Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ"

Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 548
Дата регистрации: 13.09.2011
Викариатства в 1920-х годах
06.10.2023 14:15:23

Одним из решений Поместного Собора 1917-1918 годов было увеличить количество викариатств по епархиям. В Воронежской епархии существовало на тот момент одно викариатство – Острогожское.

Все викариатства имели деление на благочиннические округа. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением о епархиальном управлении» установил порядок, согласно которому «границы благочиннических округов определяются Епархиальным собранием». Еще в начале 1920-х гг. у каждого монастыря был свой благочинный. В связи с началом «Операции по ликвидации монастырей» завершенной во многих регионах к середине 1920-х гг. необходимость благочинных при них потеряла свою актуальность и их уже не назначали.

Таким образом, система управления Воронежской епархии претерпела в период 1917-1920-х гг. серьезные изменения. Был определен новый статус центрального и викарного архиерея в епархии, изменился круг их полномочий и подотчетность, перемены коснулись внутренних границ епархий, были переименованы и преобразованы органы епархиального управления и изменился их функционал. Все эти воплощения церковного реформирования на Воронежской земле были произведены в духе определений Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и стали своеобразной отправной точкой для иных внутрицерковных метаморфоз.

Решение об открытии второго викариатства в Воронежской епархии было принято в 1917 году Святейшим Патриархом Тихоном (Беллавиным) и Священным Синодом. Однако, хиротония архим. Серафима (Соболева) так и не состоялась.

После 1917 г. в епархиях претерпела изменение система епископского управления и действующая параллельно с ним вторая независимая система управления - консистория (точнее она была сведена на нет). Епархиальные архиереи получили больше полномочий, викарные архиереи в связи с произошедшими переменами приобрели иной статус и функционал почти равный центральному архиерею, но при этом соблюдая статусную субординацию и подотчетность вышестоящему по определению Синода архиерею.

В условиях оторванности от церковного единоначалия архиепископ Тихон (Василевский) увеличил число викарных епископов, введя эти должности в Валуйках, Богучаре, Боброве и Задонске (22.01.1922) (1920-1922). Хиротония епископов Валуйского Филиппа (Перова) (14.11.1920) и Богучарского Серафима (Адамова) (май 1921) состоялись в Воронеже, епископов Бобровского Иоанникия (Чекановского) (29.05.1921) и Задонского Иоанна (Болховитинова) --- в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря (уклонились в обновленчество).

Село Белогорье относилось к Острогожскому уезду, Воскресенский монастырь Белогорья был закрыт в 1922 году.

Относительно Павловского викариатства и престарелого еп. Александра

Обращаясь к патриарху Тихону в октябре 1923, при ходатайстве об открытии Бутурлиновского вик-ва архиеп. Владимир (Шимкович) пытался заместить Острогожское викариатство прот. Василием Богородицким, и тот был утверждён Святейшим по пострижении в монашество стать еп. Острогожским, но сразу арестован и сослан на Соловки. Также по его представлению (обращая внимание на то, что эти кафедры уже были открыты ранее), Валуйское викариатство заместил ссыльный в Задонске Николай (Никольский) (Ф. 831, Оп.1, Л.145, 167). В ходатайстве были указаны деловые качества (признаки), почему именно эти ставленники (иеродиакон Митрофан (Поликарпов,1871 г.р.), прот. Василий Богородицкий (1872 г.р.) выдвигаются на епископский сан. Добавлю от себя - наш престарелый Александр ничем не уступал выдвиженцам (раз лишь только возрастом)).

Бутурлиновское викариатство с Митрофаном Поликарповым (05.10.1923-22.03.1924, арестован), Новохопёрское - Павлом Крыловым (1924, без него, после 1925 года - ушедший на покой, + 1927)

Епископ Петр (Зверев), сначала приезжал в помощь, после ареста владыки Митрофана (Поликарпова) в конце марта 1924 года. Весной-летом 1924 года создано Новохопёрское викариатство Воронежской епархии, за резолюцию патр. Тихона о его создании подписались митрополит Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский), Тверской и Кашинский Серафим (Александров) и Крутицкий Петр (Полянский) [1], затем последним, в июле 1925 года присланный в Воронеж постоянно.

12 мая 1924 года Павловский уезд был расформирован (Павловск со слободами Дуванкой, Бабкой, Березовой Лосевской волости, Петровской, Буйловской волостями полностью отнесён к Россошанскому уезду, а также Бобровскому отошли: Воронцовская, Клёповская, Ливенская, Шестаковская волости полностью и Лосевская частично, и Богучарскому уезду - Верхнемамонская, Гнилушенская, Гороховская, Журавская и Нижнемамонская волости).

К середине 1924 года Павловского викариатства ещё не существовало и Белогорский Воскресенский монастырь был закрыт. Павловский Преображенский собор действовал приблизительно до 1930 года точно [2], обновленческого раскола в Павловском, Верхнемамонском и Лосевском и его окружающих районах не было [3]. Архим. Александр (Кременецкий) был в числе братии Алексеево-Акатова монастыря (по логике мирной кончины от брюшного тифа архиеп. Тихона (Никанорова)), в Митрофановом монастыре-концлагере оставаться он не мог, а вероятнее всего, был с архиеп. Владимиром (Шимковичем)).

Летом 1924 года епископ Новохопёрский Митрофан (Русинов) перемещён был, открыв Уразовское викариатство.

Павловское викариатство могло быть документально не оформленным ... понятно, каким тогда было время.

Мало кто задается вопросом, как смог человек в таком возрасте (~ 83 года), в условиях гонений (в т.ч. прекращения печати о Православной Церкви) и занятия обновленцами всех позиций епархии, в 1925 году упоминаться [4] (сейчас - это ключевое слово; конечного результата исхода его жизни нет) викарным епископом? На патриаршую хиротонию вряд ли похоже (хотя, ничего нельзя отрицать), а на местоблюстителя престола Петра (Полянского) вполне (как уроженца Воронежской губернии). Епископ Петр (Зверев), мог участвовать в хиротонии архим. Александра, во епископа Павловского, викария Воронежской епархии, в одном из храмов, принадлежащих канонической Православной Церкви: в Акатовом и Покровском монастырях, церквях Воскресенской, Петропавловской и Троицкой на Терновой поляне, вместе с архиеп. Владимиром (Шимковичем) и еп. Новохопёрским Павлом (Крыловым) (... последний срок ... уже в этот период 16 июля - 20 августа 1925) когда первый был возведён в сан митрополита (если всё-таки хиротония была местной - не Москве) [5].

Епископ Петр стал опорой престарелому владыке (хочется сказать престарелым владыкам). При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ. Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову.

Общероссийские события

Поздней осенью 1926 года, в России происходили следующие события: в результате переговора с Тучковым митр. Сергий составил проект Декларации, каковую вместе с проектом Обращения в Народный комиссариат внутренних дел разослал всем епископам для ознакомления (Обращение Сергия Страгородского, митрополита Нижегородского, к народному комиссару внутренних дел от 28 мая/10 июня 1926 г.). Осведомившись о том, что епископы, а с ними и вся Церковь солидарны с этим проектом, митр. Сергий в июле передал эти документы Тучкову. Однако, скоро выяснилось, что Тучков признал указанные акты Церкви недостаточными и продолжал настаивать на принятии митрополитом Сергием тех условий, которые ещё в 1925 году были поставлены митр. Петру, а для убедительности этих условий ГПУ настолько усилило репрессии против епископата, что в редкой епархии остались ещё епископы. Помимо этого, власть через местные органы ГПУ, с целью ещё больше расшатать Церковь, стала навязывать отдельным епархиям, округам и даже благочиниям легализацию - на основе тех же условий, и, т.к. на местах иногда находились недостаточно стойкие иерархи, клирики и миряне, то такие местные легализации отдельных частей Православной Церкви начали наблюдаться с конца 1926 года, в разных концах России [6].

18 сентября 1927 года состоялась хиротония архимандрита Владимира (Горьковского) во епископа Богучарского, викария Воронежской епархии (последняя хиротония для Воронежской земли), не считая присылаемых на Бутурлиновское викариатство еп. Василия (Беляева) (1929-1931) и еп. Мефодия (Абрамкина) (1931-1933). благочинные Павловский Евгений Белозоров и Богучарский Василий Попов относились к ним.

Эпилог

В связи с административно-территориальными изменениями в государстве поменялась и территория епископской власти, о чем были соответствующие определения. Территориальные изменения и новый уровень епископской власти спутали на довольно продолжительное время (1928-1935 гг.) церковное подчинение отдельных территорий и ввели в замешательство общую систему управления, но поскольку связь епископов друг с другом пока еще поддерживалась с помощью доступности переписки и перемещения отдельных клириков, эта сумятица была частично преодолена.

Постоянное давление со стороны власти и риск в любой момент потерять контакт центра с епархиями, призрачные ориентиры церковной субординации в указанное время и попытки церковного руководства в жёстких условиях реализовать ряд постановлений о епархиальном управлении Поместного Собора 1917-1918 гг. - это общие характеристики системы епархиального управления в епархиях.

В условиях безысходной административной задавленности Церковь выжила. В этом и существует уникальность системы церковного управления в контексте исторического периода 1917-1937 гг.

Использованные материалы

  • Тарасов Ю. Ф., свящ. "Система епархиального управления Воронежской и Тамбовской епархий в 1917 – 1937 г." // Genesis: исторические исследования, 2017



[1]  А. Н. Акиньшин, Н. С. Сапелкин "Православная энциклопедия", Т. 51, с. 737-758, https://www.pravenc.ru/text/2577893.html

[2]  Есть живой свидетель Мих. Ник. Никитенко (алтарник Павловского Казанского храма), род. 1 ноября 1923, был тогда 7-летним ребенком

[3]  Канцелярия Россошанского обновленческого епископа Григория (Орлова), ГАВО, Ф. 2565, Оп 1, Д. 2, Л. 38.

[4]  В случае, если первая и вторая даты нахождения на кафедре архиерея не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. См. Губонин М.Е (коммент. Грюнберга П.Н.) "История иерархии", С. 9, 362.

[5]  Курсивом выделен мой текст (выборочно взято из статей "Древа") - Андрей Губин.

[6]  См. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, Часть II. Документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1925-1943): Дейбнер К. Русские иерархи под игом безбожников (обзор главнейших событий церковной жизни России за время (1925 - 1931)), с. 403-405.

Ответить