ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Горненский Казанский монастырь в Иерусалиме. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).
Горненский Казанский монастырь в Иерусалиме. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).
Горненский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в Эйн-Кареме в городе Иерусалиме Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата

Расположен на юго-западной окраине Иерусалима, в девяти километрах от центра города, в районе Эйн-Карем. Как и другие русские участки на Святой земле, монастырский участок известен местным жителям как "Московия". Проезд в монастырь - автобусом 19 и 27 до остановки "Больница Хадасса" Эйн Карем.

Казанский храм Горненского монастыря.  Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).
Казанский храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Зарождение обители при о. Антонине

Побуждением к образованию монастыря на этом месте - в "Нагорной стране", "Горнем граде Иудове", историческом селении Эйн-Карем - стало предание, указывающее здесь, в естественной пещере, дом праведных Захарии и Елисаветы, родителей пророка Иоанна Предтечи. В этом доме Пресвятая Богородица гостила около трёх месяцев, как описано евангелистом Лукой (Лк. 1, 39-56).

Ко второй половине 1860-х годов важные святые места Эйн-Карема, включая местоположение дома святых Захарии и Елисаветы, оказались в руках римо-католиков (францисканцев) - по словам начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина):

"...Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли" [1].

В октябре 1869 года Иерусалим посетил член Государственного совета России, бывший министр путей сообщения П. П. Мельников, с которым архимандрит Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Эйн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с двухэтажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах - Джель-ляд), бывший драгоман французского консульства, был готов продать свою землю Русской духовной миссии за 4 тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) при условии получения "ордена от русского царя". Мельников по возвращении в Санкт-Петербург основал комитет для сбора средств, которые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль [2].

Купчая была оформлена 16 февраля 1871 года, а в октябре 1873 года официально утверждена. На первоначальном участке были два дома и обширная плантация оливковых деревьев. В разное время, по мере материальных возможностей, отец Антонин докупал другие близлежащие участки, оформляя их на разные лица (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архимандрита Антонина, и на его племянников) и образуя будущее монастырское подворье.

Первоначально архимандрит Антонин устроил приют для русских паломников. При этом он задумал со временем создать монашескую общину, не связанную жестко общежительным уставом, приспособленную к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц - каждая в своем отдельном, уединенном домике-келлии "без игумении, без казначеи, без благочинных и тому подобных формальностей" [3]. Постепенно здесь стали селиться русские инокини. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители не появилось корпусов с монашескими кельями - вместо них по склону горы выросли маленькие домики, в которых стали жить паломники и насельницы монастыря.

Во избежание трений с Иерусалимской Патриархией, храм для будущей общины было решено создать как "русско-арабский" - приходский для местных православных арабов, расположенный для удобства в пределах русского участка. Временная домовая церковь была открыта в 1880 года с благословения Иерусалимского патриарха Иерофея, который по просьбе архимандрита Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался в палатке в саду, а затем был перемещен в находившийся на участке двухэтажный миссийский дом. Одна из горненских "первопоселенок", матушка Леонида, отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви. В том же году строительство постоянного храма было начато на нижней террасе крутого склона. Это вызвало противодействие францисканцев, светских иерусалимских властей и Иерусалимского патриарха. В ответ на жалобу последнего митрополит Исидор (Никольский), первенствующий член Святейшего Синода Российской Церкви, подчеркнул, что храмы строятся архимандритом Антонином на участках, пользующихся экстерриториальностью, и заверил, что благословение на их освящение будет в свое время испрошено у патриарха [4].

Тем временем в течении двух строительных сезонов 1880-1881 годов артель под руководством Ильи Джирьеса возвела за 300 наполеондоров (1,5 тыс. рублей серебром) небольшое здание церкви по плану начерченному о. Антонина. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня, также по проекту архимандрита Антонина. Матушка Леонида в России заказала двухъярусный иконостас и приобрела плащаницу, сосуды, иконы и прочую церковную утварь. Ф. Н. Самойлов подарил колокол в 41,5 пуда и сделал другие ценные пожертвования. 14 февраля 1883 года, спешно дописав для прибывшего из России иконостаса лик Спасителя в терновом венце, архимандрит Антонин совершил малое освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В том же году отец Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление в монастыре особого праздника - Сретения Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы ("Целования") - который был учреждён указом от 5 августа того года и вскоре стал привлекать в обитель немалое количество верующих [5].

В 1889 году Горненский участок, как и другие крупнейшие земельные владения архимандрита Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа. Материальное благосостояние общины зависело от добровольных пожертвований паломников. В годы, когда их число было незначительно, Императорское Православное Палестинское общество оказывало финансовую помощь - так, в 1891 и 1892 годах для общины было перечислено по 2 тысячи франков.

В завещании 19 марта 1894 года, составленном перед кончиной владельца участков, о. Антонина, говорилось:

"Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине, без исключения, как помещенные в акте вакуфа, так и не помещенные в этом акте, завещаю в собственность Святейшего Всероссийского Синода" [6].

Отдельным пунктом значилось:

"Домик мой в Горнем, с садом и со всеми принадлежностями, как он огорожен, завещаю в полную собственность моей дорогой питомице Софии Константиновне Апостолиди, с тем непременным условием, чтобы по смерти ее дом сей продолжал быть собственностью того лица женского пола, которое она изберет, а по смерти этого последнего лица дом переходит в собственность русской церкви, находящейся в Горнем" [7].

Общая площадь территории монастыря по описи 1895 года составляла 360 тысяч кв. м.

Недостроенный большой собор Горненского монастыря.  Фото ок. кон. XX-нач. XXI в. с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).
Недостроенный большой собор Горненского монастыря. Фото ок. кон. XX-нач. XXI в. с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Становление в предреволюционный период

Каноническое оформление Горненской общины произошло на исходе XIX века. Летом 1897 года по совету секретаря Императорского Православного Палестинского общества В. Н. Хитрово начальник миссии архимандрит Рафаил (Трухин) ввел в общине общую трапезу, на что от Палестинского общества было обещано по 10 тысяч франков ежегодно [8]. В дисциплинарных целях были проведены выборы "старшей сестры", что вызвало нестроения в общине, для пресечения которых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед обер-прокурором К. П. Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил. С некоторыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 года, чем была формально учреждена монашеская община.

Продолжателем трудов по расширению и благоустройству обители стал новый начальник миссии, архимандрит Леонид (Сенцов), при котором здесь были "возведены, в виду увеличения количества монашествующих, 24 домика-келлии для жительства сестер обители; построены: новая гостиница на 200 паломников, трапезная, коровник, маслобойня, птичник, пчельник, рукодельная; вновь устроено и расширено 8 цистерн для воды, а также сделаны другие хозяйственные постройки" [9]. Также, в 1903 году в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, а в 1913 году - приобретен участок, именуемый "Камнем сидения", связанный, по преданию, с пребыванием Пресвятой Богородицы в Эйн-Кареме.

Самым масштабным предприятием предреволюционного периода стало начало строительства в обители большого собора во имя Живоначальной Троицы в 1910 году. К тому времени рост числа паломников, молящихся в обители, поставил вопрос о возведении более просторной церкви - в отчете М. Я. Дьяконова от 1914 года первый храм обители признавался малопоместительным "в период паломнического движения" [10]. Место новой соборной церкви было выбрано на высокой точке, чтобы он был виден издалека. Средства на постройку поступали от императорской семьи и из пожертвований простых русских людей.

Активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины был полностью израсходован, сёстры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход.

Иоанно-Предтеченский пещерный храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).
Иоанно-Предтеченский пещерный храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Потрясения XX века

В 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны, разразилась эпидемия чумы, от чего в обители умерло 8 сестер. Было решено читать акафист Казанской иконе Божией Матери. На 12-м акафисте произошло чудо: висевшая на стене Казанская икона Богородицы сошла со стены и сама обошла храм, а сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся и она будет защищена от эпидемии. С того времени страшная болезнь действительно отошла. С тех пор установилась традиция чтения акафиста в престольный праздник 12 раз после всенощной.

В том же году, с вступлением Османской империи в войну против России, русские учреждения в Святой земле были закрыты, персонал частично эвакуирован, частично интернирован. Монахини Горненского монастыря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию. В обители остановились все строительные работы, большой собор остался построенным лишь наполовину.

Изгнанные сестры вернулись из Александрии в 1918 году. Церкви были вновь открыты, ризница сохранилась, но число насельниц сократилось. В новых условиях, как и прочие учреждения Русской духовной миссии в Иерусалиме, монастырь оказался в ведении Русской Церкви Заграницей. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви реорганизовал монастырь, поставив во главе общины настоятельницу в сане игумении.

В 1945 году, после визита в Святую землю патриарха Московского и всея Руси Алексия I, среди сестер монастыря появилась большая группа сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Их число увеличилось после того, как начальник миссии архимандрит Антоний (Синкевич) отстранил от управления монастырём всеми почитаемую игумению Тавифу и назначил вместо нее новопостриженную монахиню Елисавету (Анненкову). Патриарх Иерусалимский Тимофей, узнав о нестроениях в обители, со своей стороны назначил настоятельницей 75-летнюю Антонину (Гришко). Когда архимандрит Антоний опечатал Казанский храм обители, Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение "патриарших" сестер греческий храм в Эйн-Кареме, назначив туда для совершения богослужений на церковнославянском языке русского иеромонаха Исаию.

Весной 1948 года, после того как еврейские отряды Хаганы изгнали арабское население из Эйн-Карема, около 100 монахинь покинули монастырь, после чего вернулись не все. Возникшее в мае того года государство Израиль передало оказавшиеся на его территории русские храмы и участки, в том числе Горненский монастырь, советскому правительству, в связи с чем монастырь вошёл в юрисдикцию Московского Патриархата. Монахини, пожелавшие остаться в ведении Зарубежной Церкви, поселились в Елеонском монастыре.

5 декабря 1948 года вновь назначенный начальник патриаршей Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Леонид (Лобачёв), совершил своё первое богослужение в монастыре. Материальное положение обители оставалось тяжелым. При этом, по описи 1949 года монастырь по прежнему сохранял территорию в 360 тысяч квадратных метров. В 1951 году начальник миссии епископ Изборский Владимир (Кобец) провёл капитальный ремонт зданий и храмов монастыря. В августе 1955 года в обитель прибыла первая группа монахинь из СССР, и с тех пор состав обители регулярно пополнялся командируемыми сестрами.

За предыдущие десятилетия документация на земли обители и прилежащие участки, принадлежавшие Русской Церкви и частным меценатам, оказалась частично утрачена, из-за чего после образования Израиля монастырь стал снова и снова вовлекаться в борьбу за подтверждение своих прав на ту или иную собственность. Крупнейшая утрата территории произошла в связи со строительством госпиталя Хадасса (открыт в 1961 году) и подъездной дороги к нему, когда значительная часть верхних монастырских владений отошла в муниципальное пользование.

В 1980-х годах в обитель стали переводить сестер из Пюхтицкого Успенского монастыря. Первые десять сестер из Пюхтиц прибыли на Святую землю в 1983 году. В том году, 19 мая, в монастыре были зверски убиты 2 монахини (мать и дочь) Варвара и Вероника (Васипенко), который патриарх Иерусалимский Диодор назвал "мученицами нашего времени". В 1987 году в обители был освящен пещерный храм в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, вплотную примыкающий к францисканской территории, на которой лежит большая часть естественной пещеры, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы. К 1980-м годам в целом обитель оставалась в запущенном состоянии, которое усугубилось тем что на рубеже 1980-х и 1990-х годов монастырь на пять лет остался без игумении. На 1991 год домики-кельи были старыми и плохо обустроенными, не было ни ограды вокруг территории монастыря, ни водопровода, ни телефонов, ни хороших гостиниц для паломников.

Собор всех святых в земле Российской просиявших Горненского монастыря.  Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).
Собор всех святых в земле Российской просиявших Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Новейший период

Прибытие игумении Георгии (Щукиной) в 1991 году ознаменовало новый этап в жизни обители. В ее настоятельство были выполнены большие работы по благоустройству обители и храмостроительству, упорядочены хранящиеся в монастыре архив и библиотека (на основе книжного собрания архимандрита Антонина). В 1997 году возле Казанского храма был установлен бюст основателя Горненской общины архимандрита Антонина и оформлена мемориальная аллея, а к Пасхе того года - завершена реконструкция одного из домов монастыря под двухэтажную гостиницу для паломников, которые стали прибывать во всё большем числе.

В том же 1997 году обитель посетил с архипастырским визитом патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который благословил возобновление строительства большого собора обители. К тому времени к начатой постройке заросли дороги, внутри храма выросли деревья, на стенах тоже пустили корни кусты. В конце 2003 года возобновились строительные работы по возведению большого собора обители, которые были завершены к началу 2007 года, когда праздновался 160-летний юбилей Русской духовной миссии в Иерусалиме. 28 октября того года чин малого освящения собора во имя Всех святых в земле Российской просиявших был совершен митрополитом Смоленским Кириллом. Чин великого освящения 12 ноября 2012 года совершил тот же владыка, теперь уже в сане патриарха Московского и всея Руси. В то же время патриарх Кирилл огласил указ, согласно которому храм Всех святых, в земле Российской просиявших, и храм Казанской иконы Божией Матери Горненского монастыря были удостоены права служения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Молитвы Господней.

К началу 2000-х годов от первоначальных 360 тысячи кв. м. во владении монастыря оставалось 228 тысяч кв. м., причём на 2013 год власти не выплатили компенсации за изъятые земли. В 2012-2013 годах обострился вопрос о прокладке трамвайных путей по землям обители - в 5-15 метрах от забора, к которому примыкали кельи монахинь. Иерусалимская администрация считала эти земли городской собственностью, но монастырь взялся за регистрацию права собственности Церкви на этот участок. В декабре 2013 года монастырь понёс серьезный ущерб в результате урагана и беспрецедентного снегопада, после которого встала необходимость приобретения дополнительного дизельного генератора и починки разрушений.

В 2000-2010-е годы богослужения в монастыре совершались ежедневно, монастырь жил по зимнему времени (не следуя государственному порядку перевода часов). Количество сестер оставалось на уровне 60 - больше не позволяли израильские власти - причём они несли послушание на разных миссийских участках в Святой земле.

Статистика

  • 12 сентября 1889 - в акте об учреждении вакуфа отмечено 14 домиков-келлий в обители [11]
  • 1894 - дома для ризницы и для трапезной, 2 дома для приема паломников, 6 казенных (т. е. в собственности общины) и 30 частных домиков-келлий (по нескольку комнат в каждом), в которых проживало более 80 человек [12]
  • 1914 - 200 насельниц [13]
  • кон. 1919 - 70 сестёр [14]
  • кон. 1948-1949 - 59 сестер (из них 46 старше 60 лет) [15]
  • 1 сентября 2004 - 61 насельница [16]

Настоятельницы

Старшие сестры

Настоятельницы-игумении

Святыни

  • камень, отколотый и перенесенный с места первой проповеди святого Иоанна Предтечи - находится у западной внешней стены Казанского храма, справа от входа
  • столб от дома праведных Захарии и Елисаветы - стоит перед Казанским храмом
  • чудотворный список Казанской иконы Божией Матери - написан известной горненской монахиней-иконописицей Сергией

Литература

  • Антонин (Капустин), архим., Из записок Синайского богомольца, К., 1871.
  • Дьяконов М. Я., "Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: [4 ноября 1914 г.]", Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 267-303.
  • Дмитриевский А. А., "Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима", СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 3-33, 156-168.
  • Никодим (Ротов), архим., История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Серпухов, 1997, с. 252-254.
  • Серафим (Мелконян), игум., Горненский женский монастырь на Святой земле, Иерусалим, 1997.
  • Град Иудов в Горней: (Горненская женская обитель в Иерусалиме), М., 1997.
  • Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 1-2.
  • Лисовой Н. Н., "Храмы Русской Палестины", К свету: Альманах, М., 2002, вып. 19: "Россия на Св. земле", с. 143-147.
  • Наталия, инокиня, Русский Иерусалим: Письма рус. инокини со Св. земли (1983-1990), СПб., 2005.

Использованные материалы

  • Лисовой Н. Н., "ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ", Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125:
  • Страницы официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата:
    • http://rusdm.ru/pace/45 - "Горненский женский монастырь в Эйн Кареме"
    • http://www.rusdm.ru/terra/348 - "Одни приходят в монастырь жить, а другие - спасаться" [c игуменией Георгией (Щукиной) беседовал Анатолий Холодюк], 6 мая 2010
  • Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.:



[1]  Антонин (Капустин), архим., Из записок Синайского богомольца, К., 1871, с. 11.

[2]  Дмитриевский А. А., "Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима", СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 7.

[3]  ЦВ, 1880, № 41, с. 21.

[4]  Дмитриевский А. А., "Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима", СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 17.

[5]  По данным сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме - освящение первого храма обители последовало 30 марта 1883 года в честь в честь Встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Согласно этой версии переосвящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери было связано с чудесным избавлением от холеры по молитвой перед этим образом. См. "Горненский женский монастырь в Эйн Кареме", официальный сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата, http://rusdm.ru/pace/45

[6]  "Духовное завещание архим. Антонина", Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 226.

[7]  "Духовное завещание архим. Антонина", Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 227.

[8]  "Письмо В. Н. Хитрово к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву от 29 июня 1897 г.", Дмитриевский А. А., "Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима", СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 22.

[9]  Дьяконов М. Я., "Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: [4 ноября 1914 г.]", Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 286.

[10]  Дьяконов М. Я., "Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: [4 ноября 1914 г.]", Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 297.

[11]  Лисовой Н. Н., "ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ", Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125, http://www.pravenc.ru/text/166225.html

[12]  "Русская женская община в Горнем: Описание зданий и список насельниц", Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 240-242. Цит. по Лисовой Н. Н., "ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ", Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125, http://www.pravenc.ru/text/166225.html

[13]  Лисовой Н. Н., "ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ", Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125, http://www.pravenc.ru/text/166225.html

[14]  Донесение управлявшего русскими учреждениями в Палестине Н. Р. Селезнёва Совету ИППО от 26 ноября 1919 г., цит. по Лисовой Н. Н., "ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ", Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125, http://www.pravenc.ru/text/166225.html

[15]  Лисовой Н. Н., "ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ", Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125, http://www.pravenc.ru/text/166225.html

[16]  Данные были оглашены митрополитом Смоленским Кириллом на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года согласно ст. "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года", Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012, http://www.pravenc.ru/text/1189668.html

Редакция текста от: 27.08.2016 21:16:28

"ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google