Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗАХАРИЯ (ЛОБОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский, 1930-е гг. Фотография
Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский, 1930-е гг. Фотография
Захария (Лобов) (1865 - 1937), архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик

Память 9 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, а также в Соборах Воронежских и Липецких святых

В миру Лобов Захар Петрович, родился 23 марта 1865 года в слободе Петровке Павловского уезда Воронежской губернии [1] в семье мелкого чиновника (губернского коллежского регистратора) Петра Федоровича и Александры Павловны Лобовых (православного исповедания) [2].

В 1870-х годах обучался в Павловском духовном училище [3].

В 1882 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду [4] и поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где проучился 4 курса по II разряду [5], закончил образование в Донской духовной семинарии в 1888 году по I разряду [6].

В августе 1888 года вступил в брак с Александрой Андреевной (1869 - 1917), в их семье родилось семь детей:

  • Гавриил (1890 г.р.), окончил Донскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1914 году [7], преподавал в Черниговской духовной семинарии, служил инспектором Черниговского епархиального женского училища, стал священником в Чернигове, не позднее 1935 года преподавал в Донском университете, проживая в Новочеркасске по адресу: Арсенальная, 13.
  • Прокопий (1892 г.р.), окончив Московский Коммерческий институт и получив степень кандидата экономических наук, жил в Москве и служил в Московской Конторе Государственного Банка.
  • Алексей (1894 - 1942), окончив Новочеркасское духовное училище, затем Донскую духовную семинарию в 1915 г. по первому разряду, обучался в Киевской духовной академии, принял постриг с именем Антоний и стал архимандритом Киево-Печерской Лавры, умер в Устьлаге.
  • Симеон (1895 г.р.), окончив Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию, Черниговское военное училище, стал офицером и находился на военной службе.
  • Вера (1896 г.р.), окончила Епархиальную женскую гимназию (Донское епархиальное женское училище в 1913 году), затем была слушательницей Бестужевских курсов в Петрограде, вышла замуж за Михаила Анохина – секретаря краевого прокурора, и в замужестве носила фамилию Анохина.
  • Арсений (1899 г.р.), выпускник Новочеркасского духовного училища (1913) и Донской духовной семинарии, военнослужащий
  • Ольга (1900 г.р.), закончила Донское епархиальное женское училище (В период первого своего ареста епископ Захария указывал, что Вера и Ольга работают машинистками в одном из учреждений Ростова-на-Дону, проживают на ул. Садовая, 99-б.) [8].

Священство

7 сентября 1888 года был определён на священническое место к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки (ныне пос. Первомайское Ростовской обл.) [9], 13 ноября 1888 года - рукоположен во священника архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием (Миролюбовым).

14 февраля 1890 года переведён в Богородице-Рождественский храм хутора Ажинова, 23 марта того же года - в Петропавловский храм города Александровска-Грушевского (ныне г. Шахты Ростовской обл.), являлся строителем собора. Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890-1894) и женских школ (1894-1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896-1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895-1900).

16 мая 1900 года был переведён в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском храме, а затем, с декабря того же года, - в Троицком храме.

С 1900 года был заведующим новочеркасской Михайловской женской школой, преподавал в ней Закон Божий.

В 1901 году назначен делопроизводителем Донского епархиального училищного совета. Сверхштатный (1901-1903) и штатный (1903-1908) член Донской духовной консистории. Один из ближайших сотрудников Донского архиепископа Афанасия (Пархомовича).

25 июля 1903 года был перемещен на должность ключаря Новочеркасского кафедрального собора.

С 1905 года - член епархиального Миссионерского комитета.

11 мая 1906 года был возведен в сан протоиерея. С 1906 года - член Донского епархиального совета.

22 декабря 1908 года уволен с должности штатного члена Донской духовной консистории [10].

С 1909 года - законоучитель частного Коммерческого училища Абраменкова, с 1910 года - законоучитель Новочеркасской военно-фельдшерской школы.

С 1910 года - казначей Донского епархиального Богородичного братства, член строительной комиссии, член Донского епархиального училищного совета.

С 1915 года - член совета епархиального женского училища. В том же году организовал при Вознесенском соборе Миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия, став его председателем.

В 1917 году овдовел [11].

28 марта 1921 года был переведен из Новочеркасского собора в церковь монастырского подворья [12].

В 1922 году проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После осуждения советской властью епископа Ростовского Арсения (Смоленца), епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова), ареста епископа Аксайского Митрофана (Гринёва) и увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. Захария Лобов стал «правой рукой» последнего в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста епископа Митрофана (Гринёва) в 22 января 1923 года церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к патриарху Тихону (Беллавину) с просьбой о епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова [13].

Архиеп. Захария (Лобов). Источ.: Сергий (Петров), еп. История Воронежской епархии сначала основания до 1960-х годов XX века.
Архиеп. Захария (Лобов). Источ.: Сергий (Петров), еп. История Воронежской епархии сначала основания до 1960-х годов XX века.

Епископство на Донской земле

После принятия монашества с сохранением прежнего имени, но в честь иного святого - праведного Захарии, родителя Иоанна Предтечи, 5 октября 1923 года был хиротонисан во епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии. Чин хиротонии в Троицком храме Новочеркасска совершали митрополит Донской Митрофан (Симашкевич) и епископ Черноморский Иннокентий (Летяев), присланный специально для этого патриархом Тихоном из Москвы [14].

14 октября того же года, в связи с арестом еп. Митрофана (Гринёва), назначен епископом Аксайским. По некоторым данным, продолжал одновременно числиться и управляющим Нижнечирским викариатством.

Духовником епископа Захарии был известный в Ростове и Нахичевани-на-Дону старец - протоиерей Иоанн Домовский. В деле епископа Захарии сохранилась копия письма о. Иоанну, в котором епископ именует его своим духовным отцом, проникнутое к нему глубоким уважением [15].

В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К началу 1924 года практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь [16].

Служение в Донской епархии епископа Захарии как православного иерарха патриаршего поставления было нелегальным. Вместе с нелегально действовавшим митрополитом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем), официально уволенным на покой, владыка Захария организовал сопротивление обновленцам. Иерархи Митрофан и Захария рукополагали православных священников по всей епархии. Им содействовал простой церковный народ, требующий от власти допускать православных священников на свои приходы. При народной поддержке и любви епископ Захария служил в храмах Новочеркасска. Вёл тайную переписку со священниками из разных округов Донской и Ростовской епархий, Украины, в том числе со своим духовным отцом - противником обновленчества и подвижником благочестия отцом Иоанном Домовским. В письмах владыка Захария писал, что по милости Божией с большой радостью совершает богослужения при большом стечении народа, однако не знает, долго ли он еще сможет находиться на свободе и осуществлять свое служение. Вскоре все церкви Новочеркасска объединились вокруг владыки Захарии.

С октября 1923 года состоял под следствием по обвинению в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям». Находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным [17]. Дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

28 февраля 1924 года был вызван повесткой в полномочное представительство ОГПУ в Ростове-на-Дону и арестован по доносу обновленеского архиепископа Мелхиседека (Николева). Содержался в ростовской тюрьме. 27 марта 1924 года ему предъявили обвинение:

  • в хранении с целью распространения воззваний контрреволюционного характера;
  • в измышлении и распространении ложных сведений о гонении советской власти на Церковь, поддержке «Живой Церкви»;
  • в возбуждении национальной вражды и розни;
  • «в присвоении себе функций юридического лица, выразившихся в назначении на должность благочинных и вообще священников, в то время как эта власть принадлежит епархиальному управлению» (по статьям 72, 73 и 83 уголовного кодекса).

В 1924 году владыка Захария был этапирован в Бутырскую тюрьму в Москве.

Карательные органы обвиняли епископа в том, что он распорядился всем своим последователям тайно молитвенно поминать на богослужении «контрреволюционного» патриарха Тихона. На что епископ справедливо заметил, что в разъяснении Наркомюста сказано о запрете гласного поминовения патриарха, такого он и не благословлял, а о тайном поминовении ничего не сказано. Епископ характеризовался как «опасный для существования советской власти на Дону элемент», поэтому его необходимо было заключить в концентрационный лагерь. В связи с тем, что в основе всего материала против Лобова лежали агентурные донесения, дело не было передано в суд, а направлено в комиссию по административным высылкам при НКВД. В этом деле ОГПУ проявило свою типичную циничность и нечистоплотность: ранее почти в том же самом материале, собранном на Лобова, органы не нашли состава преступления, когда же им пребывание епископа на Дону стало неудобным, они с лёгкостью приняли обратное решение. Карательные органы видели в материалах дела только то, что хотели видеть и закрывали глаза на невыгодные для обвинения факты. Так например, епископ Захария в личной переписке, отслеженной ОГПУ, предостерегал своих последователей от каких бы то ни было политических мотивов. В письме протоиерею Петру Ледковскому в город Морозовск он писал: «При этом усердно молю в своих беседах и проповедях держаться истинно такого православия, нисколько не примешивая политику. Покажите всем, что мы не контрреволюционеры, а только сыны своей святой православной и апостольской Церкви, в которой мы ищем одно только – спасения и славы Божией». В июне дело было в Москве, рассматривалось, «на высшем уровне». Его взял под контроль сам начальник VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков, куратор церковных дел и секретарь антирелигиозной комиссии (АРК). 29 июля дело епископа, заключённого в Бутырской тюрьме, рассматривалось сотрудницей VI отделения СО ОГПУ Якимовой. На документах стоит надпись: «Утверждаю… Ягода». Статьи обвинения в 6-м отделе были несколько изменены: «распространение контрреволюционных воззваний и антисоветская агитация путём проповедей» (ст.ст. 69 и 72 УК). Ту же самую квалификацию поддержал и Е.А.Тучков. 26 сентября 1924 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ еп. Захария был приговорен к 2 годам концлагеря [18]. Деятельность епископа Захарии, хотя она была чисто церковной, квалифицировалась органами ГПУ как "участие в контрреволюционной тихоновской группировке" В материалах ГПУ имеется характеристика: "Лобов - злейший враг Советской власти".

Сщмч. Захария (Лобов)
Сщмч. Захария (Лобов)

Ссылка на Соловки

Отбывал заключение на Соловках, где тогда находилось большое число архиереев. В заключении владыка Захария в числе двадцати четырех православных иерархов 7 июня 1926 года подписал известную «Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства». Запомнился соузникам как строгий постник и молитвенник.

3 сентября 1926 года особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать епископа Захарию после отбытия срока заключения на Соловках в г. Краснококшайск (ныне Йошкар-Ола) Марийской автономной области на 3 года. Находясь в ссылке, поддержал «Декларацию митрополита Сергия». Резко осудил от имени отбывавших с ним ссылку архиереев и священнослужителей прекращение церковного общения с митр. Сергием Глазовского еп. Виктора (Островидова). Еп. Захария писал в письме обратившемуся к нему в связи с выступлением еп. Виктора священника Вятской епархии: «Всё канонично и разумно в действиях митрополита Сергия и его Синода и всё направляется на пользу Церкви» [19]. Когда к нему обратился с письмом еп. Виктор, Захария пытался убедить его покаяться в грехе отступления.

27 января 1928 года был досрочно освобожден решением особого совещания при Коллегии ОГПУ. В конце февраля отбыл в Тверь, был назначен епископом Новоторжским, викарием Тверской епархии. Назначен настоятелем Новоторжского Борисоглебского монастыря [20]. С 24 апреля того же года - епископ Бежецкий, викарий той же епархии.

7 мая 1929 года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Воронежской и Задонской епархией. В Воронеж он прибыл в пасхальные дни того года.

Воронежский архиепископ

С 1929 года служил в Троицкой церкви на Терновой поляне [21]. Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенском Адмиралтейском храме, а по закрытии Троицкого храма в 1932 году [22] - в Успенском храме.

На Воронежской кафедре боролся с закрытием храмов и сумел отстоять несколько действующих церквей.

Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным христианским смирением заслужил немалую любовь своей паствы. На каждую архиерейскую службу собиралось множество верующих со всех районов города и близлежащих деревень.

В июне 1930 года организовал в Воронеже свечной завод, который был закрыт в начале 1931 года из-за непосильных государственных налогов.

30 сентября 1931 года был вызван на зимнюю сессию Временного Священного Синода. 14 апреля 1932 года уволен от присутствия в Синоде. Вернулся в Воронежскую епархию. С марта 1933 года, во время отбывания ареста Курским владыкой Онуфрием (Гагалюком), по совместительству управлял Старооскольской епархией [23].

По соловецкому заключению воронежский святитель был знаком со многими прославленными иерархами Православной Церкви. В 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан (Пятницкий), в 1934 году в Воронеже два месяца провел архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк). В 1935 году у владыки Захарии останавливались приезжавшие в город епископ Моршанский Павел (Введенский) и епископ Елецкий Серафим (Протопопов).

В доносе на архиепископа Захарию заявлялось что владыка "В проповеди говорил: «Над русским православием поднят меч»". Это было квалифицировано как антисоветская пропаганда, и вскоре последовал арест.

23 мая 1935 года был арестован и помещён в воронежскую тюрьму, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и более 22 тысяч рублей церковных денег. 19 июля владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс» и в распускании провокационных слухов. Обвинение строилось на показаниях причта Успенской Адмиралтейской церкви — священника И.С. Котова, псаломщиков П.И. Долгополова и И.Л. Назарченко, церковного старосты И.Н. Скрипицына, занявших негативную позицию по отношению к своему владыке. Архиепископу вменялось в вину, что он, якобы враждебно относясь к советской власти, публично высказывался о бедственном положении крестьян, в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает храмы и репрессирует священнослужителей и что в проповеди в канун Пасхи 1935 года он сравнивал современную Россию и первые века христианства в плане гонения на верующих и пастырей. Виновным себя не признал.

Показания других свидетелей – ктитора церкви села Манино Калачеевского района Ф. Анипкина, бывшего псаломщика М. Меркулова, владельца дома, где квартировал архиепископ Захария, М. Гурова - отрицавших факты контрреволюционной пропаганды, во внимание следствием приняты не были [24].

В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября владыке вынесли обвинительный приговор по ст. 58-10 УК РСФСР - пять лет ИТЛ и денежный штраф 25 тыс. руб. за неполную выплату налогов за закрытый свечной завод. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария был отправлен в Соловецкий лагерь, и в тот же день митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой.

На Соловках владыка пробыл недолго. Вскоре, в 1936 году был этапирован через Мичуринскую тюрьму в Казахстан.

Арест и ссылка в Карлаг. Расстрел

8 февраля 1936 года прибыл в Чурубай-Нуринское отделение Карагандинского лагеря (Карлага). Владыка Захария был дневальным по бараку. В личном деле имеется следующая характеристика:

"Вежлив с администрацией и заключенными, дисциплинирован, проводит читку газет и обучает неграмотных заключенных".

От невыносимых тягот и лишений во время пребывания в лагере тяжело заболел, ослеп. Медкомиссией поставлен диагноз: старческая дряхлость, паховая грыжа, установлена инвалидность.

14 сентября 1937 года был осуждён по обвинению в "контрреволюционной террористической агитации среди заключенных, направленной против решений партии и правительства, дискредитации вождей партии и правительства, в нелегальной переписке с духовенством Воронежской обл." по статье 58-10 УК РСФСР, с приговором высшей меры наказания - о расстреле.

Кроме того, его обвиняли в групповом Пасхальном богослужении.

Из протокола допроса самого архиепископа видно, что он признал:

"...Переписку с 4 архиереями и духовенством и 1500 рублей прислали ему на личный счет. Никого никак не называл, зная возможных последствиях, и в политику не вмешивался. "Это дело не мое". Встречал Пасху сам, без облачения пел "Христос Воскресе". Виновным себя признал лишь "в получении денег и церковной контрреволюционной агитации, которой я доказывал, что существует Бог".

21 сентября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Карагандинской области был приговорен к расстрелу. Расстрелян в день приговора в 24 часа, вместе со священником Иосифом Архаровым, погребен в безвестной могиле.

30 июня 1992 года реабилитирован прокуратурой Воронежской области на основании статей 3 и 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года [База данных о жертвах репрессий Воронежской области] [25].

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви по представлению Алма-Атинской епархии.

Митрополит Мануил (Лемешевский) привел такую характеристику Захарии: "Соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В Великий Пост в первую, четвертую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и пошутить".

С 15 января 2014 года начал действовать единственный в России храм во имя священномученика Захарии (Лобова) в городе Новошахтинске.

Священномученик Захария (Лобов), икона
Священномученик Захария (Лобов), икона

Молитвословия

Тропарь, глас 5:

Памяти Господней добрый хранителю /, истинный Евангелия служителю /, священномучениче Захарие преславне /, душу свою за Истину положив /, не престай за ны отче молити Владыку Христа /, даровати нам крепость духовную //, мир и велию милость.

Кондак, глас 2:

Предтечева родителя соименника /, и ревности онаго о Бозе подражателя /, священномученика пречуднаго Захарию восхвалим вернии /, сей бо попечения о пастве Христовой не остави в горьких работах /, и по кончине тепле молит Христа Бога /, во еже избавити ны от прелести лукаваго /, и верность Церкви сохранити.

Величание

Величаем Тя, / святый священномучениче Захарие, / и чтем честная страдания твоя, / яже за Христа во утверждение на Руси Православия \ претерпел еси.

Награды

Литература

  • ГА РФ. Ф. 6343. Оп.1. Д. 263. Л. 80.
  • ГА РО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 9355, 10947, 1109, 12079, 12170, 12340, 9778.
  • Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-15250.
  • ГА ВО. Ф. Р-2565.
  • ЦДНИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 6014.
  • Архив УФСБ РФ по ВО. Д. П-6014.
  • Архив Центра правовой статистики и информации при обл.прокуратуре г.Караганды. Д.2187
  • ЖМП, 1932, № 11-12, 4; № 7-8, 5.
  • ФПС I, № 181, 7; II, 4; IV, 3; V, № 79.
  • ФАМ I, № 102, 8.
  • Von 1935 an befand er sich auf den Solovki-Inseln.
  • Польский, М., Новые мученики, т. I, 168.
  • Regel’son, 448: Verbannung in die Mari ASSR (Januar 1928), 543: Solovki.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 3, 167.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [Сост. М.Е. Губонин], М., 1994, 568, 702, 862, 972.
  • Резникова, И., Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря_, СПб., 1994 (Исторические сборники. 2), 143.
  • Польский, М., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (Репринт изд. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 1, 168.
  • Дамаскин (Орловский), иером., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним, Тверь, 1992, кн. 1, 222.
  • "Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века," Москва, 12-16 августа 2000.
  • Лобов Олег, "Святая правда архиепископа Захария," Новочеркасские ведомости, 28 января 1994, 5-6.
  • "Соловецкий мартиролог," Православный церковный календарь 2001 г., издание Соловецкого монастыря.
  • Чибисова С. П., История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей, Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской-на-Дону епархии, 2006, с. 155-158.
  • Бирюкова Ю. А., Овчинников Павел, свящ., Подвиг служения священномученика Захарии (Лобова), епископа Аксайского, архиепископа Воронежского и Задонского (1865 - 1937), Ростов-на Дону: Изд-во Антей, 2014. - 304с.
  • Буданов О. Ф., Священномученик Захария (Лобов). Православный святой, который учился, жил и нес духовную службу в епархиальном Новочеркасске. К 150-летию со дня рождения: монографическое исследование, Новочеркасск: Лик, 2015. - 260 с.

Использованные материалы



[1]  Под записью № 25 метрической книги Павловского уезда сказано, что крещён 24 марта 1865 года (память прпп. Захарии Отверстого и Захарии, постника Печерского) священником Иоанном, крестные - Иван Дмитриев Терещенков и Анна Иванова Голосская, свидетель - Игнат Саенков; версия о казачьем происхождении совсем не имеет здесь под собой никаких оснований - Андрей Губин, 27.06.2014.

[2]  По данным Лобова Олега, "Святая правда архиепископа Захария," Новочеркасские ведомости, 28 января 1994, 5-6 - родился 27 января 1864 года в семье донского казака, в станице Митякинской Донецкого округа Области Войска Донского. Эта версия не подтверждается известными архивными документами. Клировые ведомости из Фонда Донской Духовной Консистории (ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 9355. Л. 6 об. (данные 1890 г.); Д. 10947. Л. 11 об. – 13 (1903 г.); Д. 1109. Л. 1 – 11 (1904 г.); Д. 12079. Л. 1 – 12 об.(1914 г.); Д. 12170. Л. 1 – 12 об.(1915 г.); Д. 12340. Л. 1 – 13. (1916 г.) и документы следственного дела - анкета, заполненная епископом Захарией (Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-15250. Л. 17 – 17 об.), анкетные данные в протоколах допросов однозначно утверждают, что место рождения - слоб. Петровка, никаких упоминаний о казачьем происхождении и станице Митякинской в данных источниках нет. Некоторые из указанных источников уточняют, что он – человек «иногороднего происхождения» (ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 9355. Л. 6 об.; Д. 10947. Л. 11 об.; Д. 1109. Л. 10 об.)

[3]  Сведения об его окончании в Православной энциклопедии [Никитин Д.Н., http://www.pravenc.ru/text/182679.html] и историка А.Н.Акиньшина на архивном сайте Воронежской епархии [См. Жизнеописание на официальном сайте Воронежской епархии (до 2011 года), http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/32_zaharija/zaharija.htm]; но учащегося З. Лобова нет в списках учеников ПДУ - Воронежские епархиальные ведомости, с 1874 по 1879 годы. Значился в списках 2-го Тамбовского духовного училища в 1880-82 годах, - Тамбовские епархиальные ведомости, 1880, № 14, с. 651; 1881, № 15, с. 534; 1882, № 14, с. 441.

[4]  "Выпускники II Тамбовского Серафимовского духовного училища 1882 года", сайт Бовкало А. А., - http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/tambovserdu.html

[5]  Уволен по прошению из числа студентов Тамбовской духовной семинарии // Тамбовские епархиальные ведомости, 1886, № 14, с. 392.

[6]  В числе студентов 5-го курса - "Разрядный список студентов Донской духовной семинарии на 1886-87 г.г", Донские епархиальные ведомости, 1887, № 14, с. 494; Первый студент выпуска - предназначается к поступлению в духовную академию - "Разрядный список студентов Донской духовной семинарии на 1887-88 г.г." // Донские епархиальные ведомости, 1888, № 14, с. 539.

[7]  По другим данным, Киевскую духовную академию

[8]  ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 12079. Л. 10-11; Д. 12340. Л. 12; Д. 12170. Л. 11; Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-15250. Л. 17, 38-39, 62.

[9]  "Известия епархиального начальства. Перемены по службе для священно-церковнослужителей Донской епархии", Донские епархиальные ведомости, 1888, № 19, с. 771.

[10]  Донские епархиальные ведомости, 1909, № 1, с. 4.

[11]  Так по данным ПЭ, по мн. др. - овдовел в 1923 году.

[12]  Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-15250. Л. 38.

[13]  Бирюкова Ю.А. Советская власть и православные общины Дона в 1920-1930-х гг. характер отношений на местах. - Ростов-на-Дону, 2012. С. 115. В данной монографии антиобновленческой деятельности епископа Захарии (Лобова) посвящен параграф "Деятельность нелегальных "тихоновских" иерархов - епископа Захарии (Лобова) и митрополита Митрофана (Симашкевича). Второй период сопротивления обновленцам" (С. 114-121).

[14]  Епископом, присланным из Москвы, был еп. Иннокентий (Летяев). В сентябре 1923 г. епископ Иннокентий выехал на Кубань. В составленном канцелярией патриарха списке назначений и перемещений на октябрь 1923 г. указан как "епископ Черноморский" с адресом в Краснодаре при Ильинской церкви"; [Зв2 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. ЛЛ.317,334.)]. 22.09/05.10.1923г. в Новочеркасске вместе с митрополитом Митрофаном (Симашкевичем) совершил хиротонию Захарии (Лобова) во епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии. В управление Черноморской епархией епископ Иннокентий не вступил, хотя в списках канцелярии патриарха Тихона на октябрь 1923 г. продолжал значиться епископом Черноморским [Зв2 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. ЛЛ.317,334.)] http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxIT...HE*. Долгое время считалось, что епископскую хиротонию совершили епископ Митрофан (Гринёв) вместе с епископом Иннокентием (Бусыгиным), но рассмотрев материалы архива Управления ФСБ по Ростовской области Ю.А. Бирюковой доказано, что эти данные ошибочны. Епископ Митрофан не мог участвовать в хиротонии отца Захарии Лобова, поскольку был арестован 22 января 1923 г., предан суду и отбывал наказание на Соловках. В материалах следственного дела епископа Захарии сказано, что епископами, совершившими хиротонию, были митрополит Донской Митрофан и епископ Иннокентий (Бирюкова Ю.А. Указ. соч. С. 197). о. Иннокентий (Бусыгин) тоже не мог соучаствовать в хиротонии, т.к не был епископом, им стал позже - 5 сентября 1924 года. См. Каменская епархия - "История иерархии Русской Православной Церкви" (Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)), ПСТГУ, 2006, с. 202-203; 671.

[15]  Бирюкова Ю.А. Указ. соч. С. 119.

[16]  Бирюкова Ю.А. Указ. соч. С. 118-121.

[17]  Бирюкова Ю.А. указ. соч. С.115-116.

[18]  Бирюкова Ю.А. Указ. соч. С. 120-121.

[19]  Акты свт. Тихона. С. 568

[20]  Лопатина Нина А., Хроника Новоторжского Борисоглебского монастыря советского периода, 2013, https://vk.com/@ruda2016187956-hronika-novotorzhskogo-boriso...ogo

[21]  Сведения Ольги Смирновой: К тому времени богослужения ещё совершались в Свято-Духовской церкви на Терновой поляне. Этот приход собрал последователей Патриарха Тихона (Беллавина). Ист.: Энциклопедия по святым местам центра России: (в помощь путешествующим) Покровский Девичий монастырь в Рабочем поселке, https://books.google.ru/books?id=OuDeBgAAQBAJ&pg=PT161&lpg=P...lse

[22]  Совершение богослужений в Троицком Смоленском кафедральном соборе очень сомнительно, т.к. в нём в 1922-1932 годах служили обновленцы. Храм на Терновой поляне также был закрыт в 1932 году, 31 октября. Ист.: Юрасов А.Н., Терновый погост Воронежа, летопись // "Проза.ру", https://proza.ru/2016/06/05/395

[23]  Владимир Русин, свящ., Виноградник владыки Онуфрия. Судьбы священников, которых призвал к пастырскому служению владыка Онуфрий (Гагалюк), Кунье: Издание Покровского храма села Кунье Горшеченского р-на Курской области, 2012, с. 225.

[24]  Жизнеописание на официальном сайте Воронежской епархии (до 2011 года), http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/32_zaharija/zaharija.htm

[25]  "Лобов Захарий Петрович", сайт Центра генеалогических исследований, - http://rosgenea.ru/?alf=12&page=2&serchcatal=?????&radiobutton=1

Редакция текста от: 10.03.2024 17:34:43

"ЗАХАРИЯ (ЛОБОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google