чикагского митрополитом Платоном (Рождественским), епископом Феофилом (Пашковским) и епископом Алексием (Пантелеевым)[4].

В 1938 году его стараниями были основаны две духовные семинарии, ставшие главными центрами православного образования в Америке – Свято-Владимирская в Нью-Йорке и Свято-Тихоновская в Южном Ханаане (штат Пенсильвания). В обоих из них владыка впоследствии послужил ректором. Благодаря его заботе о духовном образовании были приглашены в США такие видные богословы как проф. протопресвитер А. Д. Шмеман, проф. С. С. Верховской, проф. А. А. Боголепов, проф. протопресвитер И. Ф. Мейендорф и другие.

В 1944 году возглавлял юбилейный комитет отмечавший 150-летие Православия в Америке.

В ноябре 1945 года был возведён в сан архиепископа.

В 1946 году он стал одним из вдохновителей решений Кливлендского (VII Всеамериканского) Собора, обратившегося к Московскому Патриархату с прошением о восстановлении отношений на условиях сохранения широкой автономии, а по сути – автокефалии американской паствы. Так как это прошение не был принято, владыка Леонтий встал против сближения Американской митрополии как с Московским Патриархатом, так и с Синодом Зарубежной Церкви. В ответ, постановлением Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 декабря 1947 года на него было наложено запрещение и он был предан суду собора епископов за «противление к воссоединению с Матерью-Церковью и незаконное анафемствование архиепископа Макария (Ильинского)», воссоединившегося с Московской Патриархией.

Предстоятель Митрополии

После смерти митрополита Феофила (Пашковского) архиепископ Леонтий Чикагский и Миннеаполисский занял пост местоблюстителя предстоятеля митрополии, а на Нью-Йоркском (VIII Всеамериканском) Соборе проходившем с 5 по 8 декабря 1950 года был почти единогласно избран новым предстоятелем и возведён в сан митрополита всея Америки и Канады.

Период его предстоятельства явился временем роста митрополии, её организационного устроения и укоренения на американской земле.

На трёх Соборах митрополии состоявшихся под водительством владыки Леонтия был утверждён Нормальный Устав митрополии, образована постоянная центральная администрация в форме Архиерейского Синода и Совета Митрополии, организованный по примеру епархиальных советов, утверждённых Всероссийским Собором 1917-1918 годов с выборными представителями клира и мирян. На Нью-Йоркском (XI Всеамериканском) Соборе 1963 года были также утверждены должности канцлера, секретаря и казначея митрополии.

Митрополит Леонтий сохранял свою особую любовь к семинариям, постоянно посылая туда подарки и предложения, а также оставался богословом, выпускником академии. В 1954 году он был удостоен степени доктора богословия и до конца своих дней работал над большим трудом о пророке Иезекииле. Много лет он продолжал преподавать пастырское богословие и сожалел, что его немощи не позволяли также учить древнееврейскому. Его богословские проповеди всегда отличались живостью, в них выражалась его поэтическая природа, также нашедшая воплощение в около 2 тыс. стихотворений, содержащихся в его личном архиве [5].

Верный своему видению будущего Православия в Америке, владыка Леонтий не питал вражды к Русской Зарубежной Церкви, неоднократно посещал и принимал митрополита Анастасия (Грибановского), а также показал себя открытым к возобновлению переговоров с Московским Патриархатом, приняв в 1963 году митрополита Никодима (Ротова) [6]. Эти переговоры, уже после его кончины, привели к дарованию митрополии Томоса автокефалии от патриарха Московского и всея Руси Алексия I и образованию Православной Церкви в Америке в 1970 году.

Но владыка ушёл из жизни пятью годами раньше, в возрасте 89 лет. Митрополит Леонтий (Туркевич) скончался 14 мая 1965 года в городе Сайоссете, штат Нью-Йорк, и был похоронен в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Ханаане.

Митрополит Леонтий (Туркевич)
Митрополит Леонтий (Туркевич)

Оценки и почитание

Близко узнавший его протопресвитер Александр Шмеман немало написал о почитаемом владыке. По его словам, митрополит Леонтий был:

...очень земной, очень простой, очень «будничный». Он стоял на своём месте, которого не искал и которое ощущал как ещё один крест, с бесконечным терпением, стоял и своими большими, сухими, горячими руками благословлял всех и вся, не ждя громких успехов, радуясь малым и не очень огорчаясь неудачами... Если (он куда-то) ехал, то обязательно с подарком: каким-нибудь пакетиком, книжкой, а то и просто – чеком. Деньги у него текли, не задерживаясь... [7]

В отношении видения Церкви митрополита Леонтия, Шмеман отмечал, что

Он не видел противоречия между его непоколебимой верностью своим русским корням, идеалам и вдохновению Русского Православия и его преданностью великой, постоянной и истинно «универсальной» Православной Церкви в Америке. Последняя для него являлась настоящей целью русской миссии... Само его присутствие, довольно часто молчаливое и казалось-бы «безучастное», имело глубокое умиротворяющее действие на страсти и противостояния бушевавшие вокруг него. Как будто понимая все точки зрения, видя частичную правду каждой из них, он возносился над ними, сохраняя в себе единство и «цельность» Церкви столь часто раздираемые человеческими страстями [8].

Этого архиерея, не оставившего без внимания ни одну область церковной жизни, деятельного, общительного и высококультурного, по словам множества людей отличали в первую очередь деликатность, смирение и бессеребренничество. Архивист Православной Церкви в Америке, Алексей Либеровский, выражает мнение многих знавших владыку называя его «святым и мудрым старцем» [9]. Жизнеописание владыки исследуется канонизационной комиссией Американской Церкви.

Награды

  • набедренник (27 декабря 1905)
  • скуфья (5 апреля 1906)
  • камилавка (от Святейшего Синода; 29 июня 1909)
  • орден св. Анны 2-й степени (Высочайшим указом; 6 мая 1912)
  • золотой миссионерский крест (из Канцелярии ЕИВ).
  • ношение двух панагий (от Большого Собора Епископов митрополии; 8 мая 1957)
  • предношение креста за богослужением (от Большого Собора Епископов митрополии; 8 мая 1957)

Труды

  • Книга пророка Аввакума. Введение и экзегесис, кандидатская диссертация, 1900.
  • «Brief an M Evlogij (Georgievskij)», Церковный Вестник Западно-Европейской Епархии, 1934, № 8, 8-10.
  • Жизнь и труды высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия, Нью-Иорк, 1969 – содержит богатое собрание проповедей, слов, лекций, статей и стихов владыки.
  • «Религиозные мотивы в творчестве А. С. Пушкина», Сборник статей иерархов Русской Православной Церкви об А. С. Пушкине, Изд. AARDM, 1986.
  • Лик Пушкина: Речи, читанные на торжественном заседании Богословского института в Париже, 2-е изд., Париж, YMCA-Press, 1977.
  • «The Seven Gifts. Address on the occasion of the elevation to the rank of Archpriest of Fr Alexander Schmemann (1953)», St. Vladimir’s Theological Quarterly, vol. 28, No. 1, 1984, 25-31:
  • «Prayer for the Military», Orthodox Herald, May 2003:

Литература

  • ЖМП, 1948, № 1, 11; 1954, № 1, 18; 1955, № 3, 74, № 4, 15, 18; 1957, № 3, 26, № 6, 66; 1960, № 2, 32, № 11, 17, № 12, 68.
  • Русск. Прав. Церк., 155.
  • Наша страна, Буэнос-Айрес, 1965, № 799 (18.05).
  • Новое русское слово, Нью-Йорк, 1933, № 7419 (20.05).
  • Посев, Франкфурт-на-Майне, 1965, № 22 (993).
  • Россия, Нью-Йорк, 1950, 11.07.
  • Русская мысль, Париж, 1965, № 2312 (25.05), 2332 (10.07), 1970, № 2780 (5.03).
  • Часовой, Париж, 1970, № 2780 (5.03).
  • Tarasar, C. J., gen. ed., Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America, Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 109, 230-233, 262-263.
  • IKZ, 41 (1951) 202, 55 (1965) 135.
  • Жизнь и труды высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия, Нью-Иорк, 1969, passim.
  • Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland, 53, 58, 69, 95, 108, 199, 203, 349f., 415.
  • Pospielovsky, Dimirty, The Russian Church under the Soviet Regime, vol. II, Crestwood, N. Y., St. Vladimir’s Seminary Press, 1984, 271 f., 288, 294, 297.
  • Bezkorovainy, Anatoly, ed., A History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral of Chicago: 1892-1992, Chicago, Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral, 1992, 71.
  • Чуваков В.Н., сост., Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 томах, том 4, Москва, 2004, 128.

Использованные материалы

  • Жизнь и труды высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия, Нью-Иорк, 1969, 9-26, 227-234, 237, passim.
  • Tarasar, C. J., gen. ed., Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America, Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 109, 230-233, 262-263.
  • http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6978
  • Liberovsky, Alexis, «Primatal Elections in the OCA»:
  • "Юбилейный Сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке", Нью-Йорк, 1945, 155.



[1]  По другим данным – инспектора (см. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6978), или – ректора и декана (см. Tarasar, C. J., gen. ed., Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America, Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 109).

[2]  Упоминание о его служении в 1912-1915 годах в близлежащем городе Бергенфильде (штат Нью-Джерси), вероятно, относится к этим же приходам. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6978.

[3]  По иным данным – до 1932 года. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6978.

[4]  Возможно хиротония состоялась ранее. "Юбилейный Сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке", Нью-Йорк, 1945, стр. 155 приводит его деяние как епископа Чикагского датированное 25 июня 1933 года.

[5]  Обширный архив владыки теперь находится в американской Библиотеке Конграсса. См. «Library Receives Papers of Metropolitan Leonty», http://www.loc.gov/loc/lcib/9809/leonty.html.

[6]  Tarasar, 262-263.

[7]  Шмеман, Александр, прот., «Три Митрополита», Жизнь и труды высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия, Нью-Иорк, 1969, 231.

[8]  Schmemann, Alexander, Fr., «Metropolitan Leonty», Tarasar, 232-233, http://www.schmemann.org/byhim/leonty.html.

[9]  Liberovsky, Alexis, «Primatal Elections in the OCA», http://oca.org/HSprimatialelections.asp?SID=7.

Редакция текста от: 18.07.2023 15:24:29

"ЛЕОНТИЙ (ТУРКЕВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google