Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ СОБОР 2000

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходил с 13 по 16 августа 2000 года в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве

В работе Собора участвовали 144 архипастыря. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из четырех архиереев во главе с секретарем Собора - Управляющим делами Московской Патриархии митр. Солнечногорским Сергием (Фоминым), Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина).

Открытие Собора. Доклад патриарха

В первый день заседаний патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности Русской Церкви на исходе второго тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 году в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе предстоятеля были подробно освещены и проанализированы состояние высшего и епархиального церковного управления, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

14 августа участники Собора обсудили доклад Святейшего Патриарха. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено вопросу о статусе Украинской Православной Церкви и межконфессиональным и церковно-госсударственных отношениям на Украине. По этой теме выступили Львовский архиеп. Августин (Маркевич), речь которого носила остропроблемный характер, а также Одесский митр. Агафангел, архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Черкасский Софроний (Дмитрук), епископы Тульчинский Ипполит (Хилько), Каменец-Подольский Феодор (Гаюн), Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и др. архипастыри, представлявшие Украинскую Церковь. Положение православной Церкви в Эстонии осветил в своем выступлении архиепископ Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс). В дискуссии по его докладу прозвучал призыв к признанию правительством Эстонии Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата правовым субъектом, не прекращавшим своего существования в 1940 году и неизменно действовавшим на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Святейшего Патриарха, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям.

Прославление новомучеников и исповедников Российских

На вечернем заседании председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) представил доклад о прославлении новых мучеников и исповедников Российских XX века, а также подвижников веры и благочестия, подвизавшихся в разные исторические эпохи, особо в докладе говорилось о прославлении императора Николая II и др. царственных мучеников. В состоявшейся затем дискуссии в центре внимания оказался вопрос о канонизации императора и членов его семьи. Предложение о прославлении царственных мучеников поддержали митрополиты Ставропольский Гедеон (Докукин), Челябинский Иов (Тывонюк), Рязанский Симон (Новиков), архиепископы Львовский Августин (Маркевич), Астанайский Алексий (Кутепов), Псковский Евсевий (Саввин) и другие архипастыри. Сомнение в церковной пользе такого акта выразил только Брюссельский архиепископ Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении императора Николая II не объединяет, но разделяет его паству. После обстоятельной дискуссии Собор единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XХ века [1], поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. С включением в Собор ранее канонизированных местночтимых новомучеников число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200; в результате соборной канонизации сонм русских святых по меньшей мере троекратно превзошел число русских святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви.

Собор святых, прославленных в 2000 г.
Собор святых, прославленных в 2000 г.
В сонме новомучеников и исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы имп. Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, вел. княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, убитые в Екатеринбурге 17 июля 1918 года.

Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды [2], среди них:

Отношение к инославию

Вслед за принятием деяния о канонизации святых Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии патриаршего экзарха всея Беларуси митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли Русской Церкви и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная единой святой соборной и апостольской Церкви Символа веры, а с другой - признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви.

Принятие "Основ социальной копцепции"

На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад Смоленского митрополита Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали Челябинский митр. Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в том числе таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

Доклады руководителей синодальных учреждений

Во второй половине дня вниманию участников Собора были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиеп. Иоанн (Попов) в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, которых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митр. Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях резкого имущественного расслоения российского общества.

О служении РПЦ в области религ. образования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игум. Иоанн (Экономцев), который, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах государственного стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного правосл. молодежного движения Костромской архиеп. Александр (Могилёв) предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению. Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад председателя Издательского совета архиеп. Бронницкого Тихона (Емельянова). Проблемы духовного образования в РПЦ были рассмотрены в докладе председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде Верейского архиеп. Евгения (Решетникова), докладчик привел также статистические сведения о системе духовного образования: в 2000 г. в ведении Учебного комитета состояли пять духовных академий, один богословский институт (ПСТБИ), 27 духовных семинарий, 27 духовных училищ и шесть пастырских курсов (также действовали два православных университета, находившиеся в ведении Отдела по религиозному образованию и катехизации). Особое внимание архиеп. Евгений уделил проблемам, возникающим в связи с осуществляемой уже в течение нескольких лет реформой духовной школы. Председатель Отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Красногорский еп. Савва (Волков) в своем докладе акцентировал внимание на возрождении служения военного и тюремного духовенства.

На утреннем заседании 16 августа Собор заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митрополита Кирилла, председателя ОВЦС МП, о деятельности возглавляемого им отдела в межсоборный период. Основными темами состоявшейся затем продолжительной дискуссии стали межхристианские отношения и церковная ситуация на Украине. В обсуждении доклада среди прочих приняли участие Челябинский митрополит Иов (Тывонюк), архиепископы Донецкий Иларион (Шукало), Клинский Лонгин (Талыпин), Таллинский Корнилий (Якобс), Астанайский Алексий (Кутепов), Самарский Сергий (Полеткин), епископы Мурманский Симон (Гетя), Петропавловский Игнатий (Пологрудов), Полоцкий Феодосий (Бильченко), Житомирский Гурий (Кузьменко), Владивостокский Вениамин (Пушкарь). В выступлениях, посвященных церковной ситуации на Украине, содержались предложения об изменении статуса Украинской Церкви, причем разного характера: Тульчинский еп. Ипполит (Хилько) высказался за возвращение ей прежнего статуса экзархата, а Черкасский архиеп. Софроний (Дмитрук) - за предоставление Украинской Церкви полной автономии. В завершение дискуссии по вопросу о статусе Украинской Церкви выступил ее Предстоятель Блаженнейший митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), который отверг крайние предложения как о возвращении к статусу экзархата, так и о полной автономии.

Новая редакция Устава Русской Православной Церкви

Затем митр. Смоленский Кирилл (Гундяев) выступил еще с одним докладом, в котором представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви. После детального и остродискуссионного рассмотрения каждого раздела Устав был принят Собором с рядом поправок. Издание нового Устава было вызвано в первую очередь тем, что после политических перемен начала 1990-х годов Русская Церковь оказалась в радикально иных правовых условиях, чем прежде: она обрела свободу и одновременно ее каноническая территория вследствие распада СССР оказалась в пределах нескольких государств. Кроме того, церковная жизнь 1990-х годов обнаружила, что некоторые положения Устава 1988 года либо нецелесообразны практически, либо требуют изменения по соображениям канонического характера. Главные новации Устава 2000 года заключаются в перераспределении компетенции Поместного и Архиерейского Соборов в сторону расширения полномочий Архиерейского Собора. В этой связи в новом Уставе уже не предусматривается периодичность в созыве Поместных Соборов, декларированная Уставом 1988 года, но ввиду реальных условий церковной жизни оказавшаяся нереализованной. Новый Устав предусматривает реформу в сфере церковного суда: положения, регламентирующие судоустройство и распределение компетенции разных инстанций церковного суда, выделены в Уставе в отдельную главу. Устав устанавливает различный статус для Церквей, имеющих разный уровень самостоятельности по отношению к кириархальной - Русской Православной Церкви. В новом Уставе положения, регламентирующие управление церковным имуществом, сформулированы с учетом ныне действующего законодательства, признающего за церковными учреждениями права юридических лиц.

В заключительных параграфах вводной главы содержатся два важных положения: «Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность» (см. 11-е прав. Антиох.) - и другое: «Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий». Эта норма косвенным образом вытекает из 81-го Апостольского правила, которое гласит: «Не подобает епископу или пресвитеру вдаватися в дела народного управления». Изменено название Устава: ранее это был «Устав об управлении…», новый акт именуется «Уставом Русской Православной Церкви». Однако основные положения и бо́льшая часть формулировок Устава 2000 г. совпадают с положениями и текстом предыдущего Устава, поэтому до известной степени ныне действующий Устав можно рассматривать не как новый документ, но как новую редакцию прежнего.

В последней главе Устава констатируется, что «с момента принятия настоящего Устава утрачивает силу Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором 8 июня 1988 года». Право внесения поправок к Уставу предоставляется здесь Архиерейскому Собору, ранее такой компетенцией обладал Поместный Собор. Поэтому, чтобы не войти в противоречие с положениями прежнего Устава, Собор по предложению митр. Крутицкого Ювеналия внес в определение положение о том, что настоящий Устав будет рассматриваться и утверждаться на следующем Поместном Соборе, после чего эта важнейшая законодательная функция - принятие Устава и внесение в него изменений - окончательно станет исключительной прерогативой Архиерейского Собора.

Принятие ряда итоговых документов. Завершение Собора

Собор обсудил и принял «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви», «Определение об Украинской Православной Церкви», в котором был установлен ее статус самоуправляемой Церкви с широкой автономией, «Определение о положении Православной Церкви в Эстонии» и «Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Участники Собора направили Президенту РФ В. В. Путину письмо, в котором была поставлена проблема возврата церковной собственности.

Работа Собора завершилась вечером 16 августа.

18 августа в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялся торжественный акт, посвященный 2000-летию Рождества Христова, на котором присутствовали участники Собора, духовенство и миряне Москвы, высокие гости, представлявшие Поместные православные Церкви, в т. ч. католикос-патриарх всей Грузии Илия II, патриарх Румынский Феоктист (Арэпашу), патриарх Болгарский Максим (Минков). Центральным выступлением был доклад патриарха Алексия II, в котором предстоятель охарактеризовал основные проблемы, стоящие перед Русской Церковью накануне XXI в.

20 августа в храме Христа Спасителя состоялась канонизация святых, прославленных Собором.

Архиерейский Cобор 2000 года явился событием исключительной важности в истории Русской Церкви. Его значение определяется прежде всего беспримерной канонизацией Собора новых мучеников и исповедников Российских, принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и нового Устава.

Литература

  • ЖМП. 2000. № 9-11;
  • Православная Москва. Сент. 2000 г. № 18 (228);
  • Русская Церковь на рубеже веков. Юбилейный Архиерейский Собор Московской Патриархии. СПб., 2001.

Использованные материалы

  • Цыпин Владислав, прот. "Архиерейский Собор Юбилейный Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г."// Православная энциклопедия, том 3, с. 563-566
  • Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке:



[1]  Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html

[2]  Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия: http://www.patriarchia.ru/db/text/419791.html

Редакция текста от: 07.06.2014 11:42:55

"МОСКОВСКИЙ СОБОР 2000" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google