ГРИГОРИЙ ДВОЕСЛОВ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Григорий Двоеслов
Свт. Григорий Двоеслов
Григорий I Великий, Двоеслов (греч. Γρηγόριος ο Διάλογος, лат. Gregorius Magnus) (ок. 540-604), папа Римский, отец и учитель Церкви, святитель

Память 12 марта [1]

Происходил из старинного римского патрицианского рода Анициев, представители которого издавна исповедовали Христианство и из которого вышли Римские папы святой Феликс III (483–492), прямой предок Григория Великого, и святой Агапит I (535–536). К этому роду принадлежали Боэций (ок. 480–524/526), возможно, прп. Венедикт Нурсийский (ок. 480–547). Семья Григория Великого отличалась благочестием: в средние века в Римской Церкви почитали святым его отца Гордиана, и ныне в Римо-католической Церкви святыми почитаются мать Григория Великого святая Сильвия (пам. зап. 3 нояб.) и 2 его тетки, сестры отца – святые Тарсилла (Трасилла; пам. зап. 24 дек.) и Емилиана (пам. зап. 5 янв.). Отец Григория Великого был одним из 7 римских регионариев [2], управлявших округами, на которые был разделен Рим.

Юность Григория Великого совпала с непродолжительным временем восстановления в Италии римско-византийских культурных традиций, в промежутке между отвоеванием Византией этой территории у готов и очередным нашествием варваров – лангобардов. Это позволило Григорию Великому, с детства предназначенного к политической карьере, получить основательное образование, особенно в области права. Поступив на государственную службу, он около 573 г. стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество.

Основатель монастырей, монах

Он основал 6 монастырей в наследственных поместьях на Сицилии [3] и в 574/5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся на склоне Скавра Целийского холма близ храма мучеников Иоанна и Павла, в монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного [4]. Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском монастыре простым монахом в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений. Св. Сильвия поселилась в келье недалеко от основанного сыном монастыря [5]. Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Григория Великого, остававшегося слабым всю последующую жизнь [6].

Диакон, папский представитель в Константинополе

Вскоре Григорий Великий был призван к церковному и общественному служению: в 577/8 г. против его воли он был рукоположен, вероятно, папой Венедиктом I [7] во диакона-регионария, а примерно через год преемником Венедикта I папой Пелагием II был послан в качестве папского представителя, апокрисиария, в Константинополь [8] ко двору визант. имп. Тиверия I с целью заручиться военной поддержкой императора в борьбе римлян против опустошавших Италию лангобардов. В Константинополе Григорий Великий приобрел большой опыт в госуларственных и церковно-административных делах, продолжая вести, насколько было возможно, вместе с приехавшими с ним несколькими насельниками монастыря апостола Андрея монашеский образ жизни. В византийской столице он познакомился с выдающимися людьми своего времени, в частности Антиохийским патриархом свт. Анастасием I Синаитом и св. Леандром, еп. Севильским (старшим братом св. Исидора, еп. Севильского), сблизился с семьей сменившего Тиверия имп. Маврикия, став крестным отцом его сына [9]. По просьбе еп. Леандра Григорий Великий провел в кругу единомышленников цикл духовных бесед на Книгу Иова, составивших впосл. большое экзегетическое соч. «Moralia». Он одержал победу в богословском диспуте с Константинопольским патриархом свт. Евтихием по вопросу о телах святых после воскресения [10]. Находясь в Константинополе, Григорий Великий так и не овладел греческим языком [11].

Возвращение в Рим

Григорий Великий не добился у императора военной помощи и в кон. 585 г. или нач. 586 г. был отозван в Рим. Он вновь вернулся в свой монастырь, вероятно тогда став его настоятелем; проводил с братией регулярные беседы на различные книги Священного Писания, благодаря чему число насельников увеличивалось. В это время Григорий Великий являлся одним из ближайших советников Римского папы Пелагия II. Возможно, он принимал непосредственное участие в составлении обширного папского послания к Аквилейскому патриарху Илие и епископам Истрии [12] с целью уврачевания т. н. аквилейской схизмы (см. в ст. Аквилея), заключавшейся в неприятии мн. зап. епископами осуждения «Трех Глав» на V Вселенском Соборе.

На Римской кафедре

7 февраля 590 г. во время эпидемии чумы в Риме, возникшей после сильного наводнения, папа Пелагий II скончался. Духовенство и народ единодушно избрали новым папой Григория Великого, чему он пытался сопротивляться, не желая оставлять уединенную монашескую жизнь. Согласно сообщению Григория Турского, Григорий Великий для избавления Рима от чумы призывал народ к покаянию, организовывал в городе молебны и крестные ходы [13]. По преданию во время одной из процессий, возглавляемой Григорием Великим, над мавзолеем имп. Адриана явился архангел Михаил, что знаменовало окончание эпидемии; впоследствии этот знаменитый рим. мавзолей получил название Замка св. ангела. После утверждения имп. Маврикием избрания Григория Великого папой он 3 сентября 590 г. был рукоположен во епископа и возведен на Римский престол, став первым Римским папой из монашествующих.

Теоретически юрисдикция Римского папы простиралась на территории Италии, Галлии, Испании и Иллирика. Но завоевания лангобардов, церковные смуты VI в. на практике ограничивали власть папы: она распространялась лишь на епископства, соседствующие с Римом, епископства юга Италии и островов Сицилия, Сардиния и Корсика [14]. В этих областях Григорий Великий заботился о каноничности избрания епископов, которые принимали посвящение в Риме, особое внимание обращал на то, чтобы на вакантные кафедры избирались достойные и испытанные люди. Судебные тяжбы епископов разбирались в Риме папой во время ежегодных епископских соборов. С дозволения Григория Великого Сицилийские епископы по причине удаленности их епископств могли приезжать на собор раз в 3 года или даже раз в 5 лет. За пределами этих областей «папская власть была прежде всего нравственным и вероучительным авторитетом» [15].

Политическая ситуация в Италии, переживавшей глубокий кризис, была таковой, что лишь Церковь оставалась действенной адм. структурой, и взошедший на Римский престол Григорий Великий был вынужден взять на себя заботу не только о Римской Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он не раз выступал ходатаем перед императором за италийское население, притесняемое гражданской властью [16], обращался к представителям местной власти, защищая обездоленных [17]. Ввиду того что имп. экзарх в Италии Роман не мог обеспечить защиту страны от лангобардов, Григорию Великому пришлось заниматься политическими проблемами с целью заключения перемирия с лангобардским вождем Ариульфом, который в 592 г. грозился захватить Рим. Когда в 593 или 594 г. в результате нарушения перемирия экзархом лангобардский король Агилульф подошел к Риму, собираясь разрушить его, Григорий Великий организовал защиту города и вступил с королем в переговоры через его жену христианку Теоделинду. Ему удалось спасти Рим только ценой огромного выкупа и обещания платить ежегодную дань. Действия архипастыря вызвали крайнее неудовольствие имп. Маврикия, назвавшего Григория Великого «изменником и глупцом», однако тот с достоинством и сдержанностью указал императору на его неспособность вести дела на западе империи [18]. Миролюбивая политика папы принесла империи желаемые результаты: в 599 г. по его инициативе, несмотря на противодействие некоторых визант. чиновников, был заключен мир с лангобардами. При Григории Великом начался постепенный процесс перехода лангобардов, бывших частью арианами, частью язычниками, в Православие. Обнаруживая «абсолютную политическую преданность империи», Григорий Великий, т. о., более, нежели светские власти Италии, выступал проводником имперской политики на Западе [19]. Эти события, по мнению мн. исследователей, возымели далеко идущие последствия. Духовный авторитет, административный и дипломатический талант Григория Великого при слабости императорской власти в итал. владениях фактически делали его правителем на Апеннинах [20]. Это был один из первых шагов в направлении создания будущего Папского государства, когда предстоятели Римской Церкви стали светскими государями не только де-факто, но и де-юре. В связи с этим Григорий Великий по праву считается отцом средневекового папства.

Григорий Великий всемерно укреплял церковную дисциплину, боролся с симонией, расширял благотворительность. Он внушал клиру заботиться о вдовах, сиротах и бедных [21]. Оставаясь монахом, святитель вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы (напр., храм во имя св. Агафии, мц. Палермской, в Риме в 592). Он высказал несогласие с эдиктом имп. Маврикия, запрещавшим принятие монашества военным и гос. служащим [22]. Григорй Великий не оставлял без внимания огромного хозяйства Римской Церкви. Он ужесточил контроль над использованием папских земельных владений, включавших территории в Италии, на Сицилии, Корсике, Сардинии, в Сев. Африке и Иллирике. Доходы шли на различные церковные и общественные нужды: помощь неимущим, основание монастырей, выкуп пленных, дань лангобардам и др. Папа ввел правило назначать управляющими каждой из частей папских владений не мирян, как было раньше, но только священнослужителей. При этом он сам испытывал кандидатов и старался предотвращать возможные злоупотребления. Стремление Григория Великого осмыслить цель и назначение своего архипастырского служения побудило его к написанию в первые годы понтификата сочинения «Пастырское правило».

Под бременем многочисленных архипастырских трудов Григорий Великий, как это видно из его сочинений, жалел о вынужденном оставлении монастырского образа жизни, болезненно переживая конфликт «жизни деятельной» и «жизни созерцательной»: «Теперь душа моя скорбит оттого, что неприятности лежащих на мне дел вызывают в ней воспоминания о прежней моей монастырской жизни... когда она умела управляться со всеми случайностями, возвышаться над всем скоропреходящим, потому что мысль ее была постоянно устремлена к небесному... А теперь, по долгу пастырского служения, я должен заниматься делами мирскими и, оставив прежнюю прекрасную и безмятежную жизнь, осквернять свою душу тиною земных попечений» [23]; «я хотел бы с Марией сидеть у ног Господа, слушать слова уст Его, и вот с Марфой приходится заниматься внешними делами и заботиться о многом» [24].

В июле 595 г. под председательством Григория Великого состоялся большой поместный Собор Римской Церкви, на котором были приняты документы, касавшиеся церковной дисциплины и богослужения. В результате реформы был установлен твердый порядок богослужения. Реформа монашества состояла в том, что Григорий Великий поставил его в тесную связь с церковной организацией и особенно с папой, к которому монахи могли апеллировать в сложных вопросах. Он издал особые документы (privilegia), регламентирующие возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископа; увеличил срок послушничества до 2 лет [25] по сравнению с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, определявшим 1 год испытания для новоначальных [26], возраст для аббатис установил не менее 60 лет (ср.: 1 Тим 5. 9).

Григорй Великий проявлял попечение о всех зап. Церквах, вел обширную переписку с представителями вост. Церквей. Пристальное внимание уделял Равеннской, Медиоланской и Аквилейской митрополиям, продолжая уже в качестве архипастыря заниматься исцелением «аквилейской схизмы»: ему удалось вернуть неск. епископов-раскольников в лоно Церкви, хотя полностью раскол был прекращен уже после смерти Григория Великого. В стремлении подчинить рим. влиянию Африканскую Церковь Григорий Великий согласился с требованием епископов Нумидии о сохранении там местных церковных обычаев и настоял только на том, чтобы в примасы не были посвящаемы обратившиеся из донатистского раскола. В письмах к североафриканским епископам по поводу обуздания беспокойных донатистов папа призывал архипастырей к соборным деяниям и оказанию помощи гражданским властям [27]. В 589 г. в Испании III Толедский Собор принял обращение вестготов-ариан в Православие. Григорий Великий послал паллиум одному из вдохновителей этого обращения, своему другу еп. Севильскому Леандру. Однако отношения Рима с Испанией осложнялись национальной обособленностью вестготов и византийским присутствием в Юж. Испании. Испанская Церковь всячески подчеркивала свою независимость от Римского престола. Не было у Рима постоянных административных связей и с галльской Церковью, но и здесь Григорий Великий упрочивал рим. влияние. В 593 г. он назначил архиепископа Арелата (совр. Арль, Франция), одной из древних галльских митрополий, св. Виргилия своим викарием, восстановив существовавшую ранее традицию; заложил основу будущего союза папства с Франкским государством, установив контакты с франкским королем Хильдебертом II; нейтрализовал иконоборческую деятельность Марсельского еп. Серена, приказавшего убрать из храмов и уничтожить св. иконы (в обосновании иконопочитания у Григория Великого выходит на передний план не догматические предпосылки, а дидактический аспект: иконы для неграмотных суть то же, что Свящ. Писание для грамотных, они напоминают о Христе – [28]).

В центре внимания Григория Великого была также миссионерская деятельность. Немало усилий он прилагал к обращению в Православие лангобардов. У св. Беды Достопочтенного и в житии св. Вильфрида приводится рассказ о том, как, еще будучи простым монахом, Григорий Великий предпринял попытку отправиться для проповеди Евангелия на Британские о-ва, завоеванные язычниками-англосаксами, которые во многом уничтожили там древнюю христ. церковную организацию кельтов и прервали ее контакты с римским миром. Но граждане Рима не захотели тогда отпустить Григория Великого [29]. Миссия в Англию была организована в 595/596 г. Она состояла из 40 монахов римского монастыря ап. Андрея во главе с его настоятелем св. Августином, ставшим впосл. епископом Кентерберийским, примасом Англии. Григорий Великий деятельно участвовал в подготовке миссии, рассылая рекомендательные письма к разным лицам на пути следования миссионеров с просьбами оказания им всемерной помощи, позже дополнительно направлял священнослужителей из Рима, посылал Августину предписания о иерархической организации Церкви англов, об отношениях епископа и клира, о правильном распределении церковных доходов и т. д. [30]. Возможно, что к отправке миссионеров Григория Великого побудили сами англосаксы. По прибытии на Британские о-ва миссия была благосклонно принята кентским королём Этельбертом I и поддержана его женой христианкой королевой Бертой. Римская миссия преследовала цель не только распространения христианства среди язычников, но и весьма жесткой интеграции кельтской Церкви в рим. церковную структуру. Первоначально миссионеры имели успех лишь в королевстве Кент, за его пределами они столкнулись с сопротивлением кельтской Церкви, не желавшей отказываться от своих церковных обычаев и входить в подчинение Риму. Относительное единение кельтской и Римской Церквей в Британии было достигнуто только в 664 г. По мнению св. Беды, Григория Великого справедливо называть апостолом англов [31].

Отношения Григория Великого с Константинопольским Патриархатом были довольно сложными. Так, в 595 г. он получил апелляцию от 2 пресвитеров, осужденных в Константинополе, и, основываясь на расширительном понимании 4-го и 5-го правил Сардикийского Собора (343), аннулировал это решение. Кроме того, у Григория Великого вызвало протест использование Константинопольским патриархом свт. Иоанном IV Постником титула «вселенский», неверно понятого папой как претензия патриарха на всемирные епископские полномочия [32]. Считается, что протест Григория Великого выразился в том, что он, выказывая смирение, первым из епископов Рима стал именовать себя «рабом рабов Божиих» (servus servorum Dei), хотя для этого утверждения нет достаточных оснований [33]. Формулировка servus servorum Dei позже закрепилась в титулатуре Римских пап.

В последние годы жизни Григорий Великий тяжело болел, почти не вставал с постели.

Скончался в Риме 12 марта 604 года, в тот же день был погребен в портике базилики св. ап. Петра в Риме [34]. По сообщению св. Беды Достопочтенного [35], на раке с мощами Григория Великого была выгравирована эпитафия, в которой он назван «консулом Божиим» (consul Dei).

Церковный народ почтил его именованием «великого».

Имя «Двоеслов»

В православной традиции святитель Григорий известен под именем Двоеслова. Необычное прозвище происходит от названия одного из самых популярных произведений папы Григория — «Собеседований о жизни италийских отцов». В книге, описывающей жития италийских святых, фигурируют два собеседника — вопрошающий диакон Петр и отвечающий Григорий. В оригинале название книги звучит как «Dialogus» (греч. Διάλογος), «Диалог», а в буквальном переложении на русский язык - «Двоеслов» [36]. В Средние века эта книга получила очень большое распространение, в VIII веке ее перевели на греческий, а в IX веке — на славянский. В связи с популярностью этого произведения среди современников, почетный титул «Двоеслов» стал вторым именем святителя Григория для всех последующих поколений православных христиан.

Образ Григория Великого в Синайском патерике

О смирении как главной черте святого Григория на всем протяжении его жизни говорится в Синайском патерике («Луг духовный», «Лимонарь») Иоанна Мосха:

«Когда мы прибыли в Келлии к авве Иоанну персидскому, он рассказывал нам о блаженнейшем епископе Римском Григории Великом. Я ходил в Рим на поклонение гробам свв. апостолов Петра и Павла. Однажды я стоял в городе и увидал, что идет папа Григорий, и что ему придется проходить мимо меня. Я решился поклониться ему. Заметив мое намерение, каждый из его свиты, один перед другим, говорили мне: «Авва, не кланяйся!» Но я не понимал, почему это, и считал вовсе неприличным не поклониться папе. Когда папа приблизился ко мне, заметив мое намерение поклониться ему – говорю, – как перед Богом, братия! – Папа первый бросился предо мною на землю и не прежде встал, как я первый стал на ноги. И облобызав меня с великим смиренномудрием, из своих рук дал мне три номисмы и приказал дать мне еще кусуллий и все нужное. Я прославил Бога, даровавшего ему такое смирение, милосердие и любовь ко всем» [37]

Молитва об императоре Траяне

В житии Григория Двоеслова встречается интересный факт, когда по молитве Святителя было даровано спасение от адских мук душе римского императора Траяна (53 г. – 117 г.), одного из жестоких, по закону, гонителей христиан, и в то же время – лучших по своей справедливости и заботе о бедных правителей Римской империи.

Вот как повествуется об этом в одном из ранних житий святого:

«Некоторые наши люди также рассказывают историю, поведанную римлянами, о том, как душа императора Трояна была освежена и даже крещена слезами св. Григория, историю дивную и для рассказчика и для слушателей. Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами. Однажды, пересекая Форум, великолепное творение, которое, как говорят, было воздвигнуто Трояном, он обнаружил, тщательно изучая его, что, будучи язычником, Троян все же сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника. Ибо рассказывают, что когда он во главе армии поспешно выступал против врага, его разжалобили слова одной вдовы и император всего мира остановился. Она сказала: „Господин Троян, вот люди, которые убили моего сына и не хотят платить мне возмещение“. Он ответил: „Скажи мне об этом, когда я вернусь, и я заставлю их дать тебе возмещение“. Но она ответила: „Господин, если ты никогда не вернешься, мне не будет помощи“. Тогда, стоя во всем своем вооружении, он заставил ответчиков тотчас в его присутствии заплатить возмещение, которое они были должны. Когда Григорий узнал об этой истории, он познал, что это то, о чем читаем в Писании: „Защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда приидите, и рассудим, говорит Господь…“ (Ис. 1, 17,18). Поскольку Григорий не знал, что делать, чтобы утешить душу этого человека, который напомнил ему эти слова, он пошел в церковь св. Петра и проливал потоки слез, как было у него в обычае, пока, наконец, не получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны, видя, что он никогда не брался просить это ни за какого другого язычника» [38]

На примере данного случая из жития Григория Двоеслова, а также некоторых иных эпизодов из житий христиан первых веков идея о возможности избавления по молитвам святых душ умерших людей, проводивших праведный образ жизни, но не принявших по различным причинам крещение, от вечных мучений в аду становится частью святоотеческого учения [39].

Комментируя эпизод об изменении посмертной участи императора Траяна по молитве папы Григория, иеромонах Серафим (Роуз) пишет:

«Поскольку Церковь не приносит общественных молитв за умерших неверующих, ясно, что это избавление от ада было плодом личной молитвы св. Григория. Хотя это и редкий случай, но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры» [40].

Источники жизнеописания

Источниками жизнеописания Григория Великого являются:

1. Сочинения самого святителя, в частности «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души» [41], «40 Бесед на Евангелия» (In Evang. 38. 15), многочисленные письма.

2. Сочинения церковных писателей. Самые древние свидетельства о Григории Великом приводятся его современником св. Григорием Турским в «Истории франков» [42], завершенной в 594 г., св. Исидором, еп. Севильским, в сочинениях «О знаменитых мужах» [43], написанном около 610 г., а также в Liber pontificalis [44]. Святой Беда Достопочтенный посвятил Григорию Великому несколько глав в «Церковной истории англов» [45], законченной в 731 г. Во 2-й пол. VIII в. Павел Диакон (Варнефрид) упоминает о святителе в «Истории лангобардов» [46].

3. Древние латинские жития Григория Великого: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом монастыря Уитби [47], 2-е – Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой [48] и расширенной (с позднейшими интерполяциями) [49], 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872–873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.) [50]. Существуют неск. греч. анонимных житий Григория Великого [51].

4. В Новое время сведения о Григории Великом приводят Цезарь Бароний [52], бенедиктинец Дени де Сент-Март [53], пытавшийся доказать, что Григория Великого в монашеской жизни был последователем прп. Венедикта Нурсийского, монашеский устав которого он вводил в монастырях. Вместе с жизнеописанием Григория Великого подробные сведения о его лит. деятельности содержатся в «Новой библиотеке церковных писателей» [54], а также у У. Кейва [55], К. Удина [56]. В XIX в. основное исследование о жизни Григория Великого содержится в работе нем. церковного историка И. А. В. Неандера [57].

Труды

Сочинения Григорий Великий был одним из немногих Римских пап, оставивших обширное лит. наследие. «Экзегет, проповедник и моралист», он «в своих творениях явил то единство «теории» и «практики», которое вообще представляет отличительную особенность лучших произведений святоотеческой письменности» [58].

Экзегетические труды

Составляют самую большую группу его сочинений.

Соч. «Expositio in librum Iob sive Moralia» (Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования, в 35 кн.) – первое по времени написания и самое большое по объему из толкований Григория Великого на Ветхий Завет. Первоначально представляло собой записи бесед Григория Великого, впосл., в период понтификата, было им отредактировано и выпущено в свет. Каждое место Книги Иова Григорий Великий начинает с рассмотрения букв. смысла, затем переходит к мистическому и прообразовательному и заканчивает нравственным смыслом; библейский текст служит лишь отправной точкой для богословских размышлений автора.

«Homiliae in Ezechielem Prophetam» (22 Беседы на Книгу прор. Иезекииля, в 2 кн.), произнесены перед народом в 593 г., во время осады Рима лангобардами, впосл. переработаны. Занятый архипастырскими и политическими делами Григорий Великимй не смог довести до конца этот труд: 1-я кн. (беседы 1–12) охватывает первые 4 главы библейской книги, 2-я (беседы 13–22) – 40-ю гл. В этих толкованиях Григорий Великий опирался гл. обр. на труды Оригена и блж. Иеронима Стридонского. Помимо экзегетического материала «Беседы...» содержат много исторических сведений о ситуации в Италии в период нашествия лангобардов.

«Homiliae in Canticum Canticorum» (Беседы на Книгу Песни Песней Соломона), написаны в 594598 гг., не были закончены и охватывают только первые 8 стихов Песни Песней; аллегорическое по характеру толкование опирается на труды Оригена и зап. экзегета Аппония (V в.). В ходе многовековой рукописной традиции «Беседы...» Григория Великого смешались с толкованиями этой же библейской книги экзегета XI в. Роберта Томбеленского (Тумбаленского), и лишь в новейшее время исследователям удалось восстановить сочинение папы в подлинном виде [59].

«Homiliae in Evangelia» (40 Бесед на Евангелия, в 2 кн.), произнесены во время воскресных и праздничных богослужений в 590591 гг. на евангельские чтения и впосл. (592593) отредактированы и изданы автором. Многое в этих «Беседах...» взято Григория Великого из его «Moralia».

Нравственно-аскетические

Соч. «Regula pastoralis» (Пастырское правило), один из лучших святоотеческих трактатов по пастырскому богословию, было написано в кон. 590 – нач. 591 г. и посвящено Иоанну, еп. Равеннскому. Трактат состоит из 4 частей: в 1-й речь идет о том, какими качествами должен обладать призывающийся к пастырскому служению; во 2-й – о том, какую жизнь должен вести истинный пастырь; в 3-й – о правилах гомилетики и назидания паствы различных сословий и состояний; в 4-й – о ежедневном смирении и сознании пастырем своего недостоинства. Это сочинение по желанию имп. Маврикия еще при жизни Григория Великого было переведено на греч. язык сщмч. Анастасием II Синаитом, патриархом Антиохийским, однако перевод не сохранился. На Западе «Пастырское правило» предписывалось священнослужителям в качестве настольной книги: Майнцским Собором (813) оно было признано первой книгой после Свящ. Писания и церковных правил, на Реймсском Соборе (813) было прочитано как руководство для пастырей, по свидетельству Гинкмара, архиеп. Реймсского (2-я пол. IX в.), при архиерейской хиротонии поставляемый епископ, держа в руках «Пастырское правило» и книгу церковных правил, клялся хранить эти правила в мыслях, в жизни и в учительстве [60].

Самое известное сочинение Григория Великого – «Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum» (Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души, в 4 кн.), написано в 593594 гг. в простой, доступной форме, рассчитано на широкую аудиторию. По жанру оно относится к житийной литературе. В первых 3 книгах автор, основываясь на личных воспоминаниях и на авторитетных свидетельствах, рассказывает другу юности диак. Петру о чудесах итал. святых VI в. 2-я кн., полностью посвященная прп. Венедикту Нурсийскому, является единственным ранним источником сведений об этом святом. В 4-й кн. на примере описаний множества видений (ставших жанром древней и средневек. религ. лит-ры) обсуждается вопрос бессмертия души и ее загробной участи, содержится учение о чистилище [61]. Переведенные в сер. VIII в. на греч. язык Римским папой св. Захарией, греком по национальности, «Диалоги» [62] были очень популярны в средние века как на Западе, так и на Востоке. Этот греч. перевод послужил основой для новых переводов, в т. ч. на слав., араб., груз. языки [63]. См. также Римский патерик.

Богослужебные

Начиная с эпохи Каролингов Григорию Великому приписывалось составление «Григория Сакраментария» (впервые в письме папы Адриана I к Карлу Великому, кон. VIII в.) [64]. Имя Григория Великого фигурирует в заглавии мн. рукописей, содержащих этот важнейший зап. литургический памятник [65]. Однако совр. исследователи единодушно отвергают такую атрибуцию, доказывая, что ядро этого Сакраментария сформировалось лишь четверть века спустя после кончины святителя (вероятно, в понтификат Гонория I (625–638)). При этом отмечается, что ок. 80 молитв, входящих в него, имеют лексические параллели в сочинениях Григория Великого и, следов., могли быть составлены им самим. Вероятно, его перу принадлежат префация на праздник Рождества Христова, коллекта на Богоявление, префации на праздники Пасхи и Вознесения Господня, интроит на освящение храма во имя мц. Агафии и др. Точно известно, что именно Григорий Великий сделал вставку в разд. «Hanc igitur...» (Итак, сие...) канона (см. ст. Анафора) рим. мессы, которая начинается словами: «Diesque nostros in tua pace disponas» (И да устроишь дни наши в мире Твоем) [66], а также добавил в число поминаемых в каноне мессы святых имена мучениц Агафии и Лукии [67]. Он также установил чтение «Отче наш» в конце канона [68] и ввел формулу, которую произносит священник во время Причащения мирян [69].

Хотя происхождение григорианского пения с именем Григория Великого связывается ошибочно, тем не менее святитель потрудился и в области церковного пения, реорганизовав корпорацию рим. церковных певчих (schola cantorum) [70]. Св. Беда Достопочтенный упоминает учеников Григория Великого, от которых еп. англ. г. Рочестера Путта обучился литургическому пению на рим. манер [71]. Григорий Великий запретил в Римской Церкви петь «Аллилуия» в период Великого поста. Вероятно, папа сам писал гимны, что послужило основанием для легенды о том, что он составил Антифонарий [72] и отправил в Англию книгу гимнов для служб суточного круга. Известно, что в организованных Григорием Великим покаянных процессиях во время эпидемии чумы в Риме 590 г. 2 хора (народ и священство) попеременно пели «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») [73]. Поскольку каждое прошение повторялось по 7 раз, впосл. такая литания получила название Litania septiformis, или Septena. Еще в XVIII в. она печаталась во франц. Миссалах. (Какова роль Григория Великого в установлении 9-кратного пения «Kyrie eleison» в начале мессы после интроита, точно неизвестно).

«Беседы» Григория Великого на Евангелия свидетельствуют о существовании в то время в Риме уже сложившейся стройной системы евангельских чтений, хотя сведений о деятельности святителя в этой области нет.

В православной традиции начиная с XVI в. Григорию Великому устойчиво приписывается составление литургии Преждеосвященных Даров. Однако эту атрибуцию следует признать ошибочной. Подробнее см. статью "литургия Преждеосвященных Даров".

Использованные материалы



[1]  В современной Римо-католической Церкви память - 3 сентября в день интронизации.

[2]  regionarius – Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 83

[3]  Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 5

[4]  Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 6

[5]  Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 9

[6]  Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Beda. Hist. Angl. II 1

[7]  Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 64–65

[8]  Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 25, 26

[9]  Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; ср.: Markus. P. 11–12

[10]  Greg. Magn. Moral. XIV 56; ср.: Beda. Hist. Angl. II 1; Paul. Diac. Vita S. Greg. Magn. 9; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 28–30; Duval Y. M. La discussion entre l’apocrisiaire Grégoire et le patriarche Eutychios au sujet de la résurrection de la chair // Grégoire le Grand: Colloque intern. Chantilly, Sept. 1982: Actes / Ed. J. Fontaine, R. Gillet, S. Pellistrandi. P., 1986. P. 129–158

[11]  Greg. Magn. Reg. epist. VII 32; X 39; XI 74; ср.: Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 81

[12]  Paul. Diac. Hist. Langobard. III 10

[13]  Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; ср.: Paul. Diac. Hist. Langobard. III 24; Idem. Vita S. Greg. Magn. 11; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 41, 42

[14]  Мейендорф И., протопресв. С. 219

[15]  Мейендорф И., протопресв. С. 219

[16]  Greg. Magn. Reg. epist. I 49; V 41

[17]  Greg. Magn. Reg. epist. I 2, 48, 61; X 51

[18]  Greg. Magn. Reg. epist. I 49; V 40

[19]  Мейендорф И., протопресв. С. 222

[20]  см., напр.: Кудрявцев П. Н. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим: Обозрение остготско-лангобардского периода итальянской истории. М., 1850. С. 166

[21]  Greg. Magn. Reg. epist. I 13, 39, 46, 55, 62–64; IV 33; VI 4; VII 38

[22]  Greg. Magn. Reg. epist. III 65; ср.: Batiffol. P. 195–197

[23]  Greg. Magn. Dial. I [Praef.]

[24]  Greg. Magn. Reg. epist. I 5; ср.: Лк 10. 39–41

[25]  Greg. Magn. Reg. epist. X 9

[26]  Regula Benedicti. 58

[27]  Greg. Magn. Reg. epist. II 48; IV 35; VI 37; ср.: Предтеченский С. А. Развитие влияния папского престола на дела западных Церквей до конца IX в. Каз., 1891. С. 93–99

[28]  Reg. epist. IX 52; XI 13

[29]  Beda. Hist. Angl. II 1

[30]  Greg. Magn. Reg. epist. I 23, 24, 27–32

[31]  Beda. Hist. Angl. II 1

[32]  Greg. Magn. Reg. epist. VII 27

[33]  Мейендорф И., протопресв. С. 224, прим.

[34]  Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 68

[35]  Beda. Hist. Angl. II 1

[36]  диакон Николай Солодов, «Григорий Двоеслов: православный папа Римский», журнал «Нескучный сад» №3 (38), 2009 г.,http://www.nsad.ru/articles/grigorij-dvoeslov-pravoslavnyj-p...kij

[37]  Иоанн Мосх, «Луг духовный», Свято–Введенская Оптина Пустынь, 1991 г., п. 151

[38]  Раннее житие Григория Великого, составленное ок. 700 г. неизвестным монахом английского монастыря Уитби, цитируется по: иеромонах Серафим (Роуз), «Душа после смерти», Спб, изд. «Царское дело», 1995 г.

[39]  Архимандрит Амвросий (Погодин), «Св. Марк Эфесский и Флорентийский Собор», Джорданвилль, 1963 г., стр. 58-73

[40]  иеромонах Серафим (Роуз), «Душа после смерти», Спб, изд. «Царское дело», 1995 г., комментарий 7.8 к Приложению №1.2

[41]  Greg. Magn. Dial. I [Praef.]; III 36; IV 16, 21

[42]  Greg. Turon. Hist. Franc. X 1

[43]  Isid. Hisp. De vir. illustr. XL 53–56

[44]  Liber pontificalis. Vol. 1. P. 312–314

[45]  Beda. Hist. Angl. I 23, 24, 27–32; II 1

[46]  Paul. Diac. Hist. Langobard. III 13, 20, 24, 25; IV 5, 8, 9, 18, 19, 29

[47]  Colgrave B. The Earliest Life of Gregory the Great. Camb., 1985

[48]  BHL, N 3639

[49]  BHL, N 3640; PL. 75. Col. 41–59

[50]  PL. 75. Col. 59–242

[51]  BHG, N 720–721f

[52]  Baronius C. Annales ecclesiastici. Coloniae Agrippinae, 1624. T. 7. Col. 700–703, 802 etc.; T. 8. Col. 2–214), Л. Мембур (Maimbourg [L.]. Histoire du Pontificat de S. Gregorie le Grand. P., 1686. T. 1, 2

[53]  Sainte Marthe D., de. Histoire de S. Gregoire le Grand. Rouen, 1697

[54]  Du Pin L. E. Nouvelle Bibliothèque des Auteurs ecclésiastiques. P., 1691. T. 5. P. 105–146

[55]  Cave G. Scriptorum ecclesiasticorum Historia litteraria. Oxf., 1740. Vol. 1. P. 543–546

[56]  Oudin C. Commentarius de scriptoribus Ecclesiae antiquis illorumque scriptis. Fr./M., 1722. T. 1. Col. 1493–1571

[57]  Neander J. A. W. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Gotha, 18563. Bd. 2. Abt. 1. S. 60–76 sqq.

[58]  Сидоров. С. XL

[59]  см., напр.: Capelle B. Les homélies de S. Grégoire sur le Cantique // RBen. 1929. T. 41. P. 204–214; Verbaken P. La tradition manuscrite du commentaire de S. Grégoire sur le Cantique des cantiques // RBen. 1963. T. 73. P. 277–288

[60]  Hincmar. Opusc. Praef.

[61]  напр., Dial. IV 25, 39, 40, 55

[62]  BHG, N 1445y–1448b

[63]  Dufner G. Die Dialoge Gregors des Grossen im Wandel der Zeiten und Sprachen. Padova, 1968. S. 38–210

[64]  ср.: Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 22; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 17

[65]  изд. «Liber sacramentorum» – PL. 78. Col. 25–264

[66]  LP. Vol. 1. P. 312; Beda. Hist. Angl. II 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 17

[67]  Aldhelm. De laud. virg. 42

[68]  Greg. Magn. Reg. epist. IX 12

[69]  Corpus Domini...– Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. 2. 41

[70]  Ibid. 2. 6

[71]  Beda. Hist. Angl. IV 2

[72]  в издании Ж. П. Миня ему приписываются 2 сборника песнопений «Liber antiphonarius» – PL. 78. Col. 641–724 и «Liber responsalis» – PL. 78. Col. 725–850

[73]  Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Greg. Magn. Reg. epist. IX 12

Редакция текста от: 20.12.2015 16:08:52

"ГРИГОРИЙ ДВОЕСЛОВ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google