ИННОКЕНТИЙ (ЛЕТЯЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Иннокентий (Летяев)
Архиеп. Иннокентий (Летяев)
Иннокентий (Летяев) (1881 - 1937), архиепископ Харьковский, священномученик

Память в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края (Харьков.)

В миру Летяев (Литяев) Прокопий [1] Иванович, родился 7 июня 1881 года в г. Бийске Томской губ. в семье священнослужителя [2].

Окончил Иркутскую духовную семинарию по 1-му разряду. В 1905 г. поступил на казенный счет в Казанскую духовную академию.

Во время учебы 29 ноября 1907 года принял монашество с именем Иннокентий, 17 февраля 1908 года рукоположен во диакона, 19 апреля 1909 года - во иерея.

В 1909 году окончил академию со званием кандидата богословия за сочинение «Опыт калмыцко-русского богословского словаря (По трудам А. М. Поздеева «Новый Завет» на калмыцком языке)». Такой выбор темы позволяет предположить, что будущий иерарх интересовался вопросами миссионерства среди малых народов империи. В годы учебы в академии был близок к известному миссионеру еп. Мефодию (Герасимову), считал себя его воспитанником.

В 1909 году назначен преподавателем Иркутской церковно-учительской семинарии, с 1911 года - смотритель Иркутского духовного училища. 23 августа 1913 года назначен заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией.

Возведен в сан архимандрита, стал настоятелем иркутского Князь-Владимирского мужского монастыря.

6 марта 1914 года назначен заведующим Александро-Николаевской церковно-учительской школой Полтавской епархии. Был настоятелем храма во имя прп. Самсона на поле Полтавской битвы. 10 апреля 1918 года был уволен от должности и назначен в распоряжение Тульского епархиального архиерея.

20 сентября 1921 года хиротонисан во епископа Клинского, викария Московской епархии.

18 мая 1922 года находившийся под домашним арестом патриарх Тихон (Беллавин) поручил еп. Иннокентию управление Московской епархией, но владыка не смог исполнить это поручение, т. к. находился вне Москвы.

Вскоре признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), был назначен на Екатеринославскую обновленческую кафедру, но остался в г. Клину.

В августе 1922 года вместе с клинским уездным духовенством выступил против "Живой церкви", поддержав другую обновленческую группировку - организованный еп. Антонином (Грановским) "Союз церковного возрождения".

В июне 1923 году принес покаяние и вернулся в православную Церковь.

15 октября того же года назначен епископом Ставропольским и Кавказским, управлял одновременно Екатеринодарской и Кубанской епархией.

2 сентября 1924 года назначен временно управляющим Полоцкой и Витебской епархией. Прибыл в Витебск и сумел за короткое время снискал любовь и уважение православных Витебска и вернул в Патриаршую Церковь из обновленчества все городские приходы, кроме кафедрального собора.

С ноября 1924 года проживал в Москве. 12 апреля 1925 года принял участие в Архиерейском совещании, подтвердившем назначение патриаршим местоблюстителем Крутицкого митр. Петра (Полянского).

В том же году был арестован, находился 7 месяцев в Бутырской тюрьме.

2 апреля 1926 года подписал как епископ Ставропольский послание 25 архиереев, осудивших деятельность организаторов григорианского раскола и поддержавших заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского).

20 августа 1926 года назначен епископом Краснодарским и Кубанским, вскоре был выслан из Краснодара в Белгород.

1 октября 1927 года назначен епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. Прибыв в Ростов, столкнулся с тем, что паства поддерживала прежде занимавшего Ростовскую кафедру митр. Иосифа (Петровых). Назначенный в августе 1926 года на Ленинградскую кафедру митр. Иосиф был лишен властями возможности выехать в Ленинград и 12 сентября 1927 года решением заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия и Временного Свящ. Синода переведен на Одесскую кафедру. Митр. Иосиф отказался признать это решение и остался проживать в Ростове. Хотя митр. Иосиф заявил, что не намерен препятствовать новоназначенному Ростовскому архиерею в управлении викариатством, 10 октября еп. Иннокентий направил рапорт митр. Сергию, обвинив митр. Иосифа в расстройстве церковной жизни.

2 ноября 1927 года Иннокентий был назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии.

С 18 мая 1932 года - епископ Владимирский и Суздальский.

В апреле 1934 года упоминается как архиепископ.

С 17 февраля 1935 года - епископ Харьковский и Ахтырский.

26 июля 1936 года арестован в Харькове и помещен в городскую тюрьму № 2. Обвинялся в "антисоветской агитации среди церковников" и в хранении "антисоветской литературы" (книг С. Н. Булгакова). 27 декабря 1936 года особым совещанием при НКВД приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Орлово-Розовском лагпункте Сибирского ИТЛ (ныне на территории Кемеровской обл.). Прибыл из Сырзанской тюрьмы 6 февраля 1937 года (очевидно в систему Сиблага, вероятно в г. Мариинск), а в Орлово-Розовский пункт прибыл 28 марта 1937 года. В учетно-справочной карточке заключенного указаны его "особые приметы": "рост – в(ыше) средний, телосложение - плотное, цвет волос – т(емно) русые, цвет глаз - голубые, нос - прямой, пр(очих) примет - нет"

24 ноября 1937 года был арестован в лагере по обвинению в участии в "контрреволюционной повстанческой военно-шпионской диверсионно-террористической организации и подготовке восстания против советской власти", т.н. "офицерский заговор". Тогда же у него был произведен обыск, было изъято: "1. консервов разных - 7 коробок, 2. четки с иконой - 1, 3. жестяные коробки - 9 штук, 4. личная переписка - 1, 5. очки в футляре – 1, 6. разные лекарства - 9 флак(онов)".

Кратко об "участии" владыки в "повстанческой организации" сообщили епископ Дометиан (Горохов) и протоиерей А. К. Литвинцев. Другие фигуранты "церковной" части заговора священнослужители А. А. Ильинский и П. И. Пихтовников не сказали ни слова об архиепископе Иннокентии, уделив в своих показаниях место "бывшему епископу Горохову". Что касается офицерской части "заговора", то о своей "вербовке" им архиепископа Иннокентия (Летяева) рассказал на допросе 2 декабря 1937 года бывший полковник царской армии А.А. Адамович: "Летяеву и Горохову предложил подобрать надежных людей из числа б/служителей культа, через которых они должны были вести повстанческую агитацию среди заключенных лагпункта, подготовляя последних к восстанию".

27 ноября владыка Иннокентий был допрошен, на допросе он полностью признал свою вину:

- Вы подали заявление на имя следствия о том, что вы являетесь участником контрреволюционной повстанческой офицерской организации РОВС, существовавшей в сибирских лагерях УНКВД. Вы подтверждаете свои заявление? - спросил следователь.
- Да, поданное мною заявление я подтверждаю целиком и полностью». (Л. 66).
- Продолжайте ваши показания об обстоятельствах вовлечения вас Адамовичем в контрреволюционную офицерско-повстанческую организацию.
- В лагеря я прибыл резко враждебно настроенным к Советской власти и сразу же стал нащупывать своих единомышленников. Вскоре по присыланию в лагеря я познакомился с заключенным Адамович - б/ полковник старой армии. Адамович, также, как и я, оказался враждебно настроенным к Советской власти, что быстро нас сблизило. Часто беседуя с Адамович и обсуждая политику партии и власти в контрреволюционном духе, мы приходили к выводу необходимости активной борьбы с Совластью. В конце 1936 года в одной из таких бесед Адамович, предварительно взяв с меня слово держать наш разговор в строгой тайне, высказал мне, что в лагерях существует контрреволюционная офицерская повстанческая организация и предложил мне вступить в эту организацию, на что я дал свое согласие и принял на себя определенные обязанности.

Как отмечает историк Игорь Курляндский, в большинстве протоколов допросов чекисты излагали обстоятельства таких "вербовок" по одной и той же схеме: есть некий, уже состоящий в заговоре, ранее "завербованный" заключенный, он встречает вновь прибывшего в лагерь "враждебно настроенного" з/к, между ними возникают беседы, которые выявляют совпадение интересов, затем ранее "завербованный" рассказывает своему товарищу о существовании "организации" и предлагает в нее вступить, а тот дает согласие. После этого согласия от более "опытного" следуют "новобранцу" указания по вражеской работе, - тоже однотипные во многих протоколах допросов. Наличие такой общей схемы доказывает, что сам "заговор" в Орлово-Розовском пункте Сиблага НКВД чекисты в его основных чертах придумали заранее, а не импровизировали, сочиняя его "на ходу". В ходе следствия "дорисовывались" только некоторые детали.

- Теперь расскажите, какие обязанности вы взяли на себя как участник организации?
- Я, как архиепископ, взял на себя обязанность подготовить к вооруженному восстанию религиозную часть лагерников и, пользуясь влиянием в этой среде, в момент восстания добиться присоединения их к этому восстанию. Во время восстания, когда повстанцами будут захвачены окружающие лагерь село и деревня, я должен был в этих селах, как архиепископ, поднять церковников и враждебные элементы и увлечь их в восстание.
- В чем выражалась ваша практическая деятельность как участника организации?
- Моя практическая контрреволюционная деятельность как участника организации заключалась в том, что я среди лагерников систематически вел контрреволюционную агитацию, обрабатывал их в контрреволюционном духе, подготавливая их к вооруженному восстанию.

30 ноября архиеп. Иннокентий написал заявление в областное Управление НКВД г. Новосибирска:

Признавая вполне мощь Советской власти и ее колоссальные достижения, я осознаю бесполезность усилий эмиграционного духовенства и белогвардейщины подорвать авторитет рабоче-крестьянского государства в интересах своих наемников - представителей капиталистических стран Японии, Германии и др. Белогвардейщина со стороны эмиграционного духовенства в лице Харбинского архиепископа Мелетия, епископа Нестора Камчатского и др. в контакте с капиталистическими странами пускает стрелы, гром и молнии против Советского Союза и старается создать на территории Союза те или иные условия, благоприятствующие для их антисоветской пропаганды. Несомненно, что по этим мотивам и под влиянием белогвардейщины и эмиграционного духовенства организован был «русский обще-воинский союз», в который я был вовлечен заключенным А.А. Адамовичем. Спешность вступления в этот союз не дала возможность мне сразу ориентироваться и сознать весь абсурд тех чаяний белогвардейщины, на которые она надеется. По истечении только известного времени я пришел в себя и серьезно обдумал безумный факт всех затей вышеуказанного "российского обществе-воинского союза" (так в тексте – ред.) и решил навсегда порвать связь с какими-либо контрреволюционными организациями и всецело отдать последние годы своей жизни по мере сил и способностей на пользу Советского Союза. Если для осуществления моих искренних желаний будет мешать мое звание служителя культа, то для пользы дела я могу оставить это звание и дать обещание не быть служителем культа. Прошу НКВД поверить моему искреннему раскаянию и простить меня в спешном необдуманном поступке вступления в "обще-воинский российский союз", строго не карать меня, а дать возможность хотя (бы) последние дни своей жизни прожить на свободе в мирной обстановке.

8 декабря Особой тройкой УНКВД по Новосибирской обл. владыка был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 14 декабря 1937 года в Сибирском ИТЛ. Погребен в общей безвестной могиле.

21 января 1958 года был реабилитирован президиумом Кемеровского облсуда по 1937 году репрессий. В 1989 году реабилитирован прокуратурой Харьковской обл. по 1936 году репрессий.

22 июня 1993 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Слободского края решением Священного Синода Украинской Православной Церкви [3].

Литература

  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 10861. Л. 4.
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 249, 250;
  • Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 151, 152;
  • Акты свт. Тихона. С. 217, 366, 415, 416, 450, 519, 703;
  • За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 498, 499
  • «Обновленческий» раскол. С. 69, 215, 220, 286, 760-762;
  • ЖМП, 1931-1935. С. 71, 119, 216.

Использованные материалы



[1]  Имя дано по Православной энциклопедии. В БД ПСТГУ указано мирское имя Иннокентий, в материалах лагерного дела именуется Иннокентием Ивановичем.

[2]  По православной энциклопедии, родился в семье мещанина, однако в протоколе допроса сказано: "я являюсь выходцем из семьи служителя религиозного культа". В учетной карточке заключенного указано "социальное происхождение - сын попа"

[3]  "Засідання Священного Синоду УПЦ 22 червня 1993 р." // Официальный сайт Украинской Православной Церкви - http://orthodox.org.ua/article/zas%D1%96dannya-svyashchennog...3-r

Редакция текста от: 14.06.2016 20:53:47

"ИННОКЕНТИЙ (ЛЕТЯЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google