Сретение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и праведной Елисаветы. Фреска (1191 г.) в храме Св. Георгия, Курбиново, Македония |
Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше, что Она избрана Богом для рождения Спасителя (Лк. 1, 28-33), Архангел Гавриил открыл Ей и тайну Боговоплощения: "Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк. 1, 35-37). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила ("се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему"), поспешила "в нагорную страну [отсюда название местности "Горнее"], в город Иудин" [2]. Здесь Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. "И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа" (Лк. 1, 40-45).
Сретение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и праведной Елисаветы. Фреска в храме Святого Креста (XIV в.) в деревне Пелендри, Лимассол, Кипр |
Пресвятая Дева Мария пребывала в доме священника Захарии вместе с праведной Елисаветой три месяца, после чего, когда Елисавете настало время родить, возвратилась в город Назарет, в дом Свой.
В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл участок земли в Аин-Кариме, где, по преданию, стоял дом праведной Елисаветы, который посетила Пресвятая Богородица. По благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви здесь была основана женская Горненская обитель, с той поры и доныне находящаяся в ведении Русской Духовной Миссии. Правила, регламентировавшие жизнь обители, были утверждены Святейшим Синодом в 1898 году.
В 1883 году архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией Своей праведной сродницы Елисаветы и Её пребывания здесь в течение трёх месяцев. Указом Синода от 5 августа 1883 года это празднование было установлено совершать 30 марта, если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры на Господи, воззвах и стиховные, а также тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день и стихиры на Хвалитех положены Благовещенские. Согласно указу Святейшего Синода, вся служба в "Горненский праздник" должна совершаться по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста [3].
Икона сретения Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы |
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.
Кондак, глас 3
Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.
Использованные материалы
- Минея-март, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 283, 282:
- http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2283.html - о празднике;
- http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2282.html - тропарь и кондак
[1] Если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. В "Палестинско-грузинском календаре" X века это празднование отмечено 1 апреля - в день, который был отданием Благовещения. Западная Церковь с XIII века празднует это событие 2 июля. См.: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 415, сноска 1.
[2] Существует три версии относительного того, что это было за место. Наиболее распространённая гласит, что это теперешний Аин-Карим, или Айн-Карем в 4-х километрах на юго-запад от Иерусалима), где расположен Горненский монастырь. В "Житиях" святителя Дмитрия Ростовского под "городом Иудиным" подразумевается Хеврон, называвшийся "Горним градом" из-за высоких гор, на которых был расположен. Третья версия содержится в книге "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы" (напр., изд. 8-е - М., Типо-Литография И. Ефремова. - 1904) и в "Полном церковнославянском словаре" прот. Григория Дьяченко (напр., http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovn...tml): Иудов град - это Иутта или Ютта, город, "назначенный для пребывания священных лиц (Нав. 15, 55, 21, 16). - См.: "Ютта - место встречи Богородицы с Елизаветой и рождества Иоанна Крестителя", страница блога Съ нами Богъ разумѣйте языцы.., http://avdy-san.livejournal.com/39447.html.
[3] См.: Архимандрит [впоследствии митрополит Ленинградский] Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. // Богословские труды, сб. 20. - М., 1979, с. 44)
[4] "Праздник Встречи Пречистой Девы Марии с праведной Елисаветой в Горней," официальный сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме, 20 Апреля 2012 - http://www.rusdm.ru/?item=697