ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Фотография с сайта fond.ru
Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Фотография с сайта fond.ru
Онуфрий (Гагалюк) (1889 - 1938), архиепископ Курский и Обоянский, священномученик

Память 19 мая, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской; новомучеников и исповедников Белгородских, Екатеринославских (Укр.) и Слободского края; Воронежских, Одесских, Курских и Херсонских (Укр.) святых

В миру Гагалюк Антоний Максимович, родился 2 апреля 1889 года в посаде Ополе Ново-Александрийского уезда Люблинской губернии. Его отец Максим был лесничим, мать Екатерина - домашняя хозяйка, в их семье было шестеро детей: 3 мальчика и 3 девочки, вся их семья жила в небольшом деревянном домике на опушке леса в селе Посад-Ополе, близ города Новая Александрия (ныне Пулавы). Однажды четверо крестьян, застигнутых Максимом за незаконной вырубкой леса, напали на него, поранили, а затем сожгли дом, после чего отец семейства вскорости скончался. Обездоленной семье предоставили приют в ближайшей деревне. Утешая мать после этой беды, пятилетний Антоний вдруг неожиданно сказал "Мама, ты не плачь, когда я буду епископом, - я возьму тебя к себе." Его слова оказались пророческими. Сам он стал архиереем, а мать его, из семьи поляков-католиков, впоследствии приняла Православие и стала монахиней с именем Наталия.

После семейной трагедии маленький Анто­ний по просьбе матери был принят в сиротский приют в Люблине, куда поступила и его мать, в качестве повара. В приюте Анто­ний учился хорошо, там же окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в город Холм, в Холмское духовное училище.

Образование

Окончил училище с отличием и был принят в Холмскую духовную семинарию.

В год окончания семинарии, за месяц до выпускных экзаменов заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. Болезнь протекала тяжело, в семинарии опасались за его жизнь и служили молебны о его исцелении. Впоследствии владыка Антоний говорил своей матери:

"Я находился в забытьи и передо мною появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывав­шими его голое тело до пят. Старец этот ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу, и будешь здоров». Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого".

Выпускные экзамены по окончании семинарии он выдержал с отличием, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Петроградскую духовную академию.

При переходе же на 3-й курс академии был послан в Холмскую Русь, в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лек­ции по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших в монастырь. Выполнив задание, уже перед отъездом он вновь заболел воспалением легких, причем состояние его призна­валось врачами почти безнадежным. И вот, как он потом писал матери, он лежал в келии в забытьи, как вдруг перед его очами предстал тот же старец, посетивший его в Холмской семинарии 3 года тому назад. Старец сурово посмотрел на него и с укоризной сказал: "Ты не выполнил своего обещания, сделай его теперь. Господь благослов­ляет." Открыв глаза, больной увидел, что в келии служат молебен преподобному Онуфрию, чудотворный образ которого стоял около моей кровати. Он прослезился от умиления и заявил присутствующему тут же архимандриту Серафиму, что по приезде в академию примет иноческий постриг.

5 октября 1913 года был пострижен в монашество в честь преподобного Онуфрия Великого, после чего в том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Постриг и рукоположения были совершены ректором академии, епископом Ямбургским Анастасием.

Учась в академии, он участвовал вместе с другими студентами-священниками в миссионерских посещениях ночлежных домов, а по благословению ректора также служил в храме села Михайловское неподалеку от станции Парголово (ныне в составе Санкт-Петербурга) Финляндской железной дороги.

В 1915 году окончил академию с ученой степенью кандидата богословия.

Монашеский путь

По окончании академии был назначен препо­давателем в пастырско-миссионерскую семинарию при Григорие-Бизюковом мона­стыре Херсонской епархии.

В 1918-1919 годах монастырь не раз подвергался налетам различных банд, был разгромлен, многие монахи были убиты. Но крестьяне близлежащих сел отбили монахов, в том числе и иеромонаха Онуфрия, и увезли в город Бориславль.

Здесь просьбе прихожан отец Онуфрий был назначен настоятелем местного собора, а спустя некоторое время был возведен в сан архимандрита епископом Елисаветградским Прокопием.

Затем был переведен в город Кривой Рог, на послушание настоятеля Николаевской церкви. В его недолгое служение в Кривом Роге и старые и молодые до отказа наполняли храм.

В августе 1922 года в Киеве состоялся Собор православ­ных епископов Украины, на котором архимандрит Онуф­рий был избран кандидатом во епископа для Одесской и Херсонской епархии.

Епископ Елисаветградский

Онуфрий (Гагалюк), епископ Елисаветградский. Фотография с сайта fond.ru
Онуфрий (Гагалюк), епископ Елисаветградский. Фотография с сайта fond.ru
4 февраля [1] 1923 года был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской епархии. Хиротонию в Киево-Печерской Лавре совершили митрополит Киевский и Галицкий Михаил и епископ Белоцерковский Димитрий. Свою первую и последнюю архиерейскую литургию на этой кафедре он совершил 6 февраля в Успенском соборе Елисаветграда (ныне Кировоград) при громадном стечении моля­щихся.

Уже через 6 дней, после категорического отказа принять обновленчество, он был арестован и заключен в тюрьму. Из Елисаветграда был переведен в Криворожскую тюрьму, затем в Одесскую, а в мае был отпущен с подпиской о выезде из Одесской области. Выйдя на свободу он стал служить в Кривом Роге, где также боролся с обновленчеством, за что вновь был арестован 16 октября.

Из Криворожской тюрьмы был переведён в Екатеринославскую, и наконец оказался в Харьковской тюрьме, а 16 января 1924 года был выпущен на положении ссыльного, с запретом выезда из Харькова.

Находясь в Харькове, владыка Онуфрий, как епископ Елисаветградский, по поручению патриарха Тихона управлял на правах епархиального епископа Одесской и своей Елисаветградской епархиями. Вла­дыка заботится о чистоте Православия в своих епархиях и по всей Украине, вёл борьбу с обновленцами. Писал статьи апологетического, поучитель­ного и исторического характера, что вместе взятое соста­вило 1062 машинописных страницы. В своих проповедях владыка поучал людей быть всегда неизменно верными и преданными чадами Святой Церкви.

В ссылке на Урале

9 декабря 1925 года, по проискам обновленцев, был снова арестован по обвинению в "противодействии церковным расколам" и отправлен в трёхлетнюю ссылку на Урал. Вначале определён в посёлок Кудымкар. Здесь ему было запрещено читать цер­ковные молитвы в храме во время Богослужения и петь на клиросе, почему владыка всё время посвятил церковному писа­тельству. 25 октября 1926 года был освобожден он служения Елисаветградского епископа.

В октябре 1928 года был снова арестован и переведён в Тобольск, где содержался в тюрьме до января 1929 года. Затем был отправлен этапным поряд­ком в ссылку в Сургут, на реке Оби, где находился до сентября 1929 года. В сентябре того года, при переезде в Тобольск, был снят с парохода и направлен на жительство в глухое село Уват. Однако, в ноябре 1929 года получил направление на свободный проезд в Тобольск. Был ранен неизвестным в руку на пристани в Тюмени, а затем, на пути в Старый Оскол, был высажен из поезда на станции Горшечной и на три дня посажен в погреб пристанционного дома. После окончания срока ссылки в 1929 году ему было запрещено проживание в крупных городах, и владыка для проживания выбрал Старый Оскол.

Епископ Старооскольский

13 декабря 1929 года епископ Онуфрий был определен на созданную по этому поводу Старооскольскую кафедру. Прибыв в Старый Оскол в декабре 1929 года, он вступил в управление епархией, получив разрешение от местной власти совершать Богослужение толь­ко в одной церкви. Уже его первая служба в храме и проповедь привлекли к нему сердца молящихся, от радости общения с ним все плакали. Хотя архиерея трижды выселяли из квартиры, он был вознагражден горячей любовью православного народа. В пределах его епархии прекратилась деятельность обнов­ленцев, а через три месяца со дня прибытия владыки, в марте 1930 года, коли­чество действующих храмов епархии возросло до 161.

В марте 1933 года был вновь арестован и пробыл в заключении Старооскольской тюрьмы 2 недели, после чего отправлен под конвоем в Воронежскую тюрьму, где просидел три с половиной месяца. В июне того же года был освобожден и отправлен в Курск. 27 июня 1933 года был освобождён от служения на Старооскольской кафедре.

Курский архиерей

В этой связи 11 августа 1933 года был назначен временно управляющим Курс­кой епархией, а 22 ноября (или 5 декабря) того же года - правящим архиереем Курским и Обоянским. Вскоре возведён в сан архиепископа [2].

Архиепископу был предоставлен для Богослужения только один храм, запрещен выезд в районы епархии для посещения остальных церквей епархии. Как и прежде, владыка был ревностным молитвенником и проповедником слова Божия. Открылось также что он обладал даром прозорливости и исцелений.

Новое заточение и кончина

23 июля 1935 года он был арестован и заключен в тюрьму вместе с рядом курских священнослужителей. 9 декабря того же года был осужден на 10 лет лишения свободы, а 15 декабря - освобожден от управления Курской епархией. Из Курской тюрьмы архи­епископ Онуфрий был переве­ден в Орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 года отправ­лен в арестантском вагоне на Дальний Восток для отбыва­ния наказания. После этого никаких извес­тий от владыки не было, но поступило извещение о возвращении неврученной ему посылки от матери о том, что адресат в апреле 1938 года был отправлен в Благовещенскую тюрьму Хабаровского края. Против владык Онуфрия, Антония (Панкевва), и других священнослужителей здесь было начато новое дело.

Архиепископ Онуфрий был расстрелян 1 июня 1938 года в тюрьме Благовещенска.

Сщмч. Онуфрий Курский
Сщмч. Онуфрий Курский

Почитание

Шли дни и годы после ареста ревностного архипастыря, но несмотря на неизвестность его судьбы многие любившие его верующие с благоговением чтили память о любимом вла­дыке. В день памяти преподобного Онуфрия Великого почти во всех храмах Харьковщины совершались панихиды о страдальце.

Долгое время дальнейшая судьба архиепископа оставалась неизвестной в народе. В 1990 году, в ходе рассмотрения ходатайства о реабилитации, выяснились сведения о расстреле. По результатам рассмотрения ходатайства 16 марта 1990 года архиепископ Онуфрий был реабилитирован.

Согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года архиепископ Онуфрий был прославлен как местночтимый святой в лике священномучеников. В марте 1994 года он также был прославлен и Курской епархией.

В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил его имя к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Молитвословия

Тропарь, глас 2 [3]

Яко сосуд священный Духа Божественнаго / стол и светильник Церкве Православныя во истину явился еси, священномучениче Онуфрие, / егда вся спира богоборцев земли нашея, / злобою ада дышуща, / разорити Церковь Божию устремишася. / Ты же со множеством исповедников Христовых / землю сибирскую костьми своими устилаху, демонскую дерзость гонителей беззаконных посрамил еси. / Ныне, о Всеблаженне, со всеми страстотерпцы Святой Руси, / в Церкве Небесней торжествующе, Моли Вземлющего грехи мира / спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Святительскою благодатию светло облечен, / яко Исаак целомудренный, / священнодействовати своею кровию Пастыреначальнику Христу славно предтекл еси, / Онуфрие богомудре, / Церковь Святую, злобою ересей и расколов злочестивых снедаемую, / и богоборцами разоряему, яко Невесту Христову, страданьми доблесне защищая, / путь верным к Божественному богомудрию ученьми твоими облистал еси, / яко страж недремлющий и верный друг Христов.

Документы, литература

  • ГА РФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 85.
  • Польский, М., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (репр. Джорданвилль, 1949-1957), ч. 2, 122.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 5, 278.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [Сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 876.
  • Никодим (Руснак), митр., Сборник служб и акафистов Харьков, 1996, 118-163.
  • Православный церковный календарь, М.: изд. Моск. Патриархии, 1995, 56.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века, Москва, 12-16 августа 2000.
  • Дамаскин (Орловский), игум., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним, Тверь, 2000, кн. 4, 154-201, 471-474.
  • "Соловецкий мартиролог," Православный церковный календарь 2001 г., изд. Соловецкого монастыря.

Использованные материалы



[1]  Основная версия в Базе даных ПСТГУ. Другие версии - 8 или 23 янврая.

[2]  По основной версии Базы данных ПСТГУ - возведение в архиепископское достоинство сопровождало назначение на новую епархию. По другим данным был возведен в архиепископа в январе 1934 года.

[3]  http://sobor-voronezh.livejournal.com/37735.html

Редакция текста от: 20.04.2016 15:22:06

"ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google