ПАВЕЛ (КРАТИРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Павел (Кратиров)
Епископ Павел (Кратиров)
Павел (Кратиров) (1871 - 1932), "иосифлянский" епископ Старобельский, священномученик

Память в Соборе Старобельских святых (УПЦ) и в Неделю новомучеников (РПЦЗ)

В миру Кратиров Павел Федорович, родился 6 мая 1871 года в селе Покровском Тотемского уезда Вологодской губернии в семье священника, благочинного 2-го округа Тотемского уезда. Родственник еп. Иоанна (Кратирова) [1].

В 1885 году окончил Вологодское духовное училище [2], в 1891 году - Вологодскую духовную семинарию [3].

22 ноября 1891 года определён на должность учителя образцовой школы грамоты в город Новочеркасск.

В 1896 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и правом получения степени магистра без нового устного испытания [4].

Вступил в брак. В семье родились три дочери: Валентина, Инна, Зоя.

10 июля 1896 года назначен на должность преподавателя греческого языка Тульской духовной семинарии.

26 сентября 1902 года перемещён на должность преподавателя словесности в Курскую духовную семинарию.

12 марта 1903 года переведен на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия Харьковской духовной семинарии.

В июне 1914 года овдовел.

24 сентября 1918 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября 1921 года - во священника к храму Озерянской Божией Матери г. Харькова.

Епископ Старобельский

Еп. Павел (Кратиров)
Еп. Павел (Кратиров)
25 января 1922 года на заседании Священного Синода был назначен на кафедру епископа Старобельского, викария Харьковской епархии. 28 января был пострижен в монашество в Трёхсвятительской церкви Покровского монастыря наместником иеромонахом Палладием, а 15 февраля - возведен в сан архимандрита в кафедральном соборе Харькова.

18 февраля 1922 года был наречен, а 19 февраля - хиротонисан во епископа Старобельского, викария Харьковской епархии. Хиротонию совершили митр. Курский и Обоянский Назарий (Кириллов), архиеп. Харьковский и Ахтырский Нафанаил (Троицкий), еп. Сумской Корнилий (Попов) и еп. Белгородский Никон (Пурлевский). Имел права настоятеля Старо-Харьковского Куряжского Преображенского монастыря.

28 августа 1922 года местным уполномоченным обновленческого ВЦУ был уволен за штат с высылкой за пределы епархии. Газета «Коммунист» от 16/29 августа 1922 сообщила:

"Вчера в час дня, Харьковский архиеп. Нафанаил, еп. Старобельский Павел (викарный), члены епархиального совещания протоиереи Буткевич и Попов и протоиерей Воскресенской церкви Иван Гаранин были вызваны в Наркомюст (Народный Коммисариат Юстиции) где, в присутствии представителя НКЮ тов.Сухоплюева, уполномоченный ВЦУ на Харьковщине, гражданин Захаржевский объявил им за подписью постановления ВЦУ об увольнении их за штат с высылкой их из пределов Харьковской епархии. Уволенный архиерей и его приспешники попробовали было возражать против постановления ВЦУ, но затем дали обязательство подчиниться этому решению. Затем в присутствии НКЮ, милиции, уполномоченного ВЦУ, помещение епархиального совещания было опечатано" [5].

В Харьков епископ Павел вернулся осенью 1922 года, но нигде не служил. 17 сентября 1922 года Харьковский архиепископ Нафанаил (Троицкий) был привлечён к суду и выслан из Харькова. В город он больше не вернулся, и поэтому на общем собрании духовенства и мирян, которое состоялось осенью этого года в Старо-Троицкой церкви было принято решение: "Для возглавления Харьковской епархии должен быть приглашён епископ Старобельский Павел". С конца 1922 года еп. Павел и возглавляемое им духовенство начали борьбу с обновленческим расколом.

Арест и высылка

17 марта 1923 года арестован и проходил по групповому делу "Дело епископа Павла (Кратирова) и др. Харьков, 1923г." вместе с 13-ю священниками и двумя мирянами. Для защиты арестованного епископа в суде верующие собрали два миллиарда рублей, чтобы нанять адвоката, но он не потребовался: суда не было.

15 мая 1923 года Особой комиссией НКВД УССР по административным высылкам приговорён к трем годам высылки за пределы Украины вместе с прот. Благовещенского собора Николаем Федоровичем Колчицким, прот. Загоровским Николаем Михайловичем, свящ. Радченко Павлом Митрофановичем, мирянами - Габиевым Сергеем Александровичем и Стешенко Петром Петровичем. 21 мая того же года был освобождён под расписку и выехал в Крым.

В 1923 году был назначен епископом Ялтинским, викарием Таврической епархии, в том же году был уволен на покой.

В августе-сентябре 1923 года был одним из кандидатов на Вологодскую кафедру [6]. 16 августа 1923 года отслужил первую литургию в Вологде, 4 сентября был назначен управляющим Вологодской епархией [7]. 27 сентября уехал из Вологды.

27 ноября 1923 года назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии [8]. С 1923 по начало 1925 года - служил во Владимире, Великом Устюге, Москве, неоднократно подвергался арестам.

Возвращение в Харьков

В 1925 году обратился в ГПУ с просьбой разрешить ему вернуться в Харьков до окончания срока высылки. Разрешение было дано.

12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), в документе он именуется епископом Старобельским.

С весны 1925 года снова проживал на улице Мариинская 16, в Харькове на положении ссыльного, без права выезда.

Уход в церковную оппозицию

Весной 1926 года он поддержал местоблюстителя патриаршего престола митр. Агафангела (Преображенского) в восприятии им местоблюстительства. Владыка отделился от митр. Сергия (Страгородского) еще до издания им «Декларации» 1927 года, поскольку считал его захватчиком высшей церковной власти. За это он был запрещен в священнослужении экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым).

Но еп. Павел отправил в конце 1927 года письмо митр. Агафангелу и получил от него поддержку, так как тот назвал митр. Сергия "узурпировавшим церковную власть". Получив поддержку еп. Павел в апреле 1928 года отослал митр. Сергию официальное заявление об отходе от него. За что и был запрещён в священнослужении постановлением сергиевского Синода.

В феврале и мае того же 1928 года написал два подпольных письма-послания "Наши критические замечания по поводу второго послания митрополита Сергия" и "О модернизованной Церкви или о Сергиевском православии".

Летом 1928 года владыка через протоиерея Николая Загоровского отбывавшего высылку в Ленинграде, узнаёт о епископе Димитрии (Любимове), которому и отправляет письмо с сообщением, что он ещё в 1926 году вышел из подчинения митр.Сергия и сейчас просит принять его в молитвенное общение. Еп. Димитрий запросил документы и объяснения по этому вопросу, и после их получения принял еп. Павла в общение, а также предложил ему окормлять ближайшие истинно-православные общины. С этого момента между ними устанавливается переписка.

С лета 1928 года еп. Павел начал вполне легальную деятельность в качестве правящего архиерея. Его вызвали в ОГПУ, спросили об отношении к "Декларации" и разрешили делать выезды для служения в храмах, которые к нему присоединялись. За лето 1928 года к нему перешло около 20 общин. От всех общин он требовал законно принятого постановления о присоединении к нему. Вскоре, после жалобы на его деятельность епископа Харьковского Константина (Дьякова), его снова вызвали в ОГПУ и потребовали прекратить возносить имя патриаршего местоблюстителя митр. Петра. После отказа со стороны владыки выполнить это требование, последовал запрет на дальние поездки и дальнейшее присоединение приходов.

В конце сентября 1928 года владыку вновь вызвали в ОГПУ и разрешили дальние поездки, каждый раз с особого разрешения, но в марте 1929 года последовал окончательный запрет. Выезжать на службы в другие города он перестал, хотя продолжал принимать общины. Ко времени своего последнего ареста он возглавлял около 40 иосифлянских приходов. Кроме окормления приходов, еп. Павел занимался распространением посланий о вреде для Церкви и ложности курса, выбранного митр. Сергием. Всего он написал четыре послания-рассуждения на тему, кто должен управлять Русской Церковью, два обращения к советской власти, и письмо старобельским благочинным в ответ на их коллективное обращение с упрёком о непризнании им митр. Сергия.

Арест и кончина

17 января 1931 года был арестован по делу "раскрытой на Украине контрреволюционной организации церковников, именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью". Содержался в тюрьме города Харькова на Холодной горе. Проходил по групповому делу "Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г.". Главными обвиняемыми проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов), священник Григорий Селецкий и другие священнослужители и монашество. Всего по делу проходило 136 человек.

Из обвинительного заключения по делу:

"В июле 1927 года митрополит Сергий (Страгородский) декларировал лояльное отношение к советской власти. Крайне правые круги церковников усмотрели в этой декларации "измену православию и предательство интересов церкви" и повели с ней решительную борьбу, оформившись в конце 1927-начале 1928 года в новую группировку. Эта группировка, присвоившая себе название "Истинно-православная церковь", впитала в себя наиболее непримиримые в отношении соввласти к/р круги церковников и социально-враждебные соввласти элементы из так называемых мирян. Прикрываясь религиозными формами, борьбой против "легализации" церкви за "чистоту православия", члены группировки вели монархическую пропаганду, и к 1929 году группировка оформилась в подпольную к/р организацию повстанческого характера. Основные кадры вербовались из кулачества и фанатичного антисоветского элемента в селах, "бывших людей" и буржуазных элементов в городах. Привлечено в качестве обвиняемых 136 человек. Организация охватывала весь СССР — центры находились в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Николаеве, Херсоне и др. городах и селах Украины. Между группами была налажена связь... Для охвата наиболее широких масс и вовлечения их в к/р работу организация практиковала метод сколачивания по селам групп, объединявших наиболее отсталый фанатичный элемент села, который легко можно было использовать в к/р направлении".

Обвиняемый Толмачев Николай, "член Сталинской к/р группы", показал на следствии:

"В 1927 году я получил от епископа Павла (Кратирова) в Харькове предложение организовать подпольные группы по возможности в каждом селе, в каждой фабрично-заводской местности. Эти группы должны были быть базой контрреволюции, активом самой жесточайшей борьбы против соввласти..."

Из материалов дела:

"Павел Кратиров руководил а/с деятельностью к/р групп, хранил и распространял к/р литературу... В обнаруженной при обыске у руководителя Харьковской к/р группы обвиняемого Кратирова копии письма епископу Дмитрию Любимову, Кратиров давал следующую установку: "...Не поставлены ли мы долгом своего служения в необходимость препятствовать существующей власти в ее работе на каждом шагу? Разве можем мы одобрять воспитание в современных школах? Разве не обязаны мы во всех таких и подобных им случаях говорить своей пастве, что нужно слушаться более Бога, чем людей? А если мы заградим уста свои, то вправе ли будем считать себя честными служителями Церкви? Не уподобимся ли псам нелающим?" "Сообразуясь с моей точкой зрения — на обязанности честного служителя Церкви в условиях соввласти, служитель Церкви и вообще всякий честный верующий человек действительно поставлен был в необходимость препятствовать соввласти в ее работе на каждом шагу..."

Виновным себя признал частично.

2 января 1932 года коллегией ОГПУ осуждён по обвинению в "организации и руководстве украинским филиалом к/р организации ИПЦ, проводившей а/с деятельность на территории Украины" и приговорен к 10 годам концлагерей.

Скончался 5 января 1932 года в тюремной больнице Харькова от саркомы лимфатических желез. Похоронен на кладбище, которое находилось недалеко от Озерянской церкви, что на Холодной горе. В 1960-х кладбище сносили, и тогда две монахини их Харьковской катакомбной общины перенесли его останки на другое кладбище. К сожалению, они скончались, не успев показать точное место новой могилы, и теперь невозможно узнать, на каком кладбище г. Харькова покоятся мощи святителя Павла.

Канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году.

23 декабря 2014 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в святцы Собора Старобельских святых [9].

Литература

  • ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.85.
  • ЦГА Общественных организаций Украины. Д.Н-7377. ЛЛ.1,2,11,12,26.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.126.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.5. С.303–304.
  • Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.265.
  • Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С. 8, 33, 94 –102, 104, 106–110, 112,117, 119, 122–124,153, 294–295, 368, 372, 373.

Использованные материалы



[1]  По данным ПЭ т. 23, с. 412 - http://www.pravenc.ru/text/469496.html. Митрополит Мануил (Лемешевский) приводит неверные данные о том, что Иоанн (Кратиров) был его родителем (прим. БД ПСТГУ)

[2]  "Разрядный список учеников Вологодского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1885 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1885, № 14, с. 204.

[3]  "Разрядный список выпускников Вологодской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1891 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1891, № 14, с. 200.

[4]  "Выпускники Казанской духовной академии 1896 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[5]  Анатолий Левитин, Вадим Шавров. «Очерки по истории русской церковной смуты», в трёх томах. Institut Glaube in Der 2. Welt, Kusnacht. 1978, т. I, с.135-137.

[6]  Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды), http://www.booksite.ru/fulltext/dis/ser/tac/dissertacii/spas...pdf со ссылкой на Акты Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея России и позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, С. 986.

[7]  "Краткий очерк положения, сложившегося в Российской церкви к 1923-1924 гг." Список перемещенных и назначенных епископов в 1923 г. (автор и выходные данные не указаны), http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.html

[8]  Постановление Святейшего Патриарха и Св. Синода от 14 ноября 1923 года № 112 // "Краткий очерк положения, сложившегося в Российской церкви к 1923-1924 гг." Владимирская и Суздальская епархия (автор и выходные данные не указаны), http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.html

[9]  "Журнал № 91", Журнали засiдання Священного Синоду Українскої Православної Церкви вiд 23 грудня 2014 року: http://sinod.church.ua/2014/12/23/zhurnali-zasidannya-svyash...ku/

Редакция текста от: 09.08.2016 20:35:35

"ПАВЕЛ (КРАТИРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google