Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АЛЕКСАНДР (КРЕМЕНЕЦКИЙ)"

Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
относительно Павловского викариатства (упом. 1925)
10.10.2023 11:26:00

Начало обсуждения здесь: 1) https://drevo-info.ru/forum/topic/5576.html 2) https://drevo-info.ru/forum/topic/20034.html 3) https://drevo-info.ru/forum/21594.html

Относительно Павловского викариатства и престарелого еп. Александра

К середине 1924 года Павловского викариатства ещё не существовало и Белогорский Воскресенский монастырь был закрыт.

Павловский Преображенский собор действовал до 1930 года точно [1], обновленческого раскола в Павловском, Верхнемамонском и Лосевском и их окружающих (всего 8) районах не было [2].

Архим. Александр (Кременецкий), возможно, был в числе братии Алексеево-Акатова монастыря [3] (по логике мирной кончины от брюшного тифа архиеп. Тихона (Никанорова)), в Митрофановом монастыре-концлагере оставаться он не мог, а вероятнее всего, был с архиеп. Владимиром (Шимковичем). Неизвестно, кто был наместником Акатова с августа-сентября 1923 (Шимкович стал управляющим Воронежской епархией) по 1924 год, до назначения казначея того монастыря Тихона (Кречкова) во главе обители, т.е. наместником.

> 12 мая 1924 года Павловский уезд был расформирован (Павловск со слободами Дуванкой, Бабкой, Березовой Лосевской волости, Петровской, Буйловской волостями полностью отнесён к Россошанскому уезду, а также Бобровскому отошли: Воронцовская, Клёповская, Ливенская, Шестаковская волости полностью и Лосевская частично, и Богучарскому уезду - Верхнемамонская, Гнилушенская, Гороховская, Журавская и Нижнемамонская волости).

Летом 1924 года епископ Новохопёрский Митрофан (Русинов) перемещён был, открыв Уразовское викариатство.

  • Беря в расчёт: Павловское викариатство могло быть документально не оформленным ... понятно, каким тогда было время
  • > В связи с административно-территориальными изменениями в государстве

поменялась и территория епископской власти

> о чем были соответствующие определения.

Территориальные изменения и новый уровень епископской власти спутали на довольно продолжительное время церковное подчинение отдельных территорий

> и ввели в замешательство общую систему управления

но поскольку связь епископов друг с другом пока еще поддерживалась с помощью доступности переписки и перемещения отдельных клириков

> эта сумятица была частично преодолена.
> Постоянное давление со стороны власти и риск в любой момент потерять контакт центра с епархиями, призрачные ориентиры церковной субординации в указанное время и попытки церковного руководства в жёстких условиях реализовать ряд постановлений о епархиальном управлении Поместного Собора 1917-1918 гг. - это общие характеристики системы епархиального управления в епархиях.
> В условиях безысходной административной задавленности Церковь выжила.

Волости Россошанского уезда (1926 год)
Волости Россошанского уезда (1926 год)
Для меня актуальный вопрос: Какое епископство могло быть в Павловской и других смежных с ней волостях Россошанского уезда на 1925 год??

В 1925 году упоминается престарелый [4] (сейчас - это ключевые слова). На патриаршую хиротонию вряд ли похоже (хотя, ничего нельзя отрицать), а на местоблюстителя престола Петра (Полянского) вполне (как уроженца Воронежской губернии).

Мало кто задается вопросом, как смог человек в таком возрасте (~ 83 года), в условиях гонений (в т.ч. прекращения печати о Православной Церкви) и занятия обновленцами всех позиций епархии стать викарным епископом?

> К югу Воронежской губернии престарелый Кременецкий имел б`ольшее отношение, чем престарелый Зеленёв (84 года - 31.08.1925) (исчезнувший бесследно из Задонска в октябре 1920), и в связи с этим его значение для этих мест гораздо выше.

Епископ Старицкий Петр (Зверев), мог участвовать в хиротонии архим. Александра, во епископа Павловского, викария Воронежской епархии [5], в одном из храмов, принадлежащих канонической Православной Церкви: в Акатовом и Покровском (Печерская церковь отобрана осенью 1924) монастырях, церквях Воскресенской, Петропавловской и Троицкой на Терновой поляне, вместе с архиеп. Владимиром (Шимковичем) и еп. Новохопёрским Павлом (Крыловым) (... последний срок ... уже в этот период 16 июля - 20 августа 1925) когда первый был возведён в сан митрополита (если всё-таки хиротония была местной - не в Москве) [6]. Епископ Петр стал опорой престарелому владыке Владимиру (хочется сказать престарелым владыкам и Александру). При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ. Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову.



[1]  Есть живой свидетель Мих. Ник. Никитенко (алтарник Павловского Казанского храма), род. 1 ноября 1923, был тогда 7-летним ребенком

[2]  Канцелярия Россошанского обновленческого епископа Григория (Орлова), ГАВО, Ф. 2565, Оп 1, Д. 2, Л. 38.

[3]  В середине 20-х годов XX века Алексеево-Акатов монастырь, в котором служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев), стал духовным центром Воронежа. См. Митрофан (Шкурин), иером., "Православная энциклопедия", Т. 1, с. 370-371 (опубл. 27 марта 2008), https://www.pravenc.ru/text/63812.html

[4]  В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е (коммент. Грюнберга П.Н.) "История иерархии", С. 9, 362.

[5]  Фамилия, а также документы, подтверждающие учреждение Павловского викариатства и свидетельствующие об архиерейской хиротонии викария, не обнаружены. >Историк Сапелкин Н.С., "Православная Энциклопедия", Т. 54. М., 2019, с. 182. > Известно [Кострюков А.А., "Протоиерей Стефан Ляшевский как свидетель исповеднического служения Патриарха Сергия (Страгородского)", https://www.sedmitza.ru/text/1223142.html], например, что историк М.Е. Губонин, собиравший самую разную информацию о жизни Церкви (_Основным трудом было собирание материалов, посвященных патриарху Тихону и истории Русской Церкви в советский период. Он копировал тексты документов, собирал подробные сведения о жизни патриарха, его указы, речи, послания; акты и переписку, посвященные вопросу о каноническом правопреемстве высшей церковной власти; материалы о репрессиях против духовенства. Несмотря на болезнь, он продолжал составлять эту книгу общим объемом около 14 тысяч страниц машинописного текста до последних дней жизни. Все это делалось нелегально и с большим риском. После ареста первая коллекция документов была изъята. Выйдя на свободу, Михаил Ефимович стал собирать материалы заново. Для сохранения максимально полной информации он упоминал документы, тексты которых достать не мог, но имел более или менее надежные сведения об их существовании и времени написания. Провел работу по датировке собранных материалов, раскрытию фамилий иерархов. Стремился к максимальной объективности, отказался от избирательного подхода к документам, их обработки, приводил и тексты подложных посланий и писем, если они оказали влияние на взгляды и поведение определенной группы духовенства), долгие годы близко общался со священномучеником Петром (Зверевым).

[6]  Курсивом выделен мой текст (выборочно взято из статей "Древа") - Андрей Губин.

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: относительно Павловского викариатства (упом. 1925)
17.10.2023 21:04:28 в ответ на "относительно Павловского викариатства (упом. 1925) " (Губин Андрей Владимирович)

Относительно Павловского викариатства и престарелого еп. Александра

К середине 1924 года Павловского викариатства ещё не существовало и Белогорский Воскресенский монастырь был закрыт. Павловский Преображенский собор действовал до 1930 года точно [1], обновленческого раскола в Павловском, Верхнемамонском и Лосевском и их окружающих (всего 8) районах не было [2]. Архим. Александр (Кременецкий), возможно, был в числе братии Алексеево-Акатова монастыря [3] (по логике мирной кончины от брюшного тифа архиеп. Тихона (Никанорова)), в Митрофановом монастыре-концлагере оставаться он не мог, а вероятнее всего, был с архиеп. Владимиром (Шимковичем). Неизвестно, кто был наместником Акатова с августа-сентября 1923 (Шимкович стал управляющим Воронежской епархией) по 1924 год, до назначения казначея того монастыря Тихона (Кречкова) во главе обители, т.е. наместником.
> 12 мая 1924 года Павловский уезд был расформирован (Павловск со слободами Дуванкой, Бабкой, Березовой Лосевской волости, Петровской, Буйловской волостями полностью отнесён к Россошанскому уезду, а также Бобровскому отошли: Воронцовская, Клёповская, Ливенская, Шестаковская волости полностью и Лосевская частично, и Богучарскому уезду - Верхнемамонская, Гнилушенская, Гороховская, Журавская и Нижнемамонская волости).

Летом 1924 года епископ Новохопёрский Митрофан (Русинов) перемещён был, открыв Уразовское викариатство.

  • Беря в расчёт: Павловское викариатство могло быть документально не оформленным ... понятно, каким тогда было время

> В связи с административно-территориальными изменениями в государстве
поменялась и территория епископской власти
> о чем были соответствующие определения.
Территориальные изменения и новый уровень епископской власти спутали на довольно продолжительное время церковное подчинение отдельных территорий
> и ввели в замешательство общую систему управления
но поскольку связь епископов друг с другом пока еще поддерживалась с помощью доступности переписки и перемещения отдельных клириков
> эта сумятица была частично преодолена.
> Постоянное давление со стороны власти и риск в любой момент потерять контакт центра с епархиями, призрачные ориентиры церковной субординации в указанное время и попытки церковного руководства в жёстких условиях реализовать ряд постановлений о епархиальном управлении Поместного Собора 1917-1918 гг. - это общие характеристики системы епархиального управления в епархиях.

Епископ Старицкий Петр (Зверев), приезжавший с весны 1924 года, мог участвовать в хиротонии архим. Александра, во епископа Павловского, викария Воронежской епархии в 1924 (второй половине) или 1925 годах [4], в одном из храмов, принадлежащих канонической Православной Церкви: в Акатовом и Покровском (Печерская церковь отобрана осенью 1924) монастырях, церквях Воскресенской, Петропавловской и Троицкой на Терновой поляне, вместе с архиеп. Владимиром (Шимковичем) и еп. Новохопёрским Павлом (Крыловым) (... последний срок ... уже в этот период 16 июля - 20 августа 1925) когда первый был возведён в сан митрополита (если всё-таки хиротония была местной - не в Москве) [5].

В 1925 году упоминается престарелый [6] (сейчас - это ключевые слова). На патриаршую хиротонию вряд ли похоже (хотя, ничего нельзя отрицать), а на местоблюстителя престола Петра (Полянского) вполне (как уроженца Воронежской губернии).

Епископ Петр стал опорой престарелому владыке Владимиру (хочется сказать престарелым владыкам и Александру). При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ. Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову [7].

Мало кто задается вопросом, как смог человек в таком возрасте (~ 83 года), в условиях гонений (в т.ч. прекращения печати о Православной Церкви) и занятия обновленцами всех позиций епархии стать викарным епископом?

Волости Россошанского уезда (1926 год)
Волости Россошанского уезда (1926 год)
Для меня актуальный вопрос: Какое епископство могло быть в Павловской и других смежных с ней волостях Россошанского уезда на 1925 год?? Если:

> К югу Воронежской губернии престарелый Кременецкий имел б`ольшее отношение, чем престарелый Зеленёв (84 года - 31.08.1925) (исчезнувший бесследно из Задонска в октябре 1920), и в связи с этим его значение для этих мест гораздо выше.

... однако, скоро выяснилось (осенью 1926 г.), что Тучков признал указанные акты Церкви (проект Декларации) недостаточными и продолжал настаивать на принятии митрополитом Сергием (Страгородским) тех условий, которые ещё в 1925 году были поставлены митр. Крутицкому Петру (Полянскому) [8]

а для убедительности этих условий ГПУ настолько усилило репрессии против епископата, что в редкой епархии остались ещё епископы. Помимо этого, власть через местные органы ГПУ, с целью ещё больше расшатать Церковь, стала навязывать отдельным епархиям, округам и даже благочиниям легализацию - на основе тех же условий, и, т.к. на местах иногда находились недостаточно стойкие иерархи, клирики и миряне, то такие местные легализации отдельных частей Православной Церкви начали наблюдаться с конца 1926 года, в разных концах России [9].

> В условиях безысходной административной задавленности Церковь выжила.

> 18 сентября 1927 года состоялась хиротония архимандрита Владимира (Горьковского) во епископа Богучарского, викария Воронежской епархии (последняя хиротония для Воронежской земли), не считая присылаемых на Бутурлиновское викариатство еп. Василия (Беляева) (1929-1931) и еп. Мефодия (Абрамкина) (1931-1933). благочинные Павловский Евгений Белозоров и Богучарский Василий Попов относились к ним.



[1]  Есть живой свидетель Мих. Ник. Никитенко (алтарник Павловского Казанского храма), род. 1 ноября 1923, был тогда 7-летним ребенком

[2]  Канцелярия Россошанского обновленческого епископа Григория (Орлова), ГАВО, Ф. 2565, Оп 1, Д. 2, Л. 38.

[3]  В середине 20-х годов XX века Алексеево-Акатов монастырь, в котором служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев), стал духовным центром Воронежа. См. Митрофан (Шкурин), иером., "Православная энциклопедия", Т. 1, с. 370-371 (опубл. 27 марта 2008), https://www.pravenc.ru/text/63812.html

[4]  Фамилия, а также документы, подтверждающие учреждение Павловского викариатства и свидетельствующие об архиерейской хиротонии викария, не обнаружены. >Историк Сапелкин Н.С., "Православная Энциклопедия", Т. 54. М., 2019, с. 182. > Известно [Кострюков А.А., "Протоиерей Стефан Ляшевский как свидетель исповеднического служения Патриарха Сергия (Страгородского)", https://www.sedmitza.ru/text/1223142.html], например, что историк Михаил Ефимович Губонин, собиравший самую разную информацию о жизни Церкви (Основным трудом было собирание материалов, посвященных патриарху Тихону и истории Русской Церкви в советский период. Он копировал тексты документов, собирал подробные сведения о жизни патриарха, его указы, речи, послания; акты и переписку, посвященные вопросу о каноническом правопреемстве высшей церковной власти; материалы о репрессиях против духовенства. Несмотря на болезнь, он продолжал составлять эту книгу общим объемом около 14 тысяч страниц машинописного текста до последних дней жизни. Все это делалось нелегально и с большим риском. После ареста первая коллекция документов была изъята. Выйдя на свободу, Михаил Ефимович стал собирать материалы заново. Для сохранения максимально полной информации он упоминал документы, тексты которых достать не мог, но имел более или менее надежные сведения об их существовании и времени написания. Провел работу по датировке собранных материалов, раскрытию фамилий иерархов. Стремился к максимальной объективности, отказался от избирательного подхода к документам, их обработки, приводил и тексты подложных посланий и писем, если они оказали влияние на взгляды и поведение определенной группы духовенства), долгие годы близко общался со священномучеником Петром (Зверевым).

[5]  Курсивом выделен мой текст (выборочно взято из статей "Древа") - Андрей Губин.

[6]  В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е (коммент. Грюнберга П.Н.) "История иерархии", С. 9, 362.

[7]  В условиях фактической нелегальности иерархии православной (патриаршей) Церкви в Советской России в 1920-е гг. сохранение преемственности высшей церковной власти было сопряжено со значительными трудностями. Несмотря на это, кончина Патриарха Тихона в апреле 1925 г. не повлекла дезорганизации высшего церковного управления. В соответствии с завещательным распоряжением почившего патриарха, в день его погребения собранием почти 60-ти архиереев (т.е. большинством из числа находившихся тогда на свободе) патриаршим местоблюстителем был утвержден митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Власть не использовала, как казалось, удобный момент для того, чтобы обезглавить и тем самым организационно ослабить патриаршую Церковь, хотя определенно видела в ней контрреволюционную силу. Однако, проуправляв Церковью всего 8 месяцев, митрополит Петр в декабре 1925 г. был арестован и более на свободу не вышел вплоть до своего расстрела в 1937 г. Почему в течение одного года власть первоначально допустила вступление митрополита Петра в должность патриаршего местоблюстителя, хотя и могла этому воспрепятствовать, а затем обошлась с ним гораздо более жестко, чем с его предшественником (патриарха Тихона, несмотря на все возникавшие осложнения, советская власть «терпела» на свободе с момента его интронизации в декабре 1917 г. по май 1922 г. и с июня 1923 г. до дня его кончины). Следует заметить, что, если взаимоотношениям патриарха Тихона и советской власти посвящено в последние годы уже несколько диссертаций и монографий, то деятельность его преемника до сих пор должным образом не исследована. Вообще публикаций о митрополите Петре пока еще очень немного, и в основном они имеют агиографический характер. Главным источником сведений о взаимоотношениях митрополита Петра с властью в период управления им Русской Православной Церковью является его многотомное следственное дело 1925-1926 гг., материалы которого хотя уже и использовались исследователями (в первую очередь, иеромонахом Дамаскином Орловским), но еще далеко не в полной мере введены в научный оборот.

Особенностью положения митрополита Петра в последний год жизни Святейшего Тихона было то, что помимо ведения им, как патриаршим наместником, чисто церковных дел по управлению Московской епархией, патриархом на него еще была возложена обязанность быть посредником в отношениях с ОГПУ. По этому поводу митрополит Петр писал в январе 1926 г. Е.А. Тучкову - начальнику 6-го («церковного») отделения Секретного отдела ОГПУ: «Наши, например, с митрополитом Серафимом Тверским при Патриархе Тихоне частые посещения ГПУ истолковывались далеко не в нашу пользу, а митрополита Серафима народная молва прозвала даже "Лубянским митрополитом"». Очевидно, в ходе этих визитов на Лубянку митрополитом Петром было продемонстрировано вполне лояльное отношение к власти (иначе он был бы удален из Москвы, так же как и предшествовавшие ему ближайшие помощники патриарха Тихона - архиепископы Никандр (Феноменов) и Иларион (Троицкий). Это могло вселять в Тучкова надежду, что малоизвестный за пределами Москвы, рукоположенный во епископа только в 1920 г. и не имевший в церковных кругах того авторитета, который был у патриарха Тихона, Крутицкий митрополит вскоре попадет под его полное влияние и будет проводить нужную власти политику.

  • Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и советская власть: причины конфликта в 1925 году, Мазырин А. В., священник, кандидат исторических наук, магистр богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета © 2010 г., https://naukarus.com/patriarshiy-mestoblyustitel-mitropolit-...5-g

    [8]  В ноябре - декабре 1925 года были арестованы епископы, принадлежавшие к числу сторонников митрополита Петра. А сам он в начале декабря, зная о предстоящем аресте, писал:

    «Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый. Не боюсь труда - его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого - неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие личности. Опасаюсь одного: ошибок, опущений и невольных несправедливостей - вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем - пастырском - особенно».

    Во время следствия митрополит Петр заявил на допросе: социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь одобрить не может. Так он вступил на свой крестный путь - пока он был жив, законным Местоблюстителем никто избран быть не мог, и митрополит Сергий (Страгородский) оставался лишь «заместителем Местоблюстителя». Властям оставалось либо сломить митрополита Петра, либо его уничтожить. В ноябре 1926 года его сослали сначала в Тобольск, потом в село Абалак на берегу Иртыша, потом и вовсе за полярный круг, на берег Обской губы в поселок Хэ, где он, уже тяжело больной, лишенный всякой медицинской помощи, был обречен на медленное умирание.

    • Перед этим немощным стариком спасовал весь репрессивный аппарат ГПУ-НКВД «Сила Божия в немощи совершается»

      • https://foma.ru/pered-jetim-nemoshhnym-starikom-spasoval-ves...smm

        [9]  См. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, Часть II. Документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1925-1943): Дейбнер А. Русские иерархи под игом безбожников (обзор главнейших событий церковной жизни России за время (1925 - 1931)), с. 403-405.

Ответить
cupru
пользователь
агностик

Сообщений: 1
Дата регистрации: 23.04.2024
Re: относительно Павловского викариатства (упом. 1925)
23.04.2024 12:47:11 в ответ на "относительно Павловского викариатства (упом. 1925) " (Губин Андрей Владимирович)

>

Относительно Павловского викариатства и престарелого еп. Александра

> К середине 1924 года Павловского викариатства ещё не существовало и Белогорский Воскресенский монастырь был закрыт.
> Павловский Преображенский собор действовал до 1930 года точно [1], обновленческого раскола в Павловском, Верхнемамонском и Лосевском и их окружающих (всего 8) районах не было [2].

Белогорский Воскресенский монастырь - действующий мужской монастырь в Воронежской области. Он был основан в 1796 году и находится в селе Белогорье Подгоренского района, а также на хуторе Кирпичи. Монастырь расположен в 15 км от города Павловска на трассе М-4 "Дон". До него можно добраться на электричке от вокзала Воронежа до станции Подгорное, а затем на автобусе до села Белогорье. В монастыре сохранились храмы и постройки конца XVIII - начала XX века.

источник: https://chemodanus.ru/stories/peshchernye-monastyri-voronezh...sti



[1]  Есть живой свидетель Мих. Ник. Никитенко (алтарник Павловского Казанского храма), род. 1 ноября 1923, был тогда 7-летним ребенком

[2]  Канцелярия Россошанского обновленческого епископа Григория (Орлова), ГАВО, Ф. 2565, Оп 1, Д. 2, Л. 38.

Ответить