|
Губин Андрей Владимирович пользователь Мп Сообщений: 577 Дата регистрации: 13.09.2011 |
относительно Павловского викариатства (упом. 1925)
10.10.2023 11:26:00 |
||||
Начало обсуждения здесь: 1) https://drevo-info.ru/forum/topic/5576.html 2) https://drevo-info.ru/forum/topic/20034.html 3) https://drevo-info.ru/forum/21594.html Относительно Павловского викариатства и престарелого еп. АлександраК середине 1924 года Павловского викариатства ещё не существовало и Белогорский Воскресенский монастырь был закрыт. Павловский Преображенский собор действовал до 1930 года точно [1], обновленческого раскола в Павловском, Верхнемамонском и Лосевском и их окружающих (всего 8) районах не было [2]. Архим. Александр (Кременецкий), возможно, был в числе братии Алексеево-Акатова монастыря [3] (по логике мирной кончины от брюшного тифа архиеп. Тихона (Никанорова)), в Митрофановом монастыре-концлагере оставаться он не мог, а вероятнее всего, был с архиеп. Владимиром (Шимковичем). Неизвестно, кто был наместником Акатова с августа-сентября 1923 (Шимкович стал управляющим Воронежской епархией) по 1924 год, до назначения казначея того монастыря Тихона (Кречкова) во главе обители, т.е. наместником. > 12 мая 1924 года Павловский уезд был расформирован (Павловск со слободами Дуванкой, Бабкой, Березовой Лосевской волости, Петровской, Буйловской волостями полностью отнесён к Россошанскому уезду, а также Бобровскому отошли: Воронцовская, Клёповская, Ливенская, Шестаковская волости полностью и Лосевская частично, и Богучарскому уезду - Верхнемамонская, Гнилушенская, Гороховская, Журавская и Нижнемамонская волости).
Летом 1924 года епископ Новохопёрский Митрофан (Русинов) перемещён был, открыв Уразовское викариатство.
> В связи с административно-территориальными изменениями в государстве
поменялась и территория епископской власти > о чем были соответствующие определения.
Территориальные изменения и новый уровень епископской власти спутали на довольно продолжительное время церковное подчинение отдельных территорий > и ввели в замешательство общую систему управления
но поскольку связь епископов друг с другом пока еще поддерживалась с помощью доступности переписки и перемещения отдельных клириков > эта сумятица была частично преодолена.
> Постоянное давление со стороны власти и риск в любой момент потерять контакт центра с епархиями, призрачные ориентиры церковной субординации в указанное время и попытки церковного руководства в жёстких условиях реализовать ряд постановлений о епархиальном управлении Поместного Собора 1917-1918 гг. - это общие характеристики системы епархиального управления в епархиях.
> В условиях безысходной административной задавленности Церковь выжила.
В 1925 году упоминается престарелый [4] (сейчас - это ключевые слова). На патриаршую хиротонию вряд ли похоже (хотя, ничего нельзя отрицать), а на местоблюстителя престола Петра (Полянского) вполне (как уроженца Воронежской губернии). Мало кто задается вопросом, как смог человек в таком возрасте (~ 83 года), в условиях гонений (в т.ч. прекращения печати о Православной Церкви) и занятия обновленцами всех позиций епархии стать викарным епископом? > К югу Воронежской губернии престарелый Кременецкий имел б`ольшее отношение, чем престарелый Зеленёв (84 года - 31.08.1925) (исчезнувший бесследно из Задонска в октябре 1920), и в связи с этим его значение для этих мест гораздо выше.
Епископ Старицкий Петр (Зверев), мог участвовать в хиротонии архим. Александра, во епископа Павловского, викария Воронежской епархии [5], в одном из храмов, принадлежащих канонической Православной Церкви: в Акатовом и Покровском (Печерская церковь отобрана осенью 1924) монастырях, церквях Воскресенской, Петропавловской и Троицкой на Терновой поляне, вместе с архиеп. Владимиром (Шимковичем) и еп. Новохопёрским Павлом (Крыловым) (... последний срок ... уже в этот период 16 июля - 20 августа 1925) когда первый был возведён в сан митрополита (если всё-таки хиротония была местной - не в Москве) [6]. Епископ Петр стал опорой престарелому владыке Владимиру (хочется сказать престарелым владыкам и Александру). При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ. Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову. [1] Есть живой свидетель Мих. Ник. Никитенко (алтарник Павловского Казанского храма), род. 1 ноября 1923, был тогда 7-летним ребенком [2] Канцелярия Россошанского обновленческого епископа Григория (Орлова), ГАВО, Ф. 2565, Оп 1, Д. 2, Л. 38. [3] В середине 20-х годов XX века Алексеево-Акатов монастырь, в котором служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев), стал духовным центром Воронежа. См. Митрофан (Шкурин), иером., "Православная энциклопедия", Т. 1, с. 370-371 (опубл. 27 марта 2008), https://www.pravenc.ru/text/63812.html [4] В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е (коммент. Грюнберга П.Н.) "История иерархии", С. 9, 362. [5] Фамилия, а также документы, подтверждающие учреждение Павловского викариатства и свидетельствующие об архиерейской хиротонии викария, не обнаружены. >Историк Сапелкин Н.С., "Православная Энциклопедия", Т. 54. М., 2019, с. 182. > Известно [Кострюков А.А., "Протоиерей Стефан Ляшевский как свидетель исповеднического служения Патриарха Сергия (Страгородского)", https://www.sedmitza.ru/text/1223142.html], например, что историк М.Е. Губонин, собиравший самую разную информацию о жизни Церкви (_Основным трудом было собирание материалов, посвященных патриарху Тихону и истории Русской Церкви в советский период. Он копировал тексты документов, собирал подробные сведения о жизни патриарха, его указы, речи, послания; акты и переписку, посвященные вопросу о каноническом правопреемстве высшей церковной власти; материалы о репрессиях против духовенства. Несмотря на болезнь, он продолжал составлять эту книгу общим объемом около 14 тысяч страниц машинописного текста до последних дней жизни. Все это делалось нелегально и с большим риском. После ареста первая коллекция документов была изъята. Выйдя на свободу, Михаил Ефимович стал собирать материалы заново. Для сохранения максимально полной информации он упоминал документы, тексты которых достать не мог, но имел более или менее надежные сведения об их существовании и времени написания. Провел работу по датировке собранных материалов, раскрытию фамилий иерархов. Стремился к максимальной объективности, отказался от избирательного подхода к документам, их обработки, приводил и тексты подложных посланий и писем, если они оказали влияние на взгляды и поведение определенной группы духовенства), долгие годы близко общался со священномучеником Петром (Зверевым). [6] Курсивом выделен мой текст (выборочно взято из статей "Древа") - Андрей Губин. |
|||||
| Ответить | |||||
|
Губин Андрей Владимирович пользователь Мп Сообщений: 577 Дата регистрации: 13.09.2011 |
Re: относительно Павловского викариатства (упом. 1925)
17.10.2023 21:04:28 в ответ на "относительно Павловского викариатства (упом. 1925) " (Губин Андрей Владимирович) |
||||
Относительно Павловского викариатства и престарелого еп. АлександраК середине 1924 года Павловского викариатства ещё не существовало и Белогорский Воскресенский монастырь был закрыт. Павловский Преображенский собор действовал до 1930 года точно [1], обновленческого раскола в Павловском, Верхнемамонском и Лосевском и их окружающих (всего 8) районах не было [2]. Архим. Александр (Кременецкий), возможно, был в числе братии Алексеево-Акатова монастыря [3] (по логике мирной кончины от брюшного тифа архиеп. Тихона (Никанорова)), в Митрофановом монастыре-концлагере оставаться он не мог, а вероятнее всего, был с архиеп. Владимиром (Шимковичем). Неизвестно, кто был наместником Акатова с августа-сентября 1923 (Шимкович стал управляющим Воронежской епархией) по 1924 год, до назначения казначея того монастыря Тихона (Кречкова) во главе обители, т.е. наместником.> 12 мая 1924 года Павловский уезд был расформирован (Павловск со слободами Дуванкой, Бабкой, Березовой Лосевской волости, Петровской, Буйловской волостями полностью отнесён к Россошанскому уезду, а также Бобровскому отошли: Воронцовская, Клёповская, Ливенская, Шестаковская волости полностью и Лосевская частично, и Богучарскому уезду - Верхнемамонская, Гнилушенская, Гороховская, Журавская и Нижнемамонская волости).
Летом 1924 года епископ Новохопёрский Митрофан (Русинов) перемещён был, открыв Уразовское викариатство.
> В связи с административно-территориальными изменениями в государстве
поменялась и территория епископской власти
> о чем были соответствующие определения.
Территориальные изменения и новый уровень епископской власти спутали на довольно продолжительное время церковное подчинение отдельных территорий
> и ввели в замешательство общую систему управления
но поскольку связь епископов друг с другом пока еще поддерживалась с помощью доступности переписки и перемещения отдельных клириков
> эта сумятица была частично преодолена.
> Постоянное давление со стороны власти и риск в любой момент потерять контакт центра с епархиями, призрачные ориентиры церковной субординации в указанное время и попытки церковного руководства в жёстких условиях реализовать ряд постановлений о епархиальном управлении Поместного Собора 1917-1918 гг. - это общие характеристики системы епархиального управления в епархиях.
Епископ Старицкий Петр (Зверев), приезжавший с весны 1924 года, мог участвовать в хиротонии архим. Александра, во епископа Павловского, викария Воронежской епархии в 1924 (второй половине) или 1925 годах [4], в одном из храмов, принадлежащих канонической Православной Церкви: в Акатовом и Покровском (Печерская церковь отобрана осенью 1924) монастырях, церквях Воскресенской, Петропавловской и Троицкой на Терновой поляне, вместе с архиеп. Владимиром (Шимковичем) и еп. Новохопёрским Павлом (Крыловым) (... последний срок ... уже в этот период 16 июля - 20 августа 1925) когда первый был возведён в сан митрополита (если всё-таки хиротония была местной - не в Москве) [5]. В 1925 году упоминается престарелый [6] (сейчас - это ключевые слова). На патриаршую хиротонию вряд ли похоже (хотя, ничего нельзя отрицать), а на местоблюстителя престола Петра (Полянского) вполне (как уроженца Воронежской губернии). Епископ Петр стал опорой престарелому владыке Владимиру (хочется сказать престарелым владыкам и Александру). При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ. Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову [7]. Мало кто задается вопросом, как смог человек в таком возрасте (~ 83 года), в условиях гонений (в т.ч. прекращения печати о Православной Церкви) и занятия обновленцами всех позиций епархии стать викарным епископом?
> К югу Воронежской губернии престарелый Кременецкий имел б`ольшее отношение, чем престарелый Зеленёв (84 года - 31.08.1925) (исчезнувший бесследно из Задонска в октябре 1920), и в связи с этим его значение для этих мест гораздо выше.
... однако, скоро выяснилось (осенью 1926 г.), что Тучков признал указанные акты Церкви (проект Декларации) недостаточными и продолжал настаивать на принятии митрополитом Сергием (Страгородским) тех условий, которые ещё в 1925 году были поставлены митр. Крутицкому Петру (Полянскому) [8] а для убедительности этих условий ГПУ настолько усилило репрессии против епископата, что в редкой епархии остались ещё епископы. Помимо этого, власть через местные органы ГПУ, с целью ещё больше расшатать Церковь, стала навязывать отдельным епархиям, округам и даже благочиниям легализацию - на основе тех же условий, и, т.к. на местах иногда находились недостаточно стойкие иерархи, клирики и миряне, то такие местные легализации отдельных частей Православной Церкви начали наблюдаться с конца 1926 года, в разных концах России [9]. > В условиях безысходной административной задавленности Церковь выжила.
> 18 сентября 1927 года состоялась хиротония архимандрита Владимира (Горьковского) во епископа Богучарского, викария Воронежской епархии (последняя хиротония для Воронежской земли), не считая присылаемых на Бутурлиновское викариатство еп. Василия (Беляева) (1929-1931) и еп. Мефодия (Абрамкина) (1931-1933). благочинные Павловский Евгений Белозоров и Богучарский Василий Попов относились к ним.
[1] Есть живой свидетель Мих. Ник. Никитенко (алтарник Павловского Казанского храма), род. 1 ноября 1923, был тогда 7-летним ребенком [2] Канцелярия Россошанского обновленческого епископа Григория (Орлова), ГАВО, Ф. 2565, Оп 1, Д. 2, Л. 38. [3] В середине 20-х годов XX века Алексеево-Акатов монастырь, в котором служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев), стал духовным центром Воронежа. См. Митрофан (Шкурин), иером., "Православная энциклопедия", Т. 1, с. 370-371 (опубл. 27 марта 2008), https://www.pravenc.ru/text/63812.html [4] Фамилия, а также документы, подтверждающие учреждение Павловского викариатства и свидетельствующие об архиерейской хиротонии викария, не обнаружены. >Историк Сапелкин Н.С., "Православная Энциклопедия", Т. 54. М., 2019, с. 182. > Известно [Кострюков А.А., "Протоиерей Стефан Ляшевский как свидетель исповеднического служения Патриарха Сергия (Страгородского)", https://www.sedmitza.ru/text/1223142.html], например, что историк Михаил Ефимович Губонин, собиравший самую разную информацию о жизни Церкви (Основным трудом было собирание материалов, посвященных патриарху Тихону и истории Русской Церкви в советский период. Он копировал тексты документов, собирал подробные сведения о жизни патриарха, его указы, речи, послания; акты и переписку, посвященные вопросу о каноническом правопреемстве высшей церковной власти; материалы о репрессиях против духовенства. Несмотря на болезнь, он продолжал составлять эту книгу общим объемом около 14 тысяч страниц машинописного текста до последних дней жизни. Все это делалось нелегально и с большим риском. После ареста первая коллекция документов была изъята. Выйдя на свободу, Михаил Ефимович стал собирать материалы заново. Для сохранения максимально полной информации он упоминал документы, тексты которых достать не мог, но имел более или менее надежные сведения об их существовании и времени написания. Провел работу по датировке собранных материалов, раскрытию фамилий иерархов. Стремился к максимальной объективности, отказался от избирательного подхода к документам, их обработки, приводил и тексты подложных посланий и писем, если они оказали влияние на взгляды и поведение определенной группы духовенства), долгие годы близко общался со священномучеником Петром (Зверевым). [5] Курсивом выделен мой текст (выборочно взято из статей "Древа") - Андрей Губин. [6] В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е (коммент. Грюнберга П.Н.) "История иерархии", С. 9, 362. [7] В условиях фактической нелегальности иерархии православной (патриаршей) Церкви в Советской России в 1920-е гг. сохранение преемственности высшей церковной власти было сопряжено со значительными трудностями. Несмотря на это, кончина Патриарха Тихона в апреле 1925 г. не повлекла дезорганизации высшего церковного управления. В соответствии с завещательным распоряжением почившего патриарха, в день его погребения собранием почти 60-ти архиереев (т.е. большинством из числа находившихся тогда на свободе) патриаршим местоблюстителем был утвержден митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Власть не использовала, как казалось, удобный момент для того, чтобы обезглавить и тем самым организационно ослабить патриаршую Церковь, хотя определенно видела в ней контрреволюционную силу. Однако, проуправляв Церковью всего 8 месяцев, митрополит Петр в декабре 1925 г. был арестован и более на свободу не вышел вплоть до своего расстрела в 1937 г. Почему в течение одного года власть первоначально допустила вступление митрополита Петра в должность патриаршего местоблюстителя, хотя и могла этому воспрепятствовать, а затем обошлась с ним гораздо более жестко, чем с его предшественником (патриарха Тихона, несмотря на все возникавшие осложнения, советская власть «терпела» на свободе с момента его интронизации в декабре 1917 г. по май 1922 г. и с июня 1923 г. до дня его кончины). Следует заметить, что, если взаимоотношениям патриарха Тихона и советской власти посвящено в последние годы уже несколько диссертаций и монографий, то деятельность его преемника до сих пор должным образом не исследована. Вообще публикаций о митрополите Петре пока еще очень немного, и в основном они имеют агиографический характер. Главным источником сведений о взаимоотношениях митрополита Петра с властью в период управления им Русской Православной Церковью является его многотомное следственное дело 1925-1926 гг., материалы которого хотя уже и использовались исследователями (в первую очередь, иеромонахом Дамаскином Орловским), но еще далеко не в полной мере введены в научный оборот. Особенностью положения митрополита Петра в последний год жизни Святейшего Тихона было то, что помимо ведения им, как патриаршим наместником, чисто церковных дел по управлению Московской епархией, патриархом на него еще была возложена обязанность быть посредником в отношениях с ОГПУ. По этому поводу митрополит Петр писал в январе 1926 г. Е.А. Тучкову - начальнику 6-го («церковного») отделения Секретного отдела ОГПУ: «Наши, например, с митрополитом Серафимом Тверским при Патриархе Тихоне частые посещения ГПУ истолковывались далеко не в нашу пользу, а митрополита Серафима народная молва прозвала даже "Лубянским митрополитом"». Очевидно, в ходе этих визитов на Лубянку митрополитом Петром было продемонстрировано вполне лояльное отношение к власти (иначе он был бы удален из Москвы, так же как и предшествовавшие ему ближайшие помощники патриарха Тихона - архиепископы Никандр (Феноменов) и Иларион (Троицкий). Это могло вселять в Тучкова надежду, что малоизвестный за пределами Москвы, рукоположенный во епископа только в 1920 г. и не имевший в церковных кругах того авторитета, который был у патриарха Тихона, Крутицкий митрополит вскоре попадет под его полное влияние и будет проводить нужную власти политику.
|
|||||
| Ответить | |||||
|
cupru пользователь агностик Сообщений: 1 Дата регистрации: 23.04.2024 |
Re: относительно Павловского викариатства (упом. 1925)
23.04.2024 12:47:11 в ответ на "относительно Павловского викариатства (упом. 1925) " (Губин Андрей Владимирович) |
||||
> Начало обсуждения здесь: 1) https://drevo-info.ru/forum/topic/5576.html 2) https://drevo-info.ru/forum/topic/20034.html 3) https://drevo-info.ru/forum/21594.html
> Относительно Павловского викариатства и престарелого еп. Александра> К середине 1924 года Павловского викариатства ещё не существовало и Белогорский Воскресенский монастырь был закрыт.
> Павловский Преображенский собор действовал до 1930 года точно [1], обновленческого раскола в Павловском, Верхнемамонском и Лосевском и их окружающих (всего 8) районах не было [2].
Белогорский Воскресенский монастырь - действующий мужской монастырь в Воронежской области. Он был основан в 1796 году и находится в селе Белогорье Подгоренского района, а также на хуторе Кирпичи. Монастырь расположен в 15 км от города Павловска на трассе М-4 "Дон". До него можно добраться на электричке от вокзала Воронежа до станции Подгорное, а затем на автобусе до села Белогорье. В монастыре сохранились храмы и постройки конца XVIII - начала XX века. источник: https://chemodanus.ru/stories/peshchernye-monastyri-voronezh...sti [1] Есть живой свидетель Мих. Ник. Никитенко (алтарник Павловского Казанского храма), род. 1 ноября 1923, был тогда 7-летним ребенком [2] Канцелярия Россошанского обновленческого епископа Григория (Орлова), ГАВО, Ф. 2565, Оп 1, Д. 2, Л. 38. |
|||||
| Ответить | |||||
|
Губин Андрей Владимирович пользователь Мп Сообщений: 577 Дата регистрации: 13.09.2011 |
Павловское викариатство (1925)
18.09.2025 15:11:04 в ответ на "Re: относительно Павловского викариатства (упом. 1925) " (Губин Андрей Владимирович) |
||||
По сути, являясь образцовым педагогом, в 1895/96 учебном году отец Александр был избран и состоял членом Острогожского уездного епархиального училищного совета [4, № 10, 1897, с. 184]. Проявил себя как незаурядный проповедник и выдающийся духовный пастырь, историк, краевед и церковный писатель (публицист), из-под пера которого вышло много церковных проповедей и книг. Он оставил после себя богатое творческое наследие: произведения на церковно-историческую тематику, работы по краеведению, публицистические статьи, проповеди. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Архим. Александр (Кременецкий), возможно, был в числе братии Алексеево-Акатова монастыря [2] (по логике мирной кончины от брюшного тифа архиеп. Тихона (Никанорова)), в Митрофановом монастыре-концлагере оставаться он не мог, а вероятнее всего, был с архиеп. Владимиром (Шимковичем). Неизвестно, кто был наместником Акатова с августа-сентября 1923 (Шимкович стал управляющим Воронежской епархией) по 1924 год, до назначения казначея того монастыря Тихона (Кречкова) во главе обители, т.е. наместником. > > 12 мая 1924 года Павловский уезд был расформирован (Павловск со слободами Дуванкой, Бабкой, Березовой Лосевской волости, Петровской, Буйловской волостями полностью отнесён к Россошанскому уезду, а также Бобровскому отошли: Воронцовская, Клёповская, Ливенская, Шестаковская волости полностью и Лосевская частично, и Богучарскому уезду - Верхнемамонская, Гнилушенская, Гороховская, Журавская и Нижнемамонская волости).
> Летом 1924 года епископ Новохопёрский Митрофан (Русинов) перемещён был, открыв Уразовское викариатство.
> * Беря в расчёт: Павловское викариатство могло быть документально не оформленным ... понятно, каким тогда было время
> > В связи с административно-территориальными изменениями в государстве
> поменялась и территория епископской власти
> > о чем были соответствующие определения.
> Территориальные изменения и новый уровень епископской власти спутали на довольно продолжительное время церковное подчинение отдельных территорий
> > и ввели в замешательство общую систему управления
> но поскольку связь епископов друг с другом пока еще поддерживалась с помощью доступности переписки и перемещения отдельных клириков
> > эта сумятица была частично преодолена.
> > Постоянное давление со стороны власти и риск в любой момент потерять контакт центра с епархиями, призрачные ориентиры церковной субординации в указанное время и попытки церковного руководства в жёстких условиях реализовать ряд постановлений о епархиальном управлении Поместного Собора 1917-1918 гг. - это общие характеристики системы епархиального управления в епархиях.
Относительно Павловского викариатства и престарелого еп. Александра> К середине 1924 года Павловского викариатства ещё не существовало и Белогорский Воскресенский монастырь был закрыт.
> В 1925 году упоминается престарелый [3] (сейчас - это ключевые слова). Патриаршей хиротонии не было, а местоблюститель престола Петр (Полянский) мог дать благословение.
Сроки создания определены неверно Н.С. Сапелкиным, историком из Воронежа, см. Павловское викариатство Воронежской епархии, https://www.pravenc.ru/text/2578622.html М.Е. Губонин писал о 1925 годе пребывания на кафедре Александра. > Епископ Старицкий Петр (Зверев), приехавший с июля 1925 года, мог участвовать в хиротонии архим. Александра, во епископа Павловского, викария Воронежской епархии по август 1925 года [4], в одном из храмов, принадлежащих канонической Православной Церкви: в Акатовом и Покровском (Печерская церковь отобрана осенью 1924) монастырях, церквях Воскресенской, Петропавловской и Троицкой на Терновой поляне, вместе с архиеп. Владимиром (Шимковичем) и еп. Уразовским Митрофаном (Русиновым) (... последний срок ... уже в этот период 16 июля - 20 августа 1925) когда первый был возведён в сан митрополита (если всё-таки хиротония была местной - не в Москве) [5].
Упоминаемое московским историком Михаилом Ефимовичем Губониным Павловское викариатство лишь в 1925 году даёт основание считать, что рукоположение во епископа Павловского викария Воронежской епархии совершилось с июля по август 1925 года, т.к., прежний бывший Новохопёрский викарий Павел (Крылов) летом 1925 года проживая в Покровском женском монастыре Воронежа согласен был учинить автокефалистский раскол с прот. Поповым А.М. и диаконами Сильченковыми Симеоном и Виктором, которых архиепископ Владимир (Шимкович) запретил в служении, оставшись немощным, без викариев. В декабре 1925 года еп. Уразовский Митрофан (Русинов) уклонился в григорианский раскол. Еп. Павел (Крылов) значился на покое в 1927 году (это - запоздалая информация) в патриаршую церковь он не вернулся, был с григорианцами (+ 1927). (Воронежская григорианская епархия создалась только в феврале 1928 года. Павловский Преображенский собор действовал до 1933 года, включительно, перед закрытием [6], обновленческого раскола в Павловском, Верхнемамонском и Лосевском и их окружающих (всего 8) районах не было [7]. Мало кто задается вопросом, как смог человек в таком возрасте (~ 83 года), в условиях гонений (в т.ч. прекращения печати о Православной Церкви) и занятия обновленцами всех позиций епархии стать викарным епископом?
К югу Воронежской губернии престарелый Кременецкий имел б`ольшее отношение, чем престарелый Зеленев (84 года - 31.08.1925) (исчезнувший бесследно из Задонска в октябре 1920), и в связи с этим его значение для этих мест гораздо выше. Возможно, Александр (Кременецкий) не был в Павловске, а значился титулярным и вскоре был сослан на каторгу, после епископского рукоположения, СМ: а для убедительности этих условий ГПУ настолько усилило репрессии против епископата, что в редкой епархии остались ещё епископы. Помимо этого, власть через местные органы ГПУ, с целью ещё больше расшатать Церковь, стала навязывать отдельным епархиям, округам и даже благочиниям легализацию - на основе тех же условий, и, т.к. на местах иногда находились недостаточно стойкие иерархи, клирики и миряне, то такие местные легализации отдельных частей Православной Церкви начали наблюдаться с конца 1926 года, в разных концах России [8]. либо умер от престарелого возраста (за 82 года). Вот его отзывы о Павловске (1911): о. Александр Кременецкий обратившись к юбиляру, сказал следующую речь: „Досточтимый о. диакон, Василий Петрович! любезный товарищ мой - Приветствую тебя с исполнившимся пятидесятилетием твоего служения Церкви Божией. Счастлив ты. Не каждому удается прослужить на каком бы то ни было поприще столь долгий период времени, прослужить честно и непорочно и при том сохранить еще бодрость духа и, сравнительно, свежесть физических сил. Из наших товарищей, посвятивших себя на служение Церкви Божией, — кажется, не ошибаюсь, — ты первый празднуешь свой пятидесятилетний юбилей. И много ли их, — наших товарищей всех вообще, осталось в живых? Пять шесть человек? А было их более шестидесяти. Почили они... Присутствуя на твоем торжестве, я мысленно, через сумрак лет, переношусь в счастливые годы нашего детства. Живо представляю себе, дорогой по воспоминаниям, город Павловск, где мы впервые увидели друг друга. Живо представляю себе училищное здание, — здание большое, но убогое: бревенчатое, с камышовой крышей, наполовину без окон, неотоплявшееся даже в трескучие морозы. Живо представляю себе наших наставников. Их за то время, когда мы учились в Павловске, перебывало 12 человек, и из них двое только осталось в живых, а те — все почили. Почившим — царство небесное, а живым дай, Господи, еще пожить в добром здоровье. Живо представляю себе училищный двор — просторный, огороженный плетнем. Там мы резвились и играли. О, детство веселое, детские годы! только вас вспомнишь, улыбка да слезы“... Впрочем, в отношении игр, ты, дорогой товарищ, составлял исключение. Я хорошо помню тебя: белокурый, с вьющимися волосами, летом в длинном нанковом халатике, а зимой в овчинном некрытом тулупчике, ты, бывало, придешь в училище и, никого не трогая и ничем не развлекаясь, сядешь за восьми-аршинный стол и углубишься в книгу — перевели нас из 2-го в 3-й, а потом в 4-й класс, в другое училищное здание. Там же жил и смотритель училища, Григорий Кузьмич Булгаревич. Он скончался в Москве в сане протоиерея храма Христа Спасителя. Царство ему Божие. Хороший был начальник и наставник. Он был и строг, и с добрым отеческим сердцем. Он требовал, чтобы мы хорошо учились, и взыскивал с нас, и позволял нам в училищном дворе игры, иногда даже сам руководил играми; а ты, по-прежнему, чуждался всяких игр. Минули годы нашей совместной школьной жизни. Кончая курс духовной семинарии, я вновь увидел тебя уже в духовном одеянии: ты служил псаломщиком одной из церквей г. Воронежа. Из бесед с тобой я убедился, что и пылкая юность не изменила тебя: ты остался таким-же кротким и смиренным, каким был в отрочестве. Господь привел меня доживать свой век в Воронеже. За это время мне не раз приходилось встречать тебя и чаще всего в монастырском храме, куда ты приходил молиться у раки святителя Митрофана. И в этом возрасте еще резче обнаружились черты твоей души, твоего характера: кротость и смирение. Радуюсь о тебе, дорогой мой товарищ, что ты явил себя достойным служителем Церкви Божией; радуюсь, что Господь венчал тебя долголетием и той славой и честью, каковую воздают тебе сегодня и пастыри церкви, и твои сослужители, и твои прихожане и прочие твои почитатели. Приими же от товарища детства в этот знаменательный для тебя день, как лучший дар тебе, эту св. книгу Евангелие, которого ты был благовестником в св. храме и выразителем в своей жизни. Дай, Господи, чтобы и дни заката твоей жизни текли, так же мирно, покойно, как мирно, покойно текла доселе твоя жизнь. И, верится, что Господь сподобит тебя этого вожделенного счастья. В этой святой книге - Евангелии есть утешительные и отрадные для тебя слова Господа, которым ты следовал всю твою жизнь и воплотил их в себе, — слова эти: научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мѳ. 11, 29) [9]. Епископ Петр стал опорой престарелому владыке Владимиру (хочется сказать престарелым владыкам и Александру). При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ. Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову [10]. ... однако, скоро выяснилось (осенью 1926 г.), что Тучков признал указанные акты Церкви (проект Декларации) недостаточными и продолжал настаивать на принятии митрополитом Сергием (Страгородским) тех условий, которые ещё в 1925 году были поставлены митр. Крутицкому Петру (Полянскому) [11] В условиях безысходной административной задавленности Церковь выжила. 18 сентября 1927 года состоялась хиротония архимандрита Владимира (Горьковского) во епископа Богучарского, викария Воронежской епархии (последняя хиротония для Воронежской земли), не считая присылаемых на Бутурлиновское викариатство еп. Василия (Беляева) (1929-1931) и еп. Мефодия (Абрамкина) (1931-1933). благочинные Павловский Евгений Белозоров и Богучарский Василий Попов относились к ним. [1] Отчёт Воронежского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Воронежской епархии за 1892/3 учебный год б) Законоучители церковно-приходских школ и их деятельность 11) По Острогожскому уезду // Воронежские епархиальные ведомости, 1894, № 4 (15 февраля), с. 80. [2] В середине 20-х годов XX века Алексеево-Акатов монастырь, в котором служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев), стал духовным центром Воронежа. См. Митрофан (Шкурин), иером., "Православная энциклопедия", Т. 1, с. 370-371 (опубл. 27 марта 2008), https://www.pravenc.ru/text/63812.html [3] В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е (коммент. Грюнберга П.Н.) "История иерархии", С. 9, 362. [4] Фамилия, а также документы, подтверждающие учреждение Павловского викариатства и свидетельствующие об архиерейской хиротонии викария, не обнаружены. >Историк Сапелкин Н.С., "Православная Энциклопедия", Т. 54. М., 2019, с. 182. > Известно [Кострюков А.А., "Протоиерей Стефан Ляшевский как свидетель исповеднического служения Патриарха Сергия (Страгородского)", https://www.sedmitza.ru/text/1223142.html], например, что историк Михаил Ефимович Губонин, собиравший самую разную информацию о жизни Церкви (Основным трудом было собирание материалов, посвященных патриарху Тихону и истории Русской Церкви в советский период. Он копировал тексты документов, собирал подробные сведения о жизни патриарха, его указы, речи, послания; акты и переписку, посвященные вопросу о каноническом правопреемстве высшей церковной власти; материалы о репрессиях против духовенства. Несмотря на болезнь, он продолжал составлять эту книгу общим объемом около 14 тысяч страниц машинописного текста до последних дней жизни. Все это делалось нелегально и с большим риском. После ареста первая коллекция документов была изъята. Выйдя на свободу, Михаил Ефимович стал собирать материалы заново. Для сохранения максимально полной информации он упоминал документы, тексты которых достать не мог, но имел более или менее надежные сведения об их существовании и времени написания. Провел работу по датировке собранных материалов, раскрытию фамилий иерархов. Стремился к максимальной объективности, отказался от избирательного подхода к документам, их обработки, приводил и тексты подложных посланий и писем, если они оказали влияние на взгляды и поведение определенной группы духовенства), долгие годы близко общался со священномучеником Петром (Зверевым). [5] Курсивом выделен мой текст (выборочно взято из статей "Древа") - Андрей Губин. [6] Прот. Евгений Белозоров перешёл в Покровскую церковь, см. "Начало" (перечень священников, живших в Воронежской епархии (1928-1935; 11-тый столбец, читать сверху) // Личный сайт священника Санкт-Петербургской епархии Павла Овчинникова, https://priest.cerkov.ru/2016/03/21/nachalo/ [7] Канцелярия Россошанского обновленческого епископа Григория (Орлова), ГАВО, Ф. 2565, Оп 1, Д. 2, Л. 38. [8] См. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, Часть II. Документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1925-1943): Дейбнер А. Русские иерархи под игом безбожников (обзор главнейших событий церковной жизни России за время (1925 - 1931)), с. 403-405. [9] Кременецкий А.С., свящ. "Пятидесятилетний юбилей служения в священном сане о. диакона Василия Петровича Азарова" // Воронежские епархиальные ведомости, 1911, № 44 неофиц. часть, с. 1163-1165. [10] В условиях фактической нелегальности иерархии православной (патриаршей) Церкви в Советской России в 1920-е гг. сохранение преемственности высшей церковной власти было сопряжено со значительными трудностями. Несмотря на это, кончина Патриарха Тихона в апреле 1925 г. не повлекла дезорганизации высшего церковного управления. В соответствии с завещательным распоряжением почившего патриарха, в день его погребения собранием почти 60-ти архиереев (т.е. большинством из числа находившихся тогда на свободе) патриаршим местоблюстителем был утвержден митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Власть не использовала, как казалось, удобный момент для того, чтобы обезглавить и тем самым организационно ослабить патриаршую Церковь, хотя определенно видела в ней контрреволюционную силу. Однако, проуправляв Церковью всего 8 месяцев, митрополит Петр в декабре 1925 г. был арестован и более на свободу не вышел вплоть до своего расстрела в 1937 г. Почему в течение одного года власть первоначально допустила вступление митрополита Петра в должность патриаршего местоблюстителя, хотя и могла этому воспрепятствовать, а затем обошлась с ним гораздо более жестко, чем с его предшественником (патриарха Тихона, несмотря на все возникавшие осложнения, советская власть «терпела» на свободе с момента его интронизации в декабре 1917 г. по май 1922 г. и с июня 1923 г. до дня его кончины). Следует заметить, что, если взаимоотношениям патриарха Тихона и советской власти посвящено в последние годы уже несколько диссертаций и монографий, то деятельность его преемника до сих пор должным образом не исследована. Вообще публикаций о митрополите Петре пока еще очень немного, и в основном они имеют агиографический характер. Главным источником сведений о взаимоотношениях митрополита Петра с властью в период управления им Русской Православной Церковью является его многотомное следственное дело 1925-1926 гг., материалы которого хотя уже и использовались исследователями (в первую очередь, иеромонахом Дамаскином Орловским), но еще далеко не в полной мере введены в научный оборот. Особенностью положения митрополита Петра в последний год жизни Святейшего Тихона было то, что помимо ведения им, как патриаршим наместником, чисто церковных дел по управлению Московской епархией, патриархом на него еще была возложена обязанность быть посредником в отношениях с ОГПУ. По этому поводу митрополит Петр писал в январе 1926 г. Е.А. Тучкову - начальнику 6-го («церковного») отделения Секретного отдела ОГПУ: «Наши, например, с митрополитом Серафимом Тверским при Патриархе Тихоне частые посещения ГПУ истолковывались далеко не в нашу пользу, а митрополита Серафима народная молва прозвала даже "Лубянским митрополитом"». Очевидно, в ходе этих визитов на Лубянку митрополитом Петром было продемонстрировано вполне лояльное отношение к власти (иначе он был бы удален из Москвы, так же как и предшествовавшие ему ближайшие помощники патриарха Тихона - архиепископы Никандр (Феноменов) и Иларион (Троицкий). Это могло вселять в Тучкова надежду, что малоизвестный за пределами Москвы, рукоположенный во епископа только в 1920 г. и не имевший в церковных кругах того авторитета, который был у патриарха Тихона, Крутицкий митрополит вскоре попадет под его полное влияние и будет проводить нужную власти политику. Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и советская власть: причины конфликта в 1925 году, Мазырин А. В., священник, кандидат исторических наук, магистр богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета © 2010 г., https://naukarus.com/patriarshiy-mestoblyustitel-mitropolit-...5-g [11] В ноябре - декабре 1925 года были арестованы епископы, принадлежавшие к числу сторонников митрополита Петра. А сам он в начале декабря, зная о предстоящем аресте, писал: «Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый. Не боюсь труда - его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого - неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие личности. Опасаюсь одного: ошибок, опущений и невольных несправедливостей - вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем - пастырском - особенно». Во время следствия митрополит Петр заявил на допросе: социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь одобрить не может. Так он вступил на свой крестный путь - пока он был жив, законным Местоблюстителем никто избран быть не мог, и митрополит Сергий (Страгородский) оставался лишь «заместителем Местоблюстителя». Властям оставалось либо сломить митрополита Петра, либо его уничтожить. В ноябре 1926 года его сослали сначала в Тобольск, потом в село Абалак на берегу Иртыша, потом и вовсе за полярный круг, на берег Обской губы в поселок Хэ, где он, уже тяжело больной, лишенный всякой медицинской помощи, был обречен на медленное умирание. > * Перед этим немощным стариком спасовал весь репрессивный аппарат ГПУ-НКВД «Сила Божия в немощи совершается»
|
|||||
| Ответить | |||||