НАЗАРИЙ (КИРИЛЛОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Назарий (Кириллов)
Еп. Назарий (Кириллов)
Назарий (Кириллов) (1851 - 1928), митрополит Курский и Обоянский

В миру Кириллов Николай Яковлевич [1], родился 4 декабря 1851 года в городе Новочеркасске Донской епархии, в семье священника.

В 1873 году окончил курс Донской духовной семинарии со званием студента.

19 мая 1874 года был рукоположен во священника к Николаевской церкви Богаевской станицы. 4 июня назначен законоучителем в приходского Богаевского училища.

В 1876 году овдовел, оставил должность приходского священника и поступил для продолжения образования в Киевскую духовную академию, где в 1880 году завершил обучение со степенью кандидата богословия.

Преподавательская деятельность

31 августа 1880 года назначен учителем латинского языка в Екатеринодарском духовном училище.

С 26 июня 1881 г. - законоучитель реального училища в Ростове-на-Дону. Одновременно преподавал педагогику в местной Екатерининской женской гимназии.

С 1 января 1883 г. - законоучитель Новочеркасской мужской гимназии. Здесь же он проходил должности и по епархиальному ведомству: делопроизводитель Донского епархиального училищного совета и председатель совета Донского епархиального женского училища.

В 1892 году пострижен в монашество с именем Назарий и был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита.

Епископ Кирилловский, викарий Новгородский

24 октября 1893 г. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил митр. Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев).

Епископ Гдовский, викарий Петербургский

13 ноября этого же года епископ Назарий был переведен на Гдовское викариатство Петербургской епархии.

Епископ Петрозаводский

21 октября 1897 года назначен епископом Олонецким и Петрозаводским.

На Нижегородской кафедре

20 января 1901 года назначен епископом Нижегородским и Арзамасским.

Стал участником официального освидетельствования мощей преподобного Серафима Саровского и вместе с митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) и другими архипастырями возглавил в 1903 году торжества по его прославлению.

Владыка Назарий осуществил замысел своего предшественника - постройку Спасо-Преображенского собора - просторного храма, в неовизантийском стиле, в рабочем поселке Сормово. 1 октября 1903 года был освящен главный Спасский престол, а 9 октября - расположенная внизу Ильинская церковь.

При епископе Назарии в 1901-1902 гг. был произведен большой ремонт Спасского Ярмарочного собора, а у западного входа в собор выстроена новая колокольня. С 1902 по 1908 год возведена Владимирская церковь в селе Гордеевке (ныне район города), «тщанием прихожан Смоленской Одигитриевской церкви», находящейся рядом (клир и приход у этих церквей был один).

В 1908 году епископ Назарий возглавил делегацию от Нижегородской епархии на Всероссийском съезде духовенства в Киеве.

В 1909 году был возведен в сан архиепископа. В том же году стал почетным членом Казанской духовной академии.

В июне следующего года он просил разрешения у Святейшего Синода взять месячный отпуск, чтобы съездить к себе на родину, в Донскую епархию, и поклониться там праху своей матери. После этой поездки он принял окончательное решение просить о своем переводе из Нижегородской епархии в другую. 25 июня 1910 года в неофициальном письме на имя митрополита Киевского Флавиана архиепископ Назарий, в частности, писал:

«Десятый год я управляю Нижегородской епархией и уже чувствую некое истомление. Волжские нравы, нижегородская ярмарка, не в буквальном только смысле, и довольно суровый для меня, южанина, климат, в последнее время особенно болезненно стали действовать на меня. Псковская же епархия несомненно покойнее Нижегородской, и по климату благоприятнее. Это уже третья попытка моя проситься о перемещении с берегов Волги, - и как бы я был благодарен Вашему Высокопреосвященству, если бы вы не осудили меня за ее неподобаемость, которую не могу не осознавать...»

Однако вместо Псковской епархии архиепископу Назарию предложили сначала кафедру Рижскую, на что в своем очередном письме от 30 июня митрополиту Флавиану он писал:

«Рига не по мне. Не обладаю я теми качествами, какие необходимы архиерею в иноверческой немецкой стране, на кафедре, которую занимали некогда великие иерархи. Я очень прост для столь видного положения. Желал бы я оставить Нижний для небольшой, хотя и с маленьким содержанием, но русской епархии».

В другом письме, от 26 июля 1910 года, владыка Назарий изложил ему свою просьбу:

«Если признаете невредным для дела Святой Церкви перевести меня в Полтаву, то благословите предложить меня Св. Синоду. Ваше Высокопреосвященство столь благоволенно относится к первой моей просьбе, что я не теряю надежды, что и настоящая будет принята Вами снисходительно».

Архиепископ Полтавский

13 августа 1910 года назначен архиепископом Полтавским и Переяславским.

Архиепископ Херсонский

8 марта 1913 году переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру.

После революции вынужден был подать прошение об уходе на покой. 28 сентября 1917 года Святейший Синод вынес постановление об его увольнении на покой с назначением настоятелем Московского Донского монастыря. Как управляющий этой обителью, 28 февраля 1919 года подписал «Акт осмотра мощей св. Виленских угодников мучеников Антония, Иоанна и Евстафия», чьи останки были вывезены еще в период Первой мировой войны с оккупированных западных территорий России.

Курский архиерей

В 1919 году патриархом Тихоном был вновь назначен архиепископом Курским и Обоянским.

В 1920 году возведен в сан митрополита.

После начавшегося обновленческого раскола он вновь обратился к патриарху с просьбой об увольнении на покой. Первоначально просьба эта была удовлетворена. Однако 22 августа 1923 года Владыка в письме к Святейшему Патриарху напишет:

«Уже две недели, как я переживаю одну тревогу за другой. Первое, что постигло меня, - это выдворение меня, по случаю закрытия Коренной пустыни, в Знаменский монастырь, а второе - неожиданное возвращение меня Вами вновь на Курскую кафедру. Принося Вашему Святейшеству благодарность за это внимание к моему смирению и с покорностью по послушанию… я имею честь и крайнюю нужду доложить Вам, что я далеко не пользуюсь достаточным здоровьем, перевалив на восьмой десяток лет. Нервы мои очень расшатались, а новые условия жизни служебной потребуют большего, не по силам моим, напряжения. Я могу еще пока служить обедню, но управлять церковным кораблем, не имея положенного Управления или Совета при себе, - откуда я возьму силы и средства для сего?»

Лишь 19 октября того же года последовала окончательная резолюция патриарха Тихона - освободить преосвященного Назария от управления Курской епархией.

Готовясь к очередному своему Собору в 1925 году и стремясь привлечь к участию в нем митрополита Назария, обновленцы обратились к Владыке с письмом. Когда особая делегация приехала к нему, он встретил ее такими словами: «Грядущего ко мне не иждену вон. Чем могу служить?» Глава делегации протоиерей Митусов, объяснив цель своего посещения, начал зачитывать обращение, которое митрополит Назарий комментировал своими репликами. «Священный Синод...», - читал Митусов. - «А разве такой существует? - прерывал митрополит. - Я такого не знаю». - «Курское Епархиальное Управление…», - продолжал посетитель. - «А разве такое есть?» - возражал архиерей. - «Под председательством архиепископа Константина…» - «Я, - прерывал митрополит Назарий, - такого не знаю, я знаю только Константина Константиновича».

Выслушав молча продолжение обращения, он «при видимом спокойствии заговорил довольно резким тоном о событиях и лицах недавнего прошлого», очевидно, излив все то, что наболело в его душе, и в заключение сказал: «Передайте пресвященному епископу Константину: если он хочет соединиться с нами, пусть приходит... откажется от всего, что связано с Собором 1923 года, - это будет зафиксировано известным официальным актом...» На этом переговоры закончились.

В 1925 году он снова возглавил Курскую епархию.

В 1926 году митр. Назарий отслужил панихиду по скончавшемся обновленческом митр. Воронежском Тихоне, б. Курском, но потом по настоянию епископов Павлина и Афанасия покаялся в этом перед народом [2].

По сообщению обновленческого журнала "Уральские Церковные Ведомости", когда начался григорианский раскол, митрополит Назарий через своего помощника еп. Серафима (Игнатенко) твердо держал единство с Патриаршей Церковью. Потом его помощник, епископ Серафим (Игнатенко) Новооскольский перешел в григорианство, а митрополит Назарий сначала запретил его за это в священнослужении, а затем "ласково" отменил свое распоряжение, заявив, что не хочет влиять ни на чью совесть [3].

Митр. Назарий был среди 25 архипастырей, которые подписали в апреле 1926 года суждение по поводу деятельности «григорианцев» с одобрением позиции митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) как заместителя патриаршего местоблюстителя.

Скончался 2 июля 1928 года, на 77 году жизни. Место его погребения не известно.

Сочинения

  • Речь при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1893 г., № 44, с.1586-1587.
  • Речь, произнесенная в Одесском кафедральном соборе при вручении жезла новохиротонисанному епископу Прокопию. Приб. к "ЦВ" 1914, № 41, с. 1743.

Награды

  • орден св. Анны 1-й степени
  • орден св. Владимира 3-й степени
  • панагия, украшенная драгоценными камнями

Литература

  • "Церк. Вед." 1893, № 41, с. 315, № 47, с. 353, 1897, № 44, с. 401, 1901, № 4, с. 21, 1909, № 18-19, с. 121, 1910, № 34, с. 344, 1913, № 11, с. 119, 1917, № 30, с. 236, № 42, с. 379.
  • "Приб. к "ЦВ" 1893, № 44, с. 1585, 1897, № 7, с. 257, № 9, с. 324, 1899, № 24, с. 948-950, 1911, № 28, с. 1230.
  • "Русск. Паломн." 1911, № 40, с. 636, 1913, № 13, с. 203.
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 135.
  • "Прав. Собес." 1908, май, с. 656, 1910, декабрь, с. 6, 781, 1914, ноябрь, с. 6 (отчет).
  • "Церк. Вестн." 1908, № 31, с. 956, 957, № 50, № 50, с. 1572.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 86-87.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос.". СПБ, 1896, № 545, с. 83.
  • "Истор. сведения о г. Арзамасе" 1911, с. 45, 279.
  • "Мисс. Обозрен." 1901, II, с. 282, 1903, № 14, с. 728.
  • "Отд. Христиан." 1908, август-сентябрь, с. 59.
  • "Изв. Каз. Еп." 1913, № 7, с. 249, № 11, с. 375, № 42, с. 1256-1257.
  • "Урал. Церк. Вед." 1928, № 5-6, с. 8.
  • "Вестн. Свящ. Син. Р. П. Ц." за 1916 г., № 7, с. 8, № 12-13, с. 5.
  • Булгаков, с. 1406, 1407, 1410, 1412.
  • БЭС т. II, стб. 1614, 1699.
  • ФАМ I, № 165, с. 13.
  • Regel'son 266: Auszug aus dem Brief des Patriarchen ichon an ihn (1920).
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 15.
  • A. Levitin - V. Savrov, Ocerki po istorii III, 131.

Использованные материалы



[1]  Татьяна Сорокина, К 160-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Назария (Кириллова), епископа Оленецкого и Петрозаводского, сайт Петрозаводской и Карельской епархии, Петрозаводск 2010 год, - http://eparhia.karelia.ru/nazary.htm

[2]  "Вестник Св. Синода" за 1926 г., № 7, с. 8 и № 12-13, с. 5

[3]  "Уральск. Церковные Ведомости" 1928 г., № 5-6, с. 8

Редакция текста от: 05.11.2014 11:34:23

"НАЗАРИЙ (КИРИЛЛОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google